Благодарственные молитвы – это слова, направленные Святым, в благодарность за счастье и покой. Часто когда с человеком все хорошо, его жизнь течет своим чередом и проблемы минуют, он воспринимает это, как должное.

А в моменты, когда невзгоды и беды одолевают, многие вопрошают у небес, за что им такие испытания. Так уж устроен человек, что все хорошее он воспринимает, как само собой разумеющееся, а вот что касается невзгод, то они считаются чем-то незаслуженным. Верующий же человек назовет благодать и счастье милостью Бога, а проблемы и неприятности – расплатой за грехи. Он будет благодарить Господа за спокойствие и счастье и молить о недопущении расплат за грехи.

Этим человек просит простить его за ошибки и неверные решения, меняет свое мышление на позитивное. И для этого в частности используются молитвы благодарственного характера.


 

 

Дева Мария – Пресвятая Богородица, родившая спасителя Иисуса Христа. В Евангелие имеется очень мало информации относительно Богородицы. Обрученная со старцем Иосифом, она в четырнадцатилетнем возрасте дала обет преданности Богу. Муж ее Иосиф заботился о ней и обеспечивал всем необходимым. Жили они в Назарете, где Марии и явился Архангел Гавриил, который поведал ей о том, что она родит людского спасителя.

Молитвы благодарственного характера читаются ей за то, что она принесла Спасителя. Представительницы прекрасной половины человечества часто просят ее о ребенке, замужестве, счастье в семейной жизни. В общем, любые женские проблемы – это к Богородице, которой следует читать слова не только с просьбами, а и благодарственные. После того, как женщина попросит ее о том, о чем мечтает, нужно прочитать слова благодарности. Кроме того, эти же слова следует повторить и тогда, когда все, о чем мечтала женщина, исполнится.

Вот один из примеров благодарственных слов Пресвятой Богородице.

«Богородице, Матери Божией, песнь свою направляю, Деву Богородицу славлю и благодарю! Тебе все Ангелы да Архангелы служат и поклоняются, Тебе все власти да владыки повинуются.


ава чреву Твоему, слава Твоему величию! Подарила Ты миру Спасителя людского, Подарила всем ты шанс жить и существовать! Женщин и матерей всех ты оберегаешь, Силой и стойкостью их наделяешь! В жизни моей Ты помогла мне, за что благодарность моя безгранична! Славить имя Твое мне суждено да на милость Господню уповать! За все то, что есть у меня спасибо Тебе мирское, Поклон Тебе низкий. В этой песне не о помощи прошу, А дань воздаю, за покой благодарю! О грехах моих да семьи моей молю, о милости прошу! Аминь! Аминь! Аминь!»

Слова молитвы лучше всего читать рано утром в пустой комнате. Настроение должно быть хорошим, а мысли – чистыми. Повторять текст рекомендуется три раза.

 

 

Считается, что каждого из нас сопровождает с самого рождения Ангел, посланный с небес на землю именно для этих целей. Для того чтобы иметь своего ангела, совсем необязательно быть крещеными или исповедовать христианство. Многие путают ангелов-хранителей со Святыми.

Первые никогда не были людьми, они божественны, бесплотны и бессмертны. Что касается Святых, то они являются праведниками, которые когда-либо жили на земле. Ангел по своему усмотрению решает, как и когда помогать человеку, или же не помогать.


И для того, чтобы установить прочный контакт со своим ангелом, предназначаются молитвы. Кроме того, они помогают тем, кто не сквернословит, не имеет вредных привычек, живет по законам Божьим и не держит и не несет в себе зла.

Ангелы часто спасают людей в ситуациях, когда, казалось бы, любая надежда утеряна. Но даже если в вашей жизни и не случались такие ситуации, ангелов есть за что благодарить. И начать стоит с того, что он повсюду вас сопровождает.

Читается молитва в первой половине дня семь раз:

«Славлю и благодарю Господа Бога за милость его, Обращаюсь к Ангелу-Хранителю моему, С благодарностью, с поклонением, с чувством! Спасибо за помощь каждодневную, за участие твое! За ходатайство перед лицом Господа, за милосердие! Благодарность моя конца и края не ведает, Каждый день увеличивается да растет! Аминь!»

Данная молитва читается несколько раз в месяц, в идеале – каждую неделю. Перед тем как читать магические слова, необходимо очистить мысли и разум от любых негативных мыслей и неприятных ощущений.

 

 

Николай Угодник или, как его еще называют, Николай Чудотворец считается очень важной фигурой, к нему обращены многие молитвы и прошения людей. С самого детства он выбрал для себя путь служения Господу, а когда вырос, стал архиепископом Ликийским. Он делал все для того, чтобы помогать людям, просил Господа о прощении грешников, исцелении больных, спасении немощных.


В наши дни многие люди вне зависимости от того, какую религию они исповедуют, просят Николая о чуде. И очень часто чудо в жизни просящих случается. Но и здесь совсем не стоит только просить о чем-то, а и благодарить за то, что уже случилось или случится в будущем.

Данная молитва читается до обеда двенадцать раз:

«Великий Чудотворец, всехвальный Николай! К Тебе обращаюсь, но не за помощью, а с благодарностью. Молю Тебя, верный защитник и помощник рода людского О прощении за грехи наши, за слабости! Спасибо Тебе за мирную жизнь, за счастье семейное, За благополучие и спокойствие, за мир и благодать! Имя Твое светлое я восхваляю, молитву свою Тебе направляю! Аминь!»

Читайте молитву тогда, когда у вас все хорошо. Старайтесь не вспоминать о Святых только в те моменты, когда у вас все плохо. Такого плана молитвы помогут вам избежать сложных испытаний в жизни и сделают ваш путь насыщенным положительными событиями.


 

 

Молитва Иисусу Христу.

Данный текст лучше всего повторять несколько раз в месяц по одному разу. Читается молитва на рассвете.

«Твое Тело Святое, Иисусе Христосе, Господи Наш, Боже Наш, Да будет им мысли наши наполнены, думы полны! Кровь Твоя Честная поможет нам в искуплении грехов людских, Тебе свое слово благодарности я направляю, Спасибо сердечное Тебе говорю! За радость и здравие, за веселье и счастье, За пришествие Твое, за искупление! Аминь!»

Данный благодарственный текст читается всего один раз, но произносить его следует с чувством и расстановкой. Лучше всего выучить молитву наизусть, а не читать с листка. В любом случае, перед ее использованием рекомендуется несколько раз повторить слова, чтобы в момент прочтения, вы не запинались, а говорили от всего сердца.

Помните, благодарить нужно только тогда, когда мысли и помыслы чисты. В корыстных целях молитвы лучше всего не использовать, поскольку пользы от них не будет никакой.

Молитвы бывают самыми разными и должны идти из сердца. Если вы держите обиду или ненависть, то молитвы лучше всего не читать, поскольку в таком состоянии они не будут иметь смысла. Если же вы готовы выразить Святым, Господу, Ангелам свою благодарность, то совсем необязательно использовать заранее выученные слова. Можно придумать самостоятельно свою молитву. Для этого достаточно ненадолго уединиться и на белом чистом листке написать все то, за что вы хотите поблагодарить Высшие силы.


Также можно и сымпровизировать. Для этого достаточно в момент прочтения благодарственных слов, сказать все, о чем вы думаете, за что благодарите. Такого плана слова должны идти из сердца, а благодарность должна быть чистой и искренней. Читать слова лучше всего в первой половине дня. Не рекомендуется такие молитвы читать на закате, вечером или ночью.

В такой ответственный момент человек в помещении должен находиться один на один со своими мыслями, его не должно ничего отвлекать. Поэтому лучше всего заранее побеспокоиться о том, чтобы окна и двери были закрыты, телефон и телевизор выключены.

Читаются молитвы полушепотом и немного нараспев. Совсем необязательно повторять слова громко и в полный голос, поскольку при таком произношении теряется таинство обряда.

Молитвы благодарственного характера чаще всего читаются в первой половине дня. Помните, использовать их следует не только после того, как вы о чем-то попросили, но и для профилактики. Особенно, когда все хорошо!


Источник: http://infoprivorot.ru/

http://poleznosti.mirtesen.ru/blog/43527620721/Sek…rtesen.ru&paid=1&pad=1

 

www.liveinternet.ru

Составлен в сороковых годах протоиереем о. Григорием Петровым в одном из сталинских концлагерей, в котором он, вероятно, и умер.

Кондак 1

Нетленный Царю веков, содержащий в деснице Своей все пути жизни человеческой, силою спасительного промысла Твоего. Благодарим за все ведомые и сокровенные благодеяния Твои, за земную жизнь и за небесные радости Твоего будущего Царства. Простирай нам впредь Твои милости, поющим: Слава Тебе, Боже, во веки!

Икос 1

Слабым беспомощным ребенком родился я в мир, но Твой Ангел простер светлые крылья, охраняя мою колыбель. С тех пор любовь Твоя сияет на всех моих путях, чудно ведя меня к свету вечности. Славно щедрые дары Твоего промысла явлены с первого дня и до ныне. Благодарю и взываю со всеми, познавшими Тебя: Слава Тебе, призвавшему меня к Жизни; Слава Тебе, явившему мне красоту вселенной; Слава Тебе, раскрывшему предо мною небо и землю как вечную книгу мудрости; Слава Твоей вечности среди мира временного; Слава Тебе за тайные и явные милости Твои; Слава Тебе за каждый шаг жизни, за каждое мгновение радости; Слава Тебе, Боже, во веки!


Кондак 2

Господи, как хорошо гостить у Тебя: благоухающий ветер, горы, простертые в небо, как беспредельные зеркала, отражающие золото лучей и легкость облаков. Вся природа таинственно шепчется, вся полна ласки, и птицы и звери носят печать Твоей любви. Благословенна мать земля с ее скоротекущей красотой, пробуждающей тоску по вечной отчизне, где в нетленной красоте звучит: Аллилуйя!

Икос 2

Ты ввел меня в эту жизнь, как в чарующий рай. Мы увидели небо, как глубокую синюю чашу, в лазури которой звенят птицы, мы услышали умиротворяющий шум леса и сладкозвучную музыку вод, мы ели благоуханные и сладкие плоды и душистый мед. Хорошо у Тебя на земле, радостно у Тебя в гостях.

Слава Тебе за праздник жизни; Слава Тебе за благоухание ландышей и роз; Слава Тебе за сладостное разнообразие ягод и плодов; Слава Тебе за алмазное сияние утренней росы; Слава Тебе за улыбку светлого пробуждения; Слава Тебе за вечную жизнь, предвестницу небесной. Слава Тебе, Боже, во веки!

Кондак 3

Силой Духа Святого дышит каждый цветок, тихое веяние аромата, нежность окраски, красота Великого в малом. Хвала и честь животворящему Богу, простирающему луга, как цветущий ковер, венчающему поля золотом колосьев и лазурью васильков, а души – радостью созерцания. Веселитесь и пойте Ему: Аллилуйя!


Икос 3

Как ты прекрасен в торжестве весны. Когда воскресает вся тварь и на тысячи ладов радостно взывает к Тебе: Ты источник жизни, Ты победитель смерти. При свете месяца и пении соловья стоят долины и леса в своих белоснежных подвенечных уборах. Вся земля – невеста Твоя, она ждет Тебя – Нетленного Жениха. Если Ты траву так одеваешь, то как же нас преобразишь в будущий век воскресения, как просветятся наши тела, как засияют души!

Слава Тебе извлекшему из темноты земли разнообразные краски, вкус и аромат. Слава Тебе за радушие и ласку всей природы. Слава Тебе за то, что Ты окружил нас тысячами Твоих созданий. Слава Тебе за глубину Твоего разума, запечатленного во всем мире; Слава Тебе, благоговейно целую следы Твоей незримой стопы. Слава Тебе, зажегшему впереди яркий свет вечной жизни; Слава Тебе, за надежду бессмертной нетленной красоты; Слава Тебе, Боже, во веки!

Кондак 4

Как Ты услаждаешь думающих о Тебе, как животворно святое Слово Твое, мягче елея и сладостнее сот беседа с Тобой. Окрыляет и живит молитва к Тебе; каким трепетом тогда наполняется сердце и как величава и разумна становится тогда природа и вся жизнь! Где нет Тебя – там пустота. Где Ты – там богатство души, там живым потоком изливается песнь: Аллилуйя!

Икос 4

Когда на землю сходит закат, когда воцаряется покой вечного сна и тишина угасающего дня, я вижу Твой чертог под образом сияющих палат и облачных теней зари. Огонь и пурпур, золото и лазурь пророчески говорят о неизреченной красоте Твоих селений, торжественно зовут: пойдем к Отцу! Слава Тебе в тихий час вечера;


Слава Тебе, излившему миру великий покой; Слава Тебе за прощальный луч заходящего солнца; Слава Тебе за отдых благодатного сна; Слава Тебе за Твою благость во мраке, когда далек весь мир; Слава Тебе за умиленные молитвы растроганной души. Слава Тебе за обещанное пробуждение к радости вечного невечернего дня; Слава Тебе, Боже, во веки!

Кондак 5

Не страшны бури житейские тому, у кого в сердце сияет светильник Твоего огня. Кругом непогода и тьма, ужас и завывание ветра. А в душе у него тишина и свет. Там Христос! И сердце поет: Аллилуйя!

Икос 5

Я вижу небо Твое, сияющее звездами. О, как Ты богат, сколько у Тебя света! Лучами далеких светил смотрит на меня вечность, я так мал и ничтожен, но со мною Господь, Его любящая десница всюду хранит меня. Слава Тебе за непрестанные заботы обо мне; Слава Тебе за промыслительные встречи с людьми; Слава Тебе за любовь родных, за преданность друзей; Слава Тебе за кротость животных, служащих мне; Слава Тебе за светлые минуты моей жизни; Слава Тебе за ясные радости сердца; Слава Тебе за счастье жить, двигаться и созерцать; Слава Тебе, Боже, во веки!

Кондак 6

Как Ты велик и близок в мощном движении грозы, как видна Твоя могучая рука в изгибах ослепительных молний, дивно величие Твое. Глас Господень над полями и в шуме лесов, глас Господень в рождении громов и дождей, глас Господень над водами многими. Хвала Тебе в грохоте огнедышащих гор. Ты сотрясаешь землю, как одежду. Ты вздымаешь до неба волны морские. Хвала смиряющему человеческую гордыню, исторгающему покаянный вопль: Аллилуйя!

Икос 6

Как молния, когда осветит чертоги пира, то после нее жалкими кажутся огни светильников, так Ты внезапно блистал в душе моей во время самых сильных радостей жизни. И после молниеносного света Твоего какими бесцветными, темными, призрачными казались они. Душа гналась за Тобою. Слава Тебе, край и предел высочайшей человеческой мечты!

Слава Тебе, за нашу неутомимую жажду богообщения; Слава Тебе, вдохнувшему в душу вечную тоску по небу; Слава Тебе, облекшему нас тончайшими лучами Твоими; Слава Тебе, сокрушающему власть духов тьмы, обрекшему на уничтожение всякое зло; Слава Тебе за откровения Твои, за счастье чувствовать Тебя и жить с Тобою; Слава Тебе, Боже, во веки!

Кондак 7

В дивном сочетании звуков слышится зов Твой. Ты открываешь нам преддверие грядущего рая в мелодичности пения, в гармоничных тонах, в высоте музыкальных красот, в блеске художественного творчества. Все истинно прекрасное могучим призывом уносит душу к Тебе, заставляет восторженно петь: Аллилуйя!

Икос 7

Наитием Святого Духа Ты озаряешь мысль художников, поэтов, гениев науки. Силой сверхсознания они пророчески постигают законы Твои, раскрывая нам бездну творческой премудрости Твоей. Их дела невольно говорят о Тебе: о, как Ты велик в своих созданиях, о, как Ты велик в человеке.

Слава Тебе, явившему непостижимую силу в законах вселенной; Слава Тебе. Вся природа полна законов Твоего бытия; Слава Тебе за все открытое нам по благости Твоей; Слава Тебе за то, что Ты сокрыл по мудрости Твоей; Слава Тебе за гениальность человеческого ума; Слава Тебе за животворящую силу труда; Слава Тебе за огненные языки вдохновения; Слава Тебе, Боже, во веки!

Кондак 8

Как близок Ты в дни болезни. Ты Сам посещаешь больных, Ты Сам склоняешься у страдальческого ложа и сердце беседует с Тобой. Ты миром озаряешь душу во время тяжких скорбей и страданий, Ты посылаешь нежданную помощь. Ты утешаешь, Ты любовь испытующая и спасающая, Тебе поем песнь: Аллилуйя!

Икос 8

Когда я в детстве впервые сознательно призвал Тебя, Ты исполнил мою молитву, и душу осенил благоговейный покой. Тогда я понял, что Ты – благ и блаженны прибегающие к Тебе. Я стал призывать Тебя снова и снова, и ныне зову.

Слава Тебе, исполняющему во благих желания мои; Слава Тебе, бодрствующему надо мною день и ночь; Слава Тебе, врачующему скорби и утраты целительным течением времени; Слава Тебе, с Тобою нет безнадежных потерь, Ты даруешь всем вечную жизнь; Слава Тебе, Ты одарил бессмертием все доброе и высокое, Ты обещал желанную встречу с умершими; Слава Тебе, Боже, во веки!

Кондак 9

Отчего вся природа таинственно улыбается в дни праздников? Отчего тогда в сердце разливается дивная легкость, ни с чем земным не сравнимая, и самый воздух алтаря и храма становится светоносным? Это веяние благодати Твоей, это отблеск фаворского света, когда небо и земля хвалебно поют: Аллилуйя!

Икос 9

Когда Ты вдохновлял меня служить ближним, а душу озарял смирением, тогда один из бесчисленных лучей Твоих падал на мое сердце, и оно становилось светоносным, как железо в огне. Я видел Твой таинственный, неуловимый Лик.

Слава Тебе, преображающему нашу жизнь делами добра; Слава Тебе, запечатлевшему несказанную сладость в каждой заповеди Твоей; Слава Тебе, пребывающему там, где благоухает милосердие; Слава Тебе, посылающему нам неудачи и скорби, дабы мы были чутки к страданиям других; Слава Тебе, положившему великую награду в самоценности добра; Слава Тебе, принимающему высокие порывы нашей души; Слава Тебе, возвысившему любовь превыше всего земного и небесного; Слава Тебе, Боже, во веки!

Кондак 10

Разбитое в прах нельзя восстановить, но Ты восстанавливаешь тех, у кого истлела совесть, Ты возвращаешь прежнюю красоту душам, безнадежно потерявшим ее. С Тобой нет непоправимого. Ты весь любовь. Ты – Творец и Восстановитель, Тебя хвалим песнью: Аллилуйя!

Икос 10

Боже мой, ведающий отпадение гордого ангела денницы. Спаси меня силою благодати, не дай мне отпасть от Тебя, не дай забыть мне все Твои благодеяния и дары, не дай усомниться в Тебе. Обостри слух мой, дабы во все минуты жизни я слышал Твой таинственный голос и взывал к Тебе, вездесущему.

Слава Тебе за промыслительное стечение обстоятельств; Слава Тебе за благодатные предчувствия; Слава Тебе за указания тайного голоса; Слава Тебе за откровения во сне и наяву; Слава Тебе, разрушающему наши бесполезные замыслы; Слава Тебе, страданиями отрезвляющему нас от угара страстей; Слава Тебе, спасительно смиряющему гордыню сердца; Слава Тебе, Боже, во веки!

Кондак 11

Через ледяную цепь веков я чувствую тепло Твоего Божественного дыхания, слышу струящуюся кровь. Ты уже близок, сеть времени рассеялась. Я вижу Твой Крест – он ради меня. Мой дух в прахе перед Крестом: здесь торжество любви и спасения, здесь не умолкает во веки хвала: Аллилуйя!

Икос 11

Блажен, кто вкусит вечерю во Царствии Твоем, но Ты уже на земле приобщил меня этого блаженства. Сколько раз Ты простирал мне Божественной десницей Тело и Кровь Твою, и я, многогрешный, принимал эту святыню и чувствовал Твою любовь, несказанную, сверхъестественную.

Слава Тебе за непостижимую живительную силу благодати; Слава Тебе воздвигшему Церковь Свою, как тихое пристанище измученному миру; Слава Тебе, возрождающему нас животворящими водами крещения; Слава Тебе, Ты возвращаешь кающимся чистоту непорочных лилий; Слава Тебе, неиссякаемая бездна прощения; Слава Тебе за Чашу жизни, за Хлеб вечной радости; Слава Тебе, возведшему нас на небо; Слава Тебе, Боже, во веки!

Кондак 12

Я видел много раз отражение славы Твоей на лицах умерших. Какой неземной красотой и радостью светились они, как воздушны, нематериальны были их черты, это было торжество достигнутого счастья, покоя, молчанием они звали к Тебе. В час кончины моей просвети и мою душу, зовущую: Аллилуйя!

Икос 12

Что моя хвала пред Тобой. Я не слыхал пения херувимов – это удел высоких душ, но я знаю, как хвалит Тебя природа. Я созерцал зимой, как в лунном безмолвии вся земля тихо молилась Тебе, облеченная в белую ризу, сияя алмазами снега. Я видел, как радовалось о Тебе восходящее солнце и хоры птиц гремели славу. Я слышал, как таинственно о Тебе шумит лес, поют ветры, журчат воды, как проповедуют о Тебе хоры светил своим стройным движением в бесконечном пространстве. Что моя хвала! Природа послушна Тебе, а я – нет; но пока живу, я вижу любовь Твою, хочу благодарить, молиться и взывать.

Слава Тебе, показавшему нам свет; Слава Тебе, возлюбившему нас любовью глубокой, неизмеримой, божественной; Слава Тебе, осеняющему нас светом, сонмами ангелов и святых; Слава Тебе, всесвятый Отче, заповедавший нам Твое Царство кровью Сына Твоего; Слава Тебе, Дух Святой, животворящее солнце будущего века; Слава Тебе за все, о Троице Божественная, всеблагая; Слава Тебе, Боже, во веки!

Кондак 13

О, всеблагая и животворящая Троице! Прими благодарение за все милости Твои и яви нас достойными Твоих благодеяний, дабы, умножив вверенные нам таланты, мы вошли в вечную радость Господа своего с победной хвалой: Аллилуйя!

azbyka.ru

Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите:
ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе
.

(1 Сол. 5: 16–18)

Слова апостольского послания к Фессалоникийцам, а также близкое к ним по содержанию обращение к Колоссянам: Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением (Кол. 4: 2), – являются, по мысли святителя Феофана Затворника, указанием апостола Павла на «характеристические черты истинно христианской жизни в каждом христианине»[1]. При этом, как указывает святитель Иоанн Златоуст, благодарность является тем важным качеством, которое приближает нас к Богу[2].

Потому-то святая Церковь словами Священного Писания, словами молитв и песнопений учит нас этой добродетели, говорит о необходимости возрастать в ней, показывает примеры настоящего и искреннего благодарения Богу.

«От сна востав, благодарю Тя…»

Уже самый свой день, по примеру пророка и псалмопевца Давида, христианин должен начинать с благодарственного обращения к Богу. И действительно, в утреннее молитвенное правило входит именно благодарственная по своей сути молитва ко Пресвятой Троице:

«От сна воста́в, благодарю́ Тя, Свята́я Тро́ице, я́ко (слав. «ибо, поскольку») мно́гия ра́ди Твоея́ бла́гости и долготерпе́ния не прогне́вался еси́ на мя, лени́ваго и гре́шнаго, ниже́ погуби́л мя еси́ со беззако́ньми мои́ми; но человеколю́бствовал еси́ обы́чно и в неча́янии лежа́щаго воздви́гл мя еси́, во е́же у́треневати и славосло́вити держа́ву Твою́».

В этой молитве соединяется радость славословия, возносимого человеколюбивому Богу («ра́ди Твоея́ бла́гости и долготерпе́ния»), и благодарность за милосердие Его к молящемуся – ленивому (то есть не радеющему о совершении добрых дел) и грешному, преступившему установленные заповеди. Эти снисхождение и любовь Божии к человеку закономерно приводят его к необходимости отблагодарить благодетеля – проявить свою признательность Ему, воздать Ему хвалу, прославить.

В этой молитве можно видеть и отмеченное промышление Божие о человеке, которого Он, «в нечаянии (слав. «отчаяние, растерянность; неожиданность»[3]) лежащего воздвигл еси». Восставил для того, чтобы (слав. «во еже») тот имел возможность «у́треневати и славосло́вити держа́ву Твою́».

«Благодарением укрепляется вера…»

Возносимое славословие и утреннее припадание к Богу необходимо нам, поскольку таково удивительное качество добродетели благодарения: она служит помощью нам в нашем пути ко спасению: «Благодарением укрепляется вера, открываются глубокие таинства христианства, вводится в душу обширное и ясное богопознание действием благодатного мира и духовного утешения, которые бывают непременным последствием благодарения»[4].

Святитель Иоанн Златоуст также отмечает: «Если мы, вспоминая о благодеянии людей, загораемся к ним большей любовью, то тем более, непрестанно вспоминая о благодеяниях к нам Господа, будем усердны к заповедям Его. Потому и апостол Павел говорит: всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца (Кол. 3: 15). Память о благодеянии Божием и непрестанное благодарение – самое лучшее средство сохранить доброе расположение к себе»[5]. Подтверждением тому служат слова молитвы:

«И ны́не просвети́ мои́ о́чи мы́сленныя, отве́рзи моя́ уста́ поуча́тися словесе́м Твои́м, и разуме́ти за́поведи Твоя́, и твори́ти во́лю Твою́, и пе́ти Тя во исповеда́нии серде́чнем, и воспева́ти всесвято́е и́мя Твое́».

«Славяще Тя, хвалим, благословим, благодарим, поем
и величаем Твое благосердие…»

Затем уже не от имени одного молящегося, но от лица многих прибегающих к Господу и благодарящих Его за многие милости говорится о благодарности Богу в молитве утреннего правила, составленной святителем Василием Великим:

«Благодари́м Тя, якo не погуби́л еси́ нас со беззако́ньми на́шими, но человеколю́бствовал еси́ обы́чно, и в неча́янии лежа́щия ны воздви́гл еси́, во е́же славосло́вити держа́ву Твою́».

С благодарением вновь оказывается связана хвала и благословение-славословие, приносимые Богу:

«Отве́рзи на́ша уста́, и испо́лни я Твое́го хвале́ния, я́ко да возмо́жем непоколе́блемо пе́ти же и испове́датися (слав. «славить, возвещать славу») Тебе́, во всех, и от всех сла́вимому Бо́гу»[6].

«Богоблагодарение есть вид молитвы; оно возбуждается… сознанием и чувством Божиих благодеяний нам и всем»

При этом святитель Феофан Затворник замечает: «Благословлять Господа – значит благое о Нем изрекать слово. В сем смысле это то же, что и хвалить Господа. Но обычно благословлять есть благодарить. Богоблагодарение есть вид молитвы, отличный от богохваления. Сие последнее возбуждается созерцанием Божественных совершенств и великих дел Божиих, а первое – сознанием и чувством Божиих благодеяний нам и всем»[7].

Чувство благодарности, то самое сознание Божиих благодеяний, упомянутых святителем Феофаном, с которыми обращается молящийся к Богу, пронизывает каждую молитву.

За что же мы призываемся благодарить Бога?

  • За принесенные за нас искупительные страдания («но уще́дри мя, распны́йся во́лею»; «Многоми́лостиве и Всеми́лостиве Бо́же мой, Го́споди Иису́се Христе́, мно́гия ра́ди любве́ сшел и воплоти́лся еси́, я́ко да спасе́ши всех»).
  • За промышление о нас («Ты бо еси́ мой Сотвори́тель и вся́кому бла́гу Промы́сленник и Пода́тель, о Тебе́ же все упова́ние мое́, и Тебе́ сла́ву возсыла́ю»).
  • За милосердие, долготерпение, благодеяния – сохранение от всякого зла («мно́гою Твое́ю бла́гостию и вели́кими щедро́тами Твои́ми дал еси́ мне, рабу́ Твоему́, мимоше́дшее вре́мя но́щи сея́ без напа́сти прейти́ от вся́каго зла проти́вна»; «мно́гий в щедро́тах и неизрече́нный в ми́лости», то есть несказанно щедро подающий милости).

В этом, по слову святителя Феофана Затворника, проявляется «существо утренней молитвы – благодарить Бога за сон и укрепление и молить Его, чтобы помог весь день делать дела во славу Его»[8].

«Тебе, Бога, хвалим, Тебе, Господа, исповедуем…»

Вечерние молитвы, основное содержание которых посвящено исповеданию совершенного в предстоящий день, также, указывая на благодеяния Божии, подводят молящегося к необходимому для него благодарению Создателя: «Существо вечерней молитвы есть благодарить Бога за день и за все, что встречено в продолжение его и приятного, и неприятного»[9].

Молящийся благодарит Господа за то, что Он во все минуты прошедшего дня был для него Промыслителем и Попечителем («Бо́же ве́чный и Царю́ вся́каго созда́ния»), по милости Которого благополучно завершился день («сподо́бивый мя да́же в час сей доспе́ти», то есть сподобивший, удостоивший меня дожить до этого часа).

В одной из вечерних молитв молящийся с благодарностью и надеждой на помощь призывается обратиться ко Христу, евангельскому Доброму Пастырю, неотлучно пребывающему со Своей паствой:

«Вседержи́телю, Сло́во О́тчее, Сам соверше́н сый, Иису́се Христе́, мно́гаго ра́ди милосе́рдия Твоего́ никогда́же отлуча́йся мене́, раба́ Твоего́, но всегда́ во мне почива́й. Иису́се, до́брый Па́стырю Твои́х ове́ц, не преда́ждь мене́ крамоле́ змии́не, и жела́нию сатанину́ не оста́ви мене́, я́ко се́мя тли во мне есть».

При этом прошение о сохранении от всякого зла в предстоящую ночь завершается обращением с просьбой затем принести о том благодарение:

«мысль мою́ Твои́м смире́нием сохра́ни, и воздви́гни мя во вре́мя подо́бно (то есть в подобающее, подходящее[10] на то время) на Твое́ славосло́вие».

Переходя от молитвы к молитве, можно видеть, что всякая просьба о помиловании, снисхождении, прощении завершается указанием на необходимость затем отблагодарить Бога, основанную на твердой вере в Его милосердие:

«да с ми́ром ля́гу, усну́ и почи́ю, блу́дный, гре́шный и окая́нный аз, и поклоню́ся, и воспою́, и просла́влю пречестно́е и́мя Твое́, со Отце́м, и Единоро́дным Его́ Сы́ном, ны́не и при́сно и во ве́ки».

Благодарность и необходимость «познать свою бедность»

Понимание величия милости Божией заставляет человека усомниться в возможности хотя бы в малой степени выразить благодарность, достойную ниспосланных щедрот, равноценную им:

«Что́ Ти принесу́, или́ что́ Ти возда́м, великодарови́тый (слав. «щедро, обильно ниспосылающий дары») Безсме́ртный Царю́, ще́дре (слав. «милостивый») и Человеколю́бче Го́споди, я́ко (здесь слав. «за то, что») леня́щася мене́ на Твое́ угожде́ние, и ничто́же бла́го сотво́рша, приве́л еси́ на коне́ц мимоше́дшаго дне сего́, обраще́ние и спасе́ние души́ мое́й стро́я

В этих словах как раз и проявляется понимаемое и переживаемое человеком, в душевной расслабленности не стремящимся в полной мере потрудиться об угождении Богу совершением добрых дел, его недостоинство принять оказанные ему милости.

Даже для славословия Господа должна быть испрошена Его на то помощь

Укрепление же в этом чувстве избавляет человека от одной из самых опасных страстей – гордости, неоправданной уверенности в своих силах и возможности самому, без Бога, обрести всё необходимое. Так, на деле оказывается, что даже для славословия Господа должна быть испрошена Его на то помощь. Потому в кратком прошении вечерней молитвы Иоанна Златоустаго говорится: «Го́споди, посли́ благода́ть Твою́ в по́мощь мне, да просла́влю и́мя Твое́ свято́е».

Благодарность научает также любви Божией и готовности всегда поступать по воле Его:

«Го́споди, сподо́би мя люби́ти Тя от всея́ души́ моея́ и помышле́ния и твори́ти во всем во́лю Твою́».

На это обращает внимание святитель Феофан Затворник: «Итак, развивай в мыслях обилие милостей Божиих, явленных в творении, промышлении и особенно в искуплении, доведи до сознания, что ты милостями этими всесторонне объят: что ни движение, то милость; что меньше дышишь, нежели получаешь милостей, что миг больше, нежели расстояние милости от милости, или что ты стоишь в них неисходно. Когда потом приведешь на мысль, что все это незаслуженно, что не только малой какой не достоин ты милости, но что, напротив, не милости, а постоянных казней стоишь одних, тогда дух не может остаться бесчувственным, не согреться теплотою любви Божией и не отозваться благодарностью»[11].

За эти обильные милости Божии и учит человека благодарить Бога Святая Церковь в своих молитвах. Оглядываясь на обстоятельства прошедшего дня, молящийся призывается с благодарностью увидеть милости Божии:

– в благополучном завершении дня;

– в проявляющемся во всем попечении Божием о Своем творении – устроении Им спасения души Своего создания, наставлении (слав. «обращение») его на путь добродетельной жизни: «Ей, Го́споди мой и Тво́рче, не хотя́й сме́рти гре́шнаго, но я́коже обрати́тися и жи́ву бы́ти ему́ (слав. «не хотяй» – особая форма причастия: не хотящий, не желающий смерти грешного, но имеющий попечение о том, чтобы обратиться, то есть исполниться добрых чувств и остаться живым)»;

– в добровольно понесенных за человеческий род страданиях. Вочеловечение Спасителя и последующее за ним искупление грехов является венцом любви Божией к человеку, справедливо именующему себя окаянным, то есть «несчастным, жалким»[12], бедствующим: «И́же мене́ ра́ди окая́ннаго в тле́нную плоть оболки́йся», «во ад сше́дшаго и попра́вшего си́лу диа́волю, и дарова́вшаго нам тебе́ Крест Свой Честны́й на прогна́ние вся́каго супоста́та».

И снова, испрашивая милости, молящийся обещает употребить их во благо – вознести необходимую для себя хвалу Богу и тем самым укрепиться в добродетели:

«И посли́ ми А́нгела ми́рна, храни́теля и наста́вника души́ и те́лу моему́, да изба́вит мя от враг мои́х; да воста́в со одра́ моего́, принесу́ Ти благода́рственныя мольбы́. Ей, Го́споди, услы́ши мя гре́шнаго и убо́гаго раба́ Твоего́, изволе́нием и со́вестию; да́руй ми воста́вшу словесе́м Твои́м поучи́тися, и уны́ние бесо́вское дале́че от мене́ отгна́но бы́ти сотвори́ Твои́ми А́нгелы; да благословлю́ и́мя Твое́ свято́е, и просла́влю, и сла́влю Пречи́стую Богоро́дицу Мари́ю».

Можно видеть, что всякая молитва учит нас не только благодарить Бога, но и понимать само существо благодарения, которое, по слову святителя Феофана Затворника, «есть радостное чувство величия милости Божией к нам недостойным», «чувство милости незаслуженной»[13].

От осознания своего недостоинства («Вем (слав. «знаю», от ведати – «знать») у́бо, Го́споди, я́ко недосто́ин есмь человеколю́бия Твоего́, но досто́ин есмь вся́каго осужде́ния и му́ки»), чувства «беды вокруг себя»[14] рождается упование и предание человеком себя в руки Божии:

«да́ждь и мне обраще́ние окая́нному и недосто́йному; изми́ мя от уст па́губнаго зми́я, зия́ющаго пожре́ти мя и свести́ во ад жи́ва. Ей, Го́споди мой, утеше́ние мое́, <…> исто́ргни мя от окая́нства, и утеше́ние пода́ждь души́ мое́й окая́нней. Всади́ в се́рдце мое́ твори́ти Твоя́ повеле́ния, и оста́вити лука́вая дея́ния, и получи́ти блаже́нства Твоя́: на Тя бо, Го́споди, упова́х, спаси́ мя».

«Многи раны грешному: уповающаго же на Господа милость обыдет» (Пс. 31: 10)

Действительное упование на Бога происходит, по слову святителя Феофана Затворника, именно от благодарности. Как апостол Павел неслучайно поставляет рядом чувство радости и благодарности, так и святитель подчеркивает радостное существо благодарности. Более того, сохранение этого радостного чувства и в скорбях, принятие с равной благодарностью и приятного, и неприятного из того, что происходит в нашей жизни, или даже принятие самих скорбей как блага приводит человека в особое состояние, называемое святителем благодушием, которое есть «радостное или благодарное приятие скорбей и бед всякого рода»[15].

Это чувство оказывается связанным также со смирением и действительным осознанием своей греховности и происходящей из этого чувства благодарности: «к сим возникающим чувствам должно приложить еще ясное сознание того, что мы стоим не только таких, но и несравненно больших бед, что и жизнь следовало бы отнять, а не только какое-нибудь благо. И то убеждение уже значительно умалит болезнь сердца, что мы заслужили несравненно больше, а посылается нам меньше; когда же еще увидим и благо от скорбей, то примем их с распростертыми объятиями. А это и есть благодушие»[16].

Совершенствуясь в добродетели благодарения, человек приобретает христианское терпение

Совершенствуясь в добродетели благодарения, человек приобретает христианское терпение – «постоянное благодушие при продолжающихся скорбных обстоятельствах», «продолжающееся благодушие», «непрестанное благодушие»[17]. В свою очередь такое несение скорбей «с радостью и веселием духа» приводит к довольству своим состоянием и всем своим – «последнему пределу богоугодных расположений в отношении к своей участи, устрояемой Богом»[18]. При этом, как отмечает святитель Феофан Затворник, и это чувство оказывается основанным на благодарности: «Оно имеет непосредственное отношение к подающей руке при том же чувстве незаслужения блага и заслужения всякого наказания»[19].

Внимательное чтение молитв, размышление о сказанном в них дает возможность душе приблизиться к пониманию евангельских слов Спасителя и учения святых апостолов. Исполнение апостольского заповедания: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Сол. 5: 16–18) – приводит к великому приобретению – «быть благочестивым и довольным» (1 Тим. 6: 6).

В благодарении Богу, Им заповеданном нам в словах апостола, заключена, по слову святителя Игнатия (Брянчанинова), «существенная душевная польза». Святитель также называет благодарение «невидимым подвигом»: «Подвиг этот напомнит нам забытого нами Бога; подвиг этот откроет нам сокрывшееся от нас величие Бога, откроет неизреченные и неисчислимые благодеяния Его к человекам вообще и к каждому человеку в частности; подвиг этот насадит в нас живую веру в Бога, подвиг этот даст нам Бога, Которого нет у нас, Которого отняли у нас наша холодность к Нему, наше невнимание»[20].

www.pravoslavie.ru