Покаяние или исповедь – это есть таинство, при котором человек, исповедующий свои грехи священнику, через его прощение разрешается от грехов Самим Господом. Вопросом о том, как правильно исповедоваться, что говорить батюшке, задаются многие люди, приобщающиеся к церковной жизни. Предварительная исповедь готовит душу кающегося к Великой Трапезе – Таинству Причащения.

Суть исповеди

Таинство Покаяния святые отцы называют вторым крещением. В первом случае при Крещении человек получает очищение от первородного греха прародителей Адама и Евы, а во втором кающийся омывается от своих грехов, совершенных уже после крещения. Однако от немощи своего человеческого естества люди продолжают грешить, и эти грехи отделяют их от Бога, вставая между ними преградою. Своими силами преодолеть этот барьер они не в силах. Но Таинство Покаяния помогает спастись и приобрести то обретенное при Крещении единение с Богом.

В Евангелии о покаянии сказано, что оно является необходимым условием для спасения души. Человек на протяжении всей жизни непрерывно должен бороться со своими грехами. И, несмотря на всякие поражения и падения, он не должен унывать, отчаиваться и роптать, а все время каяться и продолжать нести свой жизненный крест, который возложил на него Господь Иисус Христос.

Осознание своих грехов


В этом вопросе главное — усвоить, что в Таинстве Исповеди кающемуся человеку прощаются все его согрешения, и душа освобождается от греховных уз. В десяти заповедях, полученных Моисеем от Бога, и в девяти Заповедях Блаженства, полученных от Господа Иисуса Христа, заключен весь нравственный и духовный закон жизни.

Поэтому перед тем как исповедаться, необходимо обратиться к своей совести и вспомнить все свои согрешения с самого детства, чтобы подготовить настоящую исповедь. Как проходит она, не каждый знает, и даже отвергает, но истинно православный христианин, побеждая свою гордыню и ложный стыд, начинает духовно распинать себя, честно и искренне признаваться в своем духовном несовершенстве. И тут важно понять, что неисповеданные грехи будут человеку определены в вечное осуждение, а покаяние — означать победу над самим собой.

Что такое настоящая исповедь. Как проходит это таинство

Перед тем как исповедаться перед священником, необходимо серьезно подготовиться и осознать всю необходимость очищения души от грехов. Для этого надо примириться со всеми обидчиками и с теми, кого обидели, воздержаться от пересудов и осуждений, всяких непотребных мыслей, просматривания многочисленных развлекательных программ и чтения легковесной литературы.


чше свободное время посвятить чтению Священного Писания и другой духовной литературы. Желательно исповедоваться немного заранее на вечернем богослужении, чтобы во время утренней Литургии уже не отвлекаться от службы и посвятить время молитвенной подготовке к святому Причащению. Но уже, в крайнем случае, можно исповедоваться утром (в основном все так и делают).

В первый раз не каждый знает, как правильно исповедоваться, что говорить батюшке и т. д. В этом случае нужно об этом предупредить батюшку, и он все направит в нужное русло. Исповедь в первую очередь предполагает умение увидеть и осознать свои грехи, в момент высказывания их священнику не стоит оправдывать себя и перекладывать вину на другого.

Дети до 7 лет и все новокрещенные в этот день причащаются без исповеди, нельзя этого делать только женщинам, пребывающим в очищении (когда у них месячные или после родов до 40-го дня). Текст исповеди можно написать на листочке, чтобы не сбиться потом и все вспомнить.

Порядок исповеди

В церкви на исповедь обычно собирается много народа, и перед тем как подходить к батюшке, надо повернуться к людям лицом и сказать вслух: «Простите меня, грешную», и они ответят: «Бог простит, и мы прощаем». И вот уже тогда необходимо идти к исповеднику. Подойдя к аналою (высокой подставке под книгу), перекрестив себя и поклонившись в пояс, не целуя Крест и Евангелие, склонивши голову, можно приступать к исповеди.


Ранее исповеданные грехи повторять не надо, ибо, как учит Церковь, они уже простились, но если они опять повторялись, то о них вновь надо каяться. По окончании своей исповеди необходимо выслушать слова священника и разрешительную молитву. Когда он закончит — дважды перекреститься, поклониться в пояс, поцеловать Крест и Евангелие и потом, опять перекрестившись и поклонившись, принять благословение своего батюшки и пойти на свое место.

О чем надо каяться

Подводя к концу тему «Исповедь. Как проходит это таинство», необходимо ознакомиться с самыми распространенными грехами в нашем современном мире.

Грехи против Бога – гордость, маловерие или неверие, отречение от Бога и Церкви, небрежное исполнение крестного знамения, неношение нательного крестика, нарушение заповедей Божиих, упоминание имени Господа всуе, небрежное исполнение молитвенных правил, непосещение церкви, молитва без усердия, разговоры и хождение в храме во время службы, вера в суеверия, обращение к экстрасенсам и гадалкам, мысли о самоубийстве и т. д.

Грехи против ближнего – огорчение родителей, грабеж и вымогательство, скупость в милостыне, жестокосердие, клевета, взяточничество, обиды, колкости и злые шутки, раздражение, гнев, пересуды, сплетни, корыстолюбие, скандалы, истерики, обиды, предательство, измена и т. д.

Грехи против самого себя – тщеславие, высокомерие, беспокойство, зависть, мстительность, стремление к земной славе и почестям, пристрастие к деньгам, чревоугодие, курение, пьянство, азартные игры, рукоблудие, блуд, излишнее внимание к своей плоти, уныние, тоска, печаль и т. д.

Бог простит любой грех, для него нет ничего невозможного, человеку надо только по-настоящему осознать свою греховные дела и искренне в них раскаяться.

Причастие


Исповедываются обычно для того, чтобы причаститься, а для этого надо несколько дней поговеть, что подразумевает молитву и пост, посещение вечернего Богослужения и прочтения дома, кроме молитв вечерних и утренних, каноны: Богородице, Ангелу Хранителю, Покаянный, к Причащению, и по возможности, а точнее, по желанию — Акафист Иисусу Сладчайшему. После полуночи уже не едят и не пьют, приступают к таинству натощак. После принятия Таинства Причастия надо прочитать молитвы по Святом Причащении.

Не стоит бояться идти на исповедь. Как проходит она? Об этом точную информацию можно почитать в специальных брошюрках, которые продаются в каждой церкви, в них все очень подробно описывается. А потом главное — настроиться на это верное и спасительное дело, ведь о смерти православному христианину нужно думать всегда, чтобы она не застала его врасплох – без молитв покаяния и причастия.

fb.ru


Здравствуйте

Не надо слов.На исповеди перечисляют грехи.Просто запишите их на бумажку, что бы не забыть.Заранее все вспомните, что бы ничего не забыть и запишите.Утаивать ничего нельзя, иначе согрешите.

Если вы не знаете, конкретное название греха, ничего страшного.Просто кратко изложите суть.Долго рассказывать не надо.К примеру "Обижала ближних", Или "Не делала того-то". Если вы хотите подробно рассказать о том как и чем грешили, на общей исповеди это делать не надо.Потому что своими долгими повествованиями, вы будете задерживать других людей.Если вы не знаете, как назвать грех, спросите об этом у батюшки заранее.Подойдите, расскажите чем грешили и спросите, как нужно называть этот грех на исповеди.Он вам скажет, а вы запомните.Потом придете на исповедь и назовете так, как он сказал

Можно просто сразу начать перечислять грехи.

Можно начать исповедь со слов "Я грешна… или согрешила...а потом начать перечислять грехи" Или: Каюсь в…" Ну и так далее.Как вам удобнее.Ничего не надо специально говорить.Главное грехи перечислить и ничего по возможности не забыть и не утаивать.Лучше грехи записать на бумажку.Особенно если их много или вы нервничаете, что бы ничего не забыть.Я так всегда делаю.

А священники еще советуют начинать со слов с обращением к Господу

Например: "Каюсь Господи…и перечислять свои грехи.На исповеди, мы обращаемся к Богу, а не к священнику.Священник лишь посредник


Кстати 28 числа, будет чистый четверг.Хорошее время для причастия и различных чисток.В том числе духовных и энергетических.Причастие тоже относится к ним

И еще на случай если не знаете

Перед исповедью обязателен евхаристический пост.

Вообще положено постится 3 дня.Но если вы не очень религиозны или не можете постится это время, можно постится в день причастия, начиная с полуночи.Начиная с полуночи, вы не должны ничего есть и пить, до причастия.Усердно молитесь.Прочитайте покаянный канон Христу и специальную молитву перед причастием.Она есть в молитвословах.

Молитвы

(1 и 2 читать обязательно

Спаси Господь!

www.bolshoyvopros.ru

Эту статью хочу посвятить проблеме первой исповеди. Большинство воцерковляющихся взрослых людей рано или поздно встают перед духовной потребностью исповедовать свои грехи, которые накопились у них за годы сознательной жизни. В связи с этим возникают многочисленные «технические» вопросы, а многие не могут перебороть свой стыд и страх перед ней и перед священником. Чтобы развеять сомнения, страхи и ответить на большую часть вопросов, стоит для начала рассказать об исповеди в общем, для чего она нужна, для чего на исповеди необходимо рассказывать о своих грехах священнику и почему нельзя обойтись без нее.


Исповедь – это Таинство. Почему Таинство? Ответ кроется уже в названии. Во время Таинств, которых в Православной Церкви обычно называют семь (Крещение, Евхаристия, Миропомазание, Покаяние, Священство, Брак и Елеосвящение), происходит непосредственная встреча человека с Богом, Божественная благодать таинственным и непостижимым для нас образом действует на человека, освящая все человеческое естество – и душу, и тело, оживотворяя и обоготворяя, уготовляя для будущей Вечной Жизни. Исповедь, или Таинство покаяния, по определению Православного Катихизиса, есть Таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Господом Иисусом Христом. То есть исповедующийся получает оставление своих грехов непосредственно от Бога, священник же в данном случае является посредником между Богом и человеком. В молитвенном последовании перед исповедью священник именуется свидетелем, который призван свидетельствовать перед Богом все, что скажет ему человек. В связи с этим у многих людей часто возникает вопрос – почему нельзя каяться напрямую Богу, без участия священника или какого-либо иного посредника или свидетеля, чтобы получить прощение и разрешение от грехов? Безусловно, каяться мы можем и должны не только на исповеди, но и при каждой удобной возможности – сразу по осознании греха, и на ежедневной вечерней молитве (в молитвослове есть специальная молитва).


дь грех – это духовная зараза, которая, будучи принятой в душу и сердце, начинает разрушать все вокруг себя. Грех имеет свойство накапливаться, поэтому нераскаянный грех подобен снежному кому, катящемуся с горы, он нарастает и превращается в лавину, которую практически ничто не может остановить на пути. И только искреннее покаяние способно разрушить сети греха и избавить сердце и душу от его пагубного влияния. Однако, отпущение грехов можно получить только на исповеди. Так происходит вовсе не от того, что «попы так придумали», а потому, что Господь так установил. Само по себе священство – это богоустановленный институт, получивший свое начало еще во времена Ветхого Завета. Новозаветный священник наделен от Бога правом объявлять от имени Бога прощение грехов. Господь Иисус Христос сказал апостолам: «Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18:18). Эта власть «вязать и решить» перешла от апостолов к их преемникам – епископам и священникам. Ко всему прочему, священник – это еще и духовный наставник, руководитель, призванный Богом и Церковью на это дело. Но он, являясь таким же простым человеком, как и пришедший к нему на исповедь, имеет особую благодать от Бога, которая действует в нем независимо от его личностных качеств. Эту благодать он получает в Таинстве священства.


Помню свою первую исповедь, которую мне пришлось принимать через 40 дней после священнического рукоположения. Подошел мужчина и рассказал о некоторой проблеме, которая была непосредственно связана с грехом. Он искренне каялся, но еще и желал получить от меня духовный совет, как поступить в сложившейся ситуации. Я на тот момент не имел никакого священнического опыта, а в жизни я с таким никогда не сталкивался. Дать ответ практически не представлялось возможным. Но это было необходимо. Я молча помолился Господу, попросил помощи. И тут, откуда ни возьмись, в голове появилась ясная и отчетливая мысль, которая развивалась и обретала удобную для изложения форму. Мы проговорили около двадцати минут, разобрали его проблему по полочкам и в итоге он получил тот самый совет, которого так жаждал. При этом не кто-то говорил за меня или через меня, как это бывает с оккультистами или сектантами-харизматами, говорил я сам, получив первоначальную мысль и развив ее. Несомненно, это было действие Божественной благодати, которая изобильно излилась и на меня и на того мужчину.

Итак, исповедь – это богоустановленное Таинство, в котором, при посредничестве и свидетельстве священника, человек получает прощение и разрешение исповеданных грехов от Самого Бога. Очевидно, что Господь весьма позаботился о нас, дав такую возможность духовного очищения. Посему не обретается причин, по которым стоило бы отказаться от этой Божественной милости. Исповедь нужна нам как глоток свежего воздуха, это баня, омывающая душу.


И все же первая исповедь сильно смущает большинство тех, кто все же решается впервые приступить к этому великому Таинству покаяния. Смущает, в первую очередь, стыд и необходимость говорить о своих грехах в присутствии совершенно незнакомого человека, пусть и с глазу на глаз. Но смущаться не стоит. Очень хорошо, что есть чувство стыда, было бы куда хуже, если бы оно отсутствовало. Стыд в данном случае – это одно из следствий осознания собственной греховности. Переступив единожды через барьер стыда и страха, будет намного легче исповедоваться в будущем. И, конечно же, если приступать к исповеди с искренним покаянием, то после нее ощущается огромное чувство облегчения, которое ни с чем не сравнится. Это чувство воодушевляет, окрыляет, дает силы для того, чтобы бороться с грехами и, с помощью Божией, побеждать.

Существует несколько «мифов» и страхов, которые обычно удерживают от первой исповеди невоцерковленных людей. Попробую рассмотреть наиболее распространенные из них.

1. Мои грехи настолько страшны и постыдны, что священник отпрянет от меня в ужасе, может быть, даже отругает и выгонит из храма.
Конечно, это не так. Открою один «секрет» – священника вряд ли получится чем-то удивить на исповеди. За годы службы священники на исповеди слышали очень много рассказов о грехах, пороках, страстях. Как правило, все эти рассказы похожи друг на друга, ведь все мы страдаем, по сути, одними и теми же грехами, в наших сердцах кипят одни и те же страсти, но в разном виде. Священники – это тоже люди, которым также свойственно грешить в силу слабой человеческой природы. Священники исповедаются своим духовникам. Кроме того, священники – это не какие-нибудь марсиане, они живут среди обычных людей, и им известны многие трудности и проблемы, с которыми сталкиваются и они сами. Наверно, нужно рассказать о чем-то действительно из ряда вон выходящем, чтобы священник опешил. Но и в этом случае он вряд ли отпрянет в ужасе. И, естественно, священник не выгонит из храма кающегося человека. Да и ругать тоже не станет. Ну как ругать за покаяние?
Помню, однажды меня спросила одна невоцерковленная знакомая: «Ты слушаешь на исповеди сотни историй о грехах, люди выворачивают свою душу перед тобой. Разве ты, узнав их грехи, не меняешь к ним своего отношения? Ведь они наверняка рассказывают и о страшных грехах, а не только о том, как украли яблоко в соседском саду». В этот момент я впервые задумался об этом. И, проанализировав те самые сотни и даже тысячи исповедей, которые мне пришлось принимать за 10 лет священнического служения, я понял, что мое отношение к исповедующимся, действительно, меняется. Но меняется в лучшую сторону! Те люди, которых я никогда не знал и даже видел впервые, за какие-то 5-10 минут становились мне близкими людьми, которым хотелось помочь, хотя бы советом. Ведь все они приходили каяться! Они жаждали получить прощение от Бога, примириться с Ним через великое Таинство покаяния. Но самое главное – они хотели больше не грешить. Как же я мог отнестись к ним плохо? Нет, такое вряд ли возможно.
Хуже, когда человек на исповеди не проявляет признаков покаяния и, более того, говорит, что не имеет грехов и пришел на исповедь «так, на всякий случай, а вдруг, если что есть, пусть Бог простит». С такими людьми сложно, приходится чуть ли не «клещами вытаскивать грехи», разъяснять, указывать. Иногда это приносит плоды. А порой нет. Тогда приходится просто просить человека отойти и подумать о том, что безгрешных людей не бывает, почитать определенную литературу и, если обретется хоть один грех, то прийти на исповедь снова.

2. Священник на исповеди осудит меня за грехи и, может быть, даже не захочет дальше общаться.
Конечно, многое зависит и от священника. Священники тоже разные бывают, но в основной своей массе это добрые и отзывчивые люди. Лично я не знаком ни с одним священником, который бы стал осуждать человека на исповеди, да еще и отказывал в дальнейшем общении. Ведь на исповеди люди очень ранимы, их легко обидеть неосторожным словом. Добрый пастырь не осудит, не отгонит, а наоборот, постарается помочь кающемуся. Да и вообще всем, и священникам, и мирянам, всегда нужно помнить, что Судья – только Бог, а нам не дано привилегий судить кого-то, особенно если этот кто-то кается в том, что натворил.

3. Священник должен перечислять грехи, а я должен отвечать, есть ли они у меня.
Тут палка о двух концах. С одной стороны, такая форма исповеди могла бы быть удобной для того, кто впервые исповедуется. Но она похожа на тестирование с двумя вариантами ответа – «да» и «нет». Может получиться некое автоматическое действие, которому на исповеди не место. Священнику неизвестны грехи стоящего перед ним человека, что-то так можно и пропустить. А это совершенно не нужно. С другой стороны, если человек пришел на исповедь, то ему есть в чем каяться, он думал о грехах, пришел к покаянию. Ведь главное на исповеди – это не просто назвать грехи, а, действительно, в них раскаиваться и иметь твердую мысль больше не повторять. Вовсе не обязательно рассказывать, как происходило совершение греха, вполне достаточно одного лишь определения.

4. Священник может рассказать о моих грехах сослуживцам или своим знакомым.
Такое практически нереально. Не могу, конечно, говорить за всех священников. Но те, которых я знаю, и их немало, никогда не раскрывают тайны исповеди, указывая на конкретного человека и рассказывая о его грехах. Ко всему прочему, тайна исповеди – самостоятельный вид охраняемых законом тайн, одна из гарантий свободы вероисповедания. В соответствии с п. 7 ст. 3 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. и охраняется законом. Согласно УПК РФ (п. 4ч. 3ст. 56) священнослужитель не может быть допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными из исповеди. Согласно церковному каноническому праву, священник не может нарушить тайну исповеди ни при каких условиях. Это строго запрещено 120-м правилом Номоканона при Большом Требнике: за открытие греха исповедовавшегося духовный отец запрещается на три года в служении и каждый день должен класть сто поклонов.

5. У меня нет особых грехов. Я не знаю, как назвать грех.
Все зависит от того, что понимать под «особым грехом». Если человеку думается, что только убийство с отягчающими обстоятельствами является «особым» грехом, то это далеко не так. Любой грех особ по-своему. К примеру, некоторые женщины, не осознавая до конца, что аборт является грехом убийства, порой даже не называют его на исповеди, относя к «незначительным» грехам. Поэтому полезно почитать нужную литературу. В первую очередь, конечно, Священное Писание. Откуда же еще православному христианину узнать о том, что он нарушил заповедь Божью, как не из Библии, где все эти заповеди содержатся? Помимо Священного Писания есть различная православная литература, которая раскрывает суть многих грехов, так сказать, «перекладывает» их на нашу повседневную жизнь. Мне очень нравится книга архимандрита Иоанна Крестьянкина «Опыт построения исповеди». Ее полезно прочитать не только тем, кто готовится к первой исповеди, но и тем, кто собирается на очередную исповедь. Полезность этой книги я вижу в том, что в ней все грехи разбираются по полочкам и даются определения. Ведь порой случается, что пришедшие на исповедь люди не знают, как правильно назвать совершенный ими грех, и начинают рассказывать для пояснения длинные предыстории. Вовсе не обязательно рассказывать то, как происходило совершение греха, достаточно назвать лишь одно определение. Если понадобится, то священник остановит и попросит рассказать подробней. Это может помочь в определении степени греха. Чтобы было понятно, приведу пример. Есть некоторое количество блудных грехов – блуд, прелюбодеяния, половые извращения, мужеложство (гомосексуализм) и аналогичные отношения между двумя женщинами и другие. Называть их на исповеди надо, если даже очень стыдно и язык с трудом поворачивается. Но совершенно не нужно рассказывать, как, где и с кем.

Хочется дать и несколько практических советов. Не стоит выбирать для первой исповеди воскресные или праздничные дни. В эти дни в храме много людей, желающих исповедоваться и причаститься. Первая исповедь предполагает трату определенного времени для беседы со священником, хотя бы 10-15 минут, а то и намного больше. Уделить столько времени одному человеку, когда исповеди ждут еще 100 или более человек, которых нужно исповедовать максимум до начала причастия, практически невозможно. В лучшем случае удается выделить каждому пару минут. Поэтому во многих храмах исповедь проводят с вечера, во время вечернего богослужения или после него. Можно прийти вечером и исповедоваться. Также можно приступить к исповеди и накануне воскресного дня, в субботу утром. Но, на мой взгляд, лучше всего сделать это в будние дни утром, когда желающих исповедоваться и причаститься бывает мало. Тогда у священника будет время и выслушать, и, если понадобится, дать советы. В храмах, где в воскресный день утром служится ранняя литургия, можно исповедоваться во время нее. Людей также бывает немного.

Многие люди на исповеди теряются, забывают то, о чем помнили 10 минут назад или размышляли накануне вечером. Особенно, когда приходится исповедоваться впервые за многие годы. Тут уж упустить что-то проще простого. Поэтому, чтобы не забыть ничего, можно записать грехи на листке бумаги и прочитать по нему. Это обычная практика, и, на мой взгляд, очень полезная. Обычно я советую за несколько дней до исповеди основательно подумать, пролистать всю жизнь, как книгу, и записывать каждый, даже на первый взгляд незначительный, грех. Все грехи требуют покаяния. Но при этом не стоит забывать, что, расписывая мелочи, можно забыть и о корне, о той самой причине, которая стала основой совершенного греха. И тут основательный разбор собственной жизни очень полезен, человек может найти причины многих своих бед, несчастий и совершенных грехов. Вообще собирание мелочей при явном неведении корней – это особый разговор, и такое положение вещей свойственно и некоторым уже давно воцерковленным людям. На мой взгляд, очень показательно то, что в Неделю Торжества Православия (первое воскресенье Великого поста) более 50% исповедующихся в первую очередь рассказывает о том, как и сколько раз они в течение этой недели нарушили пост в еде. Очевидно, что люди всю неделю думали в основном о пище, забывая о том, что пост имеет две составляющие – духовную и физическую. Причем если пост физический необходим человеку, чтобы научиться воздержанию, то пост духовный сближает с Богом. Кое-кто, к сожалению, забывает, что не «есть» людей в посту куда более важно, чем не есть мясо. Но это, как я уже выше отметил, отдельный разговор.

Не стоит и оттягивать первую исповедь под различными предлогами. А предлоги, уверен, найдутся. Чего только я не слышал как оправдание оттягиванию исповеди. То болезнь или плохое самочувствие, то дорогу снегом замело – не проехать, то родственники погостить приехали, не до исповеди, борщи варить надо, то соседи сверху затопили, все утро с ними ругались, то, пока собаку не выгуляю, детей в школу не провожу, а мужа на работу, из дома выйти не могу, и многое другое. Все это «технические» накладки и проблемы, которые при желании преодолимы и решаемы. Куда хуже, когда высказывается причиной неготовность к первой исповеди. Помню одну пожилую даму, бывшего партийного деятеля, которая регулярно приходила в храм, практически на все праздники и по воскресным дням, ставила свечки, молилась, но никогда не исповедовалась и не причащалась. Сначала думали, что она некрещеная, но через какое-то время она начала креститься во время молитвы. Однажды к ней подошли с вопросом, почему же она, если крещена, не исповедуется и не причащается. Думали, наверно, не знает, что такое, хотели объяснить. Но она была в курсе, что такое исповедь и причастие, хотя и не имела основательных знаний об этом. Причиной отказа от исповеди она высказала свою духовную неготовность к ней. Причем пояснить, в чем эта самая неготовность заключается, она не могла или не захотела, просто повторила: «не готова, и все». Возможно, ее душу отягощали грехи, о которых она не хотела говорить незнакомому человеку, а, может быть, она еще не до конца осознала свои грехи, и поэтому ей казалось, что исповедь ей не особо нужна. Может, были и другие причины, о которых мы так и не узнали. На последующие попытки приобщить ее к активной церковной жизни она вновь отвечала, что не готова к исповеди. Она умерла, так и не приступив ни к исповеди, ни к причастию. Жаль, конечно, но уже ничего не поделать, да и силком ее на исповедь тоже ведь нельзя было затащить. Это был ее выбор, показательный для многих. И это случай, который приключился с пожилым человеком, который знал, что жизнь близится к логическому завершению. А ведь такое случается и с молодыми, которые думают, что еще вся жизнь впереди, и вдруг внезапно умирают от неожиданно посетившей болезни или несчастного случая.

Некоторые воцерковляющиеся имеют плохую привычку бегать от священника к священнику «в поисках духовника». Порой такое случается и с теми, кто приходит на первую исповедь. То ли от стыда, то ли от страха, то ли от смущения, то ли еще от чего-то не называют на исповеди один или более грехов. А потом эти чувства еще более обуревают человека и он бежит к другому священнику с этими же нераскаянными на первой исповеди грехами. Это неверный подход. Стоит помнить, что исповедь – это духовное лечение, и лечиться лучше у одного «врача», который уже знает о других «болячках» и сможет, сложив все воедино, получить более полную картину, «поставить правильный диагноз» и «выписать правильное лекарство».
Исходя из вышеописанной логики, рекомендуется супругам иметь одного духовника. В моей практике был случай, когда семейная пара исповедовалась у разных священников. Жена первой пришла в храм, воцерковилась и стала ходить на исповедь к довольно строгому батюшке-монаху. А муж воцерковился позже и стал ходить к другому священнику, по характеру более мягкому и имеющему определенный опыт семейной жизни. Так продолжалось несколько лет. И стало заметно, что супруги отдалились друг от друга, даже ходили в разные храмы. Всему виной стало то, что оба духовника имели разные воззрения на обычные житейские ситуации, что, впрочем, никак не противоречило ни канонам, ни церковным правилам. Батюшка-монах требовал от своей духовной дочери максимальной строгости, а другой, женатый, батюшка учил снисхождению к немощи ближнего. И то, и другое – благо. Но в итоге оба эти мнения столкнулись лбами, и получилась довольно неприятная ситуация, когда супруги стояли на грани развода. Брак удалось спасти, но путем неимоверных усилий и усердных молитв. Поэтому лучше супругам искать одного духовника, который будет в курсе их семейной духовной жизни и не станет давать советы, которые будут противоречить друг другу.

В свете вышеизложенного случая хотелось бы предупредить о сложностях исповеди в монастырях. Как правило, в монастырях духовники достаточно строги и требовательны (хотя, конечно, не все), что может показаться воцерковляющемуся человеку каким-то непреодолимым барьером на пути к полноценной церковной жизни. К примеру, по итогам исповеди в монастыре человеку может быть назначена епитимья по всей строгости канонов, что может оказаться тяжелой ношей для него. Приведу пример, чтобы было понятно. Сейчас очень многие люди, по незнанию или нарочито, прибегают к помощи оккультистов (гадалок, экстрасенсов, биоэнерготерапевтов и прочих деятелей), считая, что это все совершенно безобидное занятие, а если и несет в себе какую-то опасность, то совсем небольшую. А вот как повелевают поступать каноны Православной Церкви: ««Предающийся волшебникам… дабы узнать от них, что восхотят им открыти, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимьи. Той же епитимьи подлежит подвергать … и так именуемых облакогонителей, обаятелей, делателей предохранительных талисманов, и колдунов» (61 Правило VI Вселенского Собора). Т.е. человек должен быть отлучен от участия в евхаристическом общении (попросту – от причастия) на шесть лет. И это при условии того, что он уже кается в этом грехе и более не совершит его. А теперь представьте себе человека, который совсем недавно пришел в храм и попал на исповедь к строгому батюшке, который отлучил его на 6 лет от причастия. И вовсе не потому, что батюшка вредный или злой. А потому, что монастырская жизнь имеет определенный уклад по монастырскому уставу, что, несомненно, отражается и на образе исповеди в монастыре. Конечно, все сказанное – не однозначно установленное правило, которого придерживаются абсолютно все духовники, абсолютно во всех монастырях, но знать об этом надо, чтобы потом не удивляться строгой епитимье и не искать способа смягчить ее. Однако не стоит думать, что епитимьи накладывают только в монастыре. Епитимья – это способ врачевания кающегося грешника, заключающийся в исполнении им дел благочестия, определенных его духовником. Епитимия – духовно-исправительная мера, направленная на исправление человека, она – средство помощи кающемуся в борьбе с грехом. Епитимья может быть наложена и приходским священником, но, скорее всего, она будет более мягкой, чем в монастыре. Главное – понимать, что епитимья – это не наказание и, тем более, не средство искупления греха. Искупитель только Один – Господь Иисус Христос. Никому из людей не дано искупить свои грехи.

Не лучший помощник на исповеди – попытка оправдать свои грехи вынужденностью или действиями других людей. Грех всегда совершает человек, а не кто-то за него. А раз грех совершен, то, значит, он требует осознания и покаяния. Но для этого нужно перестать искать виноватых. Как только это происходит, сразу все становится на свои места и приходит покаяние. Также не стоит лукавить, называя один грех другим, более мягким, либо пряча грех под витиеватыми фразами. К примеру, избил, изнасиловал и обидел – это разные грехи, и нельзя все три назвать только одним определением «обидел». Все три имеют разную степень сложности. От подмены понятия суть не меняется, да и Бога обмануть невозможно.

И в конце, пожалуй, самый важный совет тем, кто готовится к первой исповеди. Ни в коем случае умышленно не скрывайте на исповеди грехи, даже самые сокровенные, о которых и подумать теперь страшно. Грех, утаенный на исповеди, вменяется сугубо. Когда-то они были совершены, теперь они требуют покаяния, абсолютно все, без исключения. Если не покаяться, то они, воистину, станут смертными, как, впрочем, и любой нераскаянный грех. Пусть будет тяжело сказать о грехах и покаяться в них сегодня, чем завтра получить вечное осуждение от Бога.

Желаю всем помощи Божией и искреннего покаяния! И предлагаю вам, дорогие читатели, поделиться своим первым опытом первой исповеди. Какие были переживания, сомнения, страхи, и чем в итоге все закончилось.

azbyka.ru

Структура исповеди

Известный церковный деятель современности архимандрит Иоанн (Крестьянкин) выделил два варианта построения исповеди:

  • по десяти заповедям;
  • по заповедям блаженства.

С каких слов начать исповедь перед батюшкой

В своей книге, посвященной исповеди, иерарх приводит пример того, как можно произносить исповедь и каяться в своих грехах. Архимандрит анализирует каждую из заповедей и описывает, какие обязанности должны иметь христиане перед Богом согласно этим заповедям. Иоанн указывает читателям на ошибки в повседневной жизни, которые ведут к забвению веры.

Он анализирует заповеди блаженства и указывает на то, что люди предают небрежению. Рассматривая вторую заповедь блаженства («блаженны плачущие»), он спрашивает читателя, оплакивал ли он осквернение Божьего образа в себе, свою нехристианскую жизнь, приливы гордыни и гнева. Он показывает читателям, как далеко они стоят от ступеней нравственного совершенства.

Эту книгу признают хорошим пособием, объясняющим, что следует считать грехом в человеческой жизни. Но она не может быть инструкцией о том, что нужно говорить. Кающийся должен сам выбирать слова, которые будут идти из его сердца, и искренне желать раскаяться.

Структура исповеди

religiya.temaretik.com

Таинство исповеди

Со слов святых отцов, покаянием еще считается вторым крещением. Человек во время крещения очищается от греха первородного, который передался всем от первых прародителей Адама и Евы. А после обряда крещения при покаянии происходит смывание личных грехов. Когда человек осуществляет таинство покаяния, он должен быть честен и осознавать свои грехи, чистосердечно раскаиваясь в них, и не повторять греха, веря в надежду на спасение Иисусом Христом и Его милосердие. Священник читает молитву и происходит очищения от грехов.

Многие, кто не желают раскаяться в своих грехах, часто говорят, что не имеют грехов: «Я не убил, не украл, не прелюбодействовал, значит, мне и раскаиваться не в чем?» Об этом говорится в первом Послании Иоанна в первой главе, стих 17 — «Если мы говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас». Это значит, что греховные события случаются каждый день, если вникнуть в суть Божьих заповедей. Существуют три категории греха: грех против Господа Бога, грех против близких и грех против себя.

Перечень грехов против Иисуса Христа

  1. Безразличие в случае хулы на Бога — вероотступничество. Посещение сект и нежелание носить нательный крестик.
  2. Змей и яблокоНеблагодарность Спасителю.
  3. Атеистическое воспитание — сомнение и неверие в Бога.
  4. Упоминание о Боге всуе.
  5. Увлечение колдовством — оккультизмом и прочей магией.
  6. Клятва именем Бога.
  7. Нежелание читать вечерние и утренние молитвы.
  8. Мысли о суициде.
  9. Карточные игры.
  10. Редкое чтение Евангелия и другой полезной литературы.
  11. Нежелание ходить по воскресеньям в храм, а также в дни праздников.
  12. Несоблюдение церковных правил — нарушение постов в дни среды и пятницы.
  13. Несоблюдение Христовых заветов.
  14. Несобранность во время чтения молитв.
  15. Неверие и отчаяние в трудной ситуации, отрицая промысел Божий, — болезнь, бедность, боязнь старости.
  16. Осуждение священников и Церкви.
  17. Зависимость от земных удовольствий.
  18. Нежелание бороться с грехом, полагаясь только на Господне милосердие.
  19. Недостойное покаяние и утаивание грехов.
  20. Чрезмерная самонадеянность, отрицая Божью помощь.

Перечень грехов против близких

  1. Клевета.
  2. Греховные дела против ближних.
  3. Мстительность.
  4. Раздражение и гневРаздражение, гнев и вспыльчивость.
  5. Воспитание детей в иной, не христианской вере.
  6. Невозвращение различных долгов.
  7. Невыплата денег за проделанную работу.
  8. Высокомерие.
  9. Отказ в помощи людям, которые нуждаются.
  10. Ссоры с близкими и соседями.
  11. Доведение человека словами до самоубийства.
  12. Безумная насмешливость.
  13. Жадность.
  14. Аборт — совершение убийства нерожденного ребенка и подталкивание других на это преступное дело.
  15. Раздражение старостью родителей и их непочитание.
  16. Неуважение старших.
  17. Принятие спиртных напитков на поминках.
  18. Леность в работе.
  19. Осуждение.
  20. Воровство.

Перечень грехов против себя

  1. Нарушение верности в браке — прелюбодеяние.
  2. Смех без причины.
  3. Сквернословие.
  4. СквернословиеРукоблудие и близость лиц одного и того же пола — противоестественный блуд.
  5. Любовь к деньгам.
  6. Безумное желание обогащения.
  7. Тщеславие.
  8. Завистливость.
  9. Чревоугодие.
  10. Лжесвидетельство.
  11. Показушные добрые дела.
  12. Зависимость от алкогольных напитков и табачных изделий.
  13. Плотская близость с близкими — кровосмешение.
  14. Самовлюбленность.
  15. Празднословие, многословие и пересуды.
  16. Чтение эротических книг и просмотр фильмов с подобным содержанием.
  17. Плотская близость вне брака.

Все перечисленные грехи разделяются на три категории, в окончательном счете, все это против Господа Бога. Ведь осуществляется преступление Им созданных заповедей, следовательно, происходит прямое оскорбление Бога. Все эти грехи не дают положительных плодов, а наоборот, душа от этого спасена не будет.

Правильная подготовка к исповеди

К таинству исповеди необходимо подготавливаться со всей серьезностью, для этого следует заняться преждевременной подготовкой. Достаточно вспомнить и записать на лист бумаги все содеянные грехи, а также прочесть подробную информацию о причащении и таинстве исповеди. На обряд следует взять листок и перед процессом снова все прочесть. Этот же лист можно отдать духовнику, но тяжелые грехи должны быть произнесены вслух. Достаточно рассказать о самом грехе, и не перечислять длинных историй, например, если в семье происходит вражда, и с соседями, следует осуществить покаяние в основном грехе — осуждение соседей и близких.

Как подготовиться к исповедиВ этом обряде духовника и Бога не интересуют многочисленные грехи, важен сам смысл — чистосердечное раскаяние в содеянных грехах, искреннее чувство человека, сокрушенное сердце. Исповедь — это не просто осознание своих греховных прошлых дел, но и рвение смыть их c себя. Оправдание себя в грехах — это не очищение, это недопустимо. Старец Силуан Афонский говорил, что если человек возненавидел грех, то и Бог просит эти грехи.

Это будет отлично, если человек из каждого прошедшего дня будет делать выводы, и каждый раз истинно раскаиваться в грехах, записывая их на бумагу, а для серьезных грехов необходимо исповедоваться перед духовником в церкви. Незамедлительно следует попросить прощения у людей, которым была нанесена обида словом или делом. В православном молитвослове есть правило — Покаянный канон, который нужно усиленно читать по вечерам перед самим таинством исповеди.

Важно узнать распорядок храма, в какой день можно исповедоваться. Существуют множество храмов, в которых проходит ежедневная служба, там же проходит и ежедневное таинство исповеди. А в остальных следует узнать о расписании церковных служб.

Как исповедоваться детям

Дети возрастом до семи лет считаются младенцами, они могут причаститься без предварительной исповеди. Но важно приучить их с детства к чувству благовения. Без нужной подготовки учащенное причастие вызывает нежелание заниматься этим делом. Желательно за несколько дней настроить детей на таинство, пример — чтение Священного Писания и детской православной литературы. Уменьшить время просмотра телепередач. Наблюдать за выполнением утренних и вечерних молитв. Если ребенок за прошедшие дни совершил плохие поступки, то с ним следует поговорить и навеять на него чувство стыда за проделанное. Но всегда нужно знать: ребенок берет пример с родителей.

После семилетнего возраста можно приступать к исповеди наравне со взрослыми, но без предварительного таинства. Перечисленные выше грехи исполняются в большом количестве и детьми, поэтому детское причастие имеет свои нюансы.

Чтобы помочь детям искренне исповедаться, необходимо дать перечень грехов:

  1. Не занимаешься ли ворожением и гаданием?
  2. Не пропускал ли утренние молитвы, залеживаясь в постели?
  3. Не воруешь ли ты?
  4. Маленький ангелочекНе читал ли молитву перед сном и не принимал ли трапезу без молитвы?
  5. Можешь ли назвать самые важные молитвы в православии: «Иисусова молитва», «Отче наш», Богородице Дево, радуйся»?
  6. Не хвалишься ли ты своими навыками и успехами перед близкими?
  7. Не носишь ли различные символы и амулеты?
  8. Из-за чувства стыда перед батюшкой не утаивал ли свои грехи на исповеди?
  9. Посещаешь ли церковь каждый воскресный день?
  10. Не увлекаешься ли ты вредными привычками?
  11. Не называл ли имя Господне без надобности?
  12. Не искажаешь, не торопишься ли ты в крестном знамении?
  13. Не баловался ли ты на службе в церкви?
  14. Не посещали тебя ли внезапные мысли?
  15. Занимаешься ли ты чтением духовных полезных книг, в том числе и Евангелия?
  16. Не стесняешься ли ты своего нательного крестика?
  17. Не применяешь ли крестик для украшения?
  18. Не происходили ли споры с кем-либо только для самоутверждения?
  19. Не утаивал ли правду от родителей только ради того, чтобы не стать наказанным?
  20. Не ябедничал, не сплетничал ли?
  21. Не употреблял ли в пищу запрещенных продуктов во время поста?
  22. Не берешь ли ты без проса чужих вещей?
  23. Не был ли требователен в покупках, которые совершали родители?
  24. Не притворялся ли ты для того, чтобы уклониться от обязанностей?
  25. Не говорил ли ты сквернословия?
  26. Дети в церквиНе смеялся ли ты с людей с физическими дефектами?
  27. Не подстрекал ли ты кого-то на драки и не дрался ли ты?
  28. Не издевался ли ты над младшими и слабыми?
  29. Не занимаешься ли ты онанизмом?
  30. Не ленишься ли ты в помощи родителям?
  31. Не издевался ли ты над зверями земными?
  32. Не имеешь ли ты зависти к другим людям?
  33. Не занимался ли ты картежными играми?

Это поверхностный перечень возможных грехов. Существует множество личных грехов для каждого ребенка, основываясь на его мыслях и действиях. Важной целью родителей считается подготовка ребенка к покаянию. Нужно, чтобы ребенок сам записал все свои прегрешения без участи родителей — за него не стоит записывать. Он должен понять, что необходимо чистосердечно признаться и раскаяться в плохих поступках.

Как исповедоваться в церкви

Исповедь приходится на утреннее и вечернее время суток. Опаздывать на такое событие считается неприемлемым. Группа раскаивающихся начинает совершать процесс с чтения чинопоследования. Когда священник начинает спрашивать имена участвующих, которые пришли на исповедь, отвечать нужно не громко и не тихо. Опоздавшие не принимаются на исповедование. В окончании исповеди священник повторно читает чинопоследование, принимая таинство. Женщины во время естественного месячного очищения не допускаются к такому событию.

Как правильно исповедатьсяВести себя в храме нужно достойно и не мешать остальным исповедующимся и священнику. Не допускается смущение пришедших на это дело людей. Не нужно исповедовать одну категорию грехов, а другую оставлять не потом. Те грехи, которые были названы в прошлый раз, не перечитываются вновь. Совершать таинство желательно у одного и того же духовника. В таинстве человек раскаивается не перед духовником, а перед Господом Богом.

В больших церквях собирается множество кающихся и в этом случае используется «общая исповедь». Суть в том, что священник произносит общие грехи, а исповедующиеся раскаиваются. Далее под разрешительную молитву обязан подойти каждый. Когда исповедь проходит первый раз, не стоит приходить на такую общую процедуру.

В первый раз следует посетить частную исповедь, если таковой нет, то на общей исповеди необходимо занять последнее место в очереди и послушать, что говорят на исповеди священнику. Желательно объяснить всю ситуацию священнику, он скажет о том, как исповедоваться первый раз. Далее происходит истинное раскаяние. Если в процессе раскаяния человек умолчал о грехе тяжком, то он прощен не будет. В конце таинства человек обязан после прочтения разрешительной молитвы поцеловать Евангелие и крест, которые лежат на аналое.

Правильная подготовка к причастию

В дни говения, которые длятся семь дней, устанавливается пост. В рацион питания не должны входить рыбные, молочные, мясные и яичные продукты. В такие дни не должны совершаться половые акты. Необходимо учащенно посещать церковь. Читать Покаянный канон и соблюдать молитвенные правила. Накануне таинства необходимо прибыть на службу вечером. Перед сном следует прочитывать каноны Архангела Михаила, Господа нашего Иисуса Христа и Матери Богородицы. Если такой возможности нет, такие молитвенные правила можно сместить на несколько дней в течение говения.

Дети тяжело запоминают и воспринимают молитвенные правила, поэтому следует выбрать то количество, которое станет по силам, но обсуждать это нужно с духовником. Для подготовки постепенно нужно Церковные атрибутыувеличивать количество молитвенных правил. Большинство людей путают правила исповеди и причастия. Тут необходимо подготавливаться поэтапно. Для этого стоит попросить совета у священника, который подскажет о более точной подготовке.

Таинство причащения осуществляется натощак, не стоит употреблять еду и воду с 12 часов, также нельзя курить. Детей до семи лет это не касается. Но их к этому нужно приучать за год до взрослого таинства. Следует прочитать утренние молитвы и для Святого Причащения. При утренней исповеди необходимо прибыть в нужное время без опозданий.

Причастие

Таинство установил Господь Бог в часы Тайной вечери, когда Христос преломил с учениками хлеб и распил с ними вино. Причастие помогает войти в Царство небесное, поэтому непостижимо разуму человека. Женщинам нельзя посещать причастие в накрашенном виде, да и в обычные воскресные дни следует стереть с губ попаду. В менструальные дни женщины не допускаются к Таинству, а также те, кто недавно родили, для последних нужно прочитать молитву сорокового дня.

Как правильно причащатьсяКогда священник выходит со Священными Дарами, участники обязаны сделать поклон. Далее нужно внимательно слушать молитвы, повторяя про себя. Затем следует сложить крестом руки на груди и подойти к чаше. Первыми должны идти дети, затем мужчины, а потом женщины. Возле чаши произносится свое имя и тем самым, причастник принимает Дары Господа. По причастии диакон обрабатывает губы с помощью плата, далее нужно поцеловать край чаши и подойти к столу. Тут человек принимает запивку и употребляет просфорную часть.

В конце участники слушают молитвы и молятся до окончания богослужения. Затем следует подойти к кресту и внимательно слушать благодарственную молитву. В конце все расходятся домой, но в церкви нельзя говорить пустых слов и мешать друг другу. В этот день себя нужно вести достойно и не осквернять свою чистоту греховными делами.

pravoslavie.guru