Святой апостол Андрей Первозванный, дата памяти 13 июля (12 ап.), 3 июля, 13 июня, 13 декабря

Он самый первый последовал за Христом, и только потом уже за Спасителем последовал его брат — апостол Петр. Родом будущий апостол был из Галилеи. О спасительном учении он услышал от Иоанна Крестителя, когда многие думали, что он и есть Мессия. Однако, Иоанн Предтече объяснял, что это не Он, а только лишь призван подготовить Ему путь. В скором времени случилось то, что говорилось в Священном Писании. Господь Иисус Христос принял святое крещение в реке Иордан.

Андрей Первозванный сразу же решил последовать за Христом, став Его учеником. Апостол Андрей был со Спасителем практически все время Его земного служения и проповеди.

После крестной смерти Господа, Андрей Первозванный был в числе учеников, которым Спаситель явился на Елеонской горе. Уже стяжав Дух Святый, апостол Андрей отправляется знакомить человечество с учением Христа, на его долю выпали земли вдоль Черного моря. Он побывал на Таврическом острове, с Днепра поднялся на север, дошел до будущего места возникновения Киева. Он благословил эти места, установив здесь крест.


Затем он вернулся в Грецию и стал жить в городе Патрос, где исцелял и проповедовал. Правитель Егеат возненавидел апостола и постановил распять его на кресте. Он приказал стражам сделать все, чтобы мучения святого длились, как можно дольше. Апостола привязали буквой Х ко кресту, гвоздей не вбивали, чтобы смерть наступила не сразу. Андрей Первозванный все это время молился. В момент отошествия души ко Господу, его тело озарилось необычайным светом.

На Руси испокон веков особо почитали апостола Андрея. Петр Великий основал в его честь орден, который присуждался государственным чиновникам. Именно в честь апостола русский флот установил стягом Андреевский флаг. Как известно, он представляет собой голубой крест на белом фоне в виде буквы Х.

Святой Апостол Андрей

Икона Святого Апостола Андрея Первозванного

Святой благоверный князь Андрей Боголюбский, (сын Юрия Долгорукого и внук Владимира Мономаха), дата памяти 17 июля


Его не даром назвали Боголюбским – всем сердцем он возлюбил Господа еще с юных лет. В юношестве он участвовал во многих военных сражениях своего отца, смерть приходилось видеть каждый день. Однажды, лишь горячая молитва к Федору Стратилату, день памяти которого отмечался тогда, князь был спасен от копья немецкого воина. 

Именно Андрей Боголюбский вместе с отцом строили Москву , возводили храмы во многих городах. После воцарения Юрия Долгорукого на Киевском престоле, он отдал сыну городок Вышгород. Но, повинуясь велению Господа, князь Андрей в тайне покидает Вышгород и отправляется в Суздальские земли. В дороге ему явилась Пресвятая Богородица и приказала основать недалеко от Владимира Церковь в честь Ее Рождества.

В честь чудесного явления князь обратился к иконописцам с просьбой написать икону, где изобразить Божию Матерь такой, какой он ее сподобился увидеть. Эта икона именуется теперь Боголюбской.

В 1159 году князь Андрей возвел храм в честь Рождества Богородицы и велел основать город Боголюбов. За годы своей жизни он возвел более 30 храмов. В своем государственном служении, самым важным можно назвать победу над болгарами, он также сумел объединить русские земли под свои правлением.

Святой Андрей Боголюбский

Икона Святого благоверного князя Андрея Боголюбского


В 1174 году он принял мученическую кончину. В летописях сохранились известия о том, что изменникам помогала жена князя Андрея, вступившая с ними в заговор. Двадцать убийц ночью напали на безоружного святого. Ко Господу Андрей Боголюбский отошел с молитвой на устах.

Православные святые с именем Андрей

Даты указаны по новому стилю.

  • Андрей (Аргунов), мч. 8 февраля (Новомуч.) 5 августа
  • Андрей (Трофимов), мч. 8 февраля (Новомуч.) 11 июня
  • Андрей (Гневышев), мч. 8 февраля (Новомуч.) 7 марта
  • Андрей, мч. 8 февраля (Новомуч.) 11 ноября
  • Андрей, мч. 11 декабря
  • Андрей 17 августа
  • Андрей, мч. 22 июля
  • Андрей (Быстров), сщмч., иерей 8 февраля (Новомуч.) 7 октября
  • Андрей (Бенедиктов), сщмч., иерей 8 февраля (Новомуч.) 4 октября

  • Андрей (Воскресенский), сщмч., иерей 8 февраля (Новомуч.) 31 октября
  • Андрей (Дальников), сщмч., иерей 8 февраля (Новомуч.) 16 сентября
  • Андрей (Беднов), сщмч., иерей 8 февраля (Новомуч.) 17 февраля
  • Андрей (Ковалев), сщмч., иерей 8 февраля (Новомуч.) 28 сентября
  • Андрей (Шершнев), сщмч., иерей 8 февраля (Новомуч.) 8 декабря
  • Андрей (Косовский), сщмч., прот. 8 февраля (Новомуч.) 16 декабря
  • Андрей (Ясенев), сщмч., прот. 8 февраля (Новомуч.) 7 марта
  • Андрей (Добрынин), сщмч., прот. 8 февраля (Новомуч.) 21 февраля
  • Андрей Александрийский, мч., воин 19 сентября
  • Андрей Боголюбский, великий князь 17 июля
  • Андрей Вологодский, Каменский см.: Иоасаф (в миру Андрей Вологодский, князь) Каменский, Спасокубенский, прп. 23 сентября
  • Андрей Ефесский, сщмч., пресвитер 4 октября
  • Андрей Константинопольский, Христа ради юродивый 15 октября
  • Андрей Критский, прмч. 30 октября
  • Андрей Критский, архиепископ 17 июля
  • Андрей Лампсакский, мч. 31 мая

  • Андрей Месукевийский, Грузинский, мч. 28 апреля
  • Андрей Московский, прп. 26 июня
  • Андрей Оксиринфский (Египетский), прп. 15 декабря
  • Андрей Ослябя 6 сентября (Моск.) 19 июля (Радонеж.) 5 октября (Тул.) 20 сентября (схимник, ученик прп. Сергия Радонежского)
  • Андрей Первозванный, сщмч. 13 июля (12 ап.) 3 июля 13 июня, 13 декабря
  • Андрей Рублев, прп. 17 июля (ученик прп. Сергия Радонежского)
  • Андрей Симбирский (Огородников), Христа ради юродивый 5 июня (обретение мощей) 10 декабря
  • Андрей Сиракузский, мч. 6 октября
  • Андрей Смоленский,Переяславский, князь 5 июня (Ростов.) 9 ноября (Обретение мощей)
  • Андрей Стратилат, Таврийский, мч. 1 сентября
  • Андрей Тобольский, игумен, Рафаиловский 23 июня (Сибир.)
  • Андрей Тотемский, Христа ради юродивый 23 октября
  • Андрей Фиваидский, прп. 25 июня
  • Андрей Хиосский, мч. 11 июня

www.krestilnoe.ru

Евангелия

Упомянут в списках апостолов в Евангелии от Матфея (10:2), от Марка (3:18), от Луки (Лк 6:14), а также в Деяниях Апостолов (1:13).


Андрей был родным братом апостола Петра, рыбак, как и Пётр, родился в Вифсаиде, городе на северном берегу Галилейского озера.

Андрей стал первым[1] из призванных учеников Христа, в связи с чем этого апостола часто называют Первозванным.

Согласно Евангелию от Матфея (4:18-19) и от Марка (1:16-18) призвание Андрея и Петра состоялось близ Галилейского озера, апостол Иоанн в Евангелии от Иоанна описывает призвание Андрея, состоявшееся около Иордана сразу после крещения Иисуса (1:35-40). Согласно этому повествованию апостол Андрей был вначале учеником Иоанна Крестителя.

На страницах Евангелия от Иоанна Андрей появляется ещё дважды — он ведёт диалог с Иисусом о хлебах и рыбе перед чудом насыщения пяти тысяч людей (6:8-9) и вместе с апостолом Филиппом приводит к Иисусу Еллинов (12:20-22).

Существует апокрифический текст Деяния Андрея, созданный, по общепринятой версии, в III веке.

Житие

В житии святого апостола Андрея Первозванного упоминается, что Андрей и его брат Симон (будущий св. Пётр) были галилейскими рыбарями, родившимися и росшими в Вифсаиде (городе на берегу Генисаретского озера); отца их звали Ионою.[2] Повзрослев, братья перебрались в Капернаум, где обзавелись собственным домом и продолжали заниматься рыбной ловлей.

Ещё в юности Андрей решил посвятить себя служению Богу. Сохраняя целомудрие, он отказался вступить в брак. Услышав о том, что на реке Иордан Иоанн Предтеча проповедует о приходе Мессии и призывает к покаянию, Андрей оставил всё и отправился к нему. Скоро юноша стал ближайшим учеником Иоанна Крестителя.


Евангелисты Матфей и Иоанн по-разному описывают встречу Андрея с Иисусом. В Евангелии от Иоанна говорится о том, что Андрей впервые увидел Спасителя, когда святой Предтеча указал на идущего Иисуса Христа и произнёс: «Вот Агнец Божий». Услышав это, Андрей вместе с другим учеником Предтечи, имя которого евангелист не приводит, оставил Крестителя и последовал за Христом. Потом Андрей нашёл своего брата Симона Петра и тоже привёл его к Иисусу.[3] Матфей же повествует о том, как Спаситель встретил Андрея и его брата Симона Петра на берегу Генисаретского озера, где братья ловили рыбу, забрасывая сети в воду. Иисус обратился к ним со словами: «Идите за мною, и Я сделаю вас ловцами человеков». И они последовали за ним, оставив свои сети.

Писание доносит до нас весьма скудные сведения об апостоле Андрее, но его жизнеописание говорит само за себя. В Евангелии от Иоанна сказано о том, что во время чуда умножения хлебов Андрей указал на мальчика, имевшего «пять хлебов ячменных и две рыбки» (Ин. 6:8—9). Он же показал Спасителя язычникам, пришедшим в Иерусалим для поклонения истинному Богу (Ин. 12:20—22). По свидетельству евангелиста Марка, святой Андрей был одним из четырёх учеников Иисуса, которым Он на горе Елеонской открыл судьбы мира (Мк. 13:3).


Святой Андрей назван Первозванным, потому что был призван первым из апостолов и учеников Иисуса Христа. До последнего дня земного пути Спасителя следовал за ним его Первозванный апостол. После крестной гибели Го́спода святой Андрей стал свидетелем Воскресения и Вознесения Христова. В день Пятидесятницы (то есть через пятьдесят дней после Воскресения Иисуса) в Иерусалиме произошло чудо сошествия Святого Духа в виде огненных языков на апостолов. Так, вдохновляемые Духом Божиим, апостолы получили дар исцелять, пророчествовать и способность говорить на разных наречиях о великих делах Господа.

Двенадцать учеников Иисуса разделили между собой страны, куда они должны были нести евангельскую проповедь, обращая язычников ко Христу. Святому Андрею выпали по жребию обширные земли Вифинии и Пропонтиды с городами Халкидон и Византия, также земли Фракии и Македонии, простирающиеся до Чёрного моря и Дуная, кроме того, земли Скифии и Фессалии, Эллады и Ахайи, города Аминс, Трапезунд, Ираклия и Амастрида. Святой Андрей прошёл эти города и страны, неся язычникам евангельскую проповедь. Первым поприщем его апостольского служения стало побережье Чёрного моря, которое в те времена называли «Эвксинским Понтом» («Гостеприимным морем»).

Почти всюду, где оказывался апостол, власти встречали его жестокими гонениями, он претерпевал множество скорбей и страданий. Но, подкрепляемый силой своей веры, святой Андрей «с услаждением» переносил все бедствия во имя Христа. Особенно много мучений пришлось встретить Первозванному апостолу в городе Синопе, где язычники подвергли его жестоким пыткам. Но, как говорит предание, «благодатью своего Учителя и Спасителя святой Андрей снова оказался здоровым и целым от ран»[4].


Продолжая свой проповеднический путь, апостол прошёл через города Неокесарию и Самосаты, через страну Аланы, через земли Абасков и Зигов. По преданию, язычники зиги сначала не приняли евангельскую проповедь святого Андрея и даже хотели убить апостола, но, дивясь его кротости и подвижничеству, оставили своё намерение. Пройдя через Босфорское царство, он предпринял морское путешествие во фракийский город Византию.[5] Апостол первым проповедовал там учение Спасителя в будущем центре восточного христианства, где святой Андрей и основал Церковь. Он рукоположил в сан византийского епископа Стахия, одного из 70 апостолов Христа, о котором Павел упоминает в Послании к римлянам (16:9). Также святой назначил пресвитеров церкви, «чтобы они учили народ и совершали таинства»[6].

Житие апостола повествует о нескольких случаях воскрешения им усопших:[7][8]

  • в городе Амасеев апостол Андрей воскресил мальчика по имени Египтий, умершего от лихорадки, по просьбе отца мальчика Деметрия.

  • в Никомидии во время погребального шествия апостол воскресил мальчика, погибшего от того, что его тело было разорвано собаками.
  • в Фессалониках по просьбе одного из жителей города апостол публично воскресил мальчика, который умер от удушения.
  • разгневанный проповедями апостола Андрея проконсул Вирин послал воинов, чтобы они силой привели апостола к нему. Один из воинов упал замертво, как только выхватил меч, после чего апостол молитвой воскресил его. Проконсул Вирин приказал подвергнуть пыткам апостола на стадионе, выпустив на арену по очереди вепря, быка и леопарда. Но звери не тронули апостола, в то время как леопард набросился на сына проконсула и удавил его. После долгой молитвы апостол воскресил сына Вирина.
  • также в Фессалониках апостол воскресил маленького мальчика, умершего от укуса змеи.
  • в городе Патры апостол Андрей проповедовал в доме проконсула Лисбия. Бывшая наложница проконсула Трофима последовала учению апостола и ушла от своего мужа. Муж Трофимы пришёл к жене проконсула Калисте и оклеветал свою жену, обвинив её в возобновлении связи с проконсулом. По приказу Калисты Трофиму насильно поместили в дом терпимости для надругательства, но Трофима так сильно молилась, что все мужчины, пытавшиеся к ней прикоснуться, погибали, после чего одного из них она воскресила. Жена проконсула отправилась в баню со своим любовником, где они оба скончались. По просьбе кормилицы Калисты апостол Андрей воскресил умершую, после чего Лисбий и его жена уверовали во Христа.
  • в городе Патры во время проповеди апостола Андрея волной на берег выбросило утопленника, которого апостол воскресил своей молитвой. Это был Филопатр, сын Сострата, жителя Македонии, который плыл на корабле в Патры с целью ознакомиться с новым учением, но его унесло волной с корабля во время бури. Филопатр обратился с просьбой к апостолу воскресить его друзей и слуг, также унесённых с корабля в море. Когда апостол Андрей помолился, то на берег волной вынесло ещё 39 человек, и толпа, окружавшая апостола, обратилась к нему с просьбой об их воскрешении. Апостол попросил сложить тела в одно место и своей молитвой воскресил всех погибших.
  • в городе Синоп апостол Андрей по просьбе женщины воскресил её мужа, найденного в яме убитым.
  • в городе Ацкури (современная Грузия) по молитве апостола воскрес умерший, и это чудо подвигло жителей города принять Святое крещение[9].

Предание о служении Андрея Первозванного на территории будущей Руси

Источники, восходящие к III—IV вв., довольно твёрдо говорят о проповеди апостола Андрея в различных регионах Причерноморья. Евсевий Кесарийский в первой половине IV в., ссылаясь на Оригена, говорит о служении Андрея в Скифии[10]. Во второй половине IV в. Досифей Тирский и Никита Пафлагон уточняют маршрут апостола: «через всю Вифинию, всю Фракию и скифов… потом достиг великого города Севаста… где находится крепость Аспар и река Фасис… у которой обитают внутренние эфиопы» — то есть, таким образом, утверждается, что апостол достиг примерно нынешней Абхазии (Фасис обычно соотносится с Риони). Румынская православная церковь официально признаёт крещение Андреем провинции Малая Скифия (примерно соответствует нынешней Добрудже)[11]. Между Иверией и Скифией Андрей посетил, как утверждается, Боспор, Феодосию и Херсонес.

Древнерусские источники, однако, проводят путь апостола Андрея значительно дальше. Повесть временных лет, начиная с общего с другими источниками утверждения о служении апостола в Причерноморье: «А Днепр втечет в Понетьское море жерелом; еже море словет Руское, по немуже учил святый Оньдрей, брат Петров» (Стлб. 7), — далее рассказывает о том, что по прибытии в Корсунь Андрей узнал, что неподалеку находится устье Днепра, и, решив отправиться в Рим, поднялся вверх по Днепру. Остановившись на ночлег на холмах, на которых впоследствии был построен Киев, апостол, по утверждению летописца, сказал бывшим с ним ученикам:

Апостол поднялся на горы, благословил их и водрузил крест. В XIII в. на месте, где это, по преданию, произошло, была сооружена церковь во имя Воздвижения Честного Креста, заменённая в середине XVIII столетия храмом архитектора Растрелли в честь самого Первозванного апостола. Различные средневековые источники сообщают о дальнейшем пути святого Андрея в Новгород, где он воздвигнул крест около нынешнего села Грузино на берегу Волхова, к Ладожскому озеру и далее до острова Валаам, где он будто бы установил каменный крест и истребил капища богов Велеса и Перуна, обратив в христианство языческих жрецов[12]. Оттуда, как считается, апостол направился в Рим через Польшу (польское средневековое предание о принятии крещения от Андрея Первозванного также существует).

Историк церкви митрополит Макарий (Булгаков) замечает по этому поводу:

Предание о благовестии святого апостола Андрея даже во внутреннейших областях нашего отечества не заключает в себе ничего невероятного, и нет основания отвергать его безусловно или принимать за одну идею[13].

Исторических подтверждений этому нет. Летописные рассказы носят мифический характер. Историки пишут об этих событиях так: [14].

Наверное, Андрей попал в летопись по той простой причине, что книжники домонгольской Руси из греческих апокрифов знали, что он доходил до Корсуни — города, с которым предание связывало крещение Владимира Святославича. Легко было сочинить новое путешествие, поместив его между третьим и четвертым. Кружной — через Северную Европу — путь в Рим (и потом в обязательный Синоп) не должен казаться нелепостью.

Мученичество за веру

После апостольского служения в землях будущей Руси, святой Андрей посетил Рим, откуда возвратился в греческую страну Эпир. Как и в начале пути, апостол прошёл через Фракию, где снова и снова проповедовал учение Иисуса. Достигнув Пелопоннеса, Первозванный вошёл в ахайский город Патры. В этом месте святому Андрею суждено было закончить свой земной путь, приняв мученическую смерть.

По преданию, в Патрах он остановился у одного уважаемого человека по имени Сосия. Святой Андрей избавил его от тяжёлой болезни, после чего обратил в христианство жителей всего города.

Правителем в Патрах был в то время римский проконсул по имени Егеат Антипат. Его жена Максимилла уверовала во Христа после того, как апостол исцелил её от тяжкого недуга. Брата Егеата, Стратоклия, а также множество других горожан святой Андрей излечил возложением рук от различных болезней. Однако сам правитель не принял проповедь апостола. Для всех последователей Спасителя наступили тяжёлые времена. Начались кровавые преследования христиан, которые называли нероновскими гонениями (по имени римского императора Нерона). Христиан несправедливо обвинили в поджоге Рима. Предание говорит, что город был подожжён по приказу самого Нерона, который хотел полюбоваться зрелищем того, как гибнет столица великой империи. В то же время в Риме распяли брата святого Андрея — святого апостола Петра.

Егеат Антипат устроил гонения на христиан в Патрах. Верующих во Христа он принуждал приносить жертвы языческим идолам. Святой Андрей выступил в защиту христиан. Предание подробно говорит о встрече апостола с правителем Патр.

«Ты разрушитель храмов богов, Андрей, старающийся вовлечь народ в безумную секту, которую повелители империи решились истребить»[15], — начал Егеат. Святой Андрей, твёрдый в своём подвижничестве, отвечал, что римские императоры не знают того, что Сын Божий, сойдя на землю ради спасения людского рода, называл языческих идолов нечистыми бесами, враждебными человеку, которые учат людей прогневлять Бога и отвращать Его от себя, чтобы Он не слышал их. Апостол предрекал, что когда Бог, прогневавшись, отвернётся от человеческого рода, бесы будут пленять и обольщать людей до тех пор, пока души их не выйдут их тела, не имея ничего другого, кроме грехов. Егеат, угрожая святому Андрею казнью, напомнил, что когда Христос проповедовал своё учение, римляне распяли его на кресте. Святой апостол в ответ благовествовал о таинстве креста, о том, что Бог из любви к человеку претерпел крестные му́ки. Апостол поведал будущим судьям своим, что Христос знал и о времени своих страданий, и о своём Воскресении на третий день. Андрей говорил Егеату о том, как Спаситель, сидя с учениками на последней вечере, возвестил о своём предателе, говоря о будущем как о прошедшем, и как Он добровольно пошёл на то место, где его должны были предать в руки римлян. Но жестокосердный Егеат не внял увещеваниям святого апостола о необходимости поклониться истинному Богу и отвернуться от ложных. Он лишь удивился, как такой мудрый человек, как Андрей, может называть таинством казнь злодеев, как может он исповедовать веру в того, кто распят на кресте — всё равно каким образом, добровольно или невольно. Ведь в те времена казнь через распятие считалась самой позорной, ей подвергались только рабы и самые презренные и преступные люди. Апостол смиренно попросил Егеата выслушать, что такое таинство креста и почему столь важен жертвенный путь Спасителя, чтобы его собеседнику открылась сокровенная суть этой казни и он, познав истину, уверовал, а уверовав, обрёл бы свою душу.

Странно было слышать язычнику Егеату слова Андрея об обретении души. «Не хочешь ли ты убедить меня, что я мёртв?» — вопрошал он. Разве погибла душа, чтобы вновь обретать её через неизвестную веру? С сомнением и недоверием слушал он о том, как первый человек привнёс в мир смерть, вкусив запретный плод от древа познания добра и зла, а искупительная жертва Иисуса отверзла человеческому роду источники жизни, столь долго закрытые, ибо смерть должна быть уничтожена через древо страдания, крестное дерево, на котором пострадал Христос. И, как первый человек был создан от чистой земли, так надлежало, чтобы от чистой девы родился Христос, совершенный человек и сын Божий. Святой апостол говорил Егеату о том, что Спаситель пришёл в мир для того, чтобы вновь возвратить людям утерянную вечную жизнь. И если Адам согрешил, дерзнув протянуть руку к древу познания добра и зла, Спаситель искупил сей грех, простерев длани по краям креста и за сладость запретного плода вкусив горькой желчи.

Но с пренебрежением отнёсся Егеат к проповеди святого апостола. Он сказал, что эти пустые слова могут слушать лишь глупцы. Жестокий правитель вновь угрожал святому Андрею побоями и казнью, если тот не откажется от своей веры и не согласится принести жертвы языческим богам. Издеваясь над апостолом, Егеат говорил, что распнёт его на том самом кресте, который он так прославляет, чтобы проповедник тоже понёс на себе тайну креста. Но апостол не боялся казни, он с уверенностью и бесстрашием отвечал угрожавшему ему, что смерть праведных чиста, а страшна лишь смерть грешников. И снова начал он проповедовать Егеату. Теперь он рассказывал ему о таинстве причастия — таинстве жертвы истинному Богу, которая состоит не в курении фимиама, не в крови жертвенных животных, но в закланном на крестном алтаре непорочном Агнце, чья плоть и кровь служат пищею и питьём множеству верующих, Он же остаётся «живым, чистым и нескверным».

Не мог понять Егеат слова и смысл этого учения. Он спрашивал у святого, как же так может быть, что тот, кто умерщвлён и употреблён людьми в пищу, остаётся живым и целым. И тогда святой Андрей предложил жестокому правителю стать его учеником, чтобы узнать ответы на все свои вопросы. Егеат пришёл в ярость и стал угрожать святому Андрею, что муками выпытает у него правду об этом учении. Но апостол лишь смиренно повторял, что познать истину можно, лишь уверовав, что Христос, Сын Божий, распятый римлянами есть истинный Бог. «Веруй с любовью, — призывал святой Андрей своего строгого судью, — ибо только так можно познать тайны Христа».

Тогда Егеат, разгневавшись, повелел бросить апостола в темницу. Толпы людей, верных своему учителю, стекались к месту заключения святого Андрея. Они были готовы встать на его защиту, убить ненавистного всему городу Егеата и освободить апостола из заточения. Однако святой удерживал их своей вдохновенной проповедью. Он просил их не производить «возмущения во имя Иисуса Христа». Напоминал о том, как Спаситель, будучи предан на смерть, показал великое терпение. Он не прекословил своим палачам, не вырывался из их рук. Святой Андрей призывал своих последователей к спокойствию и молчанию, увещевал их вести себя подобно воинам Го́спода, которые умеют страдать, не жалуясь и не ропща. Он просил собравшихся не препятствовать выпавшим на его долю испытаниям, — ведь не земных мук нужно бояться, а тех, которые не имеют конца. Устрашения же и угрозы человеческие подобны дыму: явившись, они внезапно исчезают. Святой Андрей провёл всю ночь, благовествуя людям, собравшимся у места его заточения. Он учил их не бояться временных страданий: они легко переносятся, если незначительны, если же они велики, то оканчиваются со смертью телесной, но её ли бояться тем, кто уверовал в бессмертие души. С любовью обращаясь ко слушавшим его в ту ночь, святой Андрей призывал их быть готовыми через временные скорби перейти к вечной радости, в вечное царство Христово. Утром стража повела апостола на суд Егеата Антипата.

Предание говорит в подробностях о том, как проходил этот суд. Когда к Егеату привели святого Андрея, правитель спросил апостола, решился ли он оставить своё безумие и не проповедовать больше Христа, чтобы веселиться вместе с Егеатом в этой жизни, а не идти добровольно на мучения и огонь. Но святой Андрей не прекратил апостольского служения даже перед лицом смерти, он с твёрдостью нёс евангельскую проповедь своим судьям и палачам. Апостол ответил Егеату, что сможет разделить с ним лишь ту радость, которую даёт отвержение идолов и вера во Христа. Правитель, видя твёрдость и непоколебимость апостола, снова начал угрожать ему, обвиняя в том, что он посеял смуту и раздор в ахайских городах, что люди, обольщённые его речами, покинули храмы и прогневали богов. Егеат говорил, что святой Андрей отказом от своего учения мог бы вернуть народ к поклонению богам, к принесению угодных богам жертв и к восстановлению прежнего порядка; если же апостол не согласится поддержать Егеата, то будет распят на кресте, как и его учитель.

Святой Андрей ответил своему жестокому судье, что он не боится даже самых страшных мучений, ведь чем более тяжкие страдания он претерпит за Спасителя, тем более будет угоден Господу, ибо, как служитель Христа, желает крестной смерти. Апостол снова пытался обратить Егеата к истинной вере, с любовью и кротостью он повторял правителю, что печалится о своих страданиях меньше, чем о погибели грешной души Егеата. Апостол просил своего судью, чтобы тот не приумножал собственных мучений и не распалял для себя адского огня.

Разгневанный Егеат приказал распять апостола. Когда слуги вели святого Андрея на казнь, со всех концов города собралось множество народу. Люди, не понимая, в чём согрешил этот праведный человек и за что его ведут на распятие, хотели остановить слуг и освободить святого Андрея. Но сам апостол умолял народ не препятствовать его страданиям, он шёл радостно, не переставая проповедовать. Издали заметив крест, поставленный для него (крест этот был сделан косым, в виде буквы «Х»), апостол благословил его, обратившись к орудию своей казни со словами приветствия и благословения. Святой Андрей громко восклицал о том, что идёт на крестную смерть с радостью и дерзновением. «О крест, освящённый моим Господом и Владыкою, — вскричал он, — приветствую тебя, образ ужаса, ты, после того как Он умер на тебе, сделался знаком радости и любви! О вселюбезный крест, всегда желал я умереть в твоих объятиях! Итак, приими меня, ибо чрез тебя я хочу быть представленным к Тому, Который тобою искупил меня!»

Подойдя к месту казни, святой Андрей отдал свою одежду слугам; слуги же, подняв мученика на крест, привязали его за руки и за ноги цепями, так как Егеат приказал не прибивать апостола гвоздями, чтобы он дольше страдал. Для усугубления страданий его привязали вниз головой. Вокруг места казни собралось множество народа; святой Андрей, вися на кресте, укреплял своей проповедью веровавших во Христа и призывал их терпеть временные мучения, уча, что никакое мучение ничего не стоит по сравнению с будущим воздаянием.

Два дня проповедовал апостол с креста. На второй день множество людей отправилось к дому Егеата, требуя снять с креста этого святого человека, который даже перед лицом смерти не перестаёт учить истине. Сила народного гнева испугала правителя. Вместе с людьми он отправился к месту казни, чтобы освободить апостола. Увидев Егеата, святой Андрей обратился к нему с креста со словами о том, что не желает быть снятым, ибо уже видит своего Царя, уже поклоняется Ему, уже стоит перед Ним. Апостол говорил, что печалится лишь об участи своего жестокого судьи, потому что того ожидает вечная погибель. Когда слуги приблизились, чтобы отвязать святого от креста, их руки не повиновались им, словно онемевшие. Множество людей из толпы подходили и пытались освободить апостола, но неведомая сила останавливала их. Апостол Андрей громко молил Господа принять его дух с миром, ибо время настало, чтобы прийти к Господу и видеть его.

Когда святой говорил это, воссиял вокруг него небесный свет, словно молния. Он был настолько ярким, что невозможно было человеку смотреть на него. Этот небесный огонь обнимал святого в продолжение получаса, и апостол испустил дух в сиянии света, чтобы предстать Господу. Так закончился земной путь Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного.

Узнав о смерти святого, Максимилла, благочестивая жена Егеата, с великой честью сняла с креста его тело, и, умастив благовониями, положила в гроб, который был предназначен для неё самой. Егеат, разгневавшись на народ, замыслил отомстить восставшим, а Максимиллу, жену свою, хотел оклеветать перед императором. Но, по преданию, когда он помышлял об этом, нашёл на него бес — и, мучимый им, Егеат умер посреди города. Когда об этом сообщили брату Егеата, Стратоклию, веровавшему в учение Христа, тот повелел совершить над Егеатом погребальный обряд. Однако благочестивый Стратоклий не пытался присвоить ничего из принадлежавшего Егеату имущества; напротив, он просил Господа избавить его от сокровищ брата, ведь они несут на себе грех того, кто, любя лишь своё богатство, осмелился предать смерти апостола Христа.

Косой крест, на котором апостол Андрей принял мученическую кончину, с тех пор называется Андреевским крестом. Распятие это считается совершившимся около 70-го года.

Почитание

При императоре Константине Великом, мощи святого апостола Андрея были торжественно перенесены в Константинополь и положены в храме Святых Апостолов рядом с мощами святого евангелиста Луки и ученика апостола Павла — Тимофея, апостола от семидесяти.

Апостол Андрей почитается основателем и небесным покровителем Константинопольской православной церкви.

По легенде, в VIII веке мощи апостола Андрея были перевезены в Шотландию монахом Регулусом и помещены в кафедральный собор Сент-Эндрюса, города, который получил своё имя в честь апостола и стал церковной столицей Шотландского королевства. По другой версии они (возможно, частично) были перевезены в XIII веке в Италию, в г. Амальфи.

В Православной церкви память апостола (по юлианскому календарю): 30 июня (Собор двенадцати апостолов) и 30 ноября; в Католической церкви и Православных церквах, придерживающихся григорианского календаря: 30 июня и 30 ноября.

На Руси особый культ апостола Андрея Первозванного получил распространение с 1080-х годов. Первая церковь в честь апостола Андрея была построена в Киеве в 1086 году трудами великого князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого.

Апостол Андрей — святой покровитель России, Шотландии, Румынии, Греции, Сицилии, Амальфи; а также моряков и рыбаков.

Картины с изображением святого Андрея создавались многими великими живописцами, в том числе Мурильо, Эль Греко, Сурбараном.

В 1698 российским царём Петром I учреждена первая (и затем остававшаяся высшей) награда России — Орден Св. Андрея Первозванного.

В 1998 году этот орден в России был возрожден.

Корабль-церковь «Андрей Первозванный»

В преддверии 70-летия со дня образования Новосибирской области с 15 по 31 августа работал благотворительный духовный медико-просветительский православный корабль-церковь «Андрей Первозванный». Рейд корабля-церкви организован Новосибирской епархией Русской Православной Церкви и областной администрацией. Главная цель миссии — оказание духовно-социальной и материальной помощи жителям отдалённых сёл. В ходе своей поездки представители социальной защиты, медицинские работники, священнослужители посетят более 25 отдалённых сёл Болотнинского, Колыванского, Мошковского и Новосибирского района[16].

См. также

  • Андреевский крест
  • Андреевский флаг
  • Орден Святого апостола Андрея Первозванного
  • Андреевский собор

dic.academic.ru

История  и биография Апостола Андрея

Конечно, давно всем известна история Галилейских рыбаков Андрея и Симона. Родившиеся в Вифсаиде братья ушли в поисках лучшей доли в Капернаум, где и стали продолжать то дело, которым привыкли себя кормить. Так бы и прожили свою жизнь оба брата, будучи неизвестными рыбаками, но встретился им Христос.

Святой андрейС юношества Андрей выбрал непорочную жизнь и, отказавшись от брака, хотел посвятить себя служению Всевышнему. Услышав от людей, что некий Иоанн по прозвищу Предтеча глаголет благую весть о приходе Мессии, будущий Апостол отправился к нему. Там же на Иордане, где Креститель проповедовал, Андрею посчастливилось обрести начало своего великого пути – стать его учеником.

  • Кондак 2 – величает встречу Андрея и Крестителя, которая стала тем поворотным моментом, давшим людям верного ученика и Апостола Господу нашему Иисусу.

Андрей и Симон встретили того, кто дал им смысл существования. «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков», – обратился Христос к рыбакам на берегу. Что им оставалось делать, как ни следовать Его зову, не смели они ослушаться Сына Божьего. С тех пор житие братьев Андрея и Симона посвятилось Иисусу, шли они по стопам его, внимая каждому слову мудрости. Симон впоследствии принял имя Петр, что на арамейском означало твердыню или камень – это свидетельствовало о крепости его веры учению Иисуса. Андрею же суждено было обратить в Святую Веру Христову северные земли.

По истечении пятидесяти дней от Вознесения Сына Божьего, на Апостолов снизошли неопалимые огненные языки Святого Духа. Получили они с Небес дар врачевания плоти и исцеления духа, возможность прозрения и знание разных языков, дабы разойтись по земным пределам и нести людям Благую Весть. Петр стоял у истока Христовой Церкви на землях Римской империи, а биография Андрея гласит, что он прошел дорогой на север, обращая народы Византии и Скифии в христианство.

  • Кондак 3 – в нем воспевается событие, названное сошествием Святого Духа на Апостолов. Это стало для них и для нас доказательством великого чуда – Воскресения Христова.

Путь Апостола в северные земли

Святой андрейАпостол Андрей Первозванный – тот, кому выпал жребий идти и проповедовать в земли Скифские и Фракийские. Согласно изученному наследию средневековых философов и тем артефактам, которые нашлись впоследствии, Святой Апостол дошел до земель современной Абхазии, Грузии, Причерноморья и даже далее. В давних трудах упомянуты Босфор, Херсонес, Феодосия, как те места, которые отмечены святостью посещения Христовым Учеником. В этом описании земель несложно угадать, к каким народам дошел с Благой Вестью Апостол Андрей Первозванный, – это Русь в новом, современном понимании.

  • Кондак 1 – в нем поется хвала тому, кто водрузил святой крест веры истинной в землях Скифии и во всей северной стороне от Иудейского царства.

Но по какой-то странной причине эти факты замалчиваются, что вызывает, как минимум, удивление. Почему широко известны Евангелия всего четырех Апостолов, ведь несомненно, что свои воспоминания о Христе оставляли все Его ученики. Странно, что Евангелие от Андрея Первозванного попало в апокрифы и причислено к сомнительному учению, волею догматов от западных церквей. Наверняка неудобная тема сокрыта за этой волной обесценивания деятельности того, кто может претендовать на основание Святой Апостольской Церкви в землях Руси. Ведь тогда будет утрачено первенство Рима в этом вопросе.

  • Кондак 8 – благодарственная песнь тому, кто благословил милостью Божией и наполнил Святым Духом Русь Православную.

Святой андрейСовершенно справедливо Апостол Андрей Первозванный считается основателем и покровителем Святой Православной Константинопольской Церкви и, как ее наследницы Церкви Русской. После его визита в город, который со временем получил название Константинополь, там образовалась христианская община. В епископы константинопольской общины был рукоположен некий Стахий. Современники того события упоминали множества чудес, сотворенных руками, – воскрешения, исцеления и других дивных поступков. Также в «Повести временных лет» упоминается путешествие Апостола от Причерноморья до Ладоги, и то, как проповедовал в этих землях ученик Иисуса.

Андрей Первозванный нес им учение, что молитва – это важный разговор с Богом. Стоит осмысленно произносить молитвы, вчитываясь в их смысл и пропуская сквозь свою душу. Крайне необходимо доверять Всевышнему и быть искренним, уметь прощать врагов и отвечать добром на всякое зло. Господь узрит вашу доброту и сторицей ответит, дабы развеять печаль и даровать Царствие Небесное.

Подвиг и смерть Апостола Андрея Первозванного

После трудов праведных и долгого путешествия по Скифским и Причерноморским краям, Апостол стремился встретиться с братом Петром. В то время Римом правил Нерон – жестокий и непримиримый к первохристианам император, который узрел опасность своей власти от верующих во Христа. Нерон был инициатором страшнейших гонений и казней, в которых тысячами гибли носители истинной веры. Та же участь постигнет и братьев.

Святой андрейНа острове Пелопоннес, где наместником императора был Эгеат, Андрей попал ему в немилость, когда заступился за своих последователей и попытался вразумить властелина. Благую Весть о сотворении мироздания и людском грехопадении Эгеат не воспринял, ибо языческие верования глубоко укоренились в нем. Повествование о Мессии, погибшем на кресте, будучи распятым, вообще заставило рассвирепеть императорского наместника. Ведь в то время казнь подобным образом применялась исключительно к тем, кого хотели унизить и опозорить.

Понимая, что угрожает за дерзость его, Андрей не отказался от своей миссии нести Божье Слово, поэтому очутился в темнице. Вердикт о казни был практически готов, когда последователи Апостола решились освободить его, устроив бунт у стен тюрьмы. Но Апостол остановил их, дав твердый отказ – он сам выбрал свою судьбу и путь следования за Сыном Бога, поэтому и смерть принял с радостью.

  • Для казни мучителями был выбран крест в форме Х. Чтобы смерть не была скорой и доставила наибольшие страдания, его привязали, а не прибили гвоздями.
  • Два дня страдал Христов Апостол, но не прекратил нести людям Слово истинного Бога. Многие прозрели и уверовали, впечатленные его искренностью и стойкостью.
  • Максимилла, жена городского правителя Патры, исцеленная волею Святого Духа и стараниями Апостола, проявила к казненному свою чуткость. Она сняла его тело с креста и погребла в городе, соблюдая уважение и почести.

Впоследствии крест в форме Х назвали Андреевским. Он стал символом верности своему делу, храбрости и стойкости. С тех пор многие государства из уважения к верности вере христовой, впечатленные подвигом Апостола и силой его духа, внесли на свой флаг символ Андреевского креста.

Чем помогает молитва Апостолу

День  Андрея Первозванного, когда ему воздают хвалу, в Православной Церкви назначен на 13 декабря (по новому стилю). Но молитва Апостолу Андрею Первозванному не только в эту дату несет в себе невероятную силу исполнения желаний, стоит лишь склониться к нему в должном почтении, чтобы получить помощь и заступничество. Вера в сердце православном – залог получения благодатей и даров Небесных.

Покровитель моряков и рыбаков

В древней легенде упоминается, что Андрей воскресил утопленников. В Патры, где проповедовал Андрей, плыли паломники, дабы услышать его благословенные речи. Однако буря и шторм перевернули корабль и разбили о скалы, все плывшие на нем утонули. Волной вынесло их тела на берег, где волею божественного проведения оказался Апостол.

Святой андрейПомолился Андрей над телами погибших и вернул в них жизнь. За этот поступок Апостол впредь считается покровителем мореплавателей и рыбаков. Флаг флота русского украшен Андреевским крестом неспроста. Он символизирует верность, силу духа и храбрость людей, так же как и Апостол перенес все страдания во славу Господа Иисуса.

  • Отправляясь в плавание, по обычаю окропляют флаг святой водой и служат молебен, дабы он хранил в экспедиции весь личный состав от бед и несчастий, от нападения коварного врага и поражения в ратном труде.
  • Благословенный флаг с крестом Андрея первозванного обязательно реет на мачте корабля, являя собой гордость флота русского. Этот флаг для каждого матроса является напоминанием того подвига крепости веры и смелости, которые не утратил Апостол, покровительствующий им в нелегкой службе.
  • Рыбаки в обязательном порядке перед выходом в море читают молитву своему заступнику и покровителю в бедах, чтобы улов был щедрым, а волны милостивы к ним.
  • Икона, на которой изображен Андрей Первозванный, обязательно хранится в капитанской рубке. В случае опасности ей воздают мольбы о помощи, дабы Божьим промыслом утихомирить волну морскую да избежать гибели.

Текст молитвы Андрею Первозванному.

«Первозванне Апостоле Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Церкве последователю, всехвальный Андрее! Славим и величаем апостольския труды твоя, сладце поминаем твое благословенное к нам пришествие, ублажаем честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси, лобызаем священныя мощи твоя, чтим святую память твою и веруем, яко жив Господь, жива же и душа твоя и с Ним во веки пребываеши на небеси, идеже и любиши ны тоюжде любовию, еюже возлюбил еси нас, егда Духом Святым прозрел еси наше, еже ко Христу обращение, и не точию любиши, но и молиши о нас Бога, зря во свете Его вся нужды наша. Тако веруем и тако сию веру нашу исповедуем во храме, иже во имя твое, святый Андрее, преславно создася, идеже святыя мощи твоя почивают: верующе же, просим и молим Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, да молитвами твоими, яже присно послушает и приемлет, подаст нам вся потребная ко спасению нас грешных: да якоже ты абие по гласу Господа, оставль мрежи своя, неуклонно Ему последовал еси, сице и кийждо от нас да ищет не своих си, но еже к созиданию ближняго и о горнем звании да помышляет. Имуще же тя предстателя и молитвенника о нас, уповаем, яко молитва твоя много может пред Господем и Спасителем нашим Иисусом Христом, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом и во веки веков. Аминь».

О замужестве и достойном женихе, как молиться

Святой андрейАпостолу Андрею возносят свои мольбы молодые девушки и их матери о том, чтобы судьба была милостива и послала достойную партию девице. Обычно Андрею Первозванному о замужестве принято молить перед Светлым праздником Воскресения Христова или на Рождество. Считается, что в эти дни Небеса наиболее благосклонны к желаниям людей вступить в брак.

  • Молитва читается вместе с полным акафистом Первозванному Ученику Христову Андрею.
  • Перед ликом Апостола нужно зажечь лампаду или свечу – это символ вашей искренней веры.
  • После того, как прочтете кондак 13 акафиста, вместо канонической читается молитва о хороших женихах.
  • Затем читается заключительный тропарь и величание.
  • Девице, перекрестившись, следует идти опочивать.
  • Если мать читает за счастье дочери, то молебен завершают Псалмом 90, который считается дивным средством для достижения целей и исполнения заветных желаний.

Чаще такие молебны проводят на ночь. Испокон повелась примета, что ночью невесте приснится ее суженый, Божьей волей посланный. Обычно после молитв Первозванного Апостола девица встречает желанного мужа, а в течение года обязательно будет свадьба. Одно условие тому предшествует – истовая вера Небесным Покровителям.

Молитва о замужестве Апостолу Андрею Первозванному.

«О, Всеблагий Господи и Апостоле Его Первозванный Андрее, я знаю, что великое счастие мое зависит от того, чтобы я возлюбила вас всею душею и всем сердцем моим и чтобы исполняла во всем волю Всевышнего. Управляй же Сам, о Боже мой, душею моею и наполняй сердце мое: я хочу угождать Тебе Одному, ибо Ты Создатель и Бог мой. Сохрани меня от гордости и самолюбия: разум, скромность и целомудрие пусть украшают меня. Праздность противна Тебе и порождает пороки, подай же мне охоту к трудолюбию и благослови труды мои. Поелику же закон Твой повелевает жить людям в честном супружестве, то приведи мя, Отче Святый, к сему освященному Тобою званию, не для угождения вожделению моему, но для исполнения предназначения Твоего, ибо Ты Сам сказал: не добро быти человеку одному, и, создав ему жену в помощницу, благословил их расти, множитися и населяти землю. Услышь смиренную молитву мою, Андрее Апостоле Первозванный, из глубины девичьего сердца Тебе возсылаемую; дай мне супруга честного и благочестивого, чтобы мы в любви с ним и согласии прославляли Тебя и милосерднаго Бога: Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Мольбы о здравии и помощи больным

Андрею Первозванному, как и другим Апостолам, дана была сила не только выполнять желания, одаривать верных христиан благодатями, но Святой андрейсовершать настоящие чудеса – воскрешать и лечить. Если возопить молитвой к Святому и просить его о выздоровлении близкого человека, то он обязательно смилостивится и дарует вам радость.

Обращаться в молитве о выздоровлении или успешном лечении можно в любое время дня и ночи. Этот особый случай никогда не регламентируется каноническим церковным уставом. Здоровье и жизнь человека всегда приоритетны для милостивого Создателя. Если есть необходимость, молите и обрящете помощь в беде.

  • Вместе с молитвой Апостолу читают краткий вариант акафиста, начиная с икоса 10, где рассказывается о способности апостольской врачевать и воскрешать.
  • Также молят об исцелении одержимых и душевнобольных, дабы Господь освободил их разум от бесовского наваждения.

Икос 10 – исцеление болящим и одержимым.

«Всюду именем Господа Иисуса болящия исцеляя, мертвыя воскрешая, бесы изгоняя, и во Патрах предсмертную проповедь твою чудесами утвердил еси, апостоле Христов, и анфипата Лезвия обратил еси к познанию истины, егда противления ради язвою поражен быв, тобою от одра болезни воздвижен бысть; людие же вси, видевше в тебе силу Божию, идолы своя сокрушиша, посем и Господь явися тебе, якоже Павлу иногда в Коринфе, и повеле взяти Крест твой, назнаменовав сим твое в Патрах, Его ради, страдание. Темже и мы, дивящеся велией благодати в тебе, благоговейно взываем: Радуйся, велия Бога всемогущаго сило; радуйся, многоценное чудес сокровище. Радуйся, древних Патр просвещение и украшение; радуйся, неверие анфипата в веру пременивый. Радуйся, яко тамо паки явися тебе Господь, на подвиг крестный тя призвавый; радуйся, яко уготовася тебе венец правды. Радуйся, Андрее, апостоле Христов Первозванный».

vseobryady.ru