Примирение с Богом…

Исповедь, или Таинство, — это примирение с Господом Богом. Абсолютно чистых душой и совестью людей просто не бывает! Именно поэтому вопрос исповедания перед батюшкой важен для каждого человека, однако не каждый из нас это понимает… Более того, сегодня далеко не многие люди знают, как правильно исповедоваться перед Всевышним, между тем как попросить прощения у Него стремится каждый… Сейчас вы узнаете, что такое Исповедь, нужно ли к ней как-то готовиться и, собственно говоря, как она проводится.

Как правильно подготовиться к Исповеди перед Господом

Церковь и ее устав не требуют какой-то определенной подготовки — соблюдения поста или каких-либо молитвенных правил. Господь оставил для нас грешных Святое Писание — Библию. В ней и рассказывается о том, как правильно исповедоваться и причащаться. Однако не каждый человек способен понять язык Библии, поэтому посредниками между ним и Словом Божьим выступают церковные священнослужители. Они являются проводниками в Таинстве Исповеди между смертными и Богом. Если же вы не понимаете Библию и не решаетесь спросить у батюшки о том, как правильно исповедоваться, то есть еще один выход — книжка под названием «В помощь кающимся», написанная на доступном любому человеку языке. Она продается в любом Храме. Купите и ознакомьтесь.


Что же такое Исповедь?

Мы все говорим о том, как правильно исповедоваться, но еще ни разу не упомянули о том, что же вообще такое Исповедь. Это наш разговор со Всевышним, раскрытие Ему своих грехов, покаяние… Как мы уже заметили, происходит это через «связующее звено» между нами и Богом — священнослужителей. Открыто исповедуясь пред батюшкой, мы смиряем свою гордыню, которая и внушает грешному человеку лживое мнение, что Исповедь — это обычное осознание греха самим человеком без участия в этом церкви и священника. Это неправильно! Итак, если вы решили покаяться пред Господом, то приходите в церковь именно к Нему, а не к батюшке или своему второму «я». Говорить следует о тех поступках и помыслах, которые имели место быть со времен последней Исповеди. Рассказывайте Господу о своих прошлых грехах.

В какое время следует исповедоваться?

Покаяние происходит в период перед Божественной Литургией, во время самой Литургии, но перед Причастием или же на вечернем Богослужении. В редких случаях, когда число желающих покаяться довольно большое, батюшка назначает определенное для Исповеди время.


Покаяние…

Для людей, не знакомых с тем, как правильно исповедоваться, мы раскроем принцип этой процедуры. Итак, кающийся человек, подойдя к Аналою, произносит батюшке свое имя и начинает произносить слова, исповедующие его общие грехи. При этом он должен упомянуть о своих страстях. Далее произносятся те грехи, которые он видит за собой самостоятельно, обычно они камнем лежат на его плечах, принося муки совести. К примеру, это измены, аборты, ссоры с родителями, воровство и так далее. Когда батюшка выслушает его Исповедь, то задаст (если посчитает нужным) какие-либо вопросы, а после — даст наставление. Когда же человек искренне раскается, священник увидит его стремление к исправлению и покроет голову грешника Епитрахилью (вертикальной полосой ткани на груди облачения священнослужителя), после чего прочтет «разрешительную» молитву. После этого покаявшийся прихожанин перекрещивается, целует Православный Крест и Евангелие, а также берет у священника Благословение. Если Исповедь была искренней — грех прощен Господом.

www.syl.ru

Что такое исповедь?

Исповедь – это не только очищение, но и испытание для души. Она помогает снять груз и очиститься перед лицом Господа, примириться с ним и преодолеть внутренние сомнения. Ходить на исповедь необходимо раз в месяц, но если вы хотите делать это чаще, стоит следовать позывам души и каяться в любое время, когда вы захотите.


За особо тяжёлые грехи представитель церкви может назначить особое наказание, которое называется епитимья. Им может стать долгая молитва, пост или же воздержание, являющиеся способами очиститься. Когда человек нарушает законы Бога, это негативно сказывается на его душевном и физическом состоянии. Покаяние помогает набраться сил и бороться с соблазнами, толкающими людей на грех. Верующий получает возможность рассказать о своих проступках и снять груз с души. Перед исповедью необходимо составить список грехов, с помощью которого можно правильно описать грех и подготовить правильную речь для покаяния.

Как начать исповедь перед батюшкой с каких слов?

Семь смертных грехов, являющиеся основными пороками выглядят так :

  • чревоугодие (обжорство, чрезмерное злоупотребление пищей)
  • блуд (распутная жизнь, неверность)
  • гнев ( вспыльчивость, мстительность, раздражённость)
  • сребролюбие (жадность, стремление к материальным ценностям)
  • уныние ( лень, депрессия, отчаяние)
  • тщеславие (эгоизм, чувство самовлюблённости)
  • зависть

Считается, что при совершении этих грехов человеческая душа может погибнуть. Совершая их, человек всё дальше отдаляется от Бога, но все они могут быть отпущены во время искреннего покаяния. Считается, что именно мать – природа заложила их в каждого человека, и только наиболее сильные духом могут сопротивляться соблазнам и бороться со злом. Но стоит помнить, что каждый человек может совершить грех, переживая нелёгкий период в жизни. Люди не застрахованы от несчастий и сложностей, которые могут довести до отчаяния каждого. Нужно научиться бороться со страстями и эмоциями, и тогда никакой грех не сможет одолевать вас и сломать вам жизнь.


Подготовка к исповеди

К покаянию необходимо подготовиться заранее. Для начала нужно найти храм, в котором проводятся таинства и выбрать подходящий день. Чаще всего они проводятся в праздничные и выходные дни. В это время в храме всегда находится много людей, и не каждый сможет открыться, когда рядом находятся посторонние люди. В таком случае необходимо обратиться к священнику и попросить его назначить встречу в другой день, когда вы сможете остаться наедине. Перед покаянием рекомендуется прочесть Покаянный канон, что позволит настроиться и привести мысли в порядок.

Необходимо знать, что существует три группы грехов, которые можно записать и взять с собой на исповедь.

  1. Пороки, направленные против Бога:

К ним относятся хула и оскорбление Господа, кощунство, интерес к оккультным наукам, суеверие, размышление о самоубийстве, азарт и прочее.

  1. Пороки против души :

Леность, обман, употребление нецензурных слов, нетерпение, неверие, самообольщение, отчаяние.

  1. Пороки против ближних :

Неуважение к родителям, клевета, осуждение, злопамятство, ненависть, воровство и так далее.

Как правильно исповедаться что надо говорить батюшке в начале?

Прежде чем подойти к представителю церкви, выбросьте из головы плохие мысли и приготовьтесь раскрыть душу. Начать исповедь можно так, как правильно исповедоваться что говорить батюшке пример : « Господи, согрешил перед тобой», и уже после этого можно перечислять свои прегрешения. Нет никакой необходимости рассказывать священнику о грехе в мельчайших подробностях, достаточно лишь сказать « Совершил прелюбодеяние» или признаться в другом пороке.

Но к перечислениям прегрешений можно добавить «Согрешил завистью, постоянно завидую своему соседу….» и так далее. Выслушав вас, священник сможет дать ценный совет и помочь правильно поступить в той или иной ситуации. Подобные уточнения помогут выявить ваши наибольшие слабости и бороться с ними. Заканчивается исповедь словами «Каюсь, Господи! Спаси и помилуй мя грешного!».

Многим исповедующимся очень стыдно рассказывать о чём – либо, это абсолютное нормальное ощущение. Но в момент покаяния нужно преодолеть себя и понимать, что не священник осуждает вас, а Бог, и что именно Богу вы рассказываете о своих грехах. Священник – всего лишь проводник между вами и Господом, не стоит об этом забывать.

Список грехов для женщины

Многие представительницы прекрасного пола, ознакомившись с ним, принимают решение отказаться от исповеди. Выглядит он таким образом:


  • Редко молилась и приходила в храм
  • Во время молитвы думала о насущных проблемах
  • Вступала в половые связи до замужества
  • Имела нечистые мысли
  • Обращалась за помощью к гадалкам и магам
  • Верила в суеверия
  • Боялась старости
  • Злоупотребляла спиртными напитками, наркотиками, сладостями
  • Отказывала в помощи другим людям
  • Совершала аборты
  • Надевала откровенную одежду

Список грехов для мужчины

  • Хула на Господа
  • Неверие
  • Насмешки над теми, кто слабее
  • Жестокость, гордость, лень, жадность
  • Уклонение от армейской службы
  • Оскорбления и применение физической силы против других
  • Клевета
  • Неумение противостоять соблазнам
  • Отказ в помощи родным и другим людям
  • Воровство
  • Хамство, презрение, жадность

Мужчине необходимо более ответственно подходить к данному вопросу, так как он является главой семьи. Именно с него дети будут брать пример для подражания.

Существует также список грехов для ребёнка, который можно составить после того, как он ответит на ряд определённых вопросов. Он должен понять, насколько важно говорить искренне и честно, но это уже зависит от подхода родителей и их подготовке своего чада к исповеди.

Важность исповеди в жизни верующего


Многие святые отцы называют исповедь вторым крещением. Это помогает наладить единение с Богом и очиститься от скверны. Как гласит Евангелие, покаяние – это необходимое условие для очищения души. На протяжении всего жизненного пути человек должен стремиться побороть соблазны и не допустить порока. Во время этого таинства человек получает освобождение от оков греха, а все его прегрешения прощаются Господом Богом. Для многих покаяние – это победа над самим собой, ведь только истинно верующий человек может признаться в том, о чём люди предпочитают молчать.

Если вы исповедовались ранее, то не стоит заново рассказывать о старых грехах. Они уже отпущены и каяться в них больше нет смысла. Когда вы закончите исповедоваться, священник скажет свою речь, даст советы и наставления, а также произнесёт разрешительную молитву. После этого человек должен перекреститься два раза, поклониться, приложиться к распятию и Евангелие, затем перекреститься ещё раз и получить благословление.

Как исповедоваться в первый раз — пример?

Первая исповедь может показаться таинственной и не предсказуемой. Людей пугает ожидание того, что они могут быть осуждены священником, испытать чувство стыда и неловкости. Стоит помнить, что представители церкви – это люди, живущие по законам Господа. Они не осуждают, никому не желают зла и любят своих ближних, стараясь помочь им мудрым советом.

Они никогда не выскажут личную точку зрения, поэтому не стоит бояться того, что слова батюшки могут вас каким — то образом задеть, обидеть или пристыдить. Он никогда не выявляет эмоций, говорит негромким голосом и очень мало. Перед покаянием можно подойти к нему и попросить совета, как правильно подготовиться к этому таинству.


В церковных лавках существует масса литературы, которая также может помочь и дать много важной информации. Во время покаяния не стоит жаловаться на других и на свою жизнь, нужно говорить только о себе, перечисляя пороки, которым вы поддались. Если вы придерживаетесь поста, то это лучший момент для исповеди, ведь ограничивая себя, люди становятся более сдержанными и совершенствуются, способствуя очищению души.

Многие прихожане заканчивают свой пост исповедью, что является логичным завершением длительного воздержания. Это таинство оставляет в душе человека самые яркие эмоции и впечатления, которые никогда не забываются. Облегчая душу от грехов и получая их прощение, человек получает шанс начать жизнь заново, противостоять соблазнам и жить в согласии с Господом и его законами.

alabanza.ru

1. Честно признайте, что вам нужно покаяться.

«Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства!» (стих 2)

Покаяние требует честности. Никто не приходит к Богу с искренним раскаянием в сердце пока не осознает нужду в прощении и примирении с Ним. Только те, кто прекратили попытки скрыть свой грех за самоправедностью и лукавством могут почувствовать глубокие и продолжительные перемены, которые приходят только через покаяние.

2. Осознайте опасность греха и разрушающее действие вины.


Давайте признаем: вы ищете покаяния, потому что Дух Божий осудил вас. Мы часто обвиняем других в том, что они являются причиной нашего стресса и плохого настроения, но очень часто мы чувствуем себя плохо, потому что мы сделали что-то плохое. Давид описывает физические и эмоциональные симптомы, соответствующие нечистой совести. Мы должны честно оценить последствия нашего греха, что означает оценить как последствия лично для нас, так и то, как это повлияло – или продолжает влиять – на других.

3. Исповедайтесь полностью.

«Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: исповедаю Господу преступления мои» (стих 5)

Глубокое покаяние требует глубокого исповедания. Хотя это кажется парадоксальным, но единственный способ быть полностью укрытым во Христе – это полностью обнажить свой грех. В процессе покаяния мы должны бороться за то, чтобы полностью открыть перед Богом глубину и ширину нашего греха. Здесь подойдёт только беспощадная честность, и она приведёт к свободе и радости.guy-690751_1280b

4. Укройтесь в Боге.

«Ты снял с меня вину греха моего. За то помолится Тебе каждый праведник во время благопотребное, и тогда разлитие многих вод не достигнет его. Ты покров мой: Ты охраняешь меня от скорби, окружаешь меня радостями избавления» (стихи 5-7)


Адам и Ева спрятались за несоразмерным, самодельным прикрытием, чтобы замаскировать свой грех и стыд. Мы тоже часто прячемся за самодельной праведностью, чтобы показаться более приятными, чем мы есть на самом деле. Если мы хотим измениться, измениться по-настоящему – что, кстати, является признаком настоящего покаяния — мы должны укрываться только в Боге.

Недостаточно покаяться только в явных вещах. Недостаточно сказать: «Я признаю, что вёл себя неправильно». Все люди раскаиваются таким образом, особенно религиозные люди, которые хранят свою репутацию.

Христианин раскаивается не только в своих внешних грехах, но и в попытках спрятаться за фальшивой самодельной праведностью. Прекратите прятаться за свои усилия. Укрывайтесь в Боге.

ieshua.org

Молитва покаяния

Молитва покаяния по своей сути это просьба к Богу о прощении прегрешений. Это своеобразный шаг человека к Богу и признание им своей беспомощности в борьбе со своими душевными пороками. Не следует думать, что один раз прочитав специальную покаянную молитву, можно рассчитывать на прощение своих прегрешений.

За время своего жизненного пути человек практически каждый день совершает множество различных прегрешений. Иногда к этому вынуждают жизненные обстоятельств, но намного чаще и люди просто не могут устоять перед теми или другими соблазнами. И Господь, являясь истинным Человеколюбцем, понимает, что безгрешных людей не бывает, ведь устоять перед бесовским наваждениями простому человеку очень сложно.

Известное предание Иисуса Христа гласит, что в сердце человека рождаются помышления недобрые, которые оскверняют его. То есть, вначале в подсознании человека происходит зарождение греховных мыслей, которые впоследствии переходят в греховные действия. Покаянную молитву следует возносить уже в тот момент, когда появились первые греховные мысли.

Молитва покаяния Иисусу Христу

Молитва покаяния Иисусу Христу произносится во отпущения грехов. Она очень сильная если читается с глубокой верой в душе и в соответствии с правилами. Творить ее нужно в одиночестве. Следует закрыться в отдельном помещении, установить перед собой иконы Спасителя, Пресвятой Богородицы и Святой Матроны Московской.

Текст молитвы

После того как удастся настроиться на молитву и отрешится от всех мирских дел следует произнести такие молитвенные слова:

Как покаяться

Православные молитвы покаяния и прощения

Чтобы отмолить свои грехи и иметь надежду на упокоении души после смерти в Царствие Божьем нужно обязательно посещать храм и возле иконы Спасителя возносить молитву покаяния. Важно присутствовать на Богослужениях. Но самое важное нужно искренне желать получить снисхождение Божье в виде его благодати, что будет свидетельствовать об отпущении грехов. Об этом может свидетельствовать возникшая на душе легкость. Во время молитвы следует всем сердцем понимать, что Господь прощает всех, кто искренне любит его и просит о прощении.

Молитва покаяния за весь род

Очень востребованной среди верующих людей является молитва покаяния за весь род. Она может звучать следующим образом:

Молитва покаяния в грехах к Богу

Только сильный человек умеет прощать и просить о прощении. И это оценивается по заслугам Господом Богом. Ведь сам Сын Господа Иисус Христос, находясь в облике человека, совершил величественный акт прощения. Он принял все грехи людей на себя и отпустил их, за что пережил мучительную смерть, будучи распятым на кресте.

Молитву о прощении грехов нужно читать, как можно чаще. Ведь мы иногда допускаем греховные помыслы и совершаем неблаговидные поступки, совершенно не задумываясь об этом. Сила такого молитвенного обращения заключается в том, что молящийся подтверждает свое раскаяние в вольных или невольных прегрешениях и просит милости Господней об их прощении.

Короткая молитва звучит так:

Как покаяться

Молитва покаяния к Архангелу Михаилу

Молитва покаяние к Архангелу Михаилу является очень сильной и дарует настоящую защиту в жизни. Для этого необходимо использовать ее ежедневно. Читать такое молитвенное обращение следует в одиночестве в полном сосредоточении, отрешившись от всех мирских проблем и суетных дел.

Звучит молитвенное обращение следующим образом:

Молитва Покаяния и как правильно молиться

Как покаяться

Молитва Покаяния не обязательно должна быть привязана к той или иной религии. Вообще, работает молитва или нет, то есть получит человек позитивный результат или его молитва останется без ответа зависит от того, насколько правильно человек молитву выполняет. И в данной статье мы с вами рассматриваем, прежде всего, молитву покаяния.

А что такое истинное Покаяние – читайте тут.

Прежде всего, нужно понять, что такое Молитва! Молитва – это инструмент развития человека, техника общения с Тонким Миром, с Богом и с другими разным силами. Молитва, в отличие от медитации, не предполагает обратной связи, то есть получения прямого ответа от Сил Тонкого Мира через экстрасенсорные способности. Поэтому часто не понятно, молитва принята и будет выполнена или нет.

Основные ошибки, которые человек совершает вовремя молитвы – читайте здесь.

Как покаяться

Очень важно знать, как нужно молиться, но не менее важно отдавать себе отчёт, к кому молитва обращена, то есть какие силы (Покровители) будут эту молитву выполнять. Это могут быть тёмные Силы, Серые и Светлые. Тёмные и Серые, по сути, не могут желать человеку блага в чистом виде, поэтому будут выполнять молитву по-своему, и возьмут за это с человека плату много больше, чем дадут ему (помогут).

Только Светлые Силы (прямые представители Творца) – оказывают истинную помощь душе человека и не нужно переживать о последствиях их помощи. Поэтому, конечно, нужно обращаться именно к Ним. Но Светлые Силы требовательны к человеку, по чистоте его мотивов, по его самоотдаче и т.п. И эти правила нужно знать и соблюдать, чтобы заслужить помощь Бога и Его светлых Помощников.

Это означает, что неважно кто ты в своём вероисповедании: православный, католик или мусульманин. Если мотивы твои не чисты (корыстны и т.д.) или покаяние твоё не искренне и своего греха ты не осознал – Светлые Силы не будут тебе помогать, а вот Тёмные и Серые будут. Но с ними, как я уже говорил выше, лучше не связываться.

Поэтому, прежде чем молится – изучите основные правила – тут.

Итак, какой же должна быть Молитва Покаяния

Как покаяться

Молитва должна быть, прежде всего искренней, от сердца, с осознанием своего греха и решимостью исправить свои ошибки, а так же больше никогда их не повторять. Это главное!

И ещё одно, совсем не обязательно молиться точно по текстам написанным другими людьми, по молитвенникам, например. Ведь все молитвы писали люди, с их личными проблемами и ограничениями в понимании, это нужно помнить. Христос дал всего одну самую сильную молитву – «Да будет Воля Твоя, но не моя». А все остальные молитвы, это по большому счёту субъективные трактовки и расшифровки духовных принципов, личное видение многих тысяч людей. Но если вы всё-таки хотите молиться по кем-то созданной молитве, вбирайте текст молитвы понятный вам по смыслу и наиболее близкий вашему сердцу.

Молитва Покаяния должна идти от сердца и именно от Вашего сердца, это должны быть слова, чувства, образы именно Вашей Души. А не заученное повторение чужих фраз.

Как нужно молиться?

Как покаяться

Основные рекомендации выполнения молитвы покаяния:

1. Положение тела. Молитву Покаяния лучше всего выполнять либо сидя на коленях (стоять на коленях не обязательно), либо стоя во весь рост с немного опущенной головой (преклонённой). При этом спина должна быть прямой, не сутулой, т.к. человек не должен казаться убогим.

2. Положение рук. Первый вариант – правая рука в положении на сердце. Второй – руки в положении намаст на груди.

3. Что нужно стремиться чувствовать во время молитвы. Раскаяние за совершённый грех, ошибки, т.д., Благодарность за приобретённый опыт и за возможность освободить свою душу от грехов, очиститься, Радость от освобождения и роста души.

4. Что говорить. В идеале молитва должна литься от сердца (из центра груди вверх через макушку по соответствующему энергоинформационному каналу). Обращение может быть таким: — «Отец Небесный, Силы Света, прошу, молю примите мою молитву и моё раскаяние…», в конце молитвы должна быть благодарность за возможность раскаяния и очищения.

5. Усиление молитвы. В молитве, которая идёт от сердца, много слов не бывает, и хорошо если вы проговариваете своё понимание и мотивы. Понимание — что вы поняли, где и почему были не правы и как будете поступать впредь. Мотивы — почему вы просите прощения, зачем вам очищение и освобождение. Все ваши намерения должны быть максимально чисты.

6. Принятие благословения. После правильной молитвы всегда следует благословение Высших Сил, когда сверху на человека снисходит поток очищающего Света, поток энергии усиливающий раскаяние и исцеляющий Душу, а иногда и тело. Поэтому, когда слова молитвы закончились, нужно открыть своё сознание к потокам энергии сверху и побыть ни о чём не думая в тишине принимая её, примерно 2-3 минуты.

Пусть, Ваши молитвы всегда будут услышаны Богом, а Силы Света приходят к Вам на помощь!

С Уважением, Автор

Как покаяться

Читайте похожие статьи на нашем сайте

22 комментариев — post a comment

Сейчас я, может, ересь скажу, но Иисусу молятся из сердечной чакры. Просто из сердца. Через макушку головы молятся Будде.

Всегда общаюсь со Светлыми силами от всей души.

Мы уже так себе, но и новое поколение детей и внуков мало общаются с Богом.

Многие вообще в Него отказываются верить

Немного не так, из сердца информационный канал идёт всё равно через макушку, так что технически молитва происходит одинаково…

Я давно поняла, что не имеет значение, к какой религии человек принадлежит. Есть везде светлые и чистые люди, а есть совсем другие.

Когда захожу к вам на сайт Василий,так приятно и ясно на душе становится, как будто пообщалась с чем то очень чистым и святым.

Рад такой оценке Елизавета. Спасибо, успехов Вам!

Искренняя молитва всегда очищает, порой достаточно сказать «Господи помилуй» и вложить всю боль, все обиды, все прегрешения и все раскаяние и благодарность в эти два слова и на душе становится чище и сам ты стал легче, будто крылья выросли за спиной!

Важно не пытаться удерживать или прятать в своём сердце эту самую боль и обиды, а легко отдать всё это в молитве…

Все зависит от родителей. как научат, так и дети будут поступать.

Ну, не всё конечно от них зависит, многое от самого человека, станет развиваться или нет…

Считается ли бодибилдинг грехом или это развитие?

Не, не считается, но там тоже есть свои крайности. Если откровенное разрушение и причинение вреда своему телу — это конечно грех, а если в меру, то нормально

акцентировать и в правду нужно на сердце, т.к. это то место где растёт и накапливается внутренний свет, который должен появится или усилится после общения с Высшими Светлыми Силами.

Подскажите, если знаете: за что человеку дается мигрень и как можно освободиться от них ( в чем покаяться).

Мигрень, чаще всего, это закрытость к Высшим Силам, гордыня, не принятие перемен, др. Читайте в статье про головные боли.

Здравствуйте. Меня уже несколько лет терзает чувство мести. Я каждый раз анализирую, прощаю, и вроде бы легче. Но потом всё возвращается на круги своя… Честно, я хочу приносить Свет и Добро. А от борьбы с собой я устала. Я много чего испробовала…. Я хочу быть хорошей, прежде всего для себя, ибо понимая, что могу сделать пакость обидчику, перестаю себя любить и уважать… Мне нужен совет…

Возможно вам нужен наставник, Анна. Часто карму серьёзно свою почистить нужно, чтобы избавиться от каких-то глубоких подсознательных нехороших привычек и желаний. Попробуйте поработать по статье — Обидчивость.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Молитва о прощении грехов очень сильная

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться Вас на нашу группу Вконтакте Молитвы на каждый день. Так же добавляйтесь на канал в ютубе Молитвы и иконы. «Храни Вас Господь!».

У всех народов, которые живут на Земле, есть тайные слова, которые в обязательном порядке передаются из старшего поколения к младшему, и благодаря которым, человек обращается к высшим силам, к Господу Богу. Такие слова называют молитвой. Основное обращение – молитва Господу о прощении – искупление греха перед другим человеком, воспитание силы прощения.

Как покаяться

Чтобы отмолить свои грехи важно посещать храм Господний. Присутствовать на Богослужениях. Но, самое главное, на самом деле хотеть получить от Всевышнего снисхождение благодати в виде прощения грехов. Господь Бог прощает всех и отпускает им грехи, но только тем, кто показывает ему свое незыблемое желание получить прощение, всепоглощающую веру и отсутствие лихих помыслов.

Молитва о прощении грехов

За время своего пребывания на планете Земля человек изо дня в день совершает большое количество грехов исходя из разных обстоятельств и причин, главные из которых – слабость, неумение подчинить свою силу воли, что бы противостоять множеству соблазнов, которые нас окружают.

Всем известно придание Иисуса Христа: «Из сeрдцa исхoдят промышления злaя, и сквeрнят чeлoвeкa». Именно таким образом в подсознании человека рождаются греховные мысли, которые перетекают в греховные действия. Не стоит забывать о том, что каждый грех берет свое начало лишь со «злых помыслов».

Молитва о прощении грехов — очень сильная молитва

Одним из распространенных способов искупить грехи является подаяние милостыни и пожертвований тем, кто в этом нуждается больше, чем ты. Именно через данное деяние человек может выразить свое сострадание к обнищавшим и милосердие к ближнему.

Другой способ, который поможет освободить душу от греха – молитва об отпущении грехов, которая идет от самого сердца, про искреннее покаяние, о прощении совершенных грехов: «И мoлитвa вeры иcцeлит хворающего, и вoccтавит его Господь; и если он сотворил грeхи, oни прocтятcя и искупятся eму» (Иак.5:15).

В православном мире существует чудотворная икона Богородицы “Умягчении злых сердец” (иначе — “Семистрельная”). Издавна перед этой иконой верующие христиане просят о прощении греховных деяний и примирении враждующих.

Среди православных верующих распространены 3 молитвы о прощении грехов:

Молитва покаяния и прощения

«В руце Твоего превеликаго милосердия, о Боже мой, вручаю душу и тело мое, чувства и глаголы моя, дела моя и вся тела и души моея движения. Вход и исход мой, веру и жительство мое, течение и кончину живота моего, день и час издыхания моего, преставление мое, упокоение души и тела моего. Ты же, о Премилосерде Боже, всего мира грехами непреодолеваемая Благосте, Незлобиве Господи, мене, паче всех человеков грешнейшаго, приими в руце защищения Твоего и избави от всякаго зла, очисти многое множество беззаконий моих, подаждь исправление злому и окаянному моему житию и от грядущих грехопадений лютых всегда восхищай мя, да ни в чемже когда прогневаю Твое Человеколюбие, имже покрывай немощь мою от бесов, страстей и злых человеков. Врагом видимым и невидимым запрети, руководствуя мя спасенным путем, доведи к Тебе, пристанищу моему и желании моих краю. Даруй ми кончину христианску, непостыдну, мирну, от воздушных духов злобы соблюди, на Страшном Твоем Суде милостив рабу Твоему буди и причти мя одесную благословенным Твоим овцам, да с ними Тебе, Творца моего славлю во веки. Аминь».

Молитва о прощении обид

«Господи, Ты видишь мою слабость, даждь ми исправление и сподоби мя любити тя от всея души моея и помышления, и подаждь мне благодать Свою, подаждь мне усердие совершать службы, приносить мою недостойную молитву и за все благодарить Тебя».

Прощение у Бога

«Господи Боже мой, Ты знаешь, что для меня спасительно, помоги мне; и не попусти мне грешить пред Тобою и погибнуть во грехах моих, ибо я грешен и немощен; не предай меня врагам моим, яко к Тебе прибегох, избави меня, Господи, ибо Ты моя крепость и упование мое и Тебе слава и благодарение во веки. Аминь».

Сила обращения к Всевышнему

Умение человека прощать и просить о прощении – это способности сильного и милосердного человека, ведь Господь Бог совершил величественный акт прощения, Он не только простил все грешивших людей, но и был распят за грехи человеческие на кресте.

Молитва о прощении грехов Господу может помочь человеку осуществить долгожданное освобождение от греха. Её сила заключается в том, что просящий у Всевышнего, уже искренне раскаивается и хочет искупить свою вину. Обращаясь молитвой о прощении совершенных грехов, он осознал то:

  • что совершил грех,
  • смог признать свою вину,
  • понял, что поступил неправильно,
  • и принял решение больше не повторять его.

Вера просящего человека в Его милосердность может повлечь за собой прощение.

Исходя их этого, душевная молитва о греховном прощении, является раскаянием грешника в содеянном, так как тот, кто не может осознать тяжести содеянного, не будет обращаться с молитвой к Всевышнему.

Обратив внимание на свои погрешности и обратившись после этого к Сыну Божиему, грешник обязан показать свое искреннее раскаяние через совершение хороших поступков. В этом случае «служащий Бoгу будет непременно принят, и мoльба егo придет дo самих oблaкoв» (Сир.35:16).

Молитва — голос человеческой души, который идет к Господу в уши. Общаясь с Всевышним, человек освящается: становится великодушнее, чище, добреет душой.

Прощение у Бога за грехи

За время человеческого существования, молитва стала нужна для получения божественной благодати, впоследствии которой характер человека полностью меняется: он становится богатым душой, душевно сильным, стойким, мужественным, а греховные помыслы навсегда покидают его голову.

Когда происходят изменения во внутреннем мире человека, то он может: стать лучше для тех, кто находится рядом,

  • может сделать добрее людей, которые окружают его,
  • показать, что значит делать разумные вещи,
  • поведать о скрытой природе происхождения зла и добра,
  • не дать другому совершить греховный поступок.

Матерь Божья, Богородица, так же помогает в искуплении грехов – он слышит все молитвы в ее адрес и доносит их Господу, тем самым вымаливая прощение вместе с просящим.

Обращаться с мольбой о прощении можно и к угодникам Божьим, и великомученикам. О прощении грехов нужно не просто просить, такое нужно отмаливать длительное время: чем более тяжкий грех – тем больше времени потребуется. Но будьте уверены, время не будет потрачено зря. Ведь схождение Божией благодати на человека – величайший подарок от Бога.

Как получить прощение:

  1. Регулярно посещать православный храм;
  2. Принимать участие в Богослужениях;
  3. Обращаться с молитвой к Господу дома;
  4. Жить с праведными взглядами и чистыми помыслами;
  5. Не совершать в последующем грешных деяний.

Молитва о прощении грехов, своего рода помощник, незаменимый соратник каждого человека. Умеющий прощать, великодушный человек – по-настоящему счастливый. Ведь когда мир в душе, тогда и окружающая нас действительность преображается в лучшую сторону.

Пусть хранит Вас Господь!

Слушайте каждодневную молитву о прощении греха на ютубе, подписывайтесь на канал:

Как покаяться

Как покаяться

Как покаяться

Как покаяться

Как покаяться

Как покаяться

Как покаяться

Как покаяться

Как покаяться

Как покаяться

Как покаяться

Как покаяться

Как покаяться

Как покаяться

Как покаяться

Как покаяться

Как покаяться

Как покаяться

Читайте еще:

Post navigation

6 thoughts on “ Молитва о прощении грехов очень сильная ”

Спасибо большое , очень хорошая статья.

Спасибо, читаю вашу статью второй вечер, очень полезная.

молитва-глас.рф

Мы один раз в жизни принимаем Крещение и миропомазываемся. В идеале один раз венчаемся. Таинство Священства не носит всеобъемлющего характера, оно совершается лишь над тем, кому Господь судил быть принятым в клир. В Таинстве Соборования наше участие очень невелико. А вот Таинства Исповеди и Причащения ведут нас через всю жизнь к вечности, без них немыслимо бытие христианина. К ним мы приступаем раз за разом. Так что рано или поздно имеем все же возможность задуматься: а правильно ли мы к ним готовимся? И понять: нет, скорее всего, не совсем. Поэтому разговор об этих Таинствах представляется нам очень важным. В настоящем номере, в беседе с главным редактором журнала игуменом Нектарием (Морозовым), мы решили коснуться (потому что охватить все — задача непосильная, слишком «безбрежная» тема) исповеди, а в следующий раз — поговорить о Причащении Святых Таин.

Игумен Нектарий (Морозов)
Игумен Нектарий (Морозов)

— Предполагаю, точней, догадываюсь: девять из десяти приходящих на исповедь исповедоваться не умеют…

— Действительно, это так. Даже регулярно ходящие в храм люди многих вещей в нем делать не умеют, но хуже всего дело обстоит именно с исповедью. Очень редко прихожанин исповедуется правильно. Исповедоваться надо учиться. Конечно, было бы лучше, если бы о Таинстве Исповеди, о покаянии говорил опытный духовник, человек высокой духовной жизни. Если я решаюсь здесь об этом говорить, то просто как человек исповедующийся — с одной стороны, и с другой — как священник, которому довольно часто приходится исповедь принимать. Я постараюсь обобщить свои наблюдения за собственной душой и за тем, как другие участвуют в Таинстве Покаяния. Но ни в коем случае не считаю свои наблюдения достаточными.

— Поговорим о наиболее распространенных недоумениях, заблуждениях и ошибках. Человек идет на исповедь впервые; он слышал, что прежде, чем причащаться, надо исповедоваться. И что на исповеди надо говорить свои грехи. У него сразу возникает вопрос: а за какой период «отчитываться»? За всю жизнь, начиная с детства? Но разве это все перескажешь? Или не надо все пересказывать, а надо просто сказать: «В детстве и в юности много раз проявлял эгоизм» или «В молодости был очень горд и тщеславен, да и сейчас, по сути, остаюсь таким же»?

— Если человек пришел на исповедь впервые — совершенно очевидно, что ему надо исповедаться за всю прошедшую жизнь. Начиная с того возраста, когда он уже мог отличать добро от зла — и до того момента, как он решил, наконец, исповедаться.

Как можно рассказать всю свою жизнь за короткое время? На исповеди мы рассказываем все же не всю свою жизнь, а то, что является грехом. Грехи — это конкретные события. Однако нет необходимости пересказывать все случаи, когда вы согрешили гневом, например, или ложью. Надлежит сказать, что вы совершали этот грех, и привести какие-то наиболее яркие, наиболее страшные проявления этого греха — те, от которых болит по-настоящему душа. Есть еще один указатель: что вам меньше всего хочется о себе рассказывать? Вот именно это и надо рассказать в первую очередь. Если вы идете на исповедь в первый раз, вам лучше всего поставить перед собой задачу: исповедаться в самых тяжелых, самых мучительных грехах. Потом уже исповедь станет более полной, более глубокой. Первая исповедь такой быть не может — по нескольким причинам: это и психологический барьер (впервые прийти и при священнике, то есть при свидетеле, сказать Богу о своих грехах — это нелегко) и другие препятствия. Человек ведь не всегда понимает, что есть грех. К сожалению, даже и не все люди, живущие церковной жизнью, знают и хорошо понимают Евангелие. А кроме как в Евангелии, ответа на вопрос, что есть грех, а что есть добродетель, нигде, пожалуй, не найдешь. В окружающей нас жизни многие грехи стали привычным явлением… Но даже и при чтении Евангелия человеку его грехи открываются не сразу, их открывает постепенно благодать Божия. Преподобный Петр Дамаскин говорит, что начало здравия души есть видение своих грехов бесчисленными, как песок морской. Если бы Господь сразу открыл человеку его греховность во всем ее ужасе — ни один человек этого вынести не смог бы. Вот почему Господь открывает человеку его грехи постепенно. Это можно сравнить с чисткой луковицы — сначала одну шкурку сняли, потом вторую — и, наконец, до самой луковицы добрались. Вот почему очень часто бывает так: человек ходит в храм, регулярно исповедуется, причащается — и осознает, наконец, необходимость так называемой генеральной исповеди. Очень редко бывает, что человек готов к ней сразу.

— Что это такое? Чем генеральная исповедь отличается от обычной?

— Генеральной исповедью, как правило, называют исповедь за всю прожитую жизнь, и в определенном смысле это верно. Но генеральной можно назвать исповедь и не столь всеобъемлющую. Мы каемся в своих грехах из недели в неделю, из месяца в месяц, это — простая исповедь. Но время от времени нужно устраивать себе генеральную исповедь — пересмотр всей своей жизни. Не той, что прожита, а той, что сейчас. Мы видим, что одни и те же грехи у нас повторяются, избавиться от них не получается — вот поэтому надо разобраться в себе. Всю свою жизнь, как она есть сейчас, пересмотреть.

— Как относиться к так называемым вопросникам для генеральной исповеди? Их можно видеть в церковных лавках.

— Если под генеральной исповедью понимать именно исповедь за всю прожитую жизнь, то здесь действительно возникает необходимость в каких-то внешних пособиях. Лучшее пособие для исповедников — это книга архимандрита Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения исповеди», она о духе, правильном настрое кающегося человека, о том, в чем именно надо каяться. Есть книга «Грех и покаяние последних времен. О тайных недугах души» архимандрита Лазаря (Абашидзе). Полезны выдержки из святителя Игнатия (Брянчанинова) — «В помощь кающемуся». Что касается вопросников — да, есть духовники, есть священники, которые этих вопросников не одобряют. Говорят, что в них можно вычитать такие грехи, о которых читающий и слыхом не слыхал, а прочитает — и повредится… Но, к сожалению, почти не осталось таких грехов, о которых современный человек не знал бы. Да, там есть вопросы неумные, грубые, есть вопросы, грешащие явно излишним физиологизмом… Но если относиться к вопроснику как к рабочему инструменту, как к плугу, которым один раз нужно всего себя перепахать, то, я думаю, использовать его можно. В старину подобные вопросники называли таким чудным для современного уха словом «поновление». Действительно, человек с их помощью поновлял себя как образ Божий, как поновляют старую, обветшавшую и закопченную икону. Думать о том, в хорошей или плохой литературной форме составлены эти вопросники, совершенно необязательно. К серьезным недостаткам некоторых вопросников нужно отнести вот что: составители включают в них то, что, в сущности, грехом не является. Не мыл ли руки душистым мылом, например, или не стирал ли в воскресенье… Если стирал во время воскресной службы — это грех, а если стирал после службы, потому что другого времени не было,— лично я в этом греха не вижу.

— К сожалению, в наших церковных лавках можно подчас такое купить…

— Вот почему необходимо посоветоваться со священником прежде, чем использовать вопросник. Могу порекомендовать книгу иерея Алексия Мороза «Исповедую грех, батюшка» — это разумный и очень подробный вопросник.

— Здесь же необходимо уточнить: что мы подразумеваем под словом «грех»? Большинство исповедующихся, произнося это слово, имеют в виду именно греховный поступок. То есть, по сути, проявление греха. Например: «Вчера был резок и жесток с мамой». Но ведь это не отдельный, не случайный какой-то эпизод, это проявление греха нелюбви, нетерпимости, непрощения, эгоизма. Значит, нужно не так говорить, не «вчера был жесток», а просто «я жесток, во мне мало любви». Или как нужно говорить?

Фото Е. Кирилловых
Фото Е. Кирилловых

— Грех — это проявление страсти на деле. Надо каяться в конкретных грехах. Не в страстях как таковых, потому что страсти — они всегда одни и те же, можно на всю жизнь одну исповедь себе написать, а в тех грехах, которые от исповеди до исповеди были совершены. Исповедь — это то Таинство, которое дает нам возможность положить начало новой жизни. Мы покаялись в совершенных грехах, и с этого момента наша жизнь началась заново. Это и есть то чудо, которое в Таинстве Исповеди совершается. Вот почему каяться нужно всегда — в прошедшем времени. Не надо говорить: «Я обижаю ближних», надо сказать: «Я обижал ближних». Потому что у меня есть намерение, сказав это, впредь людей не обижать.

Каждый грех на исповеди должен быть назван так, чтоб было понятно, в чем именно он заключается. Если мы каемся в празднословии, не надо все эпизоды нашего празднословия пересказывать и все наши праздные слова повторять. Но если в каком-то случае празднословия было столько, что мы кого-то этим утомили или наговорили чего-то совсем уж лишнего — наверное, надо об этом на исповеди сказать чуть подробней, определенней. Есть ведь такие слова евангельские: За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда (Мф. 12, 36). Надо и на исповедь свою заранее с этой точки зрения посмотреть — не будет ли в ней празднословия.

— И все же о страстях. Если я испытываю раздражение от просьбы моего ближнего, но ничем этого раздражения не выдаю и необходимую помощь ему оказываю — должна ли я каяться в испытанном мною раздражении как в грехе?

— Если Вы, чувствуя в себе это раздражение, сознательно боролись с ним — это одна ситуация. Если же Вы это свое раздражение приняли, развивали его в себе, упивались им — это ситуация другая. Все зависит от направления воли человека. Если человек, испытывая греховную страсть, обращается к Богу и говорит: «Господи, я этого не хочу и не желаю, помоги мне от этого избавиться» — греха на человеке практически нет. Грех есть — настолько, насколько в этих искусительных желаниях участвовало наше сердце. И насколько мы позволяли ему в этом участвовать.

— Видимо, надо остановиться на «болезни рассказывания», проистекающей от определенного малодушия при исповеди. К примеру, вместо того, чтобы сказать «я вела себя эгоистично», я начинаю рассказывать: «На работе… мой коллега говорит… а я в ответ говорю…» и т. д. О грехе своем я в конечном итоге сообщаю, но — именно вот так, в обрамлении рассказа. Это даже не обрамление, эти рассказывания играют, если разобраться, роль одежды — мы одеваемся в слова, в сюжет, чтоб не чувствовать себя голыми на исповеди.

— Действительно, так легче. Но не нужно облегчать себе задачу исповеди. На исповеди не должно быть ненужных подробностей. Не должно быть каких-то других людей с их поступками. Потому что когда мы говорим о других людях, мы чаще всего оправдываем себя за счет этих людей. Также мы оправдываемся за счет каких-то наших обстоятельств. С другой стороны, иногда мера прегрешения зависит от обстоятельств совершения греха. Избить человека по пьяной злобе — это одно, остановить преступника, защищая жертву,— совсем другое. Отказать в помощи ближнему из-за лени и эгоизма — одно, отказать потому, что температура в тот день была сорок,— другое. Если человек, умеющий исповедоваться, исповедуется подробно — священнику легче увидеть, что и почему с этим человеком происходит. Таким образом, обстоятельства совершения греха нужно сообщать только в том случае, если без этих обстоятельств не понятен совершенный вами грех. Этому тоже учатся на опыте.

Лишнее рассказывание на исповеди может иметь еще и другую причину: потребность человека в участии, в душевной помощи и тепле. Здесь, может быть, уместна беседа со священником, но она должна быть в другое время, никак уж не в момент исповеди. Исповедь — это Таинство, а не беседа.

— Священник Александр Ельчанинов в одной из своих записей благодарит Бога за то, что Он помогает ему всякий раз переживать исповедь как катастрофу. Что мы должны делать для того, чтоб наша исповедь, по крайней мере, не была сухой, холодной, формальной?

Икона Божией Матери «Нечаянная радость»
Икона Божией Матери «Нечаянная радость»

— Надо помнить, что исповедь, которую мы произносим в храме,— это верхушка айсберга. Если вот эта исповедь — это все, и ею все ограничивается — можно сказать, что у нас ничего нет. Не было исповеди на самом деле. Есть только благодать Божия, которая вопреки нашему неразумию и безрассудству действует все-таки. У нас есть намерение каяться, но оно формально, оно сухо и безжизненно. Это как та смоковница, которая если и принесет какие-то плоды, то с великим трудом.

Наша исповедь в другое время совершается и в другое время готовится. Когда мы, зная, что завтра пойдем в храм, будем исповедоваться, садимся и разбираемся в своей жизни. Когда я задумываюсь: почему за это время столько раз осуждал людей? А потому, что, осуждая их, я сам в своих глазах выгляжу лучше. Я, вместо того, чтоб заниматься собственными грехами, осуждаю других и оправдываю себя. Или нахожу для себя в осуждении какое-то удовольствие. Когда я понимаю, что, пока я осуждаю других, я не буду иметь благодати Божией. И когда я говорю: «Господи, помоги мне, иначе — сколько я буду убивать этим свою душу?». После этого я приду на исповедь и скажу: «Я без числа осуждал людей, я превозносился над ними, я находил для себя в этом сладость». Мое покаяние заключается не только в том, что я это произнес, но в том, что я решил больше этого не делать. Когда человек кается именно так, он от исповеди получает очень большое благодатное утешение и совсем по-другому исповедуется. Покаяние — это изменение человека. Если изменения не произошло, исповедь осталась до известной степени формальностью. «Исполнением христианского долга», как почему-то принято было выражаться до революции.

Есть примеры святых, которые приносили покаяние Богу в сердце своем, изменяли свою жизнь, и Господь это покаяние принимал, хотя не было над ними епитрахили, и молитва об оставлении грехов не была прочитана. Но покаяние-то было! А у нас по-другому — и молитва прочитана, и причастился человек, а покаяния как такового не произошло, разрыва в цепи греховной жизни нет.

Есть люди, которые приходят на исповедь и, встав уже перед аналоем с крестом и Евангелием, начинают вспоминать, чем они согрешили. Это всегда сущее мучение — и для священника, и для тех, кто ждет своей очереди, и для самого человека, конечно. Как к исповеди готовиться? Во-первых — внимательной трезвой жизнью. Во-вторых — есть хорошее правило, взамен которого ничего не придумаешь: каждый день вечером уделять пять-десять минут даже не размышлению о том, что произошло в течение дня, а покаянию перед Богом в том, в чем человек считает себя согрешившим. Сесть и мысленно пройти день — от утренних часов до вечерних. И каждый грех для себя осознать. Большой грех или малый — его надо понять, прочувствовать и, как говорит Антоний Великий,— поставить меж собой и Богом. Увидеть в нем препятствие между собой и Творцом. Почувствовать эту страшную метафизическую сущность греха. И за каждый грех попросить у Бога прощения. И в сердце своем положить желание оставить эти грехи в дне минувшем. Желательно эти грехи в какой-то блокнот записывать. Это помогает полагать греху предел. Не записали мы этот грех, чисто механического такого действия не сделали, и он «перешел» в следующий день. Да и готовиться к исповеди тогда будет проще. Не надо все «вдруг» припоминать.

— Некоторые прихожане предпочитают исповедь в такой форме: «Согрешил против такой-то заповеди». Это удобно: «Согрешил против седьмой» — и больше ничего рассказывать не надо.

— Я полагаю, что это совершенно неприемлемо. Любая формализация духовной жизни эту жизнь убивает. Грех — это боль человеческой души. Если этой боли нет, то нет и покаяния. Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что о прощении наших грехов нам свидетельствует та боль, которую мы чувствуем, каясь в них. Если мы не испытываем боли, у нас есть все основания сомневаться, что грехи нам прощены. А преподобный Варсонофий Великий, отвечая на вопросы различных людей, неоднократно говорил, что признак прощения — это потеря сочувствия к прежде совершенным грехам. Вот это и есть то изменение, которое с человеком должно произойти, внутренний поворот.

— Еще одно распространенное мнение: зачем я буду каяться, если я знаю, что все равно не изменюсь — это будет с моей стороны лицемерием и ханжеством.

Фото Ю. Ракиной
Фото Ю. Ракиной

— «Невозможное человекам возможно Богу». Что такое грех, почему человек вновь и вновь его повторяет, даже понимая, что это плохо? Потому что это то, что возобладало над ним, что вошло в его природу, сломало ее, исказило. И сам человек с этим справиться не может, ему нужна помощь — благодатная помощь Божия. Через Таинство Покаяния человек прибегает к Его помощи. Первый раз человек приходит на исповедь и подчас даже не собирается свои грехи оставлять, но пусть он хотя бы раскается в них перед Богом. О чем мы просим Бога в одной из молитв Таинства Покаяния? «Ослаби, остави, прости». Сначала ослаби силу греха, потом остави, и уж потом — прости. Бывает так, что человек приходит на исповедь много раз и кается в одном и том же грехе, не имея сил, не имея решимости его оставить, но кается искренне. А Господь за это покаяние, за это постоянство посылает человеку свою помощь. Есть такой замечательный пример, по-моему, у святителя Амфилохия Иконийского: некий человек приходил в храм и там вставал на колени перед иконой Спасителя и слезно каялся в ужасном грехе, который раз за разом вновь совершал. Его душа настолько исстрадалась, что он однажды сказал: «Господи, я устал от этого греха, я никогда его более не совершу, я Тебя Самого призываю в свидетели на Страшном Суде: этого греха отныне не будет в моей жизни». После этого он вышел из храма и вновь впал в этот грех. И что же он сделал? Нет, не удавился и не утопился. Вновь пришел в храм, встал на колени и каялся в падении. И так, возле иконы, умер. И святителю была открыта участь этой души. Господь помиловал каявшегося. И диавол спрашивает Господа: «Как же так, разве он не обещал Тебе много раз, не призывал Тебя Самого в свидетели и не обманывал потом?». И Бог отвечает: «Если ты, будучи человеконенавистником, столько раз после его обращений ко Мне принимал его к себе обратно, как же Я его не приму?».

А вот известная лично мне ситуация: в один из московских храмов регулярно приходила девушка и исповедовалась в том, что зарабатывает себе на жизнь древнейшей, как говорится, профессией. Никто не допускал ее до Причастия, конечно, но она продолжала ходить, молилась, пыталась как-то участвовать в жизни прихода. Не знаю, удалось ли ей оставить это ремесло, но точно знаю, что Господь ее хранит и не оставляет, ожидая необходимой перемены.

Очень важно верить в прощение грехов, в силу Таинства. Те, кто не верит, жалуются, что после исповеди не наступает облегчения, что они уходят из храма с тяжелой душой. Это от маловерия, даже от неверия в прощение. Вера должна давать человеку радость, а если веры нет, не нужно надеяться на какие-то душевные переживания и эмоции.

— Иногда бывает так, что некий давний (как правило) наш поступок вызывает у нас реакцию скорее юмористическую, чем покаянную, и нам представляется, что говорить об этом поступке на исповеди — это излишнее усердие, граничащее с ханжеством либо с кокетством. Пример: я вдруг вспоминаю, что когда-то в юности украла книгу в библиотеке дома отдыха. Думаю, что надо сказать об этом на исповеди: как ни крути, восьмая заповедь нарушена. И тут же самой становится смешно…

— Я бы не относился к этому столь несерьезно. Есть поступки, которые нельзя даже формально совершать, потому что они нас разрушают — даже не как людей веры, а просто как людей совестливых. Есть определенные барьеры, которые мы должны себе установить. Это святые могли иметь духовную свободу, которая позволяет совершать вещи, формально осуждаемые, но они совершали их только тогда, когда эти поступки были во благо.

— Верно ли, что не нужно каяться в грехах, совершенных до Крещения, если крестился в зрелом возрасте?

Фото Ю. Ракиной
Фото Ю. Ракиной

— Формально верно. Но дело вот в чем: раньше Таинству Крещения всегда предшествовало Таинство Покаяния. Крещению Иоаннову, вхождению в воды Иордана предшествовало исповедание грехов. Сейчас взрослых людей в наших храмах крестят без исповедания грехов, лишь в некоторых храмах есть практика предкрещальной исповеди. И что происходит? Да, в крещении человеку грехи прощаются, но он не осознал этих грехов, не пережил покаяния в них. Вот почему он к этим грехам, как правило, возвращается. Разрыва не произошло, линия греха продолжается. Формально человек не обязан о грехах, совершенных до крещения, на исповеди говорить, но… лучше не углубляться в такие вот расчеты: «Это я должен сказать, а вот это могу не говорить». Исповедь не предмет такого торга с Богом. Здесь не в букве дело, здесь дело в духе.

— Мы достаточно много говорили здесь о том, как готовиться к исповеди, но что мы должны читать или, как говорят, вычитывать накануне дома, какие молитвы? В молитвослове есть Последование ко Святому Причащению. Нужно ли вычитывать его целиком и достаточно ли этого? Кроме того, Причастия за исповедью может ведь и не следовать. Что читать перед исповедью?

— Очень хорошо, если человек перед исповедью прочитает Покаянный канон Спасителю. Есть также очень хороший Покаянный канон Божией Матери. Это может быть просто молитва с покаянным чувством «Боже, буди милостив ко мне грешному». И очень важно, вспоминая каждый совершенный грех, доводя до сердца сознание его гибельности для нас, от души, своими словами попросить за него прощения у Бога, просто стоя перед иконами или полагая поклоны. Прийти к тому, что преподобный Никодим Святогорец называет ощущением себя «виновномилуемым». То есть почувствовать: я погибаю, и это сознаю, и не оправдываю себя. Я признаю себя достойным этой гибели. Но я с этим иду к Богу, повергаюсь перед Его любовью и надеюсь на Его милость, веря в нее.

У игумена Никона (Воробьева) есть замечательное письмо некоей женщине, уже немолодой, которая из-за возраста и болезни должна была приготовиться к переходу в Вечность. Он пишет ей: «Вспоминай все свои грехи и в каждом — даже и в том, который исповедала — кайся перед Богом, пока не почувствуешь, что Господь тебя прощает. Это не прелесть — почувствовать, что Господь прощает, это то, что святые отцы называли радостнотворным плачем — покаянием, приносящим радость». Это самое необходимое — почувствовать мир с Богом.

Беседовала Марина Бирюкова

www.pravoslavie.ru