• Кумиры
    • Большие кумиры
    • Малые кумиры
    • Средние кумиры
    • Детальные кумиры
    • Красный круг
    • Триглавы
    • Герои славянских мифов
    • Реконструкция
    • Требницы для кумиров
    • Кумиры для Капи
  • Обереги
    • Из серебра
      • Большие обереги
      • Средние обереги
      • Малые обереги
      • Чертоги
      • Детские обереги
      • Кольца и перстни
      • Серьги и пусеты
      • Цепочки и браслеты

    • Из дерева
      • Обереги с символами
      • Подвески с Богами
      • Подвески-амулеты
      • Брелоки-амулеты
      • Чертоги
    • Из керамики
    • Из кости
      • Амулеты
      • Серьги, пусеты, другое
    • Наузы
    • Обереги в машину
    • Обереги для детей
    • Обереги для дома
    • Плетёные обереги
    • Рунические ставы
    • Шнурки

  • Одежда
    • Женская одежда
    • Мужская одежда
    • Детская одежда
    • Кепки и банданы
    • Нашивки и шевроны
    • Толстовки
    • Футболки
    • Очелья
    • Тканые пояса
      • Женские пояса
      • Мужские пояса
      • Общие пояса
      • Кисти для поясов
    • Другие тканые изделия
    • Аксессуары
  • Кожа
    • Браслеты
    • Брелоки
    • Обложки на документы
    • Сумки, портмоне
    • Другие кожаные изделия

  • Посуда
    • Братины
    • Деревянные кружки
    • Ложки и лопатки
    • Солонки
    • Тарелки и пиалы
    • Керамика
    • Другая кухонная утварь
  • Полиграфия
    • Блокноты
    • Журналы
    • Календари
    • Книги
    • Наклейки
    • Игры и хобби
    • Печать на холсте
    • Фотокартины
      • Серия «Беловодье»
      • Серия «Легендарный Укок»
      • Серия «Уч-Энмек – Три Темени»
  • Здрава
    • Настойки трав
    • Продукты из кедра
    • Бальзамы
    • Фиточаи
    • Алтайские травы (сборы)
    • Алтайские травы (добавки, напитки)
    • Мёд, пчелопродукты

  • Косметика
    • В глиняных горшочках
    • Для лица
    • Для тела
    • Мыло ручной работы
    • Уход за волосами
    • Уход за полостью рта
    • Подарочные наборы
  • Музыка
    • Варганы (комусы)
    • Гусли
    • Посохи дождя
    • Шаманские бубны
    • Аксессуары для бубнов и варганов
    • Прочие инструменты

  • Обряды
    • Магия
    • Рушники
    • Шаманская Тема
    • Благовония
    • Гадальные руны
    • Курильницы, горшочки
    • Курительные трубки
    • Обрядовые свечи
    • Посохи
    • Четки
  • Сувениры
    • Украшения
      • Авторские
      • Бижутерия
      • Другие украшения, комплекты
      • Расчески, гребни, заколки
      • Браслеты
    • Из дерева
    • Брелоки акриловые
    • Коврики для мыши
    • Кружки (керамика)
    • Магниты акриловые
    • Магниты деревянные
    • Офисные сувениры
    • Флешки
    • Заготовки

  • Дом, сад
    • Подушки и валики
      • Лечебные
      • С ликами Богов
      • С рисунком
    • Панно и картины
    • Тканевые панно
    • Часы
    • Шкатулки, копилки
    • Ловцы Снов
    • Флаги, вымпелы, стяги
    • Деревянные сундуки
    • Товары для бани
  • Ратное дело
    • Дубины, биты
    • Казачьи нагайки
    • Кованые топоры, молотки
    • Ладонные палочки
    • Аксессуары

  • Асатру
    • Подвески с рунами
    • Скандинавские обереги
    • Идолы
    • Детальные идолы
    • Другие изделия
  • Новинки

www.slavyarmarka.ru

Мара у славян

Славянская богиня Мара (Морена, подательница смерти) принадлежит к первому поколению богов. По одной версии она является сестрой Лады и Лели (Живы) и создана из искр образовавшихся от удара молота Сварогова по священному камню алатырь.

Все 3 имели равную мощь и дополняли друг друга, управляя разными сторонами бытия.

По второй версии Мара — это дочь кащея, властвовавшего в темном царстве. Не смотря на отсутствие уверенности в ее происхождении одно остается не измено – богиня смерти прекрасна. Ее красота холодна и чиста.

По легендам дошедшим до наших дней, Мара является покровительницей колдовства и магии. Она является в конце жизни во время предначертанное судьбой и забирает в свое царство.


Также славянская богиня помогает перейти младенцам с мира Нави в мир Яви. Совместно с Правдой является образом справедливого правосудия.

В разных источниках (разных народов) Мару описывают как Богиню смерти. Часть источников связывают ее со злом и безысходностью. Часть говорит о великом предначертании « без смерти не будет новой жизни». Неоспорим и тот факт, что Мара находится над понятиями добра и зла и выполняет работу, доставшуюся ей от сотворения котрую определил Сварог.

В славянской мифологии у Мары было много детей, каждый из которого имел свою сферу влияния: голод, разруху, мор (морок), болезни, смерть.

Образ Мораны

Описание и изображение Мары имеют свои особенности. Богиня смерти у славян — прекрасна. Ее изображали в виде молодой девушки с белой кожей в нарядных белоснежных одеяниях с ярко черными длинными волосами свободно развевающимися по плечам — это образ молодой богини в начале зимы.

Изображение в виде старухи в износившейся одежде и с косой на плече, также соответствует Маре, но символизирует окончание зимы.

Сила Морены

Богини смерти подвластно движение времени, не только в рамках одного индивида, но и в глобальных масштабах. Забрать жизнь может как у смертных, так и у бессмертных существ, также в ее власти даровать новую жить.

Перед смертью люди часто получают предупреждение о ее приближении. В приданиях славян освещен такой аспект. Встретить своего двойника или женщину с длинными черными волосами считалось признаком скорого конца. Посылая такие знаки богиня смерти давала время подготовиться к переходу в загробный мир.


Богиня Мара — властвует во всех трех мирах (Яви, Прави и Нави). В ее власти как забрать жизнь, так и подарить. Богиня смерти также может даровать бессмертие.

Кроме власти над продолжительностью жизни Морена обладала колоссальной магической силой и часто практиковала ее как в мире Яви, так и Нави совместно со своей подругой Ягой.

Одним из проявления ее силы считаются сновидения, через которые люди получают предупреждения и советы. Другой вопрос в том, что не каждый умеет правильно толковать увиденное.

Атрибуты Мары

Все атрибуты взаимосвязаны с понятием смерти:

  • черная луна;
  • ворон которой помимо вестником беды тесно связан и с магическим миром;
  • серп с помощью которого она прекращает земное существование существа, перерезав нить судьбы;
  • черный лебедь;
  • грифон.

Атрибутами богини смерти также являются: коза, можжевельник, сосна и ель.

Мара-Морана является богиней смерти в реальном мире, также ее почитали как хранительницу вечной молодости в загробном.атрибуты мары

Оберег Мары и значение ее символов


Мара хранит равновесие в мире совместно с Чернобогом. Несмотря на фатальность ее предназначения для каждого ныне живущего, нельзя назвать ее злом.

Главный символ — это волны, символизирующие стылую воду. Символ символизирует «мост» между мирами: настоящим и загробным, что делает оберег востребованным для людей занятых в сфере магии.

Оберег обладает большой силой, однако людям не готовым к соприкосновению с царством мертвых не подходит.

Еще одним символом богини является знак Мара-Вий, изображенный в виде 2 треугольников направленных вершинами друг к другу. Это символ зимы вобравший в себя всю суть фатальности бытия говорит о неизбежности конца каждой жизни.

Защитные свойства Амулета Мары

Амулет Мары представляет изображение креста с равными сторонами. Каждая вершина креста амулета Мары украшена мини-крестом.

Амулет Мары обозначает 4 стороны света, 4 стихии, 4 времени года где перекос одного из символа имеет серьезные негативные последствия. Все в мире должно существовать в гармонии и равновесие нарушать нельзя.

Основное значение амулета Мары — сохранение равновесия. Такой оберег помогает сохранить жизненные силы обладателя от быстрой растраты. Также амулет Мары обладает свойством сглаживать гипертрофированные черты характера, что соответствует канонам сохранения равновесия.

Праздник в честь Мары

День славянской богини загробного мира был в день весеннего равноденствия (20 марта). В ее честь приносили дары в виде различных цветов, ягоды и плодов. Кровавые жертвы преподносились в период эпидемии. Для этого у алтаря богини пускали кровь животных. Человеческие жертвы в славянской культуре не приносились.

Это интересно. В отличие от других божеств пантеона идол Мары (изготовленный из дерева или соломы) устанавливался прям перед подношением. Обносили камнями, очерчивая круг и перед кумиром клали деревянную доску, на которую и возлагались дары предначертанные богини. После праздника (или подношения) алтарь разбирался, а кумира сжигали, в редких случаях топили.

Сжигание чучела зимы на масленицу это отражение древнего обычая чествования богини зимы и смерти обозначенного днем Марены. Празднование масленицы также происходит в конце марта и является символом прихода весны.

silaoberega.ru

Как выглядит

На Олимпийских играх 2018 года

На фото армянский флаг выглядит как прямоугольное полотнище, состоящее из трех одинаковых по размеру горизонтальных полосок. Они имеют следующие цвета:

В январе 2013 года был принят государственный стандарт о цветах армянского флага, включающий общие технические условия. В нем установлены также оттенки, среди которых указаны и блеклые.

Ширина флага относится к длине как один к двум. Флаг принял Верховный Совет Республики 24.08.1990 г. А 15.06.2006 г. Национальным собранием Армении был принят новый закон, содержащий положение о флаге Республики Армения.

Что означает армянский флаг?

Современный флаг

По поводу значения цветов существует несколько интерпретаций. Приведем две из них.

Первая отражает значения, утвержденные в Конституции Армении. Там сказано, что:

Вторая концепция имеет некоторое отличие и выглядит таким образом:

Ранние символы

Реконструкция флага Арташесидов

Современный, являющийся трехцветным армянский флаг имеет мало общего с ранними символами Армении. В старые времена использовали покрытый резьбой деревянный шест, на котором изображали таких животных, как орел, лев, а также дракона. Мог быть и «таинственный божественный символ».

Их использовали лишь для битв, втыкая перед началом военных действий недалеко от поля боя. Позже, особенно вслед за принятием армянами христианства, флагами стали пользоваться разные правящие династии. Так, у династии Арташесидов имелось красное полотно, на котором были изображены два орла. Они смотрели друг на друга и были разделены цветком.

Начиная с XVII века

Торговый флаг 17-18-го века

В 1688 году армянские купцы заключили с британской Ост-Индской компанией соглашение, в соответствии с которым им было дано право на использование собственного кормового флага на своих судах.

Сохранилось его описание, свидетельствовавшее о том, что флаги на кораблях были красно-желто-красные, в их центре находилось изображение агнца Божьего. В большинстве портов в Индийском океане такой армянский флаг пользовался уважением. После того как Армения была разделена между Османской и Персидской империями, некоторое время у нее не было своего флага.

В 1885 году Гевондом Алишаном, католическим священником из Армении, в ответ на просьбу, поступившую от Армянской ассоциации студентов Парижа, был разработан проект нового флага. Именно под ним представители ассоциации участвовали в похоронах Виктора Гюго, великого французского писателя.

Это был имеющий горизонтальное направление триколор, который напоминал современный флаг Болгарии, только перевернутый. Красная и зеленая полосы символизировали Пасху, а белая предназначалась для создания визуального эффекта.

В Закавказской республике

По итогам русско-персидской войны в 1828 году персидская часть Армении перешла к Российской империи. После того как Российская империя распалась, Арменией была провозглашена независимость и произошло объединение с Азербайджаном и Грузией. Вместе они образовали Закавказскую республику, которая просуществовала не больше чем один год.

Официально у этой республики не было государственных символов. Но некоторыми историками признается флаг Закавказской республики. Это был горизонтальный триколор, состоявший из трех полос – золотой, красной и черной, напоминавший германский флаг.

Республика прекратила свое существование в мае 1918 года, после того как были провозглашены Грузинская и Азербайджанская демократические республики и Первая Республика Армения.

В Демократической Республике Армения

После обретения независимости в этой республике появился близкий к современному вариант триколора. Независимым государством для армянского флага были выбраны цвета династии Рубенидов завершающего периода (Киликийское царство). Это красный, синий, желтый.

Флаг Сарьяна

Поступало также предложение о принятии в качестве государственного радужного флага, но оно было отвергнуто. Его прототип находится в Ереване, в доме-музее знаменитого художника Мартироса Сарьяна.

Цвета флага были несколько изменены после доклада, который был прочитан в Национальном собрании республики С. Малхасянцем, выдающимся армянским филологом. Желтый было решено заменить на оранжевый по той причине, что комбинация красный-синий-оранжевый является более приятной для глаз. Соотношение сторон флага выглядело как два к трем.

В советской Армении и Закавказской СФСР

Флаг Закавказской Республики

Армянская ССР была провозглашена 29.11.1920 г. А 02.02.1922 г. Первым съездом советов этой республики принимается новый вариант армянского флага, являвшийся частью новой республиканской конституции. Однако данному варианту было суждено просуществовать всего лишь один месяц.

Это связано с образованием новой республики 12.03.1922 г., Закавказской СФСР, объединившей в себе Армянскую, Азербайджанскую и Грузинскую советские социалистические республики. 30.12.1922 г. новая республика вошла в состав СССР в числе четырех.

Ее флаг выглядел как красное полотнище, на котором внутри звезды были изображены серп и молот, а под ней стояла надпись «ЗСФСР». Эта республика была упразднена в 1936 году.

В Армянской ССР

Флаг этой республики, как одной из республик, входивших в состав Советского Союза, был представлен в 1936 году. Он выглядел следующим образом. На красном полотнище располагались серп и молот желтого цвета. Под ними находилась аббревиатура, обозначающая название республики на армянском языке. В 1940 году аббревиатура была несколько изменена.

Уже в 1952 году Арменией представляется новый вид флага. Аббревиатура на нем была удалена, а вместо нее была помещена горизонтальная синяя полоска.

В таком виде флаг существовал вплоть до 1990 года – за один год до того, как развалился Советский Союз. 23.08.1990 г. Арменией была принята декларация независимости. Сразу же после этого ей был возвращен триколор досоветского периода. Во время Второй мировой войны флаг Армении был использован лицами армянского происхождения, которые служили нацистской Германии в Армянском легионе вермахта.

Армянский флаг: фото, значение символа и история на News4Auto.ru.

Наша жизнь состоит из будничных мелочей, которые так или иначе влияют на наше самочувствие, настроение и продуктивность. Не выспался — болит голова; выпил кофе, чтобы поправить ситуацию и взбодриться — стал раздражительным. Предусмотреть всё очень хочется, но никак не получается. Да ещё и вокруг все, как заведённые, дают советы: глютен в хлебе — не подходи, убьёт; шоколадка в кармане — прямой путь к выпадению зубов. Мы собираем самые популярные вопросов о здоровье, питании, заболеваниях и даем на них ответы, которые позволят чуть лучше понимать, что полезно для здоровья.

news4auto.ru

Долгиновская Мара найдена  между деревней Долгиново и Жары, Вилейский район. Это каменная женская фигура из серого гнейсового валуна ростом 173 см, размахом рук 107 см, и толщиной всего 20-25 см.

Она в в длинном платье, с грудью и выпуклым изображением ребенка на животе. На ее спине высечены  четыре креста с перекладинами на концах.

Согласно этнографу историку из Латвии, Гунтиу Эниньшу, в народном фольклоре такой крест называют “крест крестов”, “огненный крест”, “крест Мары”.Символ мары

Кстати, на территории Украины во времена язычества и раннего христианства, такие подвески, где “крест Мары” заключен в круг, были очень популярны. Их считают солярным символом, который затем принял на себя значение христианского креста.

Но, глядя кресты Долгиновской Мары, возможно это не совсем так.

Может древние славяне носили такой крест, как символ Великой Богини?

А лунницы в сочетании с крестом это символ Великой Богини Луны и Солнца? Луна и огненный крест Мары?

В любом случае, память о древней богине настолько глубоко проникла в народное сознание, что прошла через столетия до сегодняшних дней. Пусть даже в виде кукол Морены и Мары в народных празднованиях и песнях.

В древней Латгалии же известно,что Мару почитали как покровительницу браков и свадеб. А ее теневая сторона отразилась в опекающею загробный мир богине. Но для живых она была покровительницей рода, его продолжения в детях и конечно же женщин.

Как и многие языческие божества, с приходом христианства, Мара перевоплотилась в персонажа низшей демонологии – “демона” смерти.

Но мы часто вспоминаем ее, когда говорим слова: марево, мор, морока, заморочить, выморочить. Даже такое современное слово “заморочка” и фраза “не морочь мне голову” – тоже от нее.

Кроме значения марево, густой туман, дымка, слово “мара” означает  также призрака, привидение.

Как пример приведу отрывок из книги  “Некрещеный поп” Н.С. Лескова 1877 года.

“Що вы, дурни, за марою ходите? — я дома лежу со своею жинкою; а это вас мара водит. Дайте ей всякий по одному доброму прочухану наотмашь, — она враз и рассыпется.”

Любопытно, что в белорусском языке мара имеет значение мрія (надежда).

А кикиМОРА,, болотно-лесной дух, тоже отсюда?

Я часто напоминаю о родственности богинь кельтского пантеона, как следствии “кельтской вуали” на территории Украины во 2-4 веке н.э., где Макош, по тем данным, что дошли до нас по народному творчеству и этнографии, близка по функциям и ритуалам с Бригиттой.

В случае с Марой, параллель можно провести с богиней-феей Морганой, которая точно также наводит марево-туманы в британской традиции.  

Интересно, что в белорусском фольклере, Мара могла стать любовницей смертного мужчины и даже родить от него ребенка. Британская Моргана, по одной из версий легенды, также родила от короля Артура сына.

Возможно, все они имеют общий праиндоевропейский корень “mori- болото”  и достались нам в наследство из глубокой общей древности, когда Богиня туманов, морока и болот была общей для всех праиндоевропейцев.

В любом случае изображение Богини с ребенкам на руках имеет свою долгую историю и скрывается в глубине веков. 

Увидеть долгиновскую Мару можно в Институте геологии Национальной академии наук Беларуси.

 

 

Поделиться в соцсетях

 

moonshaman.com

Символ мары

Ноябрь — месяц особенный: по календарным датам ещё осень, а по погоде — самая настоящая зима — и по народному календарю именно в ноябре и наступала зима.

У славян таким переломным днём было 25 ноября, который почитался днём Марены. Считалось, что в этот день всегда стоит отвратительная погода — дождь, снег, ветер. В этот день запрещено было творить какие-либо славословия и жертвы богам, так как все они невольно приносились бы Марене.

Обрядовая пища: кисель, оладьи, морковь, репа.

Леля, Жива и Марена – три дочери Сварога и Лады. И было у них также по три брата-близнеца, одного из которых мы хорошо знаем – это Перун, а об остальных приходится только догадываться (хотя бы по аналогиям с египетскими мифами).

Марена вначале была женой Даждьбога, сына Перуна и русалки Рось, но впоследствии стала известна под именем Василисы Прекрасной, жены Кощея (аналога бога-трикстера Локки в ирландских и скандинавских мифах). А женой Даждьбога стала Жива (Тара). Именно Даждьбог чаще всего ассоциируется в сказках как Иванушка Царевич.
Символ мары

Вот, что пишется в древнеславянском мифе о союзе Даждьбога и Мары:

Первая жена Даждьбога Майя Златогорка после смерти ушла в Навь, где дух ее слился с духом богини Смерти – Марены, после чего, видимо и приглянулся Марене Даждьбог. Тогда Марена приворожила Даждьбога и в его сердце поселилась любовная тоска.

В то время к Марене сватался Кащей, но Дажьбог так распалился страстью, что решил отбить у соперника прелестницу. Однако Марена не собиралась становиться женой Дажьбога. Замуж она хотела только за Кащея, ибо он был знатного рода — шутка ли, сын Вия и Матери Сырой Земли, внук самого Черного Змея. А Тарх Дажьбог всего-то сын русалки.
Символ мары

Когда Тарх стал слишком уж ее донимать, она предложила ему выпить заговоренный мед. Только Дажьбог его выпил, у него на голове заветвились рога — и Дажьбог обратился в Златорогого Оленя (об этом событии люди вспоминают в середине лета, в день Медового Спаса).
Символ мары

Вновь обратила Марена Златорогого Оленя в Тарха Дажьбога только после того, как Перун пригрозил испепелить ее молнией. Не смогла устоять перед влюбленным Дажьбогом Марена и вышла за него замуж. Но после свадьбы Марену похитил у Дажьбога оскорбленный соперник Кащей. Дажьбог пустился в погоню за похитителем, но Марена и Кащей всякий раз обманывали его — сбрасывали в Пекло, обращали в Камень, и в конце концов распяли на Алатырской горе (Эльбрус(?) http://rodonews.ru/news_1295887294.html , Алатырь, «всем камням отец», «пуп земли» в славянской Традиции, стоит на Буяне-острове. Под Алатырем сокрыты истоки всех рек и начала всех дорог. Алтарем и троном служит Алатырь верховным богам, и потому любой трон и любой алтарь в Среднем Мире — лишь отражение Алатырь-камня. Магический алтарь — камень, на котором совершается жертвоприношение, — суть отражение Мировой Горы, или камня-Алатыря

Песни о Дажьбоге, Марене и Кащее воссозданы на основе былин о Добрыне и Марийке Кайдаловне, Потыке и Марье Белой Лебеди, а также сказок об Иване-Царевиче и Марье Моревне и иных подобных. Ссылки есть в «Русских Ведах» (М., 1992).
Символ мары

Имя славянской богини зимней стужи и смерти Марены (Мары) восходит к общему индоевропейскому корню «мармор», связанное со смертью (мором).

В переводе с санскрита «mara» значит «убивающий», «уничтожающий». Не случайно в буддийской мифологии «Мара» — божество, персонифицирующее «зло» и все то, что приводит к смерти живые существа. Он (Мара) искушал Будду под деревом Бодхи и создавал препятствия на духовном пути всех Бодхисаттв, стремившихся к «просветлению». Согласно буддийским мифам, божеству Маре подчинено огромное количество демонов ненависти и вожделения (рассматриваемых буддийскими философами прежде всего как персонификации различных аспектов человеческой психики); также он (буддийский Мара) имеет дочерей, воплощающих собой сексуальные страсти.
Символ мары

Древне-кельтские мифы повествуют о богине войны Морриган (ирландское — Морригу), появляющейся на полях битв и предвещавшей смерть. Чаще всего она принимала облик вороны; именно в таком виде она уселась на плечо героя Кухулина, когда тот погиб в бою против армии королевы Медб (королевы Коннахта, яростной женщины-воительницы).
Символ мары

В цикле легенд о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола важное место занимает образ Морганы ле Фэй, сводной сестры Артура. Во всех британских вариантах мифов о легендарных рыцарях она представлена заклятым врагом Артура, часто виновницей его гибели. Однако после кровавой битвы под Солсбери, стоившей жизни большинству рыцарей Круглого Стола, когда король и его мятежный племянник Мордред поразили друг друга, Моргана была одной из трех женщин, которые на черном корабле увезли смертельно раненного Артура в Аваллон (ее спутницами были королева Северных Штормов и королева Потерянных Земель). Некоторые варианты мифов гласят, что Моргана ле Фэй (держащая в руке яблоневую ветвь — символ изобилия) является владычецей Аваллона («Яблоневого Острова» – остров Буян (?)).
Символ мары

В славянских мифах и легендах часто встречаются персонажи, носящие такие имена, как Мара, Маря, Маруха, Мора (и близкое к нему Кикимора), Марена, Морена, Марана, Маржана, Маржена и т.п., связанные (по первоначальному этимологическому сходству или по вторичному звуковому уподоблению) с олицетворениями смерти, а также с сезонными ритуалами умирания (а затем восресения) природы.

В весенних обрядах славян Мареной называлось соломенное чучело — воплощение смерти и зимы, которое топили (разрывали, сжигали), что призвано было обеспечить хороший урожай. В русских деревнях в Купальскую ночь сжигали на костре чучело Мары-Марены [это символично тому, как происходит в природе: из мертвой смерти (зимы) и живородится жизнь (весна)]. Есть также и версия, что имя Мары в купальских обрядовых песнях впоследствии было частично вытеснено именем Марьи (Марии)…

 

Символ мары

В западнославянской мифологии известна польская Маржана, отождесвляемая хронистом XV века Я.Длугошем с римской богиней подземного мира Церерой; чешская Морана, отождествляемая с греческой богиней мрака и чародейства Гекатой [древние авторы, говорящие о божествах славян-язычников, упоминали о Марене как о богине вроде Гекаты и Деметры — одновременно, смерть и плодородие]. Белорусская Мара — «нечисть» [т.е., не «белосветное» божество ], сходная по функциям с Марой низшей мифологии народов Европы, олицетворяет собой, в частности, злой дух, садящийся ночью на грудь спящего и вызвающий удушье (в Средние Века ассоциировавшийся также с инкубами и суккубами). Представление о Маре как о воплощении ночного кошмара запечатлено в польском «zmora» («кошмар»), француском «cauchemar» («кошмар»), английском «nightmare» («кошмар»; от «night»).

 

Символ мары

Мара — одно из самых древних, таинственных и «смутных» божеств в славянских языческих поверьях. Мара — богиня в облике высокой женщины или, напровтив, сгорбленной старухи, но с длинными распущенными волосами. Иногда — красивая девушка в белом, иногда женщина, одетая в черное и рвань, а также космата. Тем не менее, Мара в русских повериях не столько воплощенный ночной кошмар, сколько воплощенная судьба, ведающая перемены в судьбах обитателей дома (она как призрак часто появляется часто в доме). Слово «Мара» также означает и «туман, мгла, марево». В этом Мара схожа с «Белой Женщиной», повсеместно означающей смерть и предвещающей несчастья.
Символ мары

Мара это также и Полудница — красивая девушка в белом, появляющаяся среди зреющих хлебов. Образ Мары в славянских поверях в соответствии и со значением ее — призрачен. Остались только отрывки каких-то испостасей. Это туман и марево, влияние на судьбы людей, появление только в определенное время — в полдень дня или года, в полночь дня или года — переломы года таким образом сочетаются и с переломами судьбы человеческой. Проведено много исследований на тему трактовки общеиндоевропейского корня «mr», связанного с санскритским — «mrtis», латинским — «mors», русским «съ-мьрть». Считается, что в образе Мары-Марены-Мораны отразился древний архетип, связанный со смертью. В образе Мары видят как сочетание рождения и плодородия, так и смерти, необходимой для обновления и продолжения Жизни на Земле.
Объединяют также Мару-Вселенную, Мару-Судьбу, Мару-Женщину и Мару-Дерево. Полагая, что в мифологическом мышлении Судьба человека может представлять собой «долю», Часть Вселенной (подобной ему) и быть отдельным существом (двойником, огнем, растением). Мара также — смерть, море, мрак, мир; душа и доля; источник и конец бытия; божество, наделенное универсальной властью, особенным образом влияющее на судьбы людей.
Символ мары

Если рассматривать «мифологический» уровень понимания Изначальной Традиции, то следует упомянуть, что, согласно одному из мифов, Марена является дочерью Черного Змея (охраняющего переход из Яви в Навь по Калинову Мосту) и внучка Ящера, владыки Подземного Мира, которую взял замуж Кощей (одна из ипостасей Чернобога), ее родной брат по отцу; от Кощея Марена родила дочерей Водяницу, Ледяницу, Снежану, Немочу, Замору и других, связанных с умиранием, неурожаем, скотьим мором итп; сопровождают Марену «мары» — бестелесные навии («навки»), вестницы смерти.

Время года, которому покровительствует Марена — зима, сторона света — запад (где умирает Солнце), время суток — ночь (лучшее время для темного колдовства)…Есть День Марены (Навий день) и весной — 1 марта, когда сжигают чучело Мары, обряд прощания с зимой и встреча Весны.

 

Современный неоязычник, как правило, знает о Марене только одно — это «Богиня смерти». Ну и, соответсвенно, верит в легенды о Ее «борьбе» со «светлыми Богами» — благо авторы разной степени талантливости от М. Семеновой до А. Асова, насочиняли уже достаточно много по этому поводу — в зависимости от характера принимая сторону той или иной стороны.

Справка: Инглии́зм (полное название: Древнерусская Инглиистическая Церковь Православных Староверов-Инглингов ) — новое религиозное движение , одно из направлений в славянском неоязычестве . Родственно родноверию . Древнерусская Инглиистическая Церковь Православных Староверов-инглингов никогда не была официально зарегистрирована религией в России .

1.
Символ мары

Но наряду с упоминанием Марены Абрахамом Френцелем, среневековым автором, как «De Marzana, Dea Morte, Dea Mortis», т.е. Богини смерти, имеются и другие сопоставления, сильно отдаляющие нас от славянского аналога «старухи с косой». Чешский автор глосс к «Матери слов» сопоставляет Марену с Прозерпиной — не только владычицей подземного мира, но и подательницей плодов. Ян Длугош сравнил ее с Церерой — Богиней плодородия, и это проясняет для нас вопрос, почему к Марене могли обращаться за помощью в «усстрении свадьбы» (грамота от Милуши, см. ниже).
Балтский аналог Марене, Мара или Маря (13) , сливается в один образ с Богиней Судьбы и родов Лауме — в славянской мифологии ей соответсвует Мокошь (?).

2.
Символ мары

Справка: Мокошь ( Макошь ) — женское божество в восточнославянской мифологии , покровительница женского начала, плодородия, прядения и ткачества. В её ведении находилось прядение. Мокошь — единственная богиня древнерусского пантеона, чей идол стоял в Киеве на вершине холма рядом со статуями Перуна и прочих божеств. Считалось, что богиня покровительствует прядению, наказывает тех, кто работает в пятницу . Её соотносят с греческими богинями судьбы Мойрами , прядущими нити жизни, и германскими «пряхами судьбы » — Норнами ). Имела связь с Рожаницами , Суденицами, Долей и Недолей (они считались её помощницами). Память о Мокоши на Украине и на Русском Севере хранилась до XIX века. В жертву ей приносилась пряжа, выбрасывавшаяся в колодец (ритуал назывался «мокрида»). Дольше всего воспоминания о Макоши (Мокоши) сохранялись на Русском Севере. В процессе христианизации ее образ слился с образом Параскевы Пятницы(бабья святая, «так как повсюду наши крестьянки считают ее своей заступницей»). Впрочем, в быличках Макошь может выступать и под собственным именем. (из википедии)

3.
Символ мары

Современные латышские язычники-диевтурибы почитают Мару, как Великую Мать (14) . Возможно, то же превращение Мары-Марены в основной лик Великой Матери, Пряхи Судеб (Макошь?)(см. севернорусские мифы о прядущей море или кикиморе), произошло и в Новгороде, благо, население одного из трех древнейших концов Новгорода, Людина, составляли кривичи (15) . Кривичи же наиболее близки к балтам из всех славянских народов, даже само их название сопоставляют с названием языческих жрецов балтов — криве или креве — что косвенное подтверждают такие слова иноземной хроники:

«28 июля 1414 года в деревне Анкаим умер Креве-Кревайть (Krewe-Krewayto) по имени Гинтовт, 74-й первосвященник; с ним пал сан некогда очень важный в делах святых и судебных во всей земле Литовской, Пруссии, Литве, Жемайтии, Куронии, Земгалии, Ливонии, Латгалии и даже в землях кривичских руссов (Creviczensivim Russorum)» (16)

А поскольку для «кривичских руссов» Криве был авторитетом в «делах святых», то мы вправе распространить на них и почитание Марены, как Богини не только, и, может быть, не столько зимы и смерти, сколько судьбы и плодородия (17) . Тем более, что грамоты с ее именем найдены как раз в Людином конце, кривической части Новгорода.

Кстати, к проявлениям язычества в крещеной Руси относят и обычай насыпать покойнику в гроб зерен (17) —  «дань Марене», которую предполагалось платить зерном в грамоте 798 (см.ниже). Обычай это, как отмечают археологи, был особенно распространен в Новгороде. Здесь как бы объединяются темы плодородия и смерти. Молодоженов на свадьбе тоже осыпали (и сейчас кстати тоже принято) зерном…

5.
Символ мары

Обычай оставлять у святых мест молитвы-записочки сохранился на Русском севере едва ли не до наших дней. Отражением его является и коми обычай «кабала» (18) — когда колдун обращается к лесному духу в записке на бересте, которую выкладывает на урочное место вместе с подношениями — обычай явно заимствованый «заволочской чудью» у более культурных новгородцев. На Руси же существовал чуть ли не до петровских времен обычай класть в гроб с покойником письма (19) привратнику иного мира, которым почитали на Руси Николу — заместителя в этой должности языческого Волоса. Причем первым известным последователем этого обычая стал никто иной, как очередной выходец с балтийско-славянского севера варяг Шимон-Рюрик, учредитель и спонсор Киево-Печерского монастыря. И я полагаю, что сын Варяжского моря взял с собой на тот свет не византийский пергамент — а бересту, бересту, на которой «людии новгородские от рода варяжска» писали письма — друг другу, и, как теперь выясняется, своим Богам…
Не смотря на такой серьезный смысл имени Марена, в славянских семьях называли девочек этим именем. Не боялись гнева богини, ну или так пытались ее задобрить, чтобы она не насылала мор на их род – не известно.

В новгородских грамотах 794 (1) , 798 (2) , 849 (3) и 955 (4) , датируемых XII веком. упоминается некая Марена.

6.
Символ мары

В грамоте 794 Петр (некоторыми авторами предполагается, что новгородский боярин Петр Михайлович) просит Марену оказать влияние на князя (!), когда тот станет наделять купцов (чем и как непонятно, вообще, грамота сохранилась фрагментарно, а прорисовки на » http://gramoty.ru/» куда-то делись, причем в этой связи упоминает мор, прошедший зимою. По грамоте не понятно связан ли был мор с именем зимней богини, перевод грамоты можно истолковывать по разному «…Марена, вразуми князя нашего, который дары купцам раздавать собрался. Зимний гнев Свой напомни…» То ли это все таки обращение к Марене-богини зимы, то ли это обращение к княгине Марене, которая по каким-то нам не известным причинам лютовала именно зимой.

7.
Символ мары

В грамоте 798 некий Завид требует от неизвестного адресата, чтобы он (она?) велел(а) тому из «воих сыновей», у которого есть зерно, отдать дань Марене. «…скажи сыновьям, кто сможет, пусть зерно за меня принесет Марене-Государыне в дань!..»
В грамоте 849 Петр (возможно, тот же, что и в первой грамоте) — велит какому-то Демше выдать шесть гривен Микуле Кишке — но только «перед Мареной» — …Демша, ты шесть гривен Микуле только перед кумиром Матушки давай. Может, хоть Ее побоится, шильник! А Ярьке не давай, у этого ничего святого нету!..

8.
Символ мары

Любопытнее всего четвертая грамота, с которой связан ряд забавных недоразумений (5) . Общая же суть в том, что женщина по имени Милуша, обращаясь к Марене, говорит, что Косе Великой (по предположениям ученых, дочери Милуши), «выйти бы за Сновида». Ниже снова написано имя Марены с ласкательным суффиксом и разукрашенной, будто в летописи заглавной буквой, а потом… вот тут-то и причина недоразумений! — написано «пей пизда и секыль». Журналисты в простоте своей решили, будто Милуша кроет матом адресата письма. Стоило ради этого разукрашивать имя Марены столь любовно? Ученые же вносят в вопрос ясность: «Оказывается, что в русском эротическом фольклоре есть такое же точно восклицание, как в этом письме Милуши : «пей + любое обозначение вульвы».

13.
Символ мары

Это глубоко архаичный образ, восходящий к фундаментальному индоевропейскому мифу об оплодотворении Земли, Матери-Сырой-Земли, Деметры и др. — активным началом: Деушем, Зевсом, Юпитером и др. Земля пьёт дождь, проливающийся с неба, и плодоносит. Современное выражение «дождь напоил землю». Не случайно Зевс оплодотворяет Данаю в золотом дожде. Есть работа Никиты Ильича Толстого о белорусском фольклоре, где есть выражения: «пьян, как мать» и «пьян, как земля» (имеется в виду напоённость Матери-Сырой-Земли).
Таким образом, восклицание: “пей, мать”, “пей, земля” и даже “пей, п-да” — надо понимать как сакральное заклинание с древним, глубоко поэтическим смыслом: «да наполнится, да будет напоено оплодотворяющим началом рождающее лоно!» В устах Милуши почти наверняка это цитата из «срамной песни», которая будет звучать на свадьбе, и она хочет сказать: «Маренка, да пусть же свадьба состоится!» (6)

9.
Символ мары

Сейчас археологи нашли уже дом Марены и Петра: богато украшенная утварь, пряслице с именем Марены и другие артефакты. Они укладываются во временной интервал 20-х—70-х годов XII в. В 1155 году Пётр и Марена выдали дочь замуж за сына Юрия Долгорукого — это один из всего двух случаев в древнерусской истории, когда князь женился не на княжне. Отсюда делается вывод, что перед нами письмо к знатнейшей даме древнего Новгорода, породнившейся с княжеским домом.

10.
Символ мары

В неоязычестве Марену и снабдили множествами детей, которые отвечают за бедствия, эпидемии и прочие беды — навии. Её наделяют такими символами — Черная Луна, груды разбитых черепов и серп, которым она подрезает Нити Жизни. Марена воплощает собой торжество Мари — «Мертвой Воды» (Воли к Смерти), то есть Силы, противоположной Животворящей Солнечной Яри. Но Смерть, даруемая Мареной, не есть полное прерывание Токов Жизни как таковой, а — лишь переход к Жизни Иной, к новому Началу, ибо так уж положено Родом Вседержителем, что после Зимы, уносящей с собой все отжившее, всегда наступает новая Весна… Но даже после ухода Зимы-Смерти с людьми оставались ее многочисленные слуги — мары.

14.
Символ мары

По преданиям древних славян, это злые духи болезней, они носят голову под мышкой, бродят по ночам под окнами домов и шепчут имена домочадцев: кто отзовется на голос мары, тот умрет. Германцы уверены, что маруты — духи неистовых воинов. Шведы и датчане считают их душами умерших, болгары уверены, что мары- души младенцев, умерших некрещеными. Белорусы верили, что Морана передает умерших Бабе-Яге, которая питается душами мертвых. На санскрите слово «ahi» означает змей, змея.

11.
Символ мары

Соломенное чучело, которое до сего дня кое-где еще жгут во время праздника древней Масленицы в пору весеннего равноденствия время, принадлежит Морене, Богине смерти и холода. И каждую зиму она берет власть. И чтобы как-то оградить себя от Марены и показать ей, что её не боятся, припугнуть, прогнать подальше, славяне собирались всем миром и шли в самое гибельное место — на лесное болото. Ведь так же считалось, что именно в лесных болотах гнездится всякая нечисть (Мора- Кикимора), принадлежащая к свите тёмного божества.

12. капище Марены
Символ мары

На это болото приносили пылающие головни и тушили их в елани (незамёрзшей трясине), чтобы символически «дать отпор» богине зимней стужи и смерти. Ведь впереди были длинные ночи и короткие дни без солнца, с самых незапамятных времён считавшегося противником всех тёмных сил и другом людей.

Символом Мары является знаки воды, выраженные двумя волнистыми линиями. Из воды человек приходил и по некоторым погребальным обычаям, в воду человек уходил, что бы переродиться (кстати, есть замечательная книжка по поводу древних захоронений).

 

[источники]

http://mykola.ru/archives/960

http://www.liveinternet.ru/users/margo_rude_girl/post123267833/

http://www.liveinternet.ru/tags/%EC%E0%F0%E5%ED%E0/

http://vgostyahukudesnitsi.blogspot.com/2010/11/25.html

http://nirvanasite.org/blog/marena_vstupila_na_russku

http://ru.wikipedia.org/

Hhttp://infoglaz.ru/ttp:/mitrius.livejournal.com/380809.html

http://mykola.ru/ http://www.liveinternet.ru/

http://vgostyahukudesnitsi.blogspot.com/

ttp://nirvanasite.org/

http://www.diary.ruhttp://pagan.ru/

http://www.ctel.msk.ru/ http://sl

 

А вот еще несколько персонажей старинных верований:   Баба — Яга, костяная нога … или вот Драконы жили на Руси ?. А знаете например, Почему мы стучим по дереву ? И еще что было — Уход в Камень

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия — http://infoglaz.ru/?p=43565

masterok.livejournal.com