Делаем Вепсскую куклу вместе с Юлией Пинтер – сотрудником Измайловского музея русской народной игрушки. Чтобы сделать такую куклу, нам потребуетсялоскут отбеленной хлопковой или льняной ткани, 3-4 лоскута цветного ситца, разноцветные нитки.

1. Делаем тулово куклы. Лоскут отбеленной ткани размером 15×15 см перегибают по диагонали. В центр лоскута закладывают моток из обрывков нитей, так называемую путанку (можно использовать клок льняной или пеньковой кудели, вату). Моток обтягивают в центре лоскута и закрепляют нитью

Тряпичные куклы

2. Оформление головы и рук у куклы.Длинный конец нити несколько раз обматывают по ткани лоскута вплотную вокруг комка путанки Концы нити связывают двойным узлом.

Диагональ лоскута расправляют, половинки лоскута накладывают друг на друга. На одном из концов диагонали делают подгиб ткани. Кончик лоскута примерно 1-1,5 см длиной подгибают внутрь под диагональ. Края ткани скручивают внутрь под диагональ, и в 0,5 см от края конец платка закрепляют несколькими плотными витками нити. Концы нити связывают двойным узлом. Второй конец диагонали оформляют так же Расправив связанные концы в стороны, лоскут перетягивают нитью


Тряпичные куклы

3. Оформление груди вепсской куклы. Второй лоскут цветного ситца разме-ром 10×10 см складывают по диагонали. В сложенный лоскут на диагональ вкладывают небольшой моток путанки. Моток обтягивают и закрепляют нитью. Этой же нитью моток прикрепляют к первой детали, чуть сместив его от середины

Из другого лоскута такого же размера изготавливают такую же деталь и закрепляют нитью на кукле симметрично предыдущей

  Тряпичные куклы  Тряпичные куклы        Тряпичные куклы


Оставшимися концами нитей первую деталь сначала перематывают 2-3 раза под закрепленными мотками путанки, а затем 3-4 раза крест-накрест между ними. Получается кукла, одетая в яркий сарафан и рубаху.

4. Из разноцветных нитей изготавливают пояс для куклы. Две одинаковые по длине и фактуре разноцветные нити складывают вместе и связывают одинарным узлом на одном конце.

Разведя свободные концы нитей в стороны, нить перекручивают между пальцами несколько раз в одном направлении. Не отпуская нити, их концы снова складывают. Нити растягивают за концы, а затем, отпустив один конец нити, плотно перевивают друг с другом. После перекручивания вторые концы нитей также закрепляют одинарным узлом

Тряпичные куклы

Тряпичные куклы

5.  Подвязывание передника вепсской кукле.

Изготовленным поясом закрепляют передник куклы. Для этого подгибают на 1 см край небольшого лоскута ткани размером 5×6 см, отличающегося от предыдущих по цвету. В подгиб пропускают пояс.
Передник накладывают лицевой стороной на лицевую сторону куклы нижней стороной вверх и крепят двумя-тремя витками скрученных нитей. Затем отгибают и закрепляют двойным узлом сбоку.


Тряпичные куклы

6. Работу над куклой завершают подвязыванием косынки и платка.

Сначала сложенной пополам полоской тонкой ткани обтягивают верхнюю часть головы куклы. Концы полоски крест-накрест выводят на затылок и закрепляют. Лоскут цветной ткани размером 10×10 см складывают пополам по диагонали.

Платок повязывают на голову кукле так, чтобы была чуть видна полоска ткани в верхней части головы. Крест-накрест из-под подбородка концы платка крепят двойным узлом сзади .

Тряпичные куклы

Ваша вепсская куколка готова!

(Мастер - класс взят из книги И.Н.Котовой и А.С.Котовой «Русские обряды и традиции. Народная кукла»)

(Мастер — класс взят из книги И.Н.Котовой и А.С.Котовой «Русские обряды и традиции. Народная кукла»)

u3a.ifmo.ru

Как появились куклы


Куклы появились на свет очень давно. Конечно, они были совсем не похожи на современных и создавались не столько для игры, сколько для различных ритуалов. Делали их из любого подручного материала: глины, костей животных, деревянных чурок, соломы, камней, даже из углей. Позже появились тряпичные куклы. Одни из них предназначались для детских забав, а другие для серьезных ритуалов взрослых.

Славяне, будучи язычниками, одушевляли природу и природные явления, верили, что у всего хорошего есть свой добрый дух, а у каждого плохого — злой. С помощью кукол они старались отвадить или обмануть злых духов. С введением христианства эти верования не исчезли, но постепенно стали вытесняться новыми идеями. Сейчас культура наших предков переживает возрождение. Кто знает, может, и правда нехитрая народная тряпичная кукла, своими руками выполненная, будет беречь нас от бед.

Столбушки-мотанки

Принцип изготовления большинства кукол был одинаковый. Ткань сматывали в рулон или столбик (отсюда «мотанки» и «столбушки»). Далее готовый столбик превращали в подобие женской фигуры. Лицо не выделяли, чтобы в доме не было лишних глаз. Делались такие тряпичные куклы очень быстро. Процесс занимал от 10 минут до получаса, в зависимости от старания мастерицы и количества мелких деталек, которые она добавляла своему творению.
к, некоторые куклы имели грудь, попу, косы, сплетенные из ниток. Их одежда украшалась кружевами, вышивкой, бусами. Попу и груди делали из отдельного кусочка ткани, который тоже скручивали и привязывали к телу куклы нитками. После поверх этих скруток надевали юбку и рубашку. Барышня получалась пышная, дородная, как раз такая, которая могла принести в дом благополучие и достаток. В некоторых областях России грудь кукле делали по-другому. Брали два одинаковых квадратных кусочка. В их центры помещали вату и завязывали. Получался шарик. Эти шарики привязывали к телу куклы в соответствующем месте.

Оберег для младенца

Для новорожденных существовали тряпичные куклы-пеленашки. Их ролью было отводить от младенца любое зло. Расхваливать ребенка запрещалось. Вместо него хвалили куколку. Говорили, какая она красавица да умница. Люди верили, что так злые духи «не заметят» младенца, и все их гадости достанутся пеленашке. Сродни им были и куклы-лихоманки. Их делали 12 штук – по числу неприятностей, могущих приключиться с человеком. Каждой давали имя, например Тряска, Костоломка, Глохня. Изготавливали их броскими, чтобы зло, войдя в дом, сразу же обратило на них внимание и к ним пристало, не тронув хозяев. Вешали этих кукол у печки или возле входной двери.

Как сделать тряпичную куклу-пеленашку

Берем следующее:

1. Квадратный или близкий к тому кусочек белой ткани, желательно не очень мягкой. Она должна быть обязательно ношеной и взятой из одежды здорового человека.


2. Квадратный кусочек любой по цвету ткани. Это пеленка.

3. Треугольный кусочек ткани, желательно светлых оттенков. Это платочек. Можно также взять квадратный кусочек и сложить его как платок.

4. Нитки или тесьма. Они должны быть красными, так как это цвет счастья, удачи и защиты.

Белую ткань сворачиваем в рулон. Это тело куколки. Нитками перевязываем его в двух местах, выделяя головку и место пуповины. Повязываем куколке платочек, как это обычно делают бабушки. Концы заводим пеленашке за спинку. Заворачиваем ее в пеленку, как младенца. Нижний край пеленки тоже заводим за спинку. Все это фиксируем нитками, перетягивая куколку крест-накрест. Считается, что узлов должно быть четное количество, а крестов нечетное.

Куклы-зерновушки

Традиционная тряпичная кукла, отвечающая за урожай, называлась зерновушкой. Если ее наполняли гречкой, это была крупеничка, если пшеницей или горохом — получался богач. Обычно делали сразу обоих и ставили рядом. Детям разрешалось с ними играть. Весной крупу и зерна высыпали в посевной материал, прося у духа плодородия богатого урожая. И ведь давал!

Роль тела зерновушки выполняет мешок, куда насыпается зерно. Его обязательно собственноручно шьют из кусочка белой новой ткани. Делают это двумя способами. Одни сшивают нечто, похожее на трубу. К одному ее концу пришивают круглое дно из такой же ткани, а второй конец стягивают тесьмой. Другие на месте дна просто сшивают ткань.
шок наполняют зерном, завязывают. Тело куклы готово. Дальше иголкой пользоваться нельзя. Мешок можно перетянуть нитью, обозначив талию, но можно этого и не делать. Главное — куклу одеть. Крупеничке требуются платок, нижняя и верхняя юбки, передник, пояс и пальто. Богача одевают в рубаху, штаны (как темная юбка), жупан и шапку. Некоторые мастерицы делают зерновушкам руки, скручивая в рулон белый квадратный кусочек ткани и привязывая его к телу куклы. Чтобы выделить ладони, концы «рук» также стягивают нитками. Наряжают зерновушек обязательно в яркие красивые лоскутки.

Берегини

Эти куклы охраняли дом от всякой нечисти и способствовали процветанию. Их ставили в красный угол. В руках у них был мешочек с зерном. Народная тряпичная кукла-берегиня делается по тому же принципу, что и все скрутки.

Сворачиваем тело-столбик. При этом нужно учесть, что кукла должна получиться устойчивой. Для головы берем большой квадратный кусок белой ткани, складываем его, как платок, намечая линию сгиба. Разворачиваем. По сгибу накрываем им один край столбика. Тогда два конца платка будут руками куклы и одновременно ее рубашкой. Концы рук, чтобы выделить ладони, перетягиваем нитками, а место лица расправляем, чтобы оно было гладким. Можно подкладывать в голову вату, а уже сверху надевать платок-рубашку. Тогда голова будет более округлая. Чтобы вата сохраняла форму, под подбородком тело куклы нужно стянуть нитками. Часто берегиням делают грудь, ассоциирующуюся с достатком. Для их юбки и передника подбирают яркие лоскутки. Некоторые мастерицы дополняют их наряд бусами, кружевами и вышивкой. На голову берегиням надевают повойник. Это такая лобная повязка. Поверх нее уже платок. Мешочек делается из маленького лоскутка и привязывается к руке.

Кубышка-травница


Как сделать тряпичную куклу, чтобы она дом охраняла, красиво вписывалась в интерьер и приятный аромат распространяла? Очень просто. Кукла-травница выполняется так. Нужно взять квадратный кусок светлой ткани, которая будет головой и руками в рубашке. Сложить его, как платок, наметив линию сгиба. Развернуть. В центр положить вату и завязать ниткой. Это голова. Два других конца – руки. В них нитками выделить кисти. Оставшийся край квадрата перетянуть ниткой, выделяя талию. Грудь делается так же, как у кукол-берегинь. Юбка травниц представляет собой большой квадрат цветной ткани. На него нужно поместить ароматные сухие травы, завязать мешочком и прикрепить к уже готовому телу. Место связки закрыть передником.

Норвежские красавицы

Тони Финангер — истинная норвежка. Она живет в суровом климате, но ее характер добрый и немного озорной. Именно этими чертами наделены ее куклы. Называют их Тильдами. В отличие от русских, тряпичные куклы Тильда могут быть мишками, зайцами, ангелами, курочками — чем угодно, не только барышнями. Если нашу столбушку может смастерить даже ребенок, то для производства Тильды требуются мастерство и навыки в шитье.
и куклы, как правило, состоят из отдельных деталей (тело с головой, руки, ноги), которые сшиваются воедино. У некоторых из них швы находятся по бокам туловища. Но большинство имеют швы посредине лица (мордочки), поэтому работа требует максимальной аккуратности. После того как голенькая Тильда готова, ее одевают. Нарядить ее непросто. Все элементы одежды и обуви выкраиваются, аккуратно сшиваются, украшаются бусами, перьями, чем угодно, чтобы придать кукле шарм и неповторимость.

Мастер-класс: тряпичная кукла Тильда

Для работы нужны:

1. Ткань для тела. Подойдут бязь, хлопок, фланель. Некоторым нравится трикотаж. Цвет ткани — телесный или белый, который можно окрасить чаем.

2. Принадлежности для шитья (ножницы, иглы, нитки, карандаш) Хорошо, если есть швейная машинка.

3. Наполнитель. Можно взять любой готовый, а можно просто мелко нарезать старые колготы.

4. Ткань для одежды. Любая, в зависимости от фантазии.

5. Украшения.

6. Бумага.

Чтобы сделать такие тряпичные куклы, выкройки рисуем на бумаге. Все части тела отдельно. Вырезаем. Телесную ткань складываем пополам «лицом» внутрь, скалываем, чтобы не двигалась, переносим на нее выкройку. Не вырезаем! Сперва по линиям прошиваем ткань, оставляя свободными низ туловища, руки и ноги в местах прикрепления к телу. Теперь вырезаем, аккуратно выворачиваем «налицо» и набиваем наполнителем. В местах коленей и ступней можно сделать дополнительный шов, чтобы Тильда могла сгибать ноги. Набили? Теперь сшиваем все воедино. Глаза и рот куклы вышиваем. Ее волосы можно сделать из ниток, а можно распустить атласную ленточку. Все. Тильда готова. Осталось ее одеть.

Вальдорфские милашки


Тряпичные куклы, придуманные в Вальдорфе с целью воспитания малышей, отличаются правильными пропорциями тел. По принципу изготовления они похожи на Тильд, только на их лицах нет шва. Их основа выполняется так, чтобы выделялся носик. Некоторые мастерицы делают своим милашкам подбородок и носогубные складки. Глазки и ротик вышивают нитками, щечки подрумянивают. И детям, и взрослым нравятся такие тряпичные куклы. Выкройки для них рисуют на бумаге. Они включают 2 руки и туловище вместе с ногами. Голова изготавливается отдельно. Для этого берут квадратный кусок ткани белого или телесного цвета. В середину кладут наполнитель, аккуратно стягивают, чтобы получился шар, и сшивают. В дальнейшем к голове пришивается заполненное наполнителем тело, потом руки. Много времени отводится прическе куклы, от которой зависит ее индивидуальность. Волосы вальдорфок делают из ниток, аккуратно, стежок за стежком пришивая их к голове. Волосы можно сделать длинными, заплетать в косички, расчесывать. С неменьшей скрупулезностью, чем сама кукла, создаются ее наряды.

Куклы из предметов гардероба

У каждого в доме найдутся носки-потеряшки или колготки со «стрелками», которые и не оденешь, и выбросить жаль. Оказывается, им можно дать чудесную вторую жизнь. Как сшить куклу тряпичную из чулка или колготок?

Способ первый. Из плотного картона вырезаем руки, ноги, голову, туловище будущей куклы. Можно приклеить к ним тонкий поролон и обтянуть чулком, а можно обойтись без поролона. Все части аккуратно сшиваем. Лицо облагораживаем глазками-пуговками, вышиваем ротик. Прикрепляем к голове волосы или надеваем шапочку-колпачок. Одеваем куколку. Можно к ее спинке прикрепить магнит и использовать ее как сувенир.

Способ второй. Находим прочную и вместе с этим хорошо гнущуюся проволоку. Из нее создаем каркас будущей куклы. Все части тела делаем отдельно, а потом сшиваем. На каркас клеим поролон, надеваем чулок, аккуратно сшиваем. Лица таких кукол получаются необыкновенными, потому что можно создавать им самые разнообразные носы, губы, щеки, веки. В итоге получаются и красавицы, и старушки, и гномы.

fb.ru

Начнем с мастер-класса по созданию тряпичной куклы

Без сомнений, каждая рукодельница сможет сшить тряпичную куклу своими руками с выкройками, потому как выкройки – это наилучший помощник. Правильно нарисованные выкройки гарантируют красивый и безукоризненный результат.

Ниже приведен пример выкройки, по которой без лишних усилий можно сшить такого милого малыша:

5

1) Возьмем 2 вида ткани – цветную для туловища, ручек и ножек, телесную – для лица.

2) Вырезаем по выкройкам необходимое число деталей.

6

Выкройку головы кладем на светлую ткань, остальные — на цветную.

На самих выкройках всегда указано количество необходимых деталей, поэтому можно или вырезать нужное количество или просто сложить ткань вдвое, скрепить иглами и уже работы будет в два раза меньше.

3) Сшиваем выкройки между собой по отдельности – туловище, руки, ноги, голову, при этом необходимо оставить место для набивки куклы наполнителем (лучше использовать синтепон).

4) Набиваем куклу и пришиваем детали друг к другу – кукла готова!

5) Обозначим на лице глазки и щечки с помощью акриловых красок или косметики.

По такому же принципы сшита эта простая куколка:

7

А также многие другие игрушки.

8

9

Кстати, тряпичные куклы не обязательно должны выглядеть как люди, фигурки животных или вымышленных персонажей тоже шьются из ткани по такой же технике с использованием необходимых выкроек.

11 12 13

Мастерим русских матрен своими руками по выкройкам

Куклы всегда находили свое отражение в эпохе времени. На Руси придавали куклам магический смысл, согласно которому она была не только хранительницей домашнего и семейного очага, но и могла исполнить задуманные желания или защитить человека от черных сил. Сохраняя традиции предков, рассмотрим мастер-класс по созданию русских тряпичных кукол, которые также можно сделать из отрезов тканей и обязательно красных нитей. Для некоторых кукол применяют солому или бечевку. По старым поверьям куклу нужно делать без использования ножниц и игл, поэтому рассмотрим традиционный вариант для изготовления куклы-оберега – подорожницы, которая приносит удачу в путешествиях, и вторым способом для украшения и декора дома сделаем простую тряпичную куклу-колокольчик по выкройкам в русском наряде.

  1. Кукла-оберег подорожница.

Лоскуты ткани лучше не резать ножницами, а нарвать руками на квадраты нужного размера.

14

Приготовим маленький квадрат светлой ткани, кладем в него немного ваты или ветоши.

15

Это будет голова, перевязываем ее красной нитью, остатки ткани расправляем.

16

На голову повязываем сатиновую ленту. Если лента плохо держится, можно зафиксировать на шее ниткой.

17

Одеваем куклу – сарафан из лоскута квадратной цветной ткани повязываем вокруг туловища и так же закрепляем с помощью ниток на шее.

18

Главная особенность этой куколки – узелок, который должен быть всегда с ней. В него можно поместить что-то, что напоминает о доме. Раньше клали кусочек хлеба или сухарики, золу из домашней печи, сейчас можно положить горстку крупы.

19

Руки делаем из отреза белой ткани, сложив его в трубочку.

21

Обвязываем получившуюся деталь за шеей куклы.

22

Привязываем ниткой мешочек к рукам.

23

Последним штрихом повязываем платок на голову подорожнице.

24

Такую куколку-оберег не стоит показывать чужим людям, а носить во время поездки лучше в кармане или укромном месте.

  1. Кукла Колокольчик.

25

Колокольчик – добрый вестник, который приносит в дом хорошие новости и удачу.

Весь процесс создания куклы указан в схеме:

26

Основными материалами являются 3 выкройки в форме круга разных размеров, которые нужно перенести на лоскуты тканей разных цветов.

Из самого большого отреза ткани формируем голову так, как указано в предыдущем мк.

Руки одновременно являются рубашкой – делаем их традиционным способом и надеваем на голову кукле. Декорируем куклу платком, лентами или бусинами. Можно подвесить маленькие колокольчики, тогда куколка действительно будет встречать всех приходящих в дом веселым звоном.

27

knittochka.ru

Немного истории

История народной куклы, которую использовали в праздники или при выполнении народных обрядов, уходит корнями в те годы, когда на Руси было язычество. Еще задолго до Крещения Руси славяне каждую весну праздновали воскрешение Даждьбога, пекли куличи, которые затем приносили ему в жертву. Уже тогда писанка была магическим оберегом древних славян.

По утверждениям историков, с введением православной религии каждый языческий праздник постепенно приобретал христианское значение: древний праздник Коляда (зимнее солнцестояние) стал Рождеством Христовым, Купала (летнее солнцестояние) — праздник Иоанна Крестителя, Христианская Пасха совпала с весенним славянским праздником, имевшим название Великдень. Традиция расписывать пасхальные яйца и печь куличи перешла также из древних празднований Великдня.

Оттуда же появилась и традиция изготовления обрядовых пасхальных кукол и кукол-мотанок, которые считаются самыми сильными оберегами для женщин.

Разновидности кукол

Быт русского, да и любого другого народа невозможен без обрядов с национальными костюмами, праздников и фольклора. Старинные куклы всегда изготавливались из различных предметов, какие находились под рукой: соломы, веточек деревьев, отрезков ткани, веревки, мха.

Виды народной куклы на Руси были следующие:

  1. Обрядовые — изготавливались для участия в обрядах (земледельческих, свадебных, праздничных).
  2. Куклы-обереги делались из золы, кусочков ткани, березовых веточек. Главным правилом при их изготовлении было отсутствие инструментов. Делались такие куклы для определенного человека или семьи, обычно без лица (считалось, что безликая кукла не может навредить людям).
  3. Игровая народная кукла изготавливалась из материалов, находящихся в доме (остатков одежды), размером не больше кулака.

Игровые детские куклы

Игровые народные куклы делались для маленьких детей, чтобы они больше забавлялись с ними. Делали их только из природных материалов: трава, шишки, глина, древесный уголь, мох и ткани. Все куклы должны были быть безликими, чтобы в них не смогла вселиться душа, и их нельзя было использовать для колдовства. Игровые детские куколки всегда были обережными, чтобы охранять ребенка от злых духов. Традиционные тряпичные куклы, изготавливаемые специально для детей, имели свои названия:

  • Зольная кукла — первые детские куколки делались из золы, которую брали из домашнего очага, затем смешивали с водой и скатывали в шарик — получалась голова; такие куколки считались для ребенка сильным оберегом.
  • Кукла-дружок делалась для того, чтобы ребенок не боялся оставаться дома один (например, «зайчик на пальчик», птичка, куклы-закрутки). Такая кукла (народная) — игрушка, которая делалась бабушкой вместе с внучками, мамой совместно с дочками, обучая их и одновременно приучая к творчеству и трудолюбию.
  • Куклу-птичку изготавливали из куска яркой ткани в форме квадрата, придавая с помощью перевязываний нитками форму птицы. Такие птички делаются небольшими и развешиваются в углах дома или над кроваткой ребенка.
  • Пеленашка — куколка, спеленутая тканью, клалась младенцу в колыбельку, чтобы принимать на себя все напасти от злых духов.
  • Сеня-Малина — куклак с рыже-солнечной гривой, передающий образ симпатичного мужичка в яркой рубашечке, был популярен в деревнях Северного Поморья, о нем сочиняли разные сказки и называли северным Мюнхаузеном.

Тряпичные куклы

Начиная лет с пяти, девочки уже сами начинали «вертеть» своих куколок под руководством бабушки или мамы. Народная тряпичная кукла изготавливалась из шерстяных или хлопковых отрезков ткани, льна и разноцветных лент и ниток. Мастерить тряпичную куклу нужно было только с хорошим настроением, любовью. По традиции, также было принято петь и разговаривать, загадывать желание.

Куклы-закрутки (или другое название столбушки) делаются путем закручивания куска ткани или трубочки из бересты, на которую затем одеваются детали одежды: рубашка, юбочка, сарафан, душегрея, на голову делается коса из ниток или пряжи, закрепляется при помощи платка.

При изготовлении всех игрушек запрещалось использовать нитки и иголки, а также рисовать куклам лицо: оно всегда оставалось чисто-белым.

Обрядовые куклы

Народные обрядовые куклы выполнялись с соблюдением древних правил (без иголки и нитки) для определенного ритуала, чтобы затем сжечь (Масленица, Коляда), утопить (Купавка) или закопать в землю (Лихоманка, Кострома). Иногда куколок потом отдавали для игры детям:

  • Кострома — делается на масленицу, ее ставили на всю праздничную неделю, а затем сжигали.
  • Пасхальная кукла (голова сделана из яйца) и Пасхальная голубка (обязательно ярко-красная) — использовались для украшения дома на Пасху.
  • Купавка — делалась на праздник Ивана Купалы, затем ее справляли по воде, а по тому, как она поплыла (уйдет в водоворот, поплывет свободно или ее прибьет к берегу), предсказывали, каким будет весь год.
  • Веснянка — подруги дарили друг дружке, призывая скорый приход весны.
  • Плодородие — кукла, изображающая многодетную маму, привлекала богатство в семью.
  • Куколки-лихоманки — обычно делалось 13 штук для защиты ребенка от болезней, их выставляли на печке в рядок.
  • Кормилица — с большой грудью, чем больше, тем лучше.
  • Кубышка-травница — полезная куколка, наполненная душистыми лекарственными травками, очищала воздух в избе или над колыбелькой малыша, отгоняя духов болезней (траву нужно менять каждые 2 года).
  • Куклы-кувадки — предназначались для мужчин, они во время родов жен обеспечивали защиту с помощью магических обрядов (кувадов) от нечистой силы. Непосредственно после счастливых родов куколок сжигали при очищающем обряде. Начиная с конца 19 века, народные куклы-кувадки стали использовать по-другому: их подвешивали над колыбелькой малыша как обереги либо клали прямо в кроватку, чтобы малыш игрался в отсутствие мамы (часто их было несколько штук разного цвета, они были заменой погремушкам).

Многие обрядовые куклы были одновременно и обережными.

Обережные куклы

Традиционно обережные народные куклы являлись участниками семейных обрядов: рождение детей, свадьба, обереги от болезней, смерть и похороны. Их было великое множество:

  • Колокольчик (придумана на Валдае) — куколка, которая приносит добрые вести. Она имеет 3 юбочки по числу царств и видов счастья (медное, серебряное, золотое). Выполняет роль оберега, создающего в доме хорошее настроение. Подарив Колокольчик своему другу, человек добавляет ему радостное настроение.
  • Девка-баба (Перевертыш, Вертуха) — кукла о двух головах, четырех руках и с 2 юбками. Секрет ее прост — одна куколка-девка спрятана под юбкой другой — бабы и появляется, если ее перевернуть. Отражает двойную женскую сущность: молодая девушка красива, весела и беззаботна, затем, выйдя замуж, становится бабой (хозяйственной, заботливой, оберегающей свою семью, детей и дом).
  • Неразлучники — обереги, охраняющие семейные пары, изготавливаются на одной руке как символ того, что муж и жена пройдут по жизни вместе в радости и в горе. По сложившейся традиции, таких неразлучников подвешивают после церковного венчания во главе свадебного кортежа, а после свадьбы их хранят в доме как оберег семейной верности.
  • Берегиня (хранительница семьи) — вешалась над входной дверью, чтобы защищать дом от злых духов и сглаза.
  • Зернушка (Крупеничка) — состоит из мешочка с зерном, символизирующего достаток и сытую жизнь.
  • Подорожница — небольшая (3-5 см) куколка с котомкой в руках (внутри лежит щепотка родной земли или зола), которая предназначена для оберега путников.
  • Очистительная кукла — помогает избавиться от отрицательной энергетики в доме.
  • Кукла-столбушка «Плорододие» (делалась по-разному в различных русских губерниях и именовалась по их названиям: Владимирская, Московская, Курская и т. д.), к ее телу обычно привязывали несколько Пеленашек, чтобы род процветал и не угасал — дарили молодым на свадьбу с благими пожеланиями.
  • Десятиручка (имеет множество рук) — помогает хозяйке все успевать по дому.

Куклы-мотанки

Славянская кукла-мотанка берет свои истоки еще с трипольской культуры. Основу ее составляет скрученная сварга, прототипом которой являются, представленные во множестве мотивы на глиняных изделиях, найденных при раскопках захоронений трипольской эпохи.

Сварга — символ движения, спирали и энергетических вихрей, получается при помощи скручивания и свивания, что имеет ритуальное значение. Вместо лица у нее изображался крест, что свидетельствовало о ее пребывании за пределами времени и пространства. Она является архетипом Великой Богини.

Кукла-мотанка делается без использования режущих и колющих инструментов, материалы берутся только натуральные: солома, травы, цветы, кукурузные початки, зерна, куски ношеных тканей (только нужно следить, чтобы ткани были со «счастливой» старой одежды), которые раньше носили близкие люди.

При изготовлении тела мотанки нельзя завязывать никаких узлов, единственное исключение — маленький узелок в конце, символизирующий перевязывание пуповины. Во время его завязывания мастерица должна загадать желание и закрепить его своей силой. Иногда отдельно делаются руки, которые затем приматываются к туловищу.

Наряд и головной убор делаются отдельно, его можно вышить, украсить кружевом. Каждый элемент имеет свое значение:

  • юбка — символ земли, волнистая линия на ней — связь с водой;
  • сорочка — триединство мира;
  • украшения на голове (лента, платок) — символ связи с небом.

Все выполненные отдельно детали и украшения вручную приматываются к туловищу. Наши предки были уверены, если кукла начата, то закончить ее нужно обязательно, иначе придут несчастья. Ни одна женщина не оставляла работу неоконченной, так как боялась, что это принесет в ее семью неприятности и болезни.

Музей народной куклы

Начиная с 1990 годов, в России начали появляться и приобрели большую популярность музеи народных кукол, рассказывающие о русской кукольной культуре. Сейчас в стране работает уже около 20 таких проектов, некоторые представляют также авторские и антикварные экземпляры:

  • Московский музей «Кукольный дом» создан в 1993 г. усилиями деятелей русской культуры (О. Окудажава), имеет коллекцию старинных кукол, домики для кукол, экспозицию народных экземпляров и театральных.
  • Музей уникальных кукол (создан в 1996 г. Ю. Вишневской) — содержит коллекцию экземпляров Российской Империи 19-20 веков, европейских кукол, азиатских, игрушечные домики.
  • Музей народной игрушки «Забавушка» — представляет коллекции глиняных, соломенных, лоскутных экспонатов, здесь же представлена и русская народная кукла.
  • Музей игрушки в Сергиевом Посаде (основан в 1918 г. коллекционером Н. Д. Бартрамом) — экспонируется коллекция старинных изделий из глины и дерева, фарфоровых кукол в русских народных костюмах, коллекция игрушек детей русского императора Николая Второго;
  • Санкт-Петербургский музей кукол — начиная с 1998 г., представляет коллекции современных и народных экспонатов, проводит тематические выставки (40 тыс. единиц хранится в музее: куклы, предметы убранства, одежда, этнографические вещи, сувенирные экземпляры в исторических костюмах различных эпох и народов, авторские работы современных мастеров и дизайнеров).
  • Музей-усадьба «Берегиня» (с. Козлово, Калужская обл.) — под руководством народной мастерицы Тарасовой собрано 2 000 традиционных кукол из всех уголков России; среди экспонатов — образцы традиционных промыслов (гжель, филимоновская, дымковская и др.), игрушки в национальных костюмах областей России и народов мира (40 стран).

Куклы в русских народных костюмах

Издавна одежда русской женщины имела отличительные черты и особенности, по которым можно было определить ее возраст и сословие, из какой области она родом, ее занятие и замужем ли она. Каждая русская губерния отличалась своими стилями и цветами при формировании народного костюма.

Русскому национальному наряду присуща одна основная черта — простой силуэт, который не подчеркивает форму тела. Такая простота уравновешивалась разнообразием цветовой гаммы в разных частях одежды, в яркой отделке, вышивке и многоцветных аппликациях. Народный костюм, который наши предки носили вплоть до начала 20 века, шился с учетом того, чтобы не сковывать движения человека, быть удобным в любое время года при различных погодных условиях. Конструктивно костюм делался так, чтобы почти не использовать ножницы и шитье. Главные элементы одежды — рубаха (разной длины: у мужчин короче, у женщины — почти до пят), сарафан или юбка (понева). Все это женщины очень красиво вышивали и украшали декоративными элементами. На голову всегда одевали платок или кокошник.

Также отличались своим внешним видом и куклы в народных костюмах, которые делали женщины в конкретной области России. Тряпичные куклы обычно дарили своим родственникам, чтобы скрепить кровные узы. Часто одежда для игрушек носила и особенности, присущие местным костюмам. Важный принцип, по которому делались народные куклы, — костюм нельзя было снять, игрушка вместе с одеждой представляла цельный образ, присущий только ей.

При этом костюм определял этнически конкретный вид куклы, который нельзя было менять, отводя определенную роль в детских забавах. Например, игрушка в сарафане розового цвета не могла выполнять в игре роль взрослой замужней женщины, а кукла-«женка» не могла быть невестой.

Куклы из серии «ДеАгостини»

Большое значение в популяризации русских народных костюмов прибрела серия, в которую включены куклы в народных костюмах, выпускаемая фирмой «ДеАгостини». Серия представляет собой 80 выпусков, каждый из которых содержит не только фарфоровую игрушку в национальном костюме определенной области страны, но и описание деталей одежды, историю местоположения, традиций и обычаев края и другую интересную информацию.

Традиционная русская народная кукла — это целостное представление наших славянских предков об устройстве мира и мироздании, выраженное через народное искусство и рукоделие, которое поддерживало человека в его духовной жизни.

www.syl.ru