В каких случаях можно проводить освящение самостоятельно

Помещение со временем «пропитывается» энергетикой людей. Каждый оставляет за собой невидимый и не всегда позитивный след. Завистники, враги, недоброжелатели могут испортить настроение домашних или коллег и навредить ауре жилища или офиса. Как понять, что наступила пора «почистить» пространство?

Священники и оккультисты называют причины, которые становятся поводом для совершения ритуала:

  • Частые ссоры в семье или напряженная обстановка в рабочем коллективе могут свидетельствовать, что помещение необходимо почистить.
  • Смерть членов семьи. После того как покойник покинет дом, а душа отправится на небеса, следует освободить жизненное пространство от энергии смерти.
  • Новоселье – это повод пригласить священника или задуматься над тем, как освятить квартиру самостоятельно.
  • «Обновлять» помещение нужно и после ремонта.
  • Земельный участок перед постройкой дома требует освящения.
  • Детские капризы и страхи, беспокойный сон и кошмары. Если преследуют эти напасти, то энергетику квартиры срочно нужно «подлечить».

Часто люди, не обладая достаточными знаниями в области тонких материй, считают, что освящению подлежат только предметы или дома, «бывшие в употреблении». Но это далеко не так. Даже квартира в новостройке нуждается в проведении обряда. Он делает жильё пригодным для человека: положительная энергия, которую дают молитва, святая вода и сила огня, будет защищать от невзгод.

Освящение квартиры батюшкой

У наших предков существовала традиция освящать стройку дома на этапах его возведения: от фундамента до крыши. Поэтому мы до сих пор видим здания, возведенные задолго до нашего рождения. Молитвенное обращение к Высшим силам помогает укрепить и дух человека, и стены жилища. После того как дом построен, внутренние помещения, мебель и другие предметы обихода нужно очистить от негативной информации. Тогда переезд на новое место жительства доставит радость.

Важно помнить, что освящение всякой вещи – это неотъемлемое условие ее долговечности, что немаловажно для любой покупки.

Что понадобится для проведения ритуала освящения

Провести ритуальное очищение жилья несложно. Необходимый для обряда набор приобретают в ближайшей церкви или часовне. Итак, понадобятся:

  • Святая вода. Она необязательно должна быть крещенской (т.е. взятой непосредственно в этот день).
  • Ладан. Приобрести его можно в церковной лавке.
  • Свечки. Для проведения обряда нужно купить 4 штуки.
  • Ароматическое масло, желательно елей.
  • Иконка Николая Чудотворца или иного Святого. Можно взять образ своего небесного покровителя и обращаться за помощью к нему.

Чтобы сделать все правильно, можно предварительно посоветоваться с духовником или проконсультироваться с православным батюшкой в храме. Святой отец ответит на вопросы, подскажет последовательность действий. Расскажет, как пошагово провести освящение квартиры или любого другого помещения. Купив необходимое, постойте у иконы Чудотворца, перекреститесь троекратно. Зажгите свечи и прочтите следующие слова:

Текст молитвы заучивать не нужно. Главное условие – она должна идти от сердца. Только так можно рассчитывать на отзыв Всевышнего. Придя домой, нужно зажечь еще одну свечу, воскурить ладан или другие сильные ароматические вещества. Держа в руке источник очистительного огня, пройтись по всем уголкам квартиры, не забывая про подсобные помещения и коридор. Говорить следующие слова:

Молитву записать на листочке бумаги, или выучить наизусть. Читать очистительную мантру следует 3 раза. Уже через несколько минут вы почувствуете, как уходит из сердца тяжесть, становится легче дышать. Ровное пламя и отсутствие чада – свидетельство совершившегося очищения. Для закрепления результата троекратно окропить углы святой водой. Не забыть про пороги квартиры: теперь в дом уже не войдут люди с дурными помыслами. Проводить ритуал священники рекомендуют в четверг – этот день считается благоприятным для подобных действий.


После того как очищение квартиры завершено, нужно умыться и совершить своеобразный обряд помазания: нанести на лоб и руки немного ароматического вещества. Сильный запах елея долгое время будет защищать от негативных воздействий извне.

Подготовка к ритуалу

Только человек с открытым сердцем и доброй душой способен победить силы тьмы и зла, поэтому к ритуалу нужно готовиться заранее. Вот советы, которые дают священники.

  • Перед обрядом три дня выдержать строгий пост.
  • Посетить храм, исповедоваться и причаститься.
  • Изгнать из сердца дурные помыслы.
  • Привести мысли в порядок и дать душе успокоение.

Различные варианты самостоятельного освящения жилища

Для очистки жизненного пространства необязательно использовать полный набор специальных средств по нейтрализации негатива. Избавиться от темной энергии поможет:

  • Чтение молитв
  • Окропление жилья святой водой
  • Очищение огнем

Эти ритуальные действия работают даже по отдельности.

Огонь

Свет маленькой свечи способен развеять большую тьму и прогнать бесов, поэтому такой сильный обряд, как освятить квартиры свечкой в домашних условиях, под силу даже неофиту. Эзотерики рекомендуют использовать иерусалимский пучок, освещенный в Храме Гроба Господня. Считается, что он обладает силой, помогающей изгнать нечисть и бесов, нейтрализует негативную энергетику. Такой обряд – самый сильный.


Освящение квартиры батюшкой

Хозяин квартиры должен пройтись с горящим факелом по периметру, мысленно обращаясь к Господу, Высшим силам и Николаю Чудотворцу. В некоторых источниках рекомендуется обойти жилище с этими свечами троекратно. Но желательно проводить обряд до тех пор, пока источник огня не перестанет коптить. Как только пламя станет ровным, погасите его.

Молитва

Молитва лечит, дарует душе спокойствие и очищает пространство вокруг человека. Божественное слово позволит изгнать из дома болезни, скорбь и несчастья.

Перед прочтением обращения к Господу и его помощникам, рекомендуется зажечь свечу, поставить ее в центре комнаты. Вот текст сильнейшего заклинания к Николе Чудотворцу:

Обращаюсь к тебе, Святой Николай. Чудесами своими ты являешься нам. Помоги мне очистить свой дом от собственной и насланной скверны. От ругани и погани, от злобы и зависти, очисти мой дом. Свечой и святою водой, очисти мой дом. От черни бесовской и мысли порочной, очисти мой дом. Так пусть же гнездится в нем мир да любовь. Да будет так. Аминь!

После прочтения молитвы постарайтесь вести себя соответственно: не впускать в сердце гнев, не ругаться с ближними, не браниться. Только так можно рассчитывать на помощь Высших сил.

Вода

Священники советуют святить дом регулярно. Даже делая влажную уборку, мы совершаем ритуал. Использование воды позволяет очистить ауру помещения. Не ленитесь, окропляйте троекратно жилище каждый четверг. И уже через неделю вы почувствуете, что атмосфера в семье станет лучше: прекратятся ссоры, дети будут меньше болеть, завистники обойдут дом стороной, укрепится материальное благосостояние.


Ритуалу предшествует посещение церкви, где необходимо взять святой воды.

Текст  молитвы, обращенной к Николаю Заступнику:

Чудотворец Николай, Спаситель и Защитник. Мы, все живущие в общей обители, просим тебя о святом благословении.

Пусть будет светло и спокойно, без ссор и нелепой вражды. Пусть радостно станет, довольно, об этом и молимся мы.

Пусть ангел наш дом не покинет, и чудо твое снизойдет. В сердцах доброта не остынет, и Царствие Божье придет.

Да будет воля твоя. Аминь!

Проговорив эти слова, сделайте три глотка святой воды. Сила умножится, если в молебне будут участвовать все члены семьи.

Крещенская вода

Особой мощью, обладает т.н. «крещенская вода» ‒ о ее волшебных свойствах ходит немало легенд. Эта влага способна исцелять от различных недугов. Ее можно взять в храме не только в праздничный день. Священнослужители говорят, что в Сочельник вся вода на Планете становится святой. Использовать ее для очищения жилища нужно, когда другие средства не помогают.

Освящение квартиры батюшкой

Если человек не может сам совершить чин, то следует позвать специалиста.

Итак, Вы решили освятить квартиру батюшкой, что для этого нужно?

  • Перед приходом духовника навести порядок. Предусмотреть место для личных вещей, с которыми он придет
  • Избавиться от лишних и ненужных предметов.
  • В доме должны быть иконы и церковные свечи.

Освящение квартиры священнослужителем

Когда требуется проведение ритуала?

  • В квартире жили люди, которые не верили в Бога.
  • Члены семьи не ладили друг с другом, ссорились, пьянствовали и сквернословили.
  • Есть подозрение, что в жилом помещении занимались черной магией или ворожили.
  • Офис, в который переехала фирма, освободился по причине банкротства предыдущих хозяев.
  • Если в доме совершено убийство или иное насилие над личностью.

Миряне задаются вопросом: сколько же стоит освятить квартиру, если обряд проводится батюшкой? Получить ответ на него можно непосредственно в храме. Стоимость обряда варьируется по нескольким причинам:

  • Во-первых, цена зависит от региона, в котором находится жилище или иной объект.
  • Во-вторых: удаленность церковной инфраструктуры.
  • В-третьих: на цену влияет платежеспособность людей.

Уточнить вопросы можно как у помощников священнослужителя, так и в церковной лавке. В большинстве храмов, в особенности это касается сельской местности, нет точного «прейскуранта» на услугу. Деньги за освящение – своеобразное пожертвование человека на церковь и ее нужды. Батюшка может попросить с мирянина чисто символическую сумму, видя, что семья в бедственном положении. Многие священники считают, что вопрос об оплате «работы» неуместен. Сам верующий должен решить, сколько отдать за тот или иной церковный ритуал, будь то освящение квартиры, крещение ребенка или отпевание усопшего.


Очищать жилище от негатива нужно как можно чаще. Используйте ароматические масла и курите в квартире ладан. Эзотерики советуют каждый вечер ненадолго зажигать в доме свечу, чтобы «сгорали» все неприятности и проблемы, накопленные за день. А тихая молитва, произнесенная перед сном, поможет спокойно уснуть и очистит пространство вокруг спящего.

vseobryady.ru

Освящение жилища – обряд, призванный снискать Божье благословение на всех в нем живущих. Сама квартира, в отличие от воды или иконы, святой при этом не становится, и все происходящее в ней зависит лишь от воли и веры ее временных обитателей.

Чтобы совершить обряд, необязательно знать, как освятить квартиру самому, достаточно обратиться в ближайший храм или приход. Предварительно следует подготовиться: тщательно убрать квартиру, купить свечи, икону с ликом Спасителя нашего, если таковой в доме нет, и, возможно, наклейки с изображением креста. Последние нужны скорее для эстетической (рисуя крест от руки, можно вывести его не так красиво, как напечатают в типографии), чем для сакральной стороны обряда. Все эти предметы вполне доступны в любом церковном магазине.


Не стоит думать, что чем богаче будет образ, тем сильнее Благодать, здесь прослеживается зависимость лишь от степени воцерковления живущих и крепости их веры, надежды и любви — трех главных христианских благодетелей. Размышляя о том, как освятить квартиру, следует отрешиться от мыслей о престижности и прочих суетных побуждений. Впрочем, не грех, если икона будет красивой.

У некоторых людей существует в душе опасение, что приглашение священнослужителя будет делом дорогостоящим. Оно ложно, так как каких-то установленных расценок в Русской Православной Церкви не существует. Суммы, называемые, как правило, свечницами, носят ориентировочный характер, информация эта предназначена скорее для того, чтобы не вводить прихожан в излишние траты. Чаще возникает другая проблема: люди думают о том, как освятить квартиру побогаче, чтобы произвести впечатление на приглашенных гостей.

Если же, паче чаяния, найдется священник, который будет настаивать на какой-то конкретной сумме, то сведения о таковом наверняка заинтересуют Патриархию, не в самом благоприятном для него свете.

Итак, православный христианин должен помышлять, скорее, о том, как освятить квартиру, а вовсе не о денежной стороне вопроса.


Совершенно недопустимы в освящаемом жилище языческие амулеты, дикарские маски, и прочие атрибуты чуждых нашему народу религий.

Необходимо также подготовить священнослужителю «рабочее место», это просто — нужен лишь стол.

Обсуждая с близкими, как освятить квартиру, еще накануне следует настроиться на предстоящее торжество, радоваться ему и не допускать гневных мыслей, а тем более поступков.

Будет просто прекрасно, если обитатели жилища заранее ознакомятся с порядком церемонии, для того чтобы в ее ходе не возникло неловких ситуаций. Так, нужно знать, что у батюшки испрашивается благословение, а также то, как это делается, и что после его получения нужно поцеловать его десницу, а после завершения молебна – крест.

Разумеется, нет необходимости учить на память все молитвы, но уж «Отче наш», «Символ веры» и «Богородицу» каждый, считающий себя православным, знать обязан, как и то, при каких словах следует осенять себя крестом.

Наклейки или рукотворные изображения креста наносятся на стены над входом и в углах каждой из комнат, после чего помазываются елеем.

Вся обстановка окропляется святой водой, которую не следует спешить тут же обтереть. Поэтому если есть предметы, боящиеся прямого воздействия влаги, их лучше убрать, чтобы мысли о них не отвлекали от сакрального смысла молебна.

В открытой печати существует множество советов о том, как освятить квартиру свечой, расставив в ней много икон. Сами по себе такие действия не греховны, но освящения жилища заменить не могут.

Храни вас Господь!

fb.ru

Подготовка к проведению обряда


В основании каждого церковного молебна стоит желание одухотворить деятельность того или иного человека. Христианин просит Бога о том, чтобы Он направил дела в истинное русло, приносящее пользу не только индивиду, но и его окружению. Православные верующие через обряд освящения получают божественное благословение, помогающее создать вокруг преисполненный любовью мир.

Освящением называют ритуал, через который в личную или церковную жизнь христианина вступает Церковь. Обряд приносит защиту от темной энергии, вселяя в сердца людей чувство близости к Господу.

Этот ритуал принято проводить после переезда в новое жилище или когда был закончен ремонт. Обряд разрешается делать самостоятельно, но в первый раз его лучше доверить святому отцу. Традиция освящения существует с давних времен, когда христианство только начинало распространяться по всему миру. Приверженцы Иисуса знали, что святая вода — атрибут, способный защитить дом и личное пространство от вмешательства нечистых материй.

Совет! Церковь рекомендует, чтобы этот божественный ритуал проводил священник, потому что он знает все нюансы и не допускает ошибок.

Батюшки наделены особыми правами, позволяющими совершать освящение. Мирянину нужно просто обратиться в ближайший храм и обсудить со святыми отцами время проведения обряда.

Прежде чем пригласить в дом священнослужителя, необходимо совершить следующие действия:

  • В жилище должен быть идеальный порядок.
  • Нужно выбросить лишнее и бесполезное, занимающее место в доме.
  • В квартире обязательно должен находиться иконостас, а также лампада или несколько свечей.
  • Святому отцу, пришедшему совершить ритуал, нужно освободить место для его церковных атрибутов.
  • Ритуал освящения занимает примерно один час, за движениями батюшки можно наблюдать со стороны. Самое важное — не отвлекать его от работы.

Чин освящения

Без божественного благословения и помощи Творца в жизни человека не будет происходить ничего истинно ценного и правдивого. РПЦ освящает жилища так же, как это делается в храмах.

  • Перед началом строительства обыкновенного дома в его основание необходимо заложить крест, а внутри помещения установить святые изображения, которые оповещают о нахождении здесь Господа и Его святых. В жилище разрешено проводить все церковные ритуалы, кроме Литургии и обряда священства.
  • Для ритуала с давних времен существуют особенные молебны. В Требнике начертаны чины: на «основание» и защиту от злых духов. Перед самим освящением используется малое водосвятие, дополненное применением елея, креста, свечей и Евангелия.
  • На каждой стене жилища изображают крест, призванный стать защитой от проникновения темной энергии, видимых и призрачных врагов. Во время ритуала Церковь вдохновляет христиан, говоря, что житие в освященном доме отныне будет под защитой Всевышнего.

  • После поется тропарь, рассказывающий историю вхождения Мессии в дом Закхея. Христос даровал спасение и хозяину и всем его родным. Подобным образом во время ритуала в дом входят служители Божьего Сына и могущественные Ангелы-хранители, оберегающие покой честного христианина.
  • Священнослужители, проводящие ритуал, смиренно просят Господа о даровании жилищу благословения и просвещения. Священник продолжает восхвалять Христа и Всемогущество Отца. К тому же он читает тайную молитву (не вслух) и просит о божественной защите. Священник призывает в своих молитвах Ангелов-хранителей, а также преподобного Киприана, сумевшего победить демоническое наваждение с помощью веры.
  • Далее, батюшка трижды проделывает крестное знамение над елеем, это способствует изгнанию сатанинских наветов. Батюшка окропляет святой водой все стены жилища, прогоняя бесовское влияние.
  • Он промазывает елеем те места, где ранее уже были начертаны кресты, являющиеся защитой и знамением победы добродетели. Ангелы-хранители, присутствующие на ритуале, поют молебны и просят Бога об изобилии в этом доме и даровании небесного благословения. Перед начертанием рядом с крестами возжигают церковные свечи.
  • Далее, батюшка читает священное наставление о том, как вести себя христианину в ново-освященном доме. Каждый верующий должен последовать завету царя Давида и идти по жизненному пути в непорочности собственного сердца.
  • В конце ритуала произносится ектения, где батюшка молит Господа о послании жильцам могущественного Ангела-хранителя, имеющего силы отстранить от дома всяческие беды.

Самостоятельное освящение

Если нет возможности пригласить святого отца, ритуал можно провести лично. Но перед этим необходимо посетить храм и получить благословение, без которого обряд не будет действительным. Для проведения потребуются иконы, церковные свечи и молитвенник с важнейшими текстами. Святая литература приобретается только в храмах, в других местах её нет.

Перед, во время и после ритуала христианин обязан придерживаться следующих правил:

  1. Читая молитву, следует мысленно обращаться к Всевышнему, Богородице, Христу, Ангелам-Хранителям или другим святым. Думы о пустом и бессмысленном способны повредить проведению ритуала. Следует сконцентрировать сознание на Боге и четко произносить каждое слово молитвы, видя в этих действиях истинный смысл.
  2. Образ жизни верующего должен приближаться к духовному. Следует отстранять отрицательную энергию от себя и собственного окружения, проявление дурных эмоций привлекает в дом неприятности различной степени. Посещение храма является необходимым условиям для христианина, стремящегося избавиться от нашествия страстей.
  3. Человек должен проявить искреннюю веру в Господа и забыть об эгоизме. Ему необходимо научиться дарить любовь каждому, даже врагу, и уметь радоваться достижениям других. Человеку нужно соблюдать священные заповеди и отстраняться от дурных помыслов.

Соблюдение этих правил позволяет провести ритуал на уровне священнослужителя. Сам же процесс освящения содержит некоторые особенности.

  • Чаша со святой водой, принесенной из церкви, находится в левой руке, правой же христианин разбрызгивает капли по стенам дома.
  • Обряд принято начинать с угла, находящегося на восточной стороне, движение происходит по часовой стрелке.
  • В качестве основной молитвы подходит самая знаменитая «Отче Наш». К тому же обряд можно дополнить другими: «Да воскреснет Бог» и 90 псалмом.
  • Освящение разрешено проводить в любой день, кроме пятницы.
Важно! Квартиры, в которых занимались развратом, пьянствовали, ругались и дрались, церковь называет нечистыми. Именно такие жилища следует освящать в первую очередь, потому что такие дома окутаны негативной энергией и являются вместилищем грязных демонов. Люди, находящиеся в подобных условиях, испытывают постоянные неприятности, сталкиваются с большими проблемами, а в их душе не бывает покоя.

Смысл обряда освящения

Этот ритуал есть полноценная защита от бедствий, провоцируемых вожделением и безверием. Освящение дома благословляет живущих в нем людей на праведные дела, а также охраняет от нападок всего дурного. Ритуал призывает людей не отлучаться от Небесного Отца и направлять жизнь в русло справедливости и закона Божьего.

Жизнь и благополучие в большой степени зависит от окружающей природы и духовной среды. Показатель религиозности народа влияет на состояние и поведение людей. Нравственный порядок портится в результате того, что человек теряет веру в Господа и отдаляется от Него, меняя вечную жизнь на мимолетные удовольствия плоти.

После ослушания первых людей в изначально чистый мир проникли болезни, страдания и смерть. Ритуалы освящения вызваны нуждой самой природы и потребностью человечества. Церковь протягивает руку помощи в деле духовного оздоровления и очищения от скверны и растлевающих грехов.

В настоящее время чрезвычайно важно проводить подобные ритуалы, потому что дьявол господствует в воздухе, пронизывающем пространство. Квартиры переполнены негативной информацией от телевидения, радио и прессы. Нечистая сила притягивает заблудшие души, обещая наслаждение, но обманывает и дарует только разочарование. Через тонкие миры в дома проникают бесчисленные легионы демонов, приносящие агрессию, злобу, месть и другие страсти.

Важно! Церковь дарует истинно верующим людям благодать, избавляющую от разрушительной деятельности нечистой энергии.

Необходимо понимать, что божественная энергия, происходящая от икон, святой воды, мощей и других церковных атрибутов, дарует силу только тем, кто это действительно заслужил праведной жизнью. В противном случае никакие ритуалы не помогут, они не действуют в качестве талисманов и бесполезны для нечестивцев и ханжей.

Освящение не действует, если в квартире заправляют пустые и праздные думы об удовольствиях плоти. Развратный и богохульный человек лично отрекается от Бога и Его помощи, оставаясь во власти ложных предубеждений и больших неприятностей.

molitva-info.ru

Освящение жилища

  • Что такое освящение
  • Каким должно быть наше участие в церковных обрядах
  • В чем смысл освящения
  • Почему необходимы обряды освящения
  • Почему так важно освящать дома в наше время
  • Спасет ли нас освящение дома само по себе
  • Чин освящения нового дома
  • Окропление дома святой водой
  • Псалом 90 с толкованием

Церковные обряды

Славянское слово “обряд” само по себе означает “наряд”, “одежда” (можно вспомнить, например, глагол “обряжать”). Красота, торжественность, разнообразие церковных обрядов привлекают многих людей. Но Православная Церковь, по выражению святого Иоанна Кронштадтского, не занимает никого и не занимается праздными зрелищами. Видимые действия имеют невидимое, но совершенно реальное и действенное содержание. Церковь верует (и вера эта подтверждена двухтысячелетним опытом), что все совершаемые ею обряды имеют определенное освящающее, то есть благотворное, обновляющее и укрепляющее действие на человека. Это действие Божией благодати.

Условно все обряды делятся на три вида:

1. Обряды богослужебные – священнодействия, совершаемые во время церковных богослужений: елеопомазание, великое освящение воды, вынос святой плащаницы в Великую пятницу и так далее. Эти обряды представляют собой часть храмовой, богослужебной жизни Церкви.

2. Обряды символические выражают различные религиозные идеи Церкви. К таковым, например, относится крестное знамение, которое мы многократно совершаем в воспоминание крестных страданий Господа нашего Иисуса Христа и которое вместе с тем является реальным ограждением человека от воздействия на него злых демонических сил и искушений.

3. Обряды, освящающие житейские нужды христиан: поминовение усопших, освящение жилищ, продуктов, вещей и различных благих начинаний: учебы, поста, путешествия, строительства и тому подобное.

Каким должно быть наше участие в церковных обрядах

Обрядовым формам их священное значение сообщает молитва. Только через молитву действие становится священнодействием, а ряд внешних процессов – обрядом. Не только священник, но и каждый из присутствующих должен внести свою лепту в совершение обряда – свою веру и свою молитву.

Благодать, помощь, различные дары дает Бог, дает исключительно по Своей милости. Но “как источник не возбраняет черпать желающим, так и сокровище благодати никому из людей не возбраняет быть его причастником” (преподобный Ефрем Сирин). Мы не можем при помощи каких-то магических действий “вынудить” Бога ниспослать то, что нам нужно, но мы можем Его с верой просить. Священное Писание о необходимости веры для молитвы говорит: “Да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен волне морской, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа” (Иак. 1, 6-7). Когда мы молимся Господу, нужно верить в то, что Господь всемогущ, что Он может сотворить или даровать то, о чем мы просим. Верить в то, что Он любит нас, что Он милостив и благ, то есть желает всем блага. Вот с такой верой мы и должны молиться, то есть обращать наш ум и сердце к Богу. И тогда, если мы при совершении обряда будем не просто стоять рядом со священником, но и сердечно молиться с верой, тогда и мы сподобимся получить от Господа освящающую благодать.

В чем смысл освящения

Освящением православные христиане называют обряды, которые вводятся Церковью в храмовую и личную жизнь человека, чтобы через эти обряды на его жизнь, на всю его деятельность и все окружение его жизни нисходило благословение Божие. В основе многообразных церковных молебнов лежит желание одухотворить человеческую деятельность, совершать ее с Божией помощью и по Его благословению. Мы просим Господа так направить наши дела, чтобы они были угодны Ему и приносили пользу ближним, Церкви, Отечеству и нам самим; благословить наши взаимоотношения с людьми, чтобы в них главенствовали мир и любовь и т.д. И поэтому просим, чтобы наш дом, принадлежащие нам вещи, овощи, выращенные на нашем огороде, вода из колодца через нисшедшее на них благословение Божие помогали нам в этом, защищали, укрепляли наши силы. Освящение дома, квартиры, автомобиля или какой-либо другой вещи есть свидетельство, прежде всего, нашего упования на Бога, нашей веры в то, что ничего не происходит с нами без Его святой воли.

Церковь все необходимое для человеческой жизни освящает молитвой и благословением. Церковью освящается и вся природа, и все стихии: вода, воздух, огонь и земля.

Почему необходимы обряды освящения

Жизнь, здоровье и благополучие людей в значительной мере зависят от состояния окружающей их природной и духовной среды. Губительные для людей последствия экологических катаклизмов, связанных с заражением и разрушением окружающей природы, имеют не только видимые, внешние, физические причины, но и причины невидимые, духовные. Среди духовных причин, лежащих в основе всех явлений природы, а также явлений социальных и государственных, таких как революции, войны и различного рода глобальные перестройки, святая Церковь выделяет прежде всего религиозность народной жизни. Какова степень религиозности, каковы нравственность и поведение людей, таковы и состояние видимой природы, и ход истории. Люди грешат, удаляются от Бога, извращая свой нравственный порядок, и, как следствие, он портится и в мире. Впервые это произошло после грехопадения наших прародителей Адама и Евы, нарушивших единственную данную им заповедь Божию. Человек согрешил, и в результате изменился весь мир, созданный Богом для человека: в мир вошло разрушение, болезни, скорби, тление, смерть. Господь изрек Адаму и Еве после грехопадения: “Жене сказал: умножая умножу скорбь твою… Адаму же сказал: …проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей” (Быт. 3, 16-17).

Праведный Иоанн Кронштадтский пишет, что обряды освящения “вызываются крайней потребностью самой природы или естества стихий и потребностью самих людей, живущих в воздушном пространстве и имеющих непрестанную нужду в водной стихии”, в огне и в земле. “Вся природа, все стихии непрестанно оскверняются и растлеваются человеческими грехами и темными и лукавыми духами, живущими в воздухе и порождающими в нем всякие тлетворные веяния и болезни. Является неотложная потребность церковного освящения и оздоровления этих стихий”.

Почему так важно освящать дома в наше время

По учению святых отцов Церкви, нечистый дух, диавол, князь тьмы и ада, дух злобы, враг рода человеческого, до самого второго пришествия Христова господствует в воздухе. Славянское же слово воздух имеет несколько значений. Это и атмосфера земли, в которой мы физически существуем; это и эфир, переполненный сегодня как никогда радиоволнами, сигналами телевидения, сотовой и радиосвязи; это, наконец, и то, что современные язычники и иудеи называют астралом – область духовных видений и контактов, в которой как нигде пребывает и господствует диавол с легионами нечистых духов.

Телевидение, пресса и радиовещание, антихристианские по духу, развращающие сегодня русский народ хуже всякого вина и водки, стали главными источниками духовной пищи русских людей. Сегодня практически в каждом доме поставлена в красный угол “голубая икона” диавола – телевизор, перед которым часы напролет проводит население России, словно пребывающее в наркотическом сне, загипнотизированное и программируемое на самоуничтожение и вымирание.

Через эфир и астрал наши дома, квартиры, автомобили заполнили бессчетные легионы бесов: духи агрессии, злобы, мести, безстыдной страсти. Люди уже не в состоянии понять, как их семейное и жизненное благополучие разбивается при помощи досконально разработанных технологий разрушения традиционной системы ценностей, этики, нравственности. Мало кто сегодня способен связать непослушание детей, их пристрастие к алкоголю и наркотикам, безконечные разводы молодых и немолодых семейных пар с присутствием в их доме настоящего врага – телевизора, радиоприемника, бульварной газеты, умело подтачивающих ядом пошлости и разврата мораль общества, семьи, через насаждаемый культ удовольствия влекущие к погибели все новые и новые души.

Поэтому сегодня благодать Божия, подаваемая через обряды освящения, в частности, через освящение наших домов, особенно нам необходима, чтобы помочь нам защитить, сознательно оградить себя от вирусов греховного соблазна и духовного разложения, проникающих в наши жилища.

Спасет ли нас освящение дома само по себе

Святитель Феофан Затворник пишет: “Вся благодать, идущая от Бога через святой крест, святые иконы, святую воду, мощи, освященный хлеб (‘артос, антид’ор, просфоры) и другие, включая святейшее причастие Тела и Крови Христовых, имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически, как талисман, и безполезна для нечестивых и мнимых христиан (без добродетелей)”.

То же самое можно сказать и об освящении жилища. Дом, в котором главенствует пустое, праздное препровождение времени, подобен дому со светящимися окнами во время ночного налета вражеской авиации. Современное телевидение, пресса и радиовещание совершенно диавольским образом, под видом развлечения и удовольствия, отдаляют нас от нашего Отца небесного, от Того, в Чьей руке вся наша земная жизнь и жизнь будущего века. Поэтому никакое освящение не будет иметь смысла и не будет благотворно влиять на нашу жизнь, если в воздухе наших квартир и домов будут, в частности, безраздельно господствовать бесы теле- и радиовещания. В минуты постигшего нас несчастья, чтобы умилостивить районного судью и прокурора, от которых зависит наша участь или участь наших близких, преступивших уголовный закон, мы готовы пожертвовать и последними деньгами, и многим другим, а преступая закон Божий, неужели мы думаем, что, если мы будем и дальше раздражать Господа своим безверием и увеселениями с бесами, то Он будет милостив к нам? Нет. Развратник и богохульник своим отступлением от Бога и от Его заповедей совершает над собой самый страшный суд – остается без Бога наедине с диаволом и его слугами, которым только и нужна его душа, а точнее, ее падение и погибель.

Будем помнить, что освящение дома – это и защита его от всяких бедствий, и благословение на добрые дела и на охранение нашего жилища от всего злого, противного Богу; благословение на то, чтобы мы не уходили от Бога и старались направлять нашу жизнь не по тем законам, которые внедряет в человеческую жизнь враг рода человеческого, но по Закону Божиему.

Чин освящения нового дома

По Закону Божиему живет и движется весь созданный Богом мир. Поэтому без благословения и помощи Божией ничего по-настоящему ценного, важного, благого, полезного сделать невозможно. Сам Спаситель в Евангелии сказал: “Без Меня не можете делать ничего” (Ин. 15, 5). И пророк Давид говорит: “Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж” (Пс. 126, 1).

Наши предки знали об этом. “Без Бога – ни до порога”, – говорит русская пословица. Они часто молитвенно обращались к Богу, призывая благословение на всякое свое начинание. Поэтому и жилища христиан издревле освящались молебными пениями и священнодействиями.

Православная Церковь освящает новые дома по примеру освящения храмов Божиих. Еще при начале постройки дома в его основание закладывается крест, в самом доме устанавливаются святые иконы как знамения (знаки) благодатного пребывания Господа и святых в христианском жилище. В доме христианина Церковь разрешает совершать все виды своего богослужения за исключением Божественной литургии и таинства священства. Она не возбраняет вносить в каждый христианский дом, в известных случаях, святейшее и всеосвящающее Тело и животворящую Кровь Христову.

Как правильно освящать стены дома святой водой?

Для благословения и освящения христианского дома и очага с древних времен существуют особые молебные чины. При начале сооружения дома совершается малое освящение воды и читаются молитвы “на основание дому”, содержащиеся в Требнике. В Требнике изложен и чин освящения нового дома. К этому чину могут быть добавлены при освящении дома молитвы “о хр’амине, стуж’аемой от злых духов” и молитва “над п’ещщю”. Первая молитва, как это следует из названия, носит заклинательный характер, она употребляется при освящении тех домов, “которые терпят козни и напасти злых духов” (Новая Скрижаль). Вторая молитва читается для освящения очага – важнейшей части христианского жилища, связанной с приготовлением трапезы.

Перед освящением нового дома совершается малое водосвятие, либо священник приходит в дом, принеся с собой святую воду. В доме заранее поставляется стол, покрытый чистой скатертью, на него ставится сосуд со святой водой, небольшой сосуд с обычным, неосвященным елеем (растительным маслом), полагаются Евангелие, крест и возжигаются свечи в подсвечниках.

На каждой из четырех стен заранее изображается крест – в ознаменование покрова и твердого ограждения, избавления и сохранения крестной силой от всякого зла и беды, от врагов видимых и невидимых.

После возгласа “Благословен Бог наш…” и обычных начальных молитв читается 90-й псалом “Жив’ый в помощи В’ышняго…”, в котором Церковь ободряет будущих жильцов, говоря, что они будут жить в новом доме своем под кровом Бога небесного и что под сенью Всемогущего им не страшны будут ни ужасы в ночи, ни стрелы, летящие днем. “Не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему”, – восклицает пророк (Пс. 90, 10).

Затем поется тропарь (краткое церковное песнопение), в котором говорится о том, что некогда Спаситель, войдя в дом Закх’ея, даровал спасение ему и всем домашним его. Так и ныне вместе со служителями Христовыми в новый дом входят Ангелы Божии. Церковь просит Господа подать мир дому сему и милостиво благословить его, спасая и просвещая всех, кто собирается жить в нем.

Обратившись к востоку, священник произносит: “Господу помолимся”, “Господи, помилуй”, – отвечают ему, и он читает молитву, близкую по содержанию пропетому перед этим тропарю. Он молится Спасителю, изволившему войти в дом Закхея и даровавшему спасение всему дому его, благословить новоустроенное жилище и сохранить тех, кто будет жить в нем, от всякого зла, изобильно подавая им на пользу все блага Господни.

В следующей затем тайной молитве (то есть, молитве, читаемой не вслух, а про себя) священник просит Господа, чтобы Он даровал дому спасение, как принес его в дом Закхея, чтобы благословил этот дом, как благословил некогда дом Лав’ана приходом в него Иакова, дом Пентефр’ия – приходом в него Иосифа, Аведд’ара – внесенном в его дом ковчега. (Об этих событиях повествуется в Библии, в книге Бытия, гл. 30, стихи 25-30; гл. 39, стихи 1-5 и во 2-й книге Царств, гл.6, стихи 10-12.) Он молит Спасителя ниспослать будущим обитателям нового дома благословение с высоты жилища Своего, оградить их страхом Божиим, защитить “от сопротивных” и умножить “вся благая в доме сем”. В конце молитвы иерей возглашает: “Твое бо есть, еже м’иловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков”. Присутствующие отвечают: “Аминь”.

В этом месте чинопоследования к нему может быть присоединена молитва “над п’ещию”. В ней священник призывает на помощь для защиты домашнего очага от врагов видимых и невидимых – Ангелов, хранителей христиан, и всех святых Божиих, в том числе священномученика Киприана, которому некогда бесы служили в искусстве волшебных козней и который, уверовав во Христа, начал восставать против них и побеждать их (Новая Скрижаль).

Затем священник трижды осеняет крестом елей во имя Пресвятой Троицы и читает молитву над елеем, в которой просит Бога ниспослать Пресвятого Духа на елей и освятить его, чтобы он был во освящение месту сему и построенному на этом месте дому для прогнания “всяких сопротивных сил и сатанинских наветов”.

После прочтения молитвы священник окропляет святой водой весь дом (каждую комнату кропит со всех четырех сторон), молясь: “Окроплением вод’ы се’я священныя в бегство да претворится все лукавое бесовское действо”. Затем крестообразно помазывает 4 главные стены дома (в тех местах, где был начертан ранее крест) святым елеем, произнося слова: “Благословляется дом сей пом’азанием свят’аго елея сего, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь”.

Перед каждым начертанным на стенах крестом возжигают свечи, воздавая этим честь честн’ому животворящему Кресту Господню, “который есть щит, оружие против диавола и зн’амение победы над ним,… печать, чтобы не коснулся нас “ангел погубляющий” (Исх. 12, 23) и… древо жизни вечной (Излож. Правосл. веры, 1844, с. 243).

В стихире, которую поет хор, содержится моление ко Господу благословить сей дом, исполнить его земных благ и сохранить его будущих обитателей “от всякого злаго обстояния” и даровать им изобилие небесного и земного благословения.

Затем священник читает Евангелие (Лк. 19, 1-10), где повествуется о посещении Спасителем дома мытар’я (сборщика налогов) Закх’ея, который, хотя и был человеком грешным, но так сильно захотел увидеть Господа, что влез на дерево. В ответ на ропот тех, кто говорил, что Иисус зашел в дом грешного человека, Христос сказал о Закхее и о его доме: “Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама; ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее”. Этот отрывок из Евангелия Церковь предлагает жителям нового христианского дома, радостно возвещая, что ныне спасение пришло и их дому и что Господь всегда приходит в дом к тому, кто жаждет Его видеть.

Затем читается псалом 100, в котором содержится наставление о том, как нужно вести себя в новом доме. Размышляя о пути непорочном, царь Давид говорит: “Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего” (Пс. 100, 2).

После чтения псалма произносится ектения. В ней, помимо обычных прошений, есть и прошения о благословении дома. Все присутствующие молят Владыку жизни нашей, чтобы Он послал Ангела хранителя, стража новому дому, сохраняющего всех, “в нем благочестно жити хотящих”, от всякого зла и наставлющего их к деланию добродетелей, к исполнению заповедей Христовых. Просят и о том, чтобы Господь сохранил всех их от голода, всяких смертоносных ран и даровал им здоровье и долгоденствие.

Окропление дома святой водой

По церковной традиции все православные христиане в крещенский сочельник после великого водоосвящения окропляют крещенской водой свои дома при пении или чтении тропаря праздника:

Во Иордане крещ’ающуся Тебе, Господи,/ Тр’оическое явися поклонение:/ Род’ителев бо глас свидетельствоваше Тебе,/ возлюбленнаго Тя Сына именуя,/ и Дух в виде голуб’ине/ изв’ествоваше словес’е утверждение./ Явл’ейся, Христе Боже,/ и мир просвещ’ей, слава Тебе.

Но и в другое время полезно окроплять свое жилище святой водой. При окроплении читается следующая молитва честн’ому кресту:

Да воскреснет Бог, и расточ’атся враз’и Его, и да бежат от лица Его ненавидящий Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, т’ако да погибнут б’еси от лица л’юбящих Бога и зн’аменующихся кр’естным зн’амением, и в веселии глаголющих: радуйся, пречестн’ый и животворящий Кр’есте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христ’а, во ад сшедшаго и поправшего силу ди’аволю, и даровавшаго нам тебе Крест Свой честн’ый на прогнание всякаго супостата. О пречестн’ый и животворящий Кр’есте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь.

Псалом 90

1 Жив’ый в п’омощи В’ышняго в кр’ове Б’ога неб’еснаго водвор’ится. 2 Реч’ет Г’осподеви: заст’упник мой ес’и и приб’ежище мо’е, Бог мой, и упов’аю на Нег’о. 3 Яко Той изб’авит тя от с’ети л’овчи, и от словес’е мят’ежна, 4 плещм’а Сво’има осен’ит тя, и под крил’е Ег’о над’еешися, ор’ужием об’ыдет тя ‘истина Ег’о. 5 Не убо’ишися от стр’аха нощн’аго, от стрел’ы, лет’ящия во дни, 6 от в’ещи, во тьме преход’ящия, от ср’яща и б’еса пол’уденнаго. 7 Пад’ет от стран’ы твое’я т’ысяща, и тьма одесн’ую теб’е, к теб’е же не прибл’ижится, 8 об’аче оч’има тво’има см’отриши и возда’яние гр’ешников ‘узриши. 9 Яко Ты, Г’осподи, упов’ание мо’е; В’ышняго полож’ил ес’и приб’ежище тво’е. 10 Не при’идет к теб’е зло, и р’ана не прибл’ижится телес’и твоем’у, 11 ‘яко Ангелом Сво’им запов’есть о теб’е сохран’ити тя во всех пут’ех тво’их. 12 На руках в’озмут тя, да не когд’а преткн’еши о к’амень н’огу твою; 13 на ‘аспида и васил’иска наст’упиши, и попер’еши льва и зм’ия.14 Яко на Мя упов’а, и изб’авлю ‘и; покр’ыю ‘и, ‘яко позн’а ‘имя Мо’е. 15 Воззов’ет ко Мне, и усл’ышу ег’о, с ним семь в ск’орби, изм’у ег’о и просл’авлю ег’о 16 долгот’ою дней исп’олню ег’о и явл’ю ем’у спас’ение Мо’е.

Божественный Дух устами Богоотца Давида раскрывает в этом псалме величие дел Божиих. Пророк показывает, какое обилие благ заключено в уповании на Бога. Тайноводствуемые Христом побеждают невидимых врагов, начальства и власти, мироправителей тьмы века сего, духов злобы поднебесных (см. Еф. 6, 12), и самого ненавистного сатану (Златоуст, Афанасий, Феодорит).

1. Жив’ый в п’омощи В’ышняго в кр’ове Б’ога неб’еснаго водвор’ится.
Пророческий дух ублажает человека, которому помощь и пособие есть Сам Христос. Видишь ли, какое дерзновение имеет ко Всевышнему тот, кто исполняет Его заповеди? (Афанасий, Исихий).

2. Реч’ет Г’осподеви: заст’упник мой ес’и и приб’ежище мо’е, Бог мой, и упов’аю на Нег’о.

3. Яко Той изб’авит тя от с’ети л’овчи, и от словес’е мят’ежна,

Давид отсюда обращает речь к самому уверовавшему и ободряет его: Бог избавит тебя от сети ловчи (тайных козней сопротивных сил) и от словесе мятежна (обидного) (Феодорит, Афанасий).

4. плещм’а Сво’има осен’ит тя, и под крил’е Ег’о над’еешися, ор’ужием об’ыдет тя ‘истина Ег’о.

Крилами называет действие Промысла Божия, употребляя подобие птиц, которые своими крыльями покрывают птенцов. Истина Его – Христос Бог, оружие – Крест Христов. Как птенцы под крылом к’окоша (наседки), так весь мир под крылом Господа, всех и вся Он согревает – одних духовно, других – вещественной теплотой. И как кокош слышит писк и вздохи находящихся под ним птенцов, так Господь слышит тайные вздохи, наши молитвы, видит все наши нужды (Златоуст, Феодорит, Иоанн Кронштадтский).

5. Не убо’ишися от стр’аха нощн’аго, от стрел’ы, лет’ящия во дни,

Стрелой наименовал какую-то нечистую силу, “ангела смерти” (Афанасий).

6. от в’ещи, во тьме преход’ящия, от ср’яща и б’еса пол’уденнаго.

Вещь, преходящая во тьме, есть всякое злоумышление, проявляющееся там, где его не ожидают; а встреча полуденная – есть явный и открытый вред. Заметь, что демон полуденный возмутил Давида, когда он после полуденного сна впал в прелюбодеяние. Другие отцы бесом полуденным называют духа лености и уныния, нападающих в определенные часы, как лихорадка на больную душу, и расстраивающих ее крепость. Срящ – есть всякий непредвиденный случай, встреча, нападение (Златоуст, Афанасий, Кассиан).

7. Пад’ет от стран’ы твое’я т’ысяща, и тьма одесн’ую теб’е, к теб’е же не прибл’ижится,

В высшем смысле псалом указывает, что живущий в помощи Божией будет подвергаться нападению с левой стороны (от страны) тысячи злых стрел – ярости и похоти, а с правой (одесную) – тьмы, то есть десяти тысяч; ибо к сокрушению того, что право в нас, устремлено множество лукавых сил. Диавол, зная, что многие не принимают грехов явно, начинает брань против них с таких вещей, которые представляются хорошими, но потом через них низвергает их в явное зло. Но не перестает Господь спасать любящих Его (Афанасий, Исихий).

8. об’аче оч’има тво’има см’отриши и возда’яние гр’ешников ‘узриши.

Своими очами ты увидишь победу над врагами и справедливое возмездие им. Воздаяние грешникам мысленным и сам увидишь мысленно после трезвенной молитвы. Именно она освобождает наш ум от всякого вещественного образа лукавых помыслов и дает ему познавать внушения мысленных супостатов и ощущать пользу трезвения (Златоуст, Исихий).

9. Яко Ты, Г’осподи, упов’ание мо’е; В’ышняго полож’ил ес’и приб’ежище тво’е.

Дух человека Божьего и Дух пророческий, отвечая друг другу, показывают, сколько пользы в уповании на Бога. Бог потому столько много печется о верном, что тот всецело предался в волю Божию и возложил все упование на Него: яко Ты, Господи, упование мое. За это,- отвечает пророк верному,- ты сподобишься и промышления от Него, так как Вышняго положил еси прибежище твое (Афанасий, Феодорит).

10. Не при’идет к теб’е зло, и р’ана не прибл’ижится телес’и твоем’у, 11 ‘яко Ангелом Сво’им запов’есть о теб’е сохран’ити тя во всех пут’ех тво’их.

Пророк ободряет человека: бедствия не только не одолеют его, но даже не приблизятся. Бог, посредством Ангелов, отразит диавольские приражения. Более людей стыдись Ангелов, которых при нас много, и удаляйся от всякого постыдного действия. Под Ангелами разумей также и богоносных мужей и иереев (священников), которые имеют ведение о Боге, охраняют и руководят нас в жизни от соблазнов, “пон’еже устн’е иер’еовы сохранят разум, и закона взыщут от уст его, яко Ангел Господа Вседержителя есть” (Мал. 2, 7) (Златоуст, Феодорит, Нил).

12. На руках в’озмут тя, да не когд’а преткн’еши о к’амень н’огу твою;

Эти слова и диавол привел Христу, но Господь, обличая его, сказал в ответ: писано есть: не искусиши Господа Бога твоего (Втор. 6, 16; Мф. 4, 7), ибо Бог обещал помощь не искушающему, а бедствующему, не тщеславному, или ищущему пустой славы, но находящемуся в крайней нужде. Под камнем можно разуметь всякий грех и всякое препятствие добродетели, а под ногой – душу человека (Златоуст, Пелусиот, Афанасий).

13. на ‘аспида и васил’иска наст’упиши, и попер’еши льва и зм’ия.

В высшем смысле наступанием на ядовитых и плотоядных зверей Давид выразил победу над злом. Кто попирает гнев – тот попирает льва, потому что лев отличается яростью, а кто попирает удовольствие и нечестие – тот попирает аспида, василиска и дракона, потому что плотское удовольствие и всякое житейское зло справедливо сравнивается с гадами, пресмыкающимися по земле. Под аспидом и василиском подразумевается крайнее лукавство, потому что аспид испускает смертный яд, а василиск причиняет вред и своим взором. По своей свирепости аспид противится всяким заклинаниям. Василиск (очковая змея) имеет огненные глаза и содержит в глазу яд – как это говорится и о людях завистливых. Дракон (удав) – это самый огромнейший змей проглатывает людей, быков и волов, по ужасной силе своей изображает собою диавола (см. Апок. 12, 3, 4). Давид упомянул этих наиболее злых и сильных животных, желая показать, что человеку, охраняемому Богом, не могут повредить никакие враги видимые и невидимые. Тысячи возлюбивших жизнь пустынную, упованием на Бога избегли этих неприязненных нападений, живя вместе со зверями. И демон также есть аспид, василиск, лев и змей, потому что все вредные действия, производимые этими зверями, и он в себе имеет (Златоуст, Феодорит, Григорий Нисский, Василий Великий, Афанасий, Кирилл, Диодор).

14. Яко на Мя упов’а, и изб’авлю ‘и; покр’ыю ‘и, ‘яко позн’а ‘имя Мо’е.

Это уже говорит Бог, показывая плод упования – надежду на Бога. Не обольщайся, надежду на Бога предваряет труд для Бога и пролитый в делании добра пот. Только “праведник яко лев уповает” (Притч. 28, 1). И как его постоянное попечение посвящено Богу, так и Бог воздает ему. Расслабленный и ленивый к делу своему не может иметь такой надежды. Кто же знает имя Его? Тот, кто с кротостью покорил Ему волю своего ума и кто должным образом Ему покорен, а не тот, кто только по слуху знает Его (Исаак, Феодорит, Златоуст, Евсевий).

15. Воззов’ет ко Мне, и усл’ышу ег’о, с ним семь в ск’орби, изм’у ег’о и просл’авлю ег’о.

16. Долгот’ою дней исп’олню ег’о и явл’ю ем’у спас’ение Мо’е.

Это Господь так говорит праведнику. Поистине, что может быть больше того блаженства, когда мы имеем Бога своим защитником в брани против врагов? Ибо тогда-то наиболее и нужно Ему быть при нас, когда окружают нас скорби и бедствия. Послушающим и готовым на помощь находит Бога тот, кто взывает к Нему сильным душевным голосом. О слова, преисполненные любви! О слова, вдыхающие живейшее упование молящемуся!.. В самые скорбные, безотрадные минуты Господь с нами. А мы думаем, что нет, что Господь оставил нас. Мать не может совершенно привлечь в любовь свою нашего сердца, а Господь привлекает святыми тайнами и молитвой (Афанасий, Исаак, Иоанн Кронштадтский).

www.pravmir.ru