Освятить предмет, помещение, имущество можно в любой день, когда это будет удобно вам и священнику.

Следует обратиться к служительнице в церковной лавке,

которая  подскажет, когда удобно договориться с батюшкой.

А также уточнит о возможном пожертвовании.

Также можно позвонить по телефону Покровской церкви:

(911) 906-3030

 

Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете,

все делайте во славу Божию

 (1 Кор. 10:31)

 

Освяще́нием мы называем обряды, которые вводятся Церковью в храмовую и личную жизнь человека, чтобы через эти обряды на его жизнь, на всю его деятельность и все окружение его жизни нисходило благословение Божие.

 

Почему мы обращаемся за просьбой к Церкви освятить предметы,


или имущество (дом, квартиру, офис, магазин…)

В основе многообразных церковных молебнов лежит желание одухотворить человеческую деятельность, совершать ее с Божией помощью и по Его благословению. Мы просим Господа так направить наши дела, чтобы они были угодны Ему и приносили пользу ближним, Церкви, Отечеству и нам самим; благословить наши взаимоотношения с людьми, чтобы в них главенствовали мир и любовь. И поэтому просим, чтобы наш дом, принадлежащие нам вещи, овощи, выращенные на нашем огороде, вода из колодца через нисшедшее на них благословение Божие помогали нам в этом,  защищали, укрепляли наши силы.

Освящение дома, квартиры, автомобиля или какой-либо другой вещи есть свидетельство, прежде всего, нашего упования на Бога, нашей веры в то, что ничего не происходит с нами без Его святой воли.

Церковь все необходимое для человеческой жизни освящает молитвой и благословением. Церковью освящается и вся природа, и все стихии: вода, воздух, огонь и земля.

 

О Святой воде и освящении

Святая вода несёт в себе Божественную энергию. Не только потому, что она ограждает от зла. Хотя освящая ту или иную вещь, или помещение, мы стараемся предохранить себя от того, чтобы этот предмет не стал орудием зла. От зла мы пытаемся защитить, прежде всего, человека, который пользуется или соприкасается с этими предметами материального мира. Но через окропление святой воды мы воспринимаем Божественную благодать. Наши силы удваиваются. И не предмет, помещение, прежде всего, освящается, а люди, которые будут им пользоваться, жить в нем или работать.


 

Освящение — благословение

Применительно к чинопоследованию освящения более уместно слово «благословение»: при его совершении мы молитвенно призываем Божие благословение на дом и живущих в нем, на их христианскую жизнь и совершение добрых дел – или же на транспортное средство, на мирный и благополучный путь тех, кто пользуется им. Поэтому такое освящение – не какое-то автоматическое действие: его действенность непосредственно зависит от того, насколько испрашивающие церковного благословения сами своей жизнью соответствуют святости подаваемой Церковью благодати Божией.

 

Освящение дома, квартиры

Во время освящения квартиры и дома, священник с помощью молитв призывает Святаго Духа и изгоняет злых духов из этого помещения. Квартира освящается, посвящается Богу и находится под покровом Ангела. Ангел хранит это жилище при условии, что в нём проводят нормальный, нравственный образ жизни. И каждый, кто живет в этом доме, находит для себя путь соединения с Богом.

Освящение дома совершается священником по особому чину, содержащему молитвословия, призывающие на дом и живущих в нём благословение Божие. При этом на стены наносится изображение креста, они помазуются освященным елеем, и все жилище окропляется святой водой.


Подготовка дома к освящению: для освящения дома необходимо привести дом в надлежащий вид. Следует приготовить святую воду, свечи, растительное масло, желательно специальные наклейки с крестами, которые батюшка наклеит по всем четырем сторонам вашего освящаемого дома. Необходимо, чтобы был столик, желательно, покрытый чистой скатертью, куда бы батюшка мог положить святые предметы. Обязательно проверьте, нет ли в квартире оккультной литературы, оберегов (в т.ч. подковы над дверью), астрологических календарей, статуэток языческих божеств, нехристианских символов и т.п. Есть ли в вашем доме иконы Спасителя, Божией матери, особо чтимых святых.

Освящать жилище нужно единожды. Впоследствии полезно самостоятельно с молитвой окроплять помещения святой водой или окуривать фимиамом.

Очень важно, приглашая священника для подобного частного богослужения, не относиться к освящению помещения, как к какому-то магическому ритуалу, а быть участниками богослужения, присоединять свой молитвенный голос к молитве священника.

 

Освящение офиса, учреждения, предприятия

Место, где человек трудится и проводит большую часть времени освящать можно и нужно. Освящение офиса, учреждения, предприятия является выражением нашей надежды на Бога, нашей веры в то, что все происходит по Его святой воле. Освящая учреждение, мы ограждаем свое рабочее пространство от бедствий и получаем благословение на добрые и созидающие дела.


При освящении учреждения необходимо выбрать время освящения так, чтобы работающие в организации могли принять участие в чине освящения совершаемом священником. Трудящиеся в учреждении люди своей общей молитвой показывают, что их среда и место их труда – это территория Бога и злу здесь места быть не должно.

 

Освящение транспорта

Довольно большое время нашей повседневной жизни мы проводим в автомобиле. К тому же мы понимаем, что любое транспортное средство является предметом повышенной опасности и для водителя, и для окружающих людей. Все это побуждает христиан обращаться к Богу с тем, чтобы Господь сохранил нас и наши автомобили, помогал в пути, защищал, чтобы благополучно путь на нем завершался после каждой поездки. Освящение автомобиля – это благословение автомобиля и владельцев его. Христианин, освящая транспорт, посвящает себя, эту машину, свои дела и мысли Богу. То же относится не только к автомобилю, но и к лодке, катеру, мотоциклу, скутеру, летательным аппаратам и т.п.

Перед освящением машины подгоняют к храму. Нужно открыть капот, двери и багажник автомобиля с тем, чтобы священник мог окропить весь автомобиль святой водой. Священник читает ряд молитв и затем кропит машину святой водой. В салоне автомобиля на передней панели помещается икона. В церковной лавке нашего храма, или любого другого можно приобрести икону, которая с помощью клея или магнита легко крепиться к поверхности панели.

Освящение автомобиля налагает определённые обязанности. После освящения в автомобиле нельзя курить. Водитель должен стараться не нарушать правила дорожного движения. Если водитель ведет себя на дороге некорректно по отношению к другим участникам дорожного движения, рискует безопасностью людей – он совершает грех. И грех будет ещё тяжелее, если все эти нарушения будут совершаться в освящённом автомобиле.


Человек должен помнить, что машина – всего лишь средство передвижения. Освящая машину, он стремится освятить себя, сохранить свою бессмертную душу. Освящение автомобиля – это совместная молитва и Божие Благословение через священника, поэтому во время чина освящения автомобиля необходимо молитвенное участие владельца транспорта и его спутников.

Если пока не получается освятить машину, можно повесить икону и, садясь за руль, помолиться перед ней о благополучной дороге.

 

Освящение плодов

В Ветхом Завете богоизбранному народу было заповедано приносить начатки плодов, над которыми священник совершал обряд возношения.

Этот обряд знаменовал собой освящение плодов, а также благодарность Господу, от Которого исходит «всякое даяние доброе и всякий дар совершенный» (Послание Иакова 1:17). Обычай посвящать Богу начатки плодов, как утверждённый Божественной заповедью, вместе с другими знаменательными обычаями Ветхого Завета перешёл в состав священнодействий новозаветного богослужения. Церковным уставом было заповедано христианам приносить в храм виноградные плоды для благословения в праздник Преображения Господня. В нашей же стране, на большей части территории которой виноград не растёт, в храм на Преображение приносятся преимущественно яблоки, груши, уже вполне созревшие к этому дню. Отсюда и народное название этого праздника – «яблочный Спас». В Требнике, в 10-й главе говорится также об овощах, которые должны приноситься «в своё время ко храму на благословение».


На освящение винограда и яблок, а также на освящение овощей в Требнике имеются две молитвы, читаемые священнослужителем. В этих молитвах Святая Церковь от лица своих чад просит Бога освятить начатки овощей и плодов, дабы они вкушающим были «в веселие» и «во очищение грехов». По прочтении молитв приношения, при пении праздничного тропаря, плоды окропляются святой водой.

 

Освящение иконы и нательного креста

Освящение иконы и нательного креста происходит в храме во время водосвятного молебна или по отдельной просьбе, с которой вы можете обратиться к священнику.

В Русской Православной церкви традиции иконы принято освящать. Для этого священник выполняет особый обряд – чин освящения и благословления иконы, окропляя её при этом святой водой. После освящения икона используется для молитвы и богообщения.

Если вы покупаете икону и нательный крест в храме или монастыре, то в большинстве случаев они уже освящены, и вам не нужно повторно совершать этот обряд. Обязательно уточните у продавца, освящены ли образы, которые вы желаете купить. Также образки, иконы и нательные кресты должны соответствовать православным канонам.

Икона и нательный крест освящается в следующих случаях:


  • Если икона вновь написана или подверглась реставрации;
  • Если икона претерпела поругание, была осквернена (к примеру, выброшена в мусор);
  • Нательные кресты можно передавать на освящение как с цепочкой, так и без;
  • Не подлежат освящению крестики, сделанные по католическому образцу (внешне это выражается в том, что ноги Спасителя на Распятии сложены крестообразно и прибиты одним гвоздём, а не двумя, как в православной традиции);
  • К нательному кресту следует относиться благоговейно, стараться никогда не снимать его. В случае, когда маленький ребенок хватается за свой крест, подносит его к лицу и может причинить себе вред, крестик следует поместить рядом с ребёнком, к примеру – над его кроваткой. Не следует носить нательный крест поверх одежды, выставляя его напоказ.

bogoslovka.ru

В каких случаях нужно освящать?

Задумавшись о том, как освятить дом, люди невольно задаются вопросом о том, нужно ли это делать. В нашей стране долгие десятилетия церковь не участвовала в людской жизни. Соответственно, и дома не освящали, и детей не крестили, при этом жили люди весьма неплохо. Примерно так рассуждают многие новоиспеченные владельцы недвижимости, не совсем представляющие себе, к кому обращаться за освящением и полагающие, что это процесс сложный и хлопотный.

Действительно, освящать дом нужно не всегда, а лишь в определенных ситуациях. К освящению следует прибегнуть, если в купленном доме:


  • произошло преступление;
  • люди плохо жили, разорились, распалась семья или погибли дети;
  • было много тяжелобольных среди прошлых владельцев;
  • творились грешные, безбожные либо сатанинские дела;
  • случались пожары, затопления подвала, регулярные просадки кровли.

Конечно же, никто не скажет обо всем этом покупателям. Поэтому нужно проявить внимание и прислушаться к своей интуиции. Главным поводом для освящения жилища является глубокая убежденность в необходимости этого, иррациональное необъяснимое желание освятить помещения. Такие ощущения нельзя оставлять без внимания, и если они возникли – нужно освящать.

Когда нельзя освящать?

Раздумывая о том, как освятить дом, многие задаются и вопросами о том, при каких обстоятельствах этого делать нельзя. Суеверий в народе бытует много. Например, кто-то убежден, что нельзя проводить обряды в пост. Другие уверены, что препятствием для освящения может быть наличие критических дней у женщины, являющейся членом семьи. Третьи полагают, что если кто-то из членов семьи не крещен, то освящать дом нельзя. Существуют и иные убеждения.


Однако все это не соответствует истине. Провести обряд по освящению дома не мешают ни критические дни, ни отсутствие крестика на шее у кого-то из родственников, ни посты. Как скажет любой священник, даже Великий пост не является препятствием для освящения жилища.

Единственное, что может помешать освятить приобретенный дом, – уже проведенный обряд. Освящается жилище лишь единожды, впоследствии оно только очищается. Ритуалы со святой водой, церковными свечами и молитвами, проводимые как церковнослужителями, так и самостоятельно, направлены на очищение жилища.

Можно ли освящать самостоятельно?

Вопреки широко распространенному убеждению в необходимости приглашения для этого обряда священника, церковью не возбраняется провести его самостоятельно. Ответ церковнослужителей на вопрос о том, можно ли самим освятить дом, будет утвердительным.

Разумеется, самостоятельно проводить обряд освящения можно далеко не всегда. Более того, далеко не всем. Люди нередко путают обряды освящения жилища с ритуалами по его очищению. Для самостоятельного очищения домашних помещений никаких препятствий и условий не существует. А вот возможность освящения жилья своими силами все же ограничения имеет.

Что нужно для самостоятельного обряда?

Как правильно освятить дом самостоятельно? Важнейшим моментом является крепость веры и праведность жизни человека. Разумеется, тот, кто станет проводить обряд, должен быть крещен.

Первое, что следует сделать, – заручиться одобрением священнослужителя, иными словами – получить у батюшки благословение. С церковнослужителем нужно и обсудить детали обряда, определиться со способом его проведения.

Без благословения священнослужителя задумываться о том, как освятить дом самостоятельно нельзя. Проведение обряда человеком, не получившим благословения, не будет иметь силы.

Какие есть варианты обряда?


Как самому освятить дом? Существует два варианта. В первом варианте обряд проводится при помощи церковных свечей. Во втором используется святая вода.

Каким из способов освящения жилища воспользоваться, нужно определить совместно с церковнослужителем, во время обсуждения будущего ритуала. Пренебрегать советами батюшки не стоит, но в том случае, если есть внутренняя убежденность в том, что освящать следует именно водой или же только свечами, об этом нужно рассказать.

Какой из обрядов лучше?

Освящение жилища мирянами при помощи свечей гораздо менее популярно, чем с использованием воды. Это весьма распространенное убеждение, заключающееся в том, что водой освящают, а свечами очищают. На самом деле для самостоятельного проведения ритуала по освящению жилых помещений можно использовать как то, так и другое.

Преимуществ у способов друг перед другом нет. Но есть некоторые нюансы, которые и определяют выбор в том случае, когда нет твердого внутреннего предпочтения или же священник по каким-либо соображениям не рекомендует конкретный способ.

В обряде с использованием свечей читается молитва Николаю Чудотворцу. Человек, собирающийся освятить дом свечой, молится перед обрядом этому святому. Сам ритуал рекомендуется проводить по четвергам.

При обряде с водой мирянин обращается к самому Господу. Обряд рекомендуется проводить в воскресенье, предварительно помолившись Иисусу.

Какую молитву читать во время освящения?

Молитва, освятить дом помогающая, – это сочетание псалмов 90-го и 100-го, между которыми присутствует негласное обращение к Господу. Именно таким образом освящают жилища церковнослужители. Батюшки сначала читают псалом 90. Потом про себя обращаются к Господу с просьбой защитить и благословить жилое помещение, а в завершение читают псалом 100.

Однако, в том, как освятить дом мирянину, допустимы отклонения от принятого порядка ритуала. Молитвы, которые будут читаться при освящении, следует обсудить с церковнослужителем. Псалмы сложны для чтения, поэтому при самостоятельном проведении освящения обычно читают «Отче наш» и другие молитвы.

При покупке старого дома лучше освящать или очищать?

Перед тем, как освятить купленный дом, самостоятельно или же пригласив церковнослужителя, необходимо выяснить, не совершался ли уже данный обряд. Конечно же, если дом новый, то и сомнений в том, что проводить освящение не возбраняется, никаких быть не может. Но при приобретении старого дома, этот вопрос становится важным. Именно об этом спросит любой священник прихожанина, пришедшего к нему за одобрением, поддержкой и благословением.

Церковными канонами строжайше запрещается повторное освящение. Принято считать, что такое действие является богохульством. Ведь раз жилище уже было освящено, значит, оно находится в ведении Господа и под его защитой. Повторное же освящение есть не что иное, как проявление недоверия к Господу, выражение сомнения в нем самом.

В том случае, если у приобретаемого жилья был единственный владелец, узнать о том, освящался ли дом, будет не особо трудно. Но если покупается жилище старое, сменившее многие поколения хозяев, например, деревенский дом, выстроенный в начале прошлого столетия, то выяснить, освящался ли он практически невозможно. Даже если хозяевами дома были поколения убежденных атеистов, политических работников или активистов-общественников местного колхоза, нельзя упускать вероятность того, что кто-то из владельцев мог провести тайный обряд освящения. Поэтому такие дома лучше очищать от скверны и зла, а не освящать.

Как проводится обряд со свечами?

В том, как освятить дом при помощи свечей, нет ничего сложного. В церковной торговой лавке, имеющейся в каждом храме, нужно приобрести свечи. Три для того чтобы поставить перед ликом Николая Чудотворца, и еще три – для проведения обряда.

Рекомендуется освящать жилище таким способом в четверг. Перед тем, как приступить к ритуалу, следует поставить свечу перед образом Чудотворца и помолиться ему, прося благословления и помощи в осуществлении задуманного.

Молиться Чудотворцу можно так:

Пресвятой Николай Чудотворец, батюшка. Благослови меня, раба Божьего (имя собственное) на деяние великое. Дай силы мне и избавь от сомнения. Сохрани и умножь твердость веры моей. Дай покой душе моей и светлость помыслам. Помоги в освящении жилья моего и предании стен и крова в руки Господа, под защиту Всевышнего и на милость его великую, аминь

Порядок действий в доме же таков:

  • зажженную свечу держат в правой руке;
  • обходят все помещения по часовой стрелке;
  • крестят каждый угол, порог, проход и стены;
  • читают молитвы.

Перед тем, как приступить к обряду, следует обсудить со священником то, сколько раз придется его проводить. Традиционным убеждением является проведение ритуала три четверга подряд. Однако если дом новый и лишен скверны, а люди в него въехали благочестивые, может быть достаточно и одного обхода со свечой и молитвами.

Как проводится обряд с водой?

В том, как освятить дом святой водой, тоже нет ничего сложного. Заручившись благословением священника, в воскресенье следует прийти на службу в храм, помолиться Господу, прося его помощи в проведении обряда. Также в церкви нужно взять святую воду, необходимую для проведения ритуала.

Действия в жилище сводятся к следующему:

  • налить воду в большую и удобную посуду, например, пиалу;
  • обходить помещения по часовой стрелке;
  • обрызгивать водой каждый угол, проход, косяки, стены;
  • пальцы нужно сложить так, как делают это для крестного знамения;
  • на протяжении всего обряда читать молитвы.

При наличии в доме Красного угла или же планировании его обустроить, начинать обход следует от него.

К чему обязывает освящение?

Любое действие человека в этом мире имеет свои последствия. Не является исключением и такое важное деяние, как освящение собственного жилища. Этот поступок обязывает совершивших его людей жить в благочестии и в чистоте, как нравственной, так и бытовой. Ведь совершая освящение жилья, они с упоением вручают дом свой Господу. Соответствующим образом должны и заботиться о нем, то есть так, как о доме, принадлежащем Богу, в который он может в любой миг заглянуть.

В таком жилище нельзя грешить. Нельзя забывать о поддержании чистоты и порядка. Нельзя предаваться праздности и богохульствовать. Иными словами, освящение жилья не только важно с энергетической точки зрения, оно еще и служит мощным стимулом для людей. Является стержнем, не позволяющим им предаться праздной лени и погрязнуть в грязи не только духовной или же нравственной, но и самой обыкновенной. Ведь в доме, врученном Господу не махнуть рукой на слой пыли или же невымытые оконные стекла, на кучу нестиранного белья, грязную плиту и оставленный мусор.

Таким образом, освящение жилища дисциплинирует человека. Не дает ему «растечься» по дивану, а значит, является благом не только для души, но и для простой повседневной мирской жизни.

fb.ru

Что же это за обряд, как к нему относиться, кто имеет право его совершать и как часто нужно освящать наши жилища?

Господь Иисус говорил Своим ученикам: «…Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5).

Именно поэтому в Православной Церкви издревле существуют особые моления Богу о призвании благодати в различные сферы нашей жизни. Каждый нуждается в том, чтобы Господь помогал нам на житейских путях. Мы молимся в начале дня, просим у Бога покровительства и мудрости в течение всего дня (когда учимся, работаем или отдыхаем), славим Творца – нашего питателя и просим его благословить нашу пищу, а после еды благодарим Всевышнего Дародателя, в конце дня мы просим Господа, чтобы он простил нам наши грехи, совершенные днем, и не оставлял нас без Своей защиты ночью. В молитве мы учимся всю нашу жизнь до самых мелочей вверять Богу. Ведь Священное Писание говорит нам, что все освящается словом Божиим и молитвою (1 Тим. 4:5). Поэтому вся жизнь верующего человека, от его рождения до смерти, должна протекать в тесной связи с Творцом. Рождается человек в мир – благочестивые родители стараются сразу посвятить младенца Господу. Для этого были установлены также специальные обряды (в период Ветхого Завета обрезание, во времена Нового Завета – Крещение). Идет ли отрок или отроковица на учебу – о них молятся, испрашивая мудрости у Бога для постижения наук. Решился юноша или девица вступить в брак – и для этого есть особый молитвенный обряд, при котором священнослужитель испрашивает Господа об особом благодатном руководстве в жизни брачующихся, чтобы их супружество сохранилось, а они могли утешиться в жизни своими потомками, дабы брак духовно взращивал в них такие христианские добродетели, как вера, надежда, терпение, любовь… И после кончины человека священник напутствует особыми заупокойными молитвами.

Действительно, все сферы нашего земного бытия должны быть освящены Богом.

И если молитвы и прошения связывают человека теснее с Господом, то, конечно же, и наши жилища должны быть освящены молитвой. Что-либо освятить означает посвятить это Тому, у Кого мы просим благодатной силы. Вот этого многие не понимают. Освятить свое жилище – это значит посвятить его Богу. Ведь освящаются не просто стены, а вся духовная атмосфера жильцов дома, освящается, или же посвящается Богу то, что прежде Ему не принадлежало, или если и принадлежало, но было чем-то осквернено. Мы должны сделать все для того, чтобы Господь воцарился во всех сферах нашей жизни.

Например, в нашей работе, которую мы будем стараться делать, как для Него – прилежно, усердно, аккуратно, без лукавства и лени, даже если над нами нет никаких наблюдателей, а только Бог и наша совесть. В таком случае работа наверняка будет выполнена профессионально. И если в браке супруги понимают, что их соединил Сам Бог, то они должны стараться сохранить такую атмосферу, чтобы Творец господствовал в семье, исполнялись заповеди, сохранялся мир, было терпение и желание преодолеть эгоистические мотивы… Так и в быту. Если мы желаем, чтобы Бог был Хозяином в наших домах, то не имеем права осквернять жилье ссорами, блудом, сквернословием, пьянками, курением и прочими всяческими вредными привычками, излишествами, невоздержанием, просмотром порнофильмов, какими-нибудь идолами (их в наше время великое разнообразие), наличием оккультной, эзотерической, сектантской литературы (отнюдь никак не совместимой с православием – например, книги Е. Блаватской, Е. Рерих, Д. Андреева и прочих теософов, астрологов, хиромантов, свидетелей Иеговы, харизматов и прочих богоборцев и врагов Православной Церкви). Ведь при совершении чина освящения жилища священник читает 100-й псалом, который поучает жильцов, как верно проводить жизнь пред Богом: «Не положу пред очами моими вещи непотребной» (Пс. 100:3).

Поэтому некоторые батюшки, видя подобные вещи в жилищах, перед совершением чина настаивают на уничтожении идолов и литературы, несущей лжеучения, согласно Писанию: «…А из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми, и сложили цены их, и оказалось их на пятьдесят тысяч драхм» (Деян. 19:19). Стоит послушаться священников и убрать из дому всяких идолов (не просто выбросить их в мусорное ведро или кому-то подарить, а сжечь или разбить на мелкие части!), фигурки домовиков, статуи Будды, например, сидящих на куче денег (дескать, для привлечения богатства в дом), талисманы (астрологические зодиакальные знаки или флажки и колокольчики на удачу с иероглифами китайских заклинаний, подковы над входной дверью, маски различных восточных божеств, привезенных из экзотических стран…) Ибо сказано: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами?…» (2 Кор. 6:14–18).

Мне неоднократно приходилось слышать от людей, у которых я освящал жилища, что в их домах начинало происходить недоброе после того, как они сдавали свои дома под офисы экстрасенсов или же их квартиры арендовали практикующие адепты разных языческих культов и сект. В этом случае к чину освящения жилища священник присовокупляет особую молитву «О храмине, стужаемой от злых духов».

Освещать или освящать

Далее немного о самом чине освящения жилища(1)

Перед освящением нового дома совершается малое водосвятие либо священник приходит в дом со святой водой. В доме заранее поставляется стол, покрытый чистой скатертью, на него ставится сосуд со святой водой, небольшой сосуд с обычным неосвященным елеем (растительным маслом), полагаются Евангелие, крест и возжигаются свечи в подсвечниках.
На каждой из четырех стен заранее изображается крест – в ознаменование покрова и твердого ограждения, избавления и сохранения крестной силой от всякого зла и беды, от врагов видимых и невидимых.

После возгласа «Благословен Бог наш…» и обычных начальных молитв читается 90-й псалом «Живый в помощи Вышняго…», в котором Церковь ободряет будущих жильцов, говоря, что они будут жить в новом доме своем под кровом Бога небесного и что под сенью Всемогущего им не страшны будут ни ужасы в ночи, ни стрелы, летящие днем. «Не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему», – восклицает пророк (Пс. 90:10).

Затем поется тропарь (краткое церковное песнопение), в котором говорится о том, что некогда Спаситель, войдя в дом Закхея, даровал спасение ему и всем домашним его. Так и ныне вместе со служителями Христовыми в новый дом входят Ангелы Божии. Церковь просит Господа подать мир дому сему и милостиво благословить его, спасая и просвещая всех, кто собирается жить в нем.

Обратившись к востоку, священник произносит: «Господу помолимся». «Господи, помилуй», – отвечают ему, и он читает молитву, близкую по содержанию пропетому перед этим тропарю. Он молится Спасителю, изволившему войти в дом Закхея и даровавшему спасение всему дому его, благословить новоустроенное жилище и сохранить тех, кто будет жить в нем, от всякого зла, изобильно подавая им на пользу все блага Господни.

В следующей затем тайной молитве (то есть молитве, читаемой не вслух, а про себя) священник просит Господа, чтобы Он даровал дому спасение, как принес его в дом Закхея, чтобы благословил этот дом, как благословил некогда дом Лавана приходом в него Иакова, дом Пентефрия – приходом в него Иосифа, Аведдара – внесением в его дом ковчега. (Об этих событиях повествуется в Библии, в книге Бытия, гл. 30-й, стихи 2-30; гл. 39-й, стихи 1-5 и во 2-й книге Царств, гл. 6-й, стихи 10-12.) Он молит Спасителя ниспослать будущим обитателям нового дома благословение с высоты жилища Своего, оградить их страхом Божиим, защитить «от сопротивных» и умножить «вся благая в доме сем». В конце молитвы иерей возглашает: «Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков». Присутствующие отвечают: «Аминь».

В этом месте чинопоследования к нему может быть присоединена молитва «Над пещию». В ней священник призывает на помощь для защиты домашнего очага от врагов видимых и невидимых – Ангелов, хранителей христиан, и всех святых Божиих, в том числе священномученика Киприана, которому некогда бесы служили в искусстве волшебных козней и который, уверовав во Христа, начал восставать против них и побеждать их (Новая Скрижаль).

Затем священник трижды осеняет крестом елей во имя Пресвятой Троицы и читает молитву над елеем, в которой просит Бога ниспослать Пресвятого Духа на елей и освятить его, чтобы он был во освящение месту сему и построенному на этом месте дому для прогнания «всяких сопротивных сил и сатанинских наветов».
После прочтения молитвы священник окропляет святой водой весь дом (каждую комнату кропит со всех четырех сторон), молясь: «Окроплением воды сей священныя в бегство да претворится все лукавое бесовское действо». Затем крестообразно помазывает 4 главные стены дома (в тех местах, где был начертан ранее крест) святым елеем, произнося слова: «Благословляется дом сей помазанием святаго елея сего, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь».

Перед каждым начертанным на стенах крестом возжигают свечи, воздавая этим честь Честному Животворящему Кресту Господню, «который есть щит, оружие против диавола и знамение победы над ним… печать, чтобы не коснулся нас «ангел погубляющий» (Исх. 12:23) и… древо жизни вечной.

В стихире, которую поет хор, содержится моление к Господу благословить сей дом, исполнить его земных благ и сохранить его будущих обитателей «от всякого злаго обстояния» и даровать им изобилие небесного и земного благословения.

Затем священник читает Евангелие (Лк. 19:1–10), где повествуется о посещении Спасителем дома мытаря (сборщика налогов) Закхея, который хотя и был человеком грешным, но так сильно захотел увидеть Господа, что влез на дерево. В ответ на ропот тех, кто говорил, что Иисус зашел в дом грешного человека, Христос сказал о Закхее и о его доме: «Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама; ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее». Этот отрывок из Евангелия Церковь предлагает жителям нового христианского дома, радостно возвещая, что ныне спасение пришло и их дому и что Господь всегда приходит в дом к тому, кто жаждет Его видеть.

Затем читается 100-й псалом, в котором содержится наставление о том, как нужно вести себя в новом доме. Размышляя о пути непорочном, царь Давид говорит: «Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего» (Пс. 100:2).

После чтения псалма произносится ектения. В ней, помимо обычных прошений, есть и прошения о благословении дома. Все присутствующие молят Владыку жизни нашей, чтобы Он послал Ангела-хранителя, стража новому дому, сохраняющего всех, «в нем благочестно жити хотящих», от всякого зла и наставляющего их к деланию добродетелей, к исполнению заповедей Христовых. Просят и о том, чтобы Господь сохранил всех их от голода, всяких смертоносных ран и даровал им здоровье и долгоденствие.

Поскольку чин освящения жилища не относится к Церковным Таинствам, то окропить жилище освященной водой могут и сами жильцы. Но все же лучше, чтобы освящение совершали священнослужители, имеющие специально составленный чин в своем требнике и знающие, как все верно совершить. Относительно частоты освящения домов нет никаких канонических установлений, но по издревле сложившейся традиции желательно это делать хотя бы раз в год. Например, так поступают многие иереи в монастырях, освящая обители на Богоявление, а также сельские батюшки, когда раз в год по просьбе односельчан освящают дома на Крещение Господне. Советуют также  освящать дома после осквернения, капитальных ремонтов или, как упоминалось выше, в случаях проявления бесовской активности (например, при внезапно появившихся фобиях у жильцов (боязнь заснуть без света…), при немотивированных раздражениях и гневе, ссорах без видимой причины, «самовольном» перемещении предметов по квартире, при ощущении присутствия невидимой недоброй силы).

 

Примечания:
1) Использованы материалы сайта http://azbyka.ru/dlya-chego-my-osvyashhaem-svoi-doma-i-kvartiry
 

pravlife.org

Грамотная разминка 

Больное место глаголов с -ТСЯ или -ТЬСЯ в конце – мягкий знак, точнее неуместное наличие-отсутствие оного. А ведь подсказка всегда с вами, достаточно задать к глаголу вопрос. Если в вопросе есть «ь», то будет он и в глаголе, и наоборот:

Мне (что делает?) нравиТСЯ серебряный браслет с шармами в морском стиле. Такое украшение не может не (что делать?) нравиТЬСЯ.

Этот фильм (что сделает?) появиТСЯ на наших экранах зимой 2018 года, и (что сделать?) появиТЬСЯ в подобном киношедевре сочтет за честь любая звезда Голливуда.

ПРИЙТИ или ПРИДТИ?

Правильная форма – только ПРИЙТИ: прийти вовремя на прием к врачу, обещал прийти не позже восьми вечера. Путаница возникает из-за бесприставочного глагола ИДТИ – под его влиянием мы считаем корректной и форму с приставкой ПРИ- «придти», которая правилами русской орфографии характеризуется как ошибочная. И вообще после любой приставки в неопределенной форме глагола (отвечает на вопрос что делать?) только Й, а не Д: прийти, зайти, уйти, выйти, пойти, отойти и т. д.

Если ИДТИ черепашьим шагом, вряд ли можно ПРИЙТИ вовремя: нам еще два квартала ПРОЙТИ надо! А ведь ты обещала, что ПРИДЕШЬ заранее!

Освещать или освящать«>

КЛАСТЬ или ЛОЖИТЬ?

Просторечное слово «ложить» не украсит разговор и тексты грамотного человека. Не хотите слышать в свой адрес шуточки о том, что девушка может выехать из деревни, но деревня из девушки – никогда? Запомните, что глагола «ложить» (и его форм «ложишь», «ложу», «ложите») не существует – только КЛАСТЬ. А вот глаголы «ложиться», «изложить», «положить» и подобные им с приставками и постфиксами (-СЬ, -СЯ, -ТЕ в конце слов) вполне правильны и грамотны, ограничений в их употреблении нет.

КЛАДЕШЬ в сумку яблоко? ПОЛОЖИ и зерновой батончик – завтра столовую хотели закрыть на инвентаризацию. И давай возьмем кофе в термосе – на Машу в этом нельзя ПОЛОЖИТЬСЯ, забудет.

ОДЕТЬ или НАДЕТЬ?

Первая подсказка по различению этой парочки – направленность действия. Сравните, ОДЕТЬ – кого, что (действие направлено ОТ себя на кого-то другого). Одеть ребенка для прогулки, одеть манекен на витрине. НАДЕТЬ – что (действие направлено НА себя тем, кто его выполняет – сам или по чьей-то просьбе). Надену шляпу, надень новые туфли.

Вторая подсказка: если сомневаетесь, «одеть» или «надеть», замените в вашей фразе глагол его противоположностью по смыслу:

ОДЕТЬ – РАЗДЕТЬ,

НАДЕТЬ – СНЯТЬ.

Пример рассуждения:

«Одену» или «надену» любимую блузку? Подставляем мысленно антонимы: «одену» – «раздену» не подходит, блузку можно только снять, но никак не раздеть. Стало быть, в исходном варианте смело говорим и пишем: «надену».

Освещать или освящать«>

 

МЕРИТЬ или МЕРЯТЬ?

МЕРИТЬ одежду и, например, длину и ширину столешницы предпочтительнее, чем МЕРЯТЬ. Первое слово общелитературное, стилистически нейтральное, а второе допустимо, но принадлежит разговорной речи. Некоторые лингвисты считают глаголы «мерять», «меряю» и вовсе просторечием.

Важно! Не перепутайте «примерять» (то есть мерить) и «примирять» (улаживать конфликт, приводить к миру).

Я МЕРИЛА платье, а теперь МЕРЮ босоножки. Люблю ПРИМЕРЯТЬ летние обновки – это ПРИМИРЯЕТ меня с хмурой, еще совсем не жаркой погодой.

ОСВЕЩАТЬ или ОСВЯЩАТЬ?

Чтобы выбрать между Е или Я в корне глагола, ориентируйтесь на смысл слова, его значение. Вы говорите об ОСВЕЩЕНИИ – свете от какого-либо источника (освещать комнату свечой) или толковании событий, фактов (освещать празднование 70-летия Великой Победы в теленовостях)? Либо же вы имеете в виду обряд ОСВЯЩЕНИЯ – придания кому-либо, чему-либо духовной чистоты, особой значимости и святости: освятить серебряный крестик в храме, этот дом освящен памятью моего дедушки.

РАЗВИВАТЬСЯ или РАЗВЕВАТЬСЯ?

Логика рассуждений та же, что и в примере выше: зрим в корень! Если говорим о развИтии, то и нужный нам глагол – РАЗВИВАТЬСЯ. Как и многие явления культуры, мода развивается циклично. Если же наш взгляд отметил красивую игру вЕтра с каким-либо предметом, вещью, то пишем РАЗВЕВАТЬСЯ: локоны развеваются на ветру, флаг развевался на мачте.

ПОПРОБОВАТЬ или ПОПРОБЫВАТЬ?

Многие убеждены, что глагол ПРОБОВАТЬ (ПОПРОБОВАТЬ, ПРОБОВАЛ) пишется с Ы, ведь есть же слово «пробы»? Однако это «ы» обманчиво, ведь оно является окончанием имени существительного, а не частью суффикса глагола. А значит, «пробы» не подходят как проверочное слово.

Есть другое несложное правило: если в настоящем или будущем времени глагол оканчивается на -УЮ (-ЮЮ), то в неопределенной форме и прошедшем времени пишется суффикс -ОВА- (-ЕВА-).

Я ПРОБУЮ пиццу «Четыре сыра» – в этом кафе ее очень хвалят. ПРОБОВАЛ ее в другой пиццерии – не понравилась. Надо ПОПРОБОВАТЬ где-нибудь еще.

Освещать или освящать«>

sunmag.me