Данное произведение — единственная дошедшая до нас законченная станковая картина Микеланджело (1475-1564), уделявшего основное внимание скульптуре, архитектуре и фрескам. В его монументальных росписях фигуры напоминают скульптуру, и это неслучайно: на вопрос писателя Бенедетто Варки о том, что выше — живопись или скульптура, Ми­келанджело ответил: «Живопись, как мне кажется, считается лучше тогда, когда она больше склоняется к рельефу».

   Так и в «Мадонне Дони» или «Тондо Дони» (тондо — круглая по форме картина или рельеф) фигуры Мадонны, Христа, святого Иосифа, святого Иоанна Крестителя и юношей на заднем плане выписаны именно рельефно, скульптурно. Впрочем, эта особенность отличала всю живописную школу Тосканы от, например, венецианской. Центральная группа напоминает скульптурную композицию: она компактна, и создается впечатление, что ее можно обойти со всех сторон и рассмотреть. В этом произведении чувствуется и мышление архитектора, настолько все изображенное устойчиво и надежно «закреплено» в пространстве.


   Живопись картины напоминает монументальную, подобную тем фрескам, что Микеланджело выполнил на потолке Сикстинской капеллы в 1508-1512. Фигуры персонажей и складки драпировок «Мадонны Дони» лапидарны, то есть рассчитаны на дальний обзор. Поза Богоматери так же сложна, как и у сикстинских персонажей, словно предназначенная вторить пластике некой архитектуры. А своей пространственной композицией, уходящей в глубину, тондо похоже на расписной потолочный плафон.

   И все-таки это станковая картина, о чем говорит ее колорит, складывающийся из глубоких и чистых цветов, не столь необходимых в монументальной живописи, и замкнутая композиция тондо, и живые характеры изображенных. Таким образом Микеланджело, который называл себя, в первую очередь, скульптором, доказал, что прекрасно владеет приемами станковой живописи, и проявил в этом произведении все свои таланты, как и подобало мастеру Высокого Возрождения.

muzei-mira.com

Жизнь и творчество великого художника

Рембрандт Харменс ванн Рейн – известнейший живописец «Золотого века», который стремился через свои работы передать душу человека, поэтому многие его картины овеяны тайной. Художник родился в состоятельной семье, однако, несмотря на это, родители воспитывали детей в строгих католических правилах.


Рембрандт с самого детства отдавал предпочтение точным наукам и любил рисовать, именно поэтому родители отдали его на обучение к нидерландскому художнику Якобу ванн Сваненбургу. Обучение прошло успешно, и юноша быстро освоил технику рисования.

Талант молодого живописца замечали многие почитатели искусства, которые заказывали у Рембрандта религиозные работы. Настоящий успех к художнику приходит в Амстердаме, когда он знакомится с дочерью богатого бюргера Саскией ванн Эйленбюрх. Он был вдохновлен красотой своей возлюбленной, именно поэтому часто изображал ее на своих полотнах.

Рембрандт считал, что истинная цель художника заключается в скрупулезном изучении натуры человека, поэтому все его полотна считались фотографичными. Он старался передать все эмоции изображенного человека. На его полотнах изображены не просто лица, а сюжеты со своей историей. При создании своих работ он использовал минимум красок, однако благодаря неповторимой игре света и тени делал их очень реалистичными.

Особенность картины «Святое семейство»

Картина Рембрандта «Святое семейство» — полотно, написанное на известный библейский сюжет. На нем изображены, на первый взгляд, простые люди, но спускающиеся ангелы говорят о том, что это далеко не простая семья, а Богоматерь с Иисусом, за спиной которой стоит Иосиф. Это полотно буквально пронизано мирной тишиной и святостью.

Все очень четко продумано, до самых мельчайших деталей, заботливость матери, которая смотрит на своего спящего ребенка, и сосредоточенность фигуры Иосифа.

«Святое семейство» — великое произведение Рембрандта


В 1645 году написал Рембрандт «Святое семейство», которое удивляет почитателей таланта мастера. Это полотно становится ознаменованием начала нового, более умиротворенного цикла в творчестве великого мастера. Историки связывают это с событиями в личной жизни художника, так как именно в это время он старается полностью посвящать себя подрастающему сыну.

На картине Рембрандта «Святое семейство» лица всех персонажей естественные, как будто мастер хочет перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. В его работе совершенно отсутствует помпезность, так как художник черпал свое вдохновение в окружающих его людях.

Описание картины «Святое семейство»

Делая описание «Святого семейства» Рембрандта, многие искусствоведы подчеркивают, что это полотно существенно отличается от других картин, написанных мастером. Здесь нет динамического сюжета, присущего работам автора, и все полотно пропитано умиротворением и спокойствием. Первый взгляд падает на колыбель, в которой безмятежно спит маленький Иисус. Мать наклонилась к ребенку, чтобы проверить, не мешает ли ему свет, идущий от камина.

Рассматривая более пристально полотно Рембрандта «Святое семейство», можно заметить Иосифа, который занят своими привычными делами. Его сосредоточенность, а также особенность фигуры и выражение лица показывают, насколько непростая у человека жизнь. Эта работа могла бы отражать повседневную жизнь любой семьи, однако, чтобы подчеркнуть ее особенность, художник размещает в левой части полотна ангелочков.


fb.ru

Картина святое семейство

Картина святое семейство

В Нижнетагильском музее изобразительных искусств хранится около 30 произведений западноевропейской живописи. Особого внимания заслуживает картина «Святое семейство», приписываемая кисти великого итальянского художника Рафаэля Санти, работавшего в эпоху Высокого Возрождения. Взяв за основу известный евангельский сюжет, художник показывает Марию и старца Иосифа в тот момент, когда они любуются проснувшимся младенцем Иисусом Христом. Четкая, уравновешенная композиция, изысканное цветовое решение картины восхищают своим совершенством.

Картину сейчас часто называют «Тагильской Мадонной», или, по опредению И.Э. Грабаря, — «Мадонной из Нижнего Тагила», и это не случайно — в Нижнем Тагиле она пережила свое второе рождение.


В 1924 году на чердаке так называемого Господского дома И.В. Колеватовым было обнаружено несколько картин, в том числе потемневшая доска со следами старой живописи. Находка была передана в краеведческий музей. Сотрудники музея, промыв картину, сумели прочитать надпись, выполненную золотом по вороту платья Мадонны: Рафаэль Урбинас, писавший в 1509 году. Понимая важность находки, они сообщили о ней в Москву, в Главнауку. Через год в Тагил приехал И.Э. Грабарь, известный художник, реставратор и искусствовед. Осмотрев картину, Грабарь заключил, что картина нуждается, прежде всего, в реставрации, а затем в тщательном изучении. Три года понадобилось И.Э. Грабарю и его коллеге реставратору Б.Н. Яковлеву, чтобы вернуть картину к жизни.

Судьба картины удивительна, полна приключений и всякого рода неожиданностей. После смерти Рафаэля (1520) она принадлежала церкви Санта Мария, что находится в Риме на улице Пополо. В те времена картина получила новое имя — «Мадонна дель Пополо». В 40-е годы XVI века ее выкрали из церкви, но вскоре она была возвращена на старое место. Впоследствии она еще неоднократно «пропадала». Ее, видимо, не раз копировали, поэтому она всплывала то в одной, то в другой частных коллекциях. К началу XX века таких упоминаний о «Мадонне» насчитали уже более сорока.


какая из них подлинная, не та ли, что обнаружена в Нижнем Тагиле? Обследовав произведение, он пришел к выводу: «Тагильский экземпляр не копия (…) из сохранившихся экземпляров… самым ранним является, бесспорно, нижнетагильский (…) «Мадонна» из Нижнего Тагила, может быть, тот самый протооригинал, который находился некогда в Римской церкви Санта Мария дель Пополо». На вопрос, как картина итальянского художника попала в Нижний Тагил, с уверенностью можно сказать, что ее судьба связана с семьей Демидовых. Вероятнее всего, это надо связывать с именем Николая Никитича Демидова (1773—1828), жившего во Флоренции и имевшего большую коллекцию картин итальянских художников. В списках его коллекции значатся две картины Рафаэля.

После реставрации картина долгое время принадлежала Государственному музею изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, затем Свердловской картинной галерее. В 1978 году «Святое семейство»
было передано Нижнетагильскому музею изобразительных искусств. Такова история самой старинной картины, которой через год мы будем отмечать 500-летие со дня создания.

www.liveinternet.ru

Описани е картины Рембрандта Харменса ван Рейна: Святое семейство.
Картина святое семейство
Рембрандт – крупнейший мастер золотого века голландской живописи, который превыше всего ставил человека и его переживания.


же в портретах он уделял очень много внимания внутреннему миру героя, раскрывая его мелкими, незаметными черточками. В сюжетных же сценках раскрывался полностью. Творл в стиле классицизма.

«Святое семейство» его кисти отличается от остальных работ этой же тематики тем, что на нем представлен бытовой момент, не отдающий ни святостью, н будущими муками. В тесной комнатке, в соломенной колыбели, укрытый одеяльцем спит Христос.
Личико его безмятежно, ему снится что-то хорошее. Мать склоняется над ним, оторвавшись от чтения, прикрывает колыбель от яркого света, который тревожит младенца, заодно удостоверяясь, что с ним все в порядке, что его не донимают ночные кошмары, что у него не болит животик, что он не слишком поверхностно дышит во сне.
На заднем плане, под увешанной инструментами стеной, плотничает Иосиф. Топором он ровняет какую-то заготовку, низко склонившись к ней. Борода его слегка серая от седины.
Цвета картины приглушены, ведь в комнатке сумрак, разгоняемый светом очага, и только божественный свет парящих тут же ангелочков – маленьких, пухленьких и любопытных – напоминает, что это не просто семья, и не просто обычная сцена из жизни. Что в колыбели спит не просто младенец, каких сотни на свете, а воплотившийся в человеческое тело Бог. Что мать зачала его от Святого Духа, без прикосновения смертного мужчины, и что Иосиф – земной отец Христа, а не просто плотник, работающий вечером в своем доме.
Вся картина проникнута атмосферой тишины и покоя. Ещё далеко крест, и страшная Голгофа, ещё не умывает руки Пилат и не кричат в толпе «Отпусти нам Варавву!». До этого ещё годы и годы. Пока же – мать укачивает дитя и в этот конкретный момент нет ничего важнее.


www.art-drawing.ru

Картину «Святое семейство» приморцам представила Марина Агеева, директор Нижнетагильского музея изобразительных искусств. Точнее не саму картину, а  своеобразный видеоотчёт о том, как реставрировали произведение Рафаэля Санти.

«Картину нашли в Нижнем Тагиле на чердаке господского дома, принадлежавшего Демидовым, — рассказала она. — В 1924 г. это здание было передано тресту Тагилстрой, и, прибираясь, новые хозяева обнаружили картину и не сразу поняли, что они держат в руках. Она была в плохом состоянии. Доска разломлена пополам, утрачен красочный слой и на нём были многочисленные сколы. Игорь Грабарь, художник-реставратор описывал, что на ней были обнаружены даже следы кованых сапог. Возможно, она упала и по ней просто ходили, даже не подозревая о том, что это не простая доска».


Ещё один вариант «Святого семейства (Мадонна с безбородым Иосифом)», приписываемый Рафаэлю Санти. Фото: Commons.wikimedia.org

Прошли долгие  годы, прежде чем после реставрации она вернулась в галерею. Даже не верится, что этому полотну более 500 лет. У неё — детективная история. Искусствоведы и историки установили, что сначала она находилась в церкви Санта-Мария дель Пополо , поэтому у неё есть и второе название — «Мадонна дель Пополо». Она пользовалась популярностью, поэтому в 40-е годы 16-го века была похищена, но вскоре полотно вернули. В 17-м веке её изъял кардинал Сфондрати. А после его смерти, картину не обнаружили. Она исчезла, а потом появилась в церкви Санта-Каза (в переводе означает – святая хижина) в маленьком городке Лорето (Италия). По преданию там родилась Мария — мать Иисуса Христа. Мастера того века говорили, что вместо картины была копия. Возможно, её вывозили или прятали. 

На эту картину претендовал и сам Наполеон. В 1797 г. он потребовал контрибуцию — сотня картин и других произведений искусств. «Святое семейство» было приобретено им в качестве частной сделки. Обоз отправился во Францию. Он шёл три месяца, причём целый месяц гостил в замке герцогов Орлеанских


Сопровождающих кормили, полили и оказывали всяческие знаки внимания. Вот так на картине и появился маленький знак — герб герцога Орлеанского — с тремя лилиями. Когда пришёл обоз во Францию, и вскрыли ящики, то вместо подлинника оказалась жалкая копия, на которой даже краска не просохла.

Самое известное «Святое семейство Фальконьери», Рафаэль Санти, 1507 год. Фрагмент. Фото: Public Domain

Известно, что «Святое семейство» находилось в коллекции Николая Демидова. Он приобрёл полотно инкогнито. Несколько лет тому назад нашли в архивах записку самого  Николая Демидова, в которой он рассказывал, что за Рафаэля просили 6 тыс. гиней.  Возможно, он или его дети привезли картину в Россию, в Нижний Тагил. Очевидцы рассказывали, что какие-то итальянские иконы находились в семейном склепе Демидовых.

Уникальное произведение в городе прозвали «Тагильская мадонна».  Полтора года тому назад было заключено соглашение с Южно-Сахалинском о демонстрации картины на острове Сахалин. Приморье также выразило желание показать полотно жителям края.

«Святое семейство Фальконьери», Рафаэль Санти, 1507 год. Фрагмент. Фото: Public Domain

«Её вывозят раз в год по специальному приглашению, но раз мы так далеко заехали на Восток, то согласились, чтобы во Владивостоке она побывала, но не месяц, а целых два, продолжила Марина Владимировна. — Раньше я работала в музее главным хранителем. Для меня все вещи были родными. Мы беспокоились за них, как за детей: какая здесь сохранность, устраивает ли климат, как они здесь будут жить. Ведь в самом музее мадонна находится в отдельном зале, где стоят стулья, чтобы можно было присесть и поразмыслить об искусстве.

В самом музее покушений на неё не было. Упаси Господи! Я читала детектив автора Маркова. У нас из экспозиции в 1993 г. украли два небольших этюда Левитана, в результате появился детектив. Я читаю его, и вдруг нахожу строки, мол «что там Левитан, у них там Рафаэль висит». С этим детективом я и пришла в администрацию города. Потребовала организовать охрану достояния страны. Так благодаря Маркову нам заменили всё техническое оснащение галереи».   

«Святое семейство Фальконьери», Рафаэль Санти, 1507 год. Фрагмент. Фото: Public Domain

В Приморской картинной галерее уже подготовлен зал, в котором будет демонстрироваться выставка одной картины. Полотно Рафаэля Санти станет подарком в Год культуры для приморцев.

www.vl.aif.ru