Кто в море не ходил, тот Богу не молился — так говорили наши русские поморы, отважные мореходы и путешественники. Действительно, на берегу человеку жить куда спокойней. Даже в самую страшную непогоду, когда небо затянуло черными тучами, когда сверкают молнии, ветер рвет из рук зонтик и дождь льет как из ведра, все равно знаешь: под ногами у тебя твердая земля. А значит, уже через несколько минут ты будешь у себя дома пить горячий чай, сидя в уютном кресле.

Но все тут же меняется, если представить, что в такую же бурю ты стоишь на палубе маленького суденышка в открытом море. Вокруг бушуют огромные волны высотой с трехэтажный дом. Корабль то поднимается на самый гребень такой водяной горы, то стремительно летит с него вниз, в бурлящую бездну между волнами. Палуба кренится так, что устоять можно, лишь крепко схватившись за штормовой леер — специальную веревку, натянутую вдоль корабельных надстроек от носа судна до кормы. При особо сильных порывах ветра волны перекатываются через палубу. И горе тому, кто в этот момент оказался у них на пути, не успев спрятаться в трюм или в рубку.


Да и в трюме тоже во время шторма невесело. Доски, из которых сделан корпус кораблика, трещат от напора воды. Сквозь просмоленные щели потихоньку протекает вода. Всего каких-то пять сантиметров дерева отделяет тебя от бушующей снаружи воды. И ты не знаешь, удержат ли борта корабля этот неукротимый напор морской стихии.

В такие минуты человеку остается лишь обратиться к Богу с просьбой о защите и помощи. И ставшие для нас такими привычными слова «Господи, помилуй!» моряки во время бури говорили совсем иначе, чем на берегу.

Среди кипящей от штормовых шквалов воды человек действительно ощущает себя приговоренным к смерти. Здесь, на краю гибели, просьба к Богу о помиловании для него — самое важное дело и последняя надежда на спасение. А когда Бог поможет морякам выжить и благополучно добраться до родного берега, благодарственные молитвы сами собой рождаются в их сердцах. Вот поэтому и говорили мудрые поморы: кто в море не хаживал, тот Богу не молился.


Но тут кто-то, быть может, скажет: «Неужели вера моряков сильнее, чем вера святых, которые всю жизнь свою посвятили молитве?» Что можно на это сказать… Силу веры и молитвы каждого человека знает один лишь Господь. Он и рассудит, у кого она была больше. А мы можем лишь сказать, что и святые тоже плавали на парусных кораблях, тоже попадали в различные переделки и тоже обращались к Богу в горячих искренних молитвах. Несколько таких морских историй о святых мы сейчас расскажем.

Апостол Павел

    

Это случилось, когда святого апостола Павла за проповедь Евангелия отправили на суд к самому римскому императору. Путь из Палестины в Рим лежал через Средиземное море. Павла и некоторых других узников поручили сотнику царского полка по имени Юлий. Через несколько недель их корабль причалил к острову Крит.

Здесь Бог открыл Павлу, что дальше плыть опасно, надвигается буря. Павел сказал об этом Юлию и капитану корабля, но они лишь посмеялись над ним и велели команде ставить паруса.

Едва корабль вышел в открытое море, поднялся сильный ветер.
лны захлестывали палубу, а низкие тучи цеплялись за верхушку мачты. Не было видно ни солнца днем, ни звезд ночью. Четырнадцать дней буря носила корабль по морским просторам. Моряки и узники уже не знали, где находятся. От страха и отчаяния они перестали есть и ждали смерти. Один лишь Павел был спокоен. Он утешал измученных штормом людей и говорил им:
— Нужно было послушаться меня и не отходить от Крита. Но поверьте мне хотя бы теперь и перестаньте бояться, потому что ни один из вас не погибнет. Ангел Божий явился мне в эту ночь и сказал: «Павел! Все плывущие с тобой на этом корабле останутся живы». Поэтому ободритесь. Я верю Богу, что будет так, как мне сказано.

И уговаривал всех принять пищу со словами:
— Это послужит к сохранению вашей жизни. Ешьте, ни у кого из вас не пропадет даже один волос с головы.
Потом сам взял хлеб, возблагодарил Бога пред всеми и, разломив, начал есть. Тогда все люди на корабле тоже стали принимать пищу.

Наутро показалась земля и моряки направили корабль к ней. Но недалеко от берега корабль наскочил на мель. Его нос увяз в песке, а корма разбивалась силою волн. Воины хотели перебить всех узников, чтобы кто-нибудь, выплыв, не убежал. Но сотник Юлий хотел непременно спасти Павла и запретил воинам убивать заключенных. Он велел всем умеющим плавать первыми броситься в воду и плыть к берегу. Спустя несколько минут смелые пловцы уже стояли на суше и махали руками оставшимся на корабле. Глядя на них, и другие тоже решились плыть — одни на досках, другие — на чем пришлось из корабельных вещей. И все спаслись!


Оказалось, что корабль разбился возле острова с названием Мелит. Его обитатели были очень добры к потерпевшим кораблекрушение. Они тут же разложили огонь, чтобы промокшие люди могли обогреться и высушить одежду.

Пока остальные путешественники грелись у костра, Павел помогал местным жителям. Он принес охапку хвороста и бросил ее в огонь. А в хворосте пряталась змея. Спасаясь от огня, она впилась ядовитыми зубами в руку Павла. Когда островитяне увидели висящую на его руке змею, они испугались и говорили друг другу:
— Наверное, этот человек убийца, если Бог покарал его укусом змеи даже после спасения из моря.

Но Павел лишь стряхнул змею в огонь и пошел дальше собирать хворост для обогрева товарищей. Островитяне ждали, что у него будет воспаление или он внезапно упадет мертвым, как это обычно бывает с укушенными змеей. Но Павел как ни в чем не бывало ходил между кострами, подбадривал товарищей, помогал ослабевшим. Тогда островитяне решили, что перед ними не грешник, а один из богов — покровителей острова. Такие уж переменчивые в своих мыслях были эти язычники.


Начальник острова принял спасенных в свой дом и три дня дружелюбно угощал их. Отец его в это время лежал, страдая горячкою и болью в животе. Павел вошел к нему, помолился и, возложив руки на больного, исцелил его. Узнав об этом, к Павлу потянулись больные со всего острова. Павел никому не отказывал и всех исцелял именем Иисуса Христа.

Лишь спустя три месяца путешественники уже на другом корабле покинули остров.

Святитель Николай Чудотворец

    

Путешествие по морю — дело опасное. Вроде бы ничего не предвещает бури. День солнечный, чайки кричат над волной, попутный ветер надувает тугие паруса. Вдруг — черная полоса возникает на горизонте. Она стремительно приближается, растет. И вот уже видно, что это — клубящиеся темные тучи, в которых посверкивают молнии. А ветер становится все сильнее, волны все выше. Море вокруг корабля вскипает, с гребней водяных валов летят клочья пены. Хлещет дождь, тучи закрывают солнце, становится темно почти как ночью, и только всполохи молний на мгновение озаряют все вокруг холодным белым светом. Так приходит шторм.

Матросы, словно проворные обезьяны, карабкаются на мачты, чтобы убрать паруса, пока ветер не набрал полную силу. Если этого не сделать, шторм может сломать мачты. Корабль, словно ореховую скорлупку, швыряет с одной водяной горы на другую так, что кажется: еще немного — и разлетится он на кусочки.


Даже бывалым морякам не по себе, когда корабль попадает в такую передрягу. А уж про пассажиров что и говорить… У них и вовсе сердце уходит в пятки и дрожит там, словно перепуганный заяц.

В такой страшный шторм на Средиземном море попал однажды святитель Николай. Правда, тогда он еще был простым священником, впервые покинувшим родной город.

Буря разыгралась так сильно, что даже отважный капитан корабля и его храбрые матросы пришли в ужас. А пассажиры, словно обезумевшие, метались по трюму, рыдая от страха. И только священник Николай повел себя не так, как все. Вместо того чтобы плакать и дрожать, он принял решение делать хотя бы то, что было возможно в этой ситуации. А что можно делать, когда вокруг — страшный шторм и помочь погибающим испуганным людям может один лишь Бог? Остается только просить Его о помощи. Священник Николай вышел на палубу, встал на колени и начал молиться. Прошло совсем немного времени, и прямо на глазах у изумленных моряков тучи стали рассеиваться. Через несколько минут в небе опять сияло солнышко.
орм утих. Восторгу моряков и пассажиров не было предела! Еще бы: ведь они уже готовились погибнуть. С радостью принялись они благодарить Николая за свое чудесное спасение. А он стоял на палубе и не знал, куда деться от этих восторженных криков. Наконец, раздвинув окруживших его людей, он спустился в трюм. Ведь Николай знал, что корабль спас вовсе не он, а Бог, которому он молился об этом спасении. И вообще этот решительный человек не любил, когда его хвалили и чествовали.

А тем временем на корабле приключилась новая беда. Шторм кончился, матросы резво полезли на мачты — ставить паруса. И вдруг один из них сорвался, упал на деревянную палубу и разбился насмерть. Такое горе… Ну да что поделать: мертвого не воротишь. И тут кто-то из опечаленных моряков сказал:

— С нами плывет человек, который молитвой спас корабль от неминуемой гибели. Давайте попросим его помолиться еще раз, может быть, он спасет и нашего товарища.

Но Николай не стал ждать, пока его попросят. Поднявшись на палубу, он увидал столпившихся у мачты людей, подошел к погибшему моряку и снова стал молиться. И тут, на глазах у всех собравшихся, только что лежавший бездыханным человек вдруг сел на палубу и протер глаза, будто пробудившись от сна.

Моряки с благоговейным страхом смотрели на Николая, который продолжал молитву. Наконец капитан спросил:
— Как ты это делаешь? Ведь мертвого невозможно воскресить.
— Это сделал не я, а Бог, — ответил Николай, поднимаясь с колен. — Я лишь просил Его воскресить вашего друга. А Бог может все, и теперь вы сами в этом убедились.


Святой праведный воин Федор Ушаков

    

Не только пассажирами выходили в море на кораблях святые. Есть среди них и настоящий моряк. Это святой праведный воин Федор Ушаков. Краса и гордость русского флота, человек-легенда, он прославился не только многочисленными военными победами, но также — своим христианским благочестием и настоящей отеческой любовью ко всем морякам, служившим у него под началом. Одним из главных его подвигов на море была победа над турецким флотом.

В 1787 году Турция, не смирившаяся с потерей Крыма, предъявила России ультиматум с требованием возвратить полуостров. Россия ответила отказом. Началась Русско-турецкая война. Русскому Черноморскому флоту было тогда всего 4 года. И он должен был принять бой с мощным, закаленным в сражениях, вдвое превосходящим по количеству кораблей турецким флотом. Мог ли тут рассчитывать на победу капитан бригадирского ранга Федор Федорович Ушаков?


Если бы он полагался лишь на орудийные батареи своего корабля, то, конечно же, нет. Но благочестивый милосердный христианин, племянник преподобного Федора Санаксарского, твердо верил, что все в руках Божьих. И потому в Севастополе прилежно молился в маленькой церкви святителя Николая Чудотворца, покровителя моряков, чтобы даровал Господь ему вразумление, как осилить неприятеля.

И вот наконец у острова Фидониси сошлись в неравном бою русская и турецкая эскадры. Турками командовал знаменитый моряк Эски Гасан, которого называли «крокодилом морских сражений». Этот самый «крокодил» выстроил свои двадцать пять кораблей в линию и собирался без особых трудностей уничтожить русские корабли. Но Ушаков, вместо того чтобы устраивать обычную в таких случаях перестрелку, вдруг повел свои корабли на сближение с головными кораблями турецкой эскадры. Турки прекратили стрельбу и собрали команду на палубах для абордажного боя, когда матросы перепрыгивают на вражеские корабли с саблями в руках и бьются уже врукопашную. В этот момент, убрав паруса и уменьшив скорость, Ушаков приказал бить в упор из всех орудий по бортам неприятельских кораблей.

Огонь русских пушек был точным и сокрушительным. Эски Гассан пытался помочь своим кораблям, издали открыв огонь по «Святому Павлу» — флагману адмирала Ушакова. Но произошло то, на что и рассчитывал Федор Федорович: эти снаряды попадали в более высокие турецкие корабли, которые теперь закрывали русские парусники от ядер, выпущенных с самого мощного турецкого корабля, где капитаном был «крокодил морских сражений». К такому необычному способу ведения морского боя турки были не готовы.


Потеряв множество матросов во время стремительной атаки русских кораблей, Эски Гассан с позором увел свои корабли к берегам Турции. Что касается потерь русских, то после переклички в команде Ушакова не оказалось ни одного убитого. Это была самая первая победа русского флота на Черном море.

Турецком султану очень не по нраву пришлись победы Ушакова. Чтобы разбить ненавистного Ушак-пашу (так уважительно называли Федора Федоровича турки), султан перебросил на Черное море флот из африканских владений под предводительством пирата-алжирца Саит-Али. Тот пообещал, что разобьет русских, а самого Ушакова привезет султану в деревянной клетке. Но одно дело — хвастаться, а другое — воевать.

Ушаков напал на эскадру возле мыса Калиакрия, у берегов северной Болгарии. Первым же ядром с русского флагмана на алжирском корабле вдребезги разнесло фор-стеньгу (так называют на флоте верхушку мачты). Деревяшка от стеньги отлетела в Саит-Али, тяжело ранив его в подбородок. Окровавленный алжирский предводитель, не так давно похвалявшийся, что возьмет Ушакова в плен, был унесен с палубы в каюту. Передавали, что будто бы наш адмирал, проходя в пылу сражения под самой кормой алжирца, закричал ему с юта по-русски: «Саит-бездельник! Я отучу тебя давать такие обещания!»

В этом бою Ушаков совершил невиданный по своей смелости маневр — провел свои корабли между стоявшей на якорях эскадрой турок и береговой батареей, палящей по русским изо всех орудий. Это было, конечно же, опасное решение. Но Ушаков никогда не рисковал просто так, наудачу.

Атакованные с неожиданной стороны турецкие корабли не смогли вовремя перестроиться, и были настолько стеснены, что из-за неразберихи даже начали стрелять друг в друга. Лишь десять кораблей с большими повреждениями сумели уйти тогда от Ушакова. Жалок был их вид, когда прибыли они в Стамбул: поломанные мачты, зияющие в бортах пробоины. В довершение всего корабль самого Саит-Али, войдя на рейд, стал на виду у всех тонуть и пушечными залпами просить о помощи… Турецкий султан был настолько напуган увиденным зрелищем и известием о сокрушительном поражении своего флота, что немедленно поспешил заключить мир с Россией.

Четыре года шла война. Четыре крупных боя дал в ней контр-адмирал Ушаков врагу и все выиграл. Российское государство твердою ногою встало на берегах Черного моря, отвоеванного у турок.

За всю жизнь он не проиграл ни одного морского сражения, а во время этих сражений не потерял ни одного своего корабля. Но главный талант Федора Ушакова был в умении по-настоящему любить каждого человека, независимо от его звания и чина. Он всегда по-отечески заботился о матросах, служивших на его кораблях. Ведь во времена парусного флота капитан на судне был грозной фигурой, вершителем людских судеб. А простой матрос — бесправным существом, которого даже самый младший офицер мог обругать или ударить за любую провинность.
Но Федор Ушаков был в этом смысле необычным капитаном. На его кораблях к матросам было совсем иное отношение: Ушаков всегда следил, чтобы их досыта кормили и не наказывали без причины. Помещения в нижних палубах, где жили матросы, он приказывал регулярно проветривать, чтобы матросы не болели. Во время каждого боя принимал меры, чтобы потери в командах кораблей были как можно меньшими. И даже к врагам он всегда был великодушен и милосерден.

* * *

    

Кто в море не ходил, тот Богу не молился. И потому совсем не случайно моряки издавна считают своим покровителем святителя Николая Чудотворца. Ведь и ему самому тоже доводилось обращаться к Богу на корабле под грохот волн и завывание штормового ветра.

А святой праведный воин Федор Ушаков перед каждым боем молился не только о победе, но еще и о том, чтобы уберечь матросов от гибели, увечий и плена.

Святой апостол Павел, хоть и не был моряком, но в своих миссионерских путешествиях много раз выходил в море. И, конечно же, всегда молился на кораблях точно так же, как во время своего последнего плавания на суд к императору.

Такие разные святые с разной судьбой, жившие в разное время… Но есть у них общая черта: все они молились во время плавания не за себя, а за других людей. За всех, кто пал духом перед лицом неминуемой гибели, и даже воззвать к Богу о помощи у них уже не хватало сил и веры. Вот за них-то и молились святые на море. Молились, стремясь поддержать других и помочь ближним твердостью своего упования на милость Божью. А это ведь и есть самая настоящая христианская любовь, когда о других заботишься даже больше, чем о себе. И наверняка среди наших поморских мореходов тоже были люди, способные на такую самоотверженную молитву за ближних. О них-то и сложил народ эту мудрую присказку: кто в море не ходил, тот Богу не молился.

www.pravoslavie.ru

Покровитель моряков в православии

Охота – одно из древнейших занятий человека, сыгравших важную роль в его эволюции. Нам не следует рассматривать ее только в свете спортивно-оздоровительных мероприятий или разумного использования возобновляемых природных ресурсов. Она имеет многовековую историю и сохраняет национальные традиции. Это целый пласт нашей культуры. Сцены охоты изображены в наскальной живописи, на рогах копытных и бивнях мамонтов, в медальерном и изобразительном искусстве, литературе, легендах и мифах. К последним относится и житие святых – покровителей охотников.

Если у моряков, рыбаков и путешественников это святой Николай Чудотворец, то у охотников – великомученик Трифон и святой Губерт.

В православии небесным покровителем охотников считается святой великомученик Трифон, которого изображают сидящим на белом коне с соколом в правой руке. Охота с ловчими птицами, возникшая в глубокой древности сначала на Востоке, позднее получила распространение на Руси и в странах Западной Европы. До широкого распространения комплектных псовых охот она еще играла существенную роль в жизни общества. Однако позднее травля борзыми собаками стала активно вытеснять охоты с хищными птицами, которые оставались уже только привилегией высшей придворной аристократии.

Покровитель моряков в православии

По преданию, святой великомученик Трифон родился в 232 году в крестьянской семье и в юности усердно помогал родителям по хозяйству. Будучи еще отроком, Трифон проявлял дар чудотворения: исцелял и облегчал недуги людей, своими речами обращал их к христианской вере, за что был схвачен и предан суду. Его подвергли бичеванию и многим жестоким истязаниям, но он отказался отречься от Христа и признать римских богов. За это его осудили на усекновение головы. Перед казнью Трифон истово молился и просил Господа принять его в свое царствие. Вняв молитве, Господь взял его душу, причем еще до того, как приговор успели привести в исполнение. День памяти святого Трифона в православной церкви отмечается 14 февраля.

Несмотря на широкое распространение псовой и ружейной охот в XIX веке, охота с хищными птицами в России все же продолжала существовать, особенно на юге страны, где с ними добывали пернатую дичь, зайцев и лисиц. Среди любителей подобных развлечений высоко ценились крупные соколы, или кречеты. Для отыскания отлетевшей за добычей ловчей птицы к ее рулевым перьям крепят пару легких и звонких бубенчиков, а перед охотой на голову надевают шапочку-клобучок с прикрепленным к верхней части султанчиком. Назначение клобучка – закрывать питомцу глаза, чтобы он быстрее успокаивался, не дичился и не бросался за добычей раньше времени. В нужный момент сокольник, дернув за султанчик, сбрасывает клобучок и пускает ловчую птицу вдогонку за дичью.

Покровитель моряков в православии

Если в православии святым покровителем охотников считается великомученик Трифон, то во многих странах Западной Европы охотники и лесники отмечают праздник святого Губерта. В эти дни на лацканах их верхней одежды и на шляпах можно увидеть эмблему в виде головы оленя с крестом и свечением между рогами. Это изображение называется оленем святого Губерта, приносящим удачу на охоте. Люди католического вероисповедания, которые любят охоту, считают святого Губерта своим покровителем. Особенно популярен он в Польше, Бельгии, Швейцарии, Нидерландах и Франции.

Подтверждением этому могут служить многие эмблемы охотничьих обществ, выполненные в виде знаков, медалей и памятных жетонов с изображением головы оленя, между рогами которого расположен святой крест. Удивительная красота и изящество рассматриваемых предметов прежних времен – это своеобразное чудо медальерного искусства, выполненное с большим художественным вкусом, часто на серебре и с использованием различных эмалей и технологий.

Покровитель моряков в православии

Согласно одной из легенд, Франциск Губерт (лат. Hubertus) родился в 656 году. В юношеском возрасте жил при дворе франкского короля, а позже оказался в одном из королевств на севере Франции. Губерт был фанатичным охотником и все свободное время проводил в лесах с гончими собаками, прекрасно работающими по крупному зверю. Однажды утром, когда он гнался за крупным оленем, тот внезапно обернулся, и пораженный охотник увидел святой крест между рогами, а затем услышал глас Божий, который призывал его оставить мирскую жизнь и служением Господу искупить свои грехи перед природой.

Эта встреча круто изменила судьбу охотника, и после долгих раздумий он решил постричься в монахи и впоследствии стал епископом, который проповедовал в Арденнах, а затем в Льеже. Несмотря на свой сан, Губерт Льежский продолжал интересоваться охотой и разведением зверовых охотничьих собак. Любовь к ним он пронес через всю жизнь и на всех изображениях всегда стоит рядом с гончими собаками. После кончины епископа Губерта в 727 году церковь причислила его к лику святых, и он стал небесным покровителем охоты, заступником всех охотников и животных. Во многих европейских охотничьих клубах 3 ноября в его честь устраивается Праздник святого Губерта, который, по преданию, оберегает от болезней собак, охотничьих лошадей и ловчих птиц.

Покровитель моряков в православии

В 825 году мощи святого Губерта были перенесены французским королем Людовиком в монастырь в Арденнском лесу. Живущие здесь монахи всегда увлекались охотой и активно занимались разведением охотничьих собак с хорошим чутьем и поразительной вязкостью работы. Они были очень популярны у охотников Европы и получили название собак святого Губерта. В настоящее время большинство собаководов считает, что чистопородная гончая святого Губерта не сохранилась, а в Англии разводят близко родственных ей собак – бладхаундов, прекрасно работающих по кровяному следу.

В заключение следует сказать, что мифы и легенды о святых покровителях охотников как части культурного наследия народов Европы живы до настоящего времени. Легенды о великомученике Трифоне, святом Губерте, а также об их помощи охотникам и охотничьим животным существуют и сейчас. Считается, что изображение героев этих мифов на эмблемах охотничьих обществ, нагрудных знаках и жетонах приносит удачу, причем не только охотникам, но и их помощникам (собакам, верховым лошадям и ловчим птицам).

Покровитель моряков в православии

Кстати. Сен-Эсташ, он же и Плацид, был генералом армии языческого императора Траяна, во время охоты увидел оленя с крестом между рогами, или же – увидел меж рогами оленя образ Спасителя, Который сказал: «Плацид, зачем преследуешь ты меня, желающего твоего спасения?», и обратился (Евстахий – его имя при крещении). Обвиненный в принадлежности к христианству, был лишен всего, в т. ч. жены и обоих сыновей (тоже христиан), однако же через какое-то время вновь призван на действительную службу, поскольку Траяну потребовалось отразить нашествие варваров. Отразил; жену с детьми вернули с тем расчетом, что все семейство принесет жертву идолам, а они возьми да и откажись. Траян велел их бросить ко львам, однако те их есть не стали, и в результате всю семью замучили путем сожжения заживо в бронзовом быке. Св. Евстахий – один из Четырнадцати святых помощников. Память S. Eustachii et Sociorum Mm. – 20 сентября, на Востоке – 2 ноября.

Существует предание, что при царе Иоанне Грозном (1533-1584) во время охоты улетел любимый царский кречет. Царь приказал сокольнику Трифону Патрикееву найти улетевшую птицу и пригрозил смертью за неисполнение приказа. Сокольник Трифон объехал окрестные леса, но безуспешно. На третий день, утомленный долгими поисками, он прилег отдохнуть, усердно попросив помощи у своего покровителя — святого мученика Трифона. Во сне он увидел юношу на белом коне, державшего на руке царского кречета. Этот юноша произнес: «Возьми пропавшую птицу, поезжай с Богом к царю и ни о чем не печалься». Проснувшись, сокольник увидел неподалеку на сосне кречета, которого искал. Он тут же отвез его к царю и рассказал о чудесной помощи, полученной им от святого мученика Трифона. Вскоре на том месте, где было явление святого, сокольник Трифон Патрикеев построил часовню, а затем и церковь во имя святого мученика Трифона.

Покровитель моряков в православии

В настоящее время глава святого мученика хранится в городе Которе (Черногория), в кафедральном соборе святого Трифона. Часть мощей в 1803 году была оттуда привезена в Россию. В 1819 году эта святыня была вложена в трех ковчежцах в икону святого мученика Трифона, находившуюся в построенной в его честь церкви. Ныне эта икона находится в храме в честь Знамения Пресвятой Богородицы, у Рижского вокзала в Москве, неподалеку от места явления святого Трифона сокольнику.

Для справки:

В Киеве на Троещине стоит церквушка святого мученика Трифона.

Святи́тель Никола́й; Николай Угодник; Николай Чудотворец — христианский святой, архиепископ Мир Ликийских (Византия). Почитается как чудотворец, считается покровителем моряков, купцов и детей. В европейском фольклоре отображён в виде образа Санта-Клауса.

В древних жизнеописаниях Николая Мирликийского обычно путали с Николаем Пинарским (Синайским) из-за схожих подробностей жизнеописаний святых: оба жили в III-IV веке, родом из Ликии, архиепископы, почитаемые святители и чудотворцы. Эти совпадения привели к заблуждению, существовавшему многие века, что в истории церкви был только один Святитель Николай Чудотворец.

Святитель Николай является покровителем мореплавателей, к которому часто обращаются моряки, которым угрожает потопление или кораблекрушение. В соответствии с жизнеописанием, будучи молодым человеком, Николай пошёл учиться в Александрию, и в одном из своих морских путешествий из Миры в Александрию он воскресил моряка, сорвавшегося с элемента корабельной оснастки в шторм и разбившегося насмерть. Из другого случая жизнеописания, Николай спас моряка по пути из Александрии обратно в Миру и по прибытии взял его с собою в церковь.

Покровитель моряков в православии

Ещё при жизни своей святитель Николай прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осуждённых и избавитель от напрасной смерти. 

Существует целый Собор Святых Покровителей. Так называется даже отдельная икона. Эта икона примечательна в первую очередь тем, что была написана уже в XXI веке, в 2005 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. В верхней части святого образа помещены пять иконописных образов Пресвятой Богородицы. Это Тихвинская, Казанская, Озерянская, «Знамение» и Федоровская иконы, особо почитаемые охотниками и рыболовами.

Каждый из образов связан с подлинными свидетельствами благодатной помощи Царицы Небесной. Чуть ниже, в молитвенном предстательстве к Спасителю и Матери Божией, изображены двадцать угодников Божиих, издревле считающиеся покровителями охотников и рыболовов: святитель Николай, архиепископ Мирликийский, апостолы Иоанн Богослов, Петр и Иаков Зеведеев, Николай Кожеезерский, Андрей Первозванный, Фома, праведный Прокопий Устюжский и преподобные Пафнутий Боровский и Варлаам Керетский, великомученик Евстафий Плакида, мученик Трифон, Праведный Симеон Верхотурский, святой страстотерпец царь Николай, благоверный великий князь Александр Невский, великомученики Дмитрий Солунскийи Георгий Победоносец, а также равноапостольный великий князь Владимир, мученик Меркурий и благоверный князь Дмитрий Донской.

А вот представительница от язычников

Зевана (Зевония) в славянской мифологии — богиня зверей, птиц и охоты.

Покровитель моряков в православии

Она изображалась в богатой куньей шубе, отороченной белкой. Вместо епанчи (верхней одежды) на неё была накинута медвежья шкура, голова зверя служила шапкой.

В руках Зевана держала натянутый лук и капканы, у ног её лежала рогатина и нож.

В храмах Зеваны содержались лучшие охотничьи собаки.

Богине молились ловцы и охотники, прося у неё счастья в звероловстве, а после удачной охоты приносили ей в благодарность часть своей добычи. В заключение следует сказать, что мифы и легенды о святых покровителях охотников как части культурного наследия народов Европы живы до настоящего времени.

Легенды о великомученике Трифоне, святом Губерте, а также об их помощи охотникам и охотничьим животным существуют и сейчас. Считается, что изображение героев этих мифов на эмблемах охотничьих обществ, нагрудных знаках и жетонах приносит удачу, причем не только охотникам, но и их помощникам (собакам, верховым лошадям и ловчим птицам).

[источники]Источники:
http://huntersclub.com.ua
http://www.uoor.com.ua/forum/
http://masterok.media/91640-svyatye-pokroviteli-ohotnikov-i-rybolovov.html

masterok.livejournal.com

Текст Сергея Борисова

В христианской традиции – на Иисуса Христа, одним словом прекратившим бурю на Генисаретском озере, на святых подвижников и мучеников, покровителей моряков.

В православии это апостолы Петр и Андрей, святые Спиридон Тримифунтский и мученик Фока Синопский (он был обычным садовником, но в заботе о проплывавших мимо моряках каждую ночь зажигал в своем саду костер-маяк), из российских местночтимых святых это Арсений Коневский, новгородский чудотворец и святой отрок Артемий Веркольский, а также святые Зосима, Савватий и Герман Соловецкие, преподобный Иоанн Кронштадтский, друг и молитвенник за русских моряков, а у военных моряков есть свой святой – Федор (Феодор) Ушаков, в миру знаменитый флотоводец.

Считается, что святитель Николай сам был из семьи рыбаков, и даже более того, его семья владела целой рыболовецкой флотилией. Когда родители умерли, Николай, унаследовавший все состояние, отдал лодки и сети рыбакам, поскольку решил посвятить себя служению Господу. Он отправился в Александрию, где брал уроки мудрости и послушания у тамошних праведников, а на обратном пути случилась беда… Начался шторм. Один из моряков поднялся на мачту в надежде увидеть спасительную землю, но не удержался, сорвался, ударился о палубу и скончался в страшных муках. Николай опустился над ним на колени и вознес молитву Всевышнему. И свершилось чудо: моряк открыл глаза, вздохнул… ожил! По прибытии в Миру, процветающий город в Ликии, Николай взял с собой моряка в церковь, однако до церкви тот не дошел, предпочтя ей питейное заведение. Там он рассказывал всем, кто готов и хотел его слушать, о своем воскрешении. Слух о чуде быстро дошел до отцов церкви, которые в тот момент пребывали в тяжких раздумьях. Незадолго до этого умер епископ Миры, требовалось избрать нового, и одному из иерархов привиделось во сне, что им должен стать «человек победы». Но кто этот человек? И вдруг весть о чуде, и к тому же чудотворца зовут Никеи-Лаос (от слова nike – «победа»). После этого отцы церкви тут же предложили Николаю стать их новым епископом. Он ответил смиренным согласием, но от морских путешествий не отказался, полагая своим долгом святить – нести свет христианства в другие земли. И вот во время плавания в Святую Землю снова начался шторм, но молитва Николая Мирликийского усмирила бурю. А когда он возвращался обратно, Николай, напротив, просил Господа вызвать ее… Бесчестные корабельщики отказались везти его домой, ссылаясь на выгодный торговый груз, и тогда чудотворец испросил сильный ветер и высокие волны, которые пригнали корабль туда, куда ему было нужно.

Уже после смерти Николая Мирликийского случилось еще одно чудо. Корабль, на котором из Египта в ту же Ликию плыл в сопровождении клира константинопольский патриарх Афанасий, был застигнут непогодой. Шквалами сорвало паруса, лопнули канаты, рухнули мачты. Не в силах человеческих было предотвратить неизбежное. И тогда Афанасий стал просить помощи у святителя Николая. Вдруг в небе появился сам святитель, простирающий руку над водами. Потом Николай вдруг оказался у кормового весла, и… корабль благополучно достиг гавани.

Моряки знают, что заступничество Николая Мирликийского не только действенно, но и всегда скорое. Его так и называют – «скорым помощником». В рукописном памятнике «Устьянский правильник» этому дается такое объяснение: лишь Николаю Угоднику, ибо он особенно угоден Господу, дарована «вперед Божья милость», то есть в критической ситуации он может не только выступать посредником между людьми и Всевышним, но и действовать самостоятельно.

Подобное заступничество с давних пор ценилось моряками, оттого и так называемые «морские соборы» – храмы, где духовно окормлялись моряки, посвящались в основном святителю Николаю. Так было прежде, так происходит и теперь. Вообще, в дореволюционной России было принято из благочестия называть суда именем того или иного святого, который после этого становился небесным заступником и экипажа, и будущих пассажиров. Правда, однажды эта традиция чуть было не спровоцировала межгосударственный конфликт, оставшись на уровне дипломатического казуса.

После проигранной Крымской войны международными договорами России предписывалось иметь строго определенное количество военных кораблей на Черном море. И вдруг в Лондоне, стремящемся держать военную мощь недавнего противника «в узде», узнают, что Россия строит целых 15 броненосцев. В Санкт-Петербург немедленно полетела грозная нота, на которую последовал вежливый ответ: мол, не 15, а только два, что не нарушает соглашения, просто называться корабли будут «Три святителя» и «12 апостолов».

Наряду с Николаем Угодником особо почитается русскими моряками апостол Андрей Первозванный (по-гречески «мужественный»). При Петре Первом именно он стал покровителем российского флота. Апостол Андрей был распят римлянами на кресте в форме буквы «Х», поэтому на утвержденном в 1699 году военно-морском флаге был изображен косой крест – синий (цвет моря) на белом фоне (символ непорочности и праведности).

Примечательное «совпадение»: российский флот, осененный андреевским флагом, отмечает свой праздник 28 июля, то есть в день памяти святого равноапостольного князя Владимира. Того самого, который заставил трепетать Византию, когда его флот осадил Херсонес. Перепуганные византийцы согласились отдать в жены Владимиру царевну Анну, тем самым оказывая Владимиру честь, в которой только что было отказано германскому императору. Да, они потребовали, чтобы Владимир крестился, но этого Владимир и хотел! Он крестился как равный императорам Византии, и это равенство опиралось на морскую мощь Руси. Можно смело говорить о том, что православная вера пришла на Русь на палубах боевых кораблей русичей. Так равноапостольный князь Владимир стал еще одним покровителем моряков.

Также заступниками моряков и всего российского флота считаются новомученик Николай, самодержец «всея Руси», и матрос Климентий Нагорный, дядька царевича Алексея, не изменивший присяге, оставшийся с царской семьей и расстрелянный в подвалах Екатеринбургского ЧК.

В отличие от православной традиции в католичестве все более «дробно», тут едва ли не у каждой профессии свой небесный покровитель. Скажем, покровители…

…моряков Николай, Христофор, Юдок, Ботульф, Вальпурга, Викентий Сарагосский, Евлалия Барселонская, Кристина Больсенская, Кармен, Николай Толетинский, Брендан (тот самый ирландский монах, который, согласно легенде в VI веке пересек Атлантику и даже, возможно, открыл Америку);

…морских офицеров Франциск де Паола;

…штурманов – Эразм (Эльм) Формийский;

…корабельщиков – Андреас, Клеменс, Гоар, Плацид;

…лодочников – Анна, мать Богородицы; Бригитта Ирландская, папа Климент I;

…рыбаков апостолы Петр и Андрей, Бенно, Зенон Веронский.

Список велик, но и здесь есть первая из первых, и это Дева Мария. У нее множество дополнительных имен и эпитетов: Ковчег завета, Трон Мудрости, Непорочное Сердце, Дом Золота, Просто Радость, Утешительница Скорбящих, Врата Небес, Царица Неба, Мистическая Роза, Башня Слоновой Кости, Утренняя Звезда… и Звезда Моря.

Stella Maris. Mary Star of the Sea. Мария Морская. Так называют Деву Марию, ибо она дарит надежду, являясь путеводной звездой для всех христиан. Подобно маяку, она обещает спасение и указывает путь тем, кто путешествует или ищет средства к существованию на море.

…И да будет им море спокойным, ветер попутным, и пусть все вернуться домой!

* У древних египтян за море и мореплавателей отвечала Исида, дочь бога земли Геба и богини неба Нут. Именно ее в дохристианские времена часто называли Звездой Моря.

* Океаниды в древнегреческой мифологии – это три тысячи дочерей титана Океана и титаниды Тефиды. Наиболее известные из них Асия, Гесиона, Диона, Клония, Лета, Метида, Персеида, Электра (сегодня имена океанид часто дают «при крещении» новым яхтам). Понт – бог внутреннего моря. Супруг океаниды Дориды Нерей – бог моря спокойного, их 50 дочерей – морские божества нереиды, живут на дне моря и водят бесконечные хороводы, создавая своими движениями легкие волны.

* Посейдон – второй по могуществу бог греков. Одним взмахом трезубца он способен устроить бурю. Сын Посейдона – Тритон, громовым звуком своей трубы из раковины он вызывает свирепые ветры, вместо ног у Тритона рыбий хвост. Среди спутников Посейдона старец Протей, меняющий, подобно морю, свой образ и превращающийся по желанию в различных животных и чудовищ, и Главк, покровитель моряков и рыбаков.

* Нептун у древних римлян – «перефраз» греческого Посейдона, только в отличие от «соседа» он добр и заботлив. Другой римский бог – Portus Pater («портовый отец») – заботился о портах и гаванях.

* Переплут – бог моря и мореходства у древних славян. Его дочь Дана стала богиней воды, женой Дуная, бога рек и рыболовства.

* Ньёрд – у древних викингов покровитель мореплавания, рыболовства и кораблестроения, ему подвластны ветры и море.

* Секвана – богиня священной реки Сена у галлов.

* Ллир в мифологии кельтов бог моря, после рождения сына Мананнана уступивший ему и свою должность. Богиней моря, покровительницей моряков и купцов была Негаления, которую изображали на алтарях стоящей на носу корабля и держащей в руке причальный канат.

* Аутримис у древних пруссов был богом моря, Юрас мате — матерью морей, Бардонтс – богом кораблей и кораблестроителей.

* У ацтеков за воду отвечали сразу несколько божеств: Атл и Атлауа — боги воды, Акуэкукиотисиуати – богиня океана, проточной воды и рек; Атлакамани – богиня штормов; Амимитль – бог озер и рыбаков.

* Индейцы Кубы почитали бога злого морского ветра Хуракана (отсюда – через испанцев и французов – слово «ураган).

* Агве – дух воды в пантеоне божеств вуду, ответственный за судьбы моряков и всех путешествующих по воде.

* Аруна (Варуна) в хеттской и индийской мифологии божество утренней зари и воды – вся вода в мире принадлежит ему: моря, реки, водопады, даже дождь.

* Сумиёси Даймедзин в мифологических сводах японцев именуется Сумиёси (или Суминоэ); под этим именем объединены три божества. Сумиёси почитается как бог моря, чье изображение помещалось на кораблях.

* Тангароа (он же Тагароа, Тангалоа, Каналоа) – великий бог полинезийцев, величайший из великих покровитель моря и мореплавателей, рыбы и рыбаков, то есть того главного, что есть в мире.

Опубликовано в Yacht Russia №58 (11 — 2013)

www.yachtrussia.com