В буддизме, как и во многих других религиях, есть слова и фразы, которые считаются главными для верующих и адептов, потому что в них сосредоточен основной сакральный смысл. Такой, к примеру, является индийская мантра «Ом мани падме хум», значение которой мы рассмотрим ниже. Она является основополагающей в так называемом буддизме «Большой колесницы», или Махаяны. Преимущественно эта фраза, несмотря на свое индийское происхождение, используется в Тибете и Монголии.

Мантра «Ом мани падме хум»: значение и перевод

Если мы обратимся к буквальному смыслу этих ритуальных слов, то он довольно простой. «О жемчужина (или, в других вариантах, «драгоценность»), которая сияет в цветке лотоса!» Ее приписывают одной из самых знаменитых фигур в буддизме Махаяны – Бодхисатве сострадания. Он имеет несколько имен и ипостасей – Авалокитешвара и Гуань-Инь, мужскую и женскую. Бодхисатва этот – одно из воплощений Будды.
отказывается достигать нирваны, пока все живые существа не будут спасены. Его рождение окутано легендами. В отличие от Будды Гаутамы, о котором говорят как о реальном человеке, достигшем просветления, Авалокитешвара явился своему отцу уже шестнадцатилетним в цветке огромного лотоса. Поэтому первоначальное значение мантра «Ом мани падме хум» имеет такое: она символизирует рождение Бодхисатвы. Казалось бы, все просто. Но при этом буддисты, как правило, очень редко трактуют эти слова в буквальном смысле.

Символика мантры

Очень многие авторитеты тибетского буддизма (ламаизма) раскрывали в своих трудах смысл и значение этих слов. Во-первых, слово «мани», то есть жемчужина, олицетворяет главные моральные категории этой религии – стремление к просветлению (пробуждению от иллюзий этого мира), а также любовь и сострадание к живым существам. «Падме», то есть лотос, традиционно символизирует мудрость и чистоту. А слово «хум», или сердце, означает буддийскую ортопраксию, то есть поведение, которое дает возможность прийти к спасению. В просторечии тибетцы и монголы называют эту фразу просто «мани». Таким образом они кратко резюмируют ее значение. Мантра «Ом мани падме хум» символизирует и собственно Авалокитешвару, совершенство его небесного тела, слов и ума.

Интерпретации мантры

Они связаны со скрытым сакральным смыслом ритуальной фразы.
на из них, наиболее популярная в народе, означает, что у того, кто принимает Будду всем сердцем, будут процветать, подобно лотосам в пруду, богатство и драгоценности. Но это, конечно, не единственное и не совсем богословское значение. Мантра «Ом мани падме хум» (само прочтение и звуки этих слов) помогает, как считают приверженцы Махаяны, пробудить спящую в каждом человеке природу Будды. Все драгоценности вселенной сияют в сердце, словно белоснежный лотос, но доступно это увидеть только просветленному. Кроме того, считается, что эту мантру следует произносить не для своего личного благосостояния, а для блага всех живых существ – только тогда она подействует.

Смысл ритуальной фразы для самосовершенствования

Многие буддийские учителя еще и потому считают полезным произнесение этой мантры, что, по их мнению, она может благотворно воздействовать на психику и сознание человека, который ее повторяет. Слово «ом» способно справиться с тщеславием и гордыней. «Мани» подавляет ревность, зависть, эгоизм. «Падме» произносят против невежества, глупости и жадности. А «хум» утихомиривает злобу и ненависть. Буддисты говорят, что слова способны менять человека именно из-за своего скрытого смысла. Поскольку мантра символизирует Бодхисатву, то, повторяя ее, человек тем самым хоть немного принимает в себя что-то из проявлений его природы. Ведь для буддистов звуки неотделимы от сущности, что имеет огромное значение. Мантра «Ом мани падме хум», с точки зрения верующих, очищает человека, удаляя своего рода завесы привычек и эмоций, мешающие раскрыться его телу и уму, а также дает знание истины.

Позитивный смысл


Эта «царица мантр» в буддизме служит не только орудием самосовершенствования и борьбы с пороками. Она еще и способна привлекать к человеку положительные качества, превращая то, что мешает просветлению, в то, что ему способствует. И тут огромную роль играют не только слова. Мантра «Ом мани падме хум», значение которой мы рассматриваем, носит еще название «Шестислоговая». И это неспроста. Каждый слог, составляющий эту фразу, тоже имеет сакральный смысл. Так, «ом» наделяет человека щедростью, «ма» — дает ему возможность вести правильную и достойную жизнь, «ни» — приносит терпение, «пад» — вызывает способность не только применять усилие, но и радоваться ему, «ме» — помогает медитации, а «хум» развивает мудрость. Кроме того, шесть слогов мантры символизируют количество рук Авалокитешвары, как его частенько изображают в буддийской иконографии.

Мантра «Ом мани падме хум»: значение и ее влияние в потустороннем мире

Сакральный смысл этой ритуальной фразы, разумеется, не ограничивается только символикой и помощью в самосовершенствовании. Она, по верованиям буддистов, дает непосредственную практическую пользу в получении спасения. В их религиозных текстах утверждается, что произнесение этой мантры избавляет от перерождений в так называемых низших мирах. То есть такая практика способна прервать «круг сансары» и увести человека из этой «юдоли скорбей».


  • Слог «ом» закрывает путь в так называемый мир богов. Это место, подобное земному раю, жители которого испытывают разнообразные наслаждения. Но они не являются бессмертными, и когда их благая карма заканчивается, они вновь могут оказаться в кругу перерождений. Но пока им хорошо, они не думают о спасении.
  • Слог «ма» закрывает двери в мир полубогов. Эти существа очень хотят попасть в рай, и из-за этого постоянно грызутся друг с другом. Но их карма от таких конфликтов только ухудшается.
  • Слог «ни» не дает снова переродиться в нашем мире, где живут люди.
  • «Пад» — избавляет от переселения в тела животных, где можно застрять очень надолго – на тысячи лет.
  • Слог «ме» не дает после смерти стать одним из голодных духов, которые всегда ищут, кого бы съесть и не имеют отдохновения.
  • А «хум» избавляет от ада. С точки зрения буддистов, это иллюзорный мир, но причиняющий реальные страдания. Людям, которые там находятся, представляется, что их мучают, и им кажется, что это происходит бесконечно.

fb.ru

Описание


Любящие глаза наиболее всего почитают в Гималаях. Этот Йидам — выражение наивысшего сочувствия нашей Будда-природы. Ченрезиг считается покровителем Тибета, где его мантру, ОМ МАНИ ПЕМЕ ХУНГ, стали произносить самой первой. Многих великих лам, таких как Далай-лама, Кармапа или Калу Ринпоче, считают его излучениями. Однако быть излучением Авалокитешвары — не исключительная привилегия тибетских Учителей; ими могут быть все, кто трудится на благо других и распространяет любовь, лежащую вне ограничений нашей личности, не омраченную привязанностью, ревностью, пристрастиями. Если кто-то пронизан такой энергией, это указывает на присутствие Любящих Глаз.

История Авалокитешвары

Для того чтобы глубже понять смысл мантры Ченрезига, нужно больше узнать о том, кем или чем он является; попробуем приблизиться к нему со стороны его «биографии», описанной в многочисленных легендах.

Много кальп тому назад жил царь Цангпочёг, который очень хотел иметь сына, и для этого постоянно совершал подношения Трем драгоценностям Прибежища. Среди даров были цветы лотоса, собранные слугами на близлежащем озере. Как-то раз один из помощников обнаружил посередине озера очень большой лотос и рассказал об этом царю. Тот сразу понял, что его желание близко к осуществлению, и немедленно отправился на озеро. За это время цветок распустился, а в его чаше люди обнаружили прекрасного шестнадцатилетнего юношу с белым светящимся телом и всеми физическими признаками совершенного Будды.
оша произнес: «Ужасно, что все существа испытывают столь сильные страдания!». Правитель и его свита совершили перед ним простирания и пригласили во дворец. В знак чудесного рождения царь дал юноше имя «Рожденный в Лотосе». Царь рассказал о случившемся своему Учителю, Будде Безграничного Света (Амитабхе), который поведал, что юноша — проявление активности и сочувствия всех Будд, его имя Авалокитешвара и он пришел, чтобы освободить существ.

Любящие Глаза испытывал огромное сочувствие ко всем существам во всех шести мирах. Он видел, что иллюзия вечного «я» вовлекает их в бесконечный круговорот колеса сансары; осознав бессмысленность и ужас всего этого, он попросил всех Будд помочь ему освободить существ. Будды ответили, что ему придется развить глубочайшую любовь и сочувствие, научиться ни на миг не прекращать работу и никогда не отчаиваться, не опускать рук; для того чтобы Ченрезиг мог осуществить все это, Будда Амитабха дал ему особые поучения и Посвящения.

После этого Авалокитешвара пообещал трудиться до тех пор, пока все существа не будут освобождены из сансары. Также он дал слово не уходить в нирвану, пока последнее существо не выйдет из круговорота существования. Если же останется малейшая привязанность к эго, сказал Бодхисаттва, пусть мое тело расколется на тысячу кусков.

Через какое-то время Авалокитешваре показалось, что он завершил свой труд.
нако через мгновение, когда он снова взглянул на обусловленные миры, оказалось, что положение даже ухудшилось. Он снова начал излучать свет во все сферы, но существа пребывали в такой запутанности, что работа стала казаться бесполезной. Он испытал глубокое разочарование и подумал: «Пространство воистину бесконечно. Я уже освободил очень многих, но бесчисленные существа продолжают страдать. Все это бессмысленно, и лучше бы я начал работать над собственным Освобождением». В этот миг он нарушил свой Обет Бодхисаттвы, и его голова раскололась на тысячу частей. В отчаянии он призвал на помощь Будду Амитабху и всех Будд. Амитабха собрал все осколки и придал Любящим Глазам новую форму: теперь у него было 100 рук и 11 голов: 9 «мирных», а десятая — голова Махакалы, шестирукого защитника. Сверху же он водрузил свою голову, скрепив ею всю конструкцию. Эта мощная форма не должна была испытывать трудности в своей сочувственной работе.

Значение мантры

Буквальный перевод (который, как правило, не используется для практики) таков: «О жемчужина, сияющая в цветке лотоса!», или «Ом! Драгоценно-лотосовый! Хум!».

В текстах сказано, что Будда Амитабха просил Любящие Глаза учить существ в шести мирах шестислоговой мантре «ОМ МАНИ ПЕМЕ ХУНГ», так как она помогает избежать перерождений в «низших» сферах существования. Каждый из шести слогов соотносится с одним из миров:

  • ОМ закрывает вход в миры богов, которые, хотя и наслаждаются жизнью, попусту тратят время, поскольку им слишком хорошо, чтобы думать о Дхарме; они выпадают из «рая», когда хорошая карма заканчивается.

  • МА препятствует попаданию в миры полубогов — могущественных существ, одержимых гордостью, которые непрестанно борются за место в сфере богов и накапливают дурную карму.
  • НИ освобождает от мира людей.
  • ПЕ закрывает врата в миры животных, где, согласно Гампопе, можно провести целую кальпу.
  • МЕ избавляет от попадания в сферы голодных духов, которые никогда не могут насытиться и ужасно страдают.
  • ХУНГ запирает двери в так называемые ады — миры параноидальных состояний, где существам кажется, что их непрерывно терзают и мучают, из-за чего существование там кажется бесконечным.

Шестислоговая мантра — это имя Любящих Глаз, и, повторяя ее, мы призываем Ченрезига и соединяемся с его полем силы — благословением, сочувствием и желанием трудиться на благо всех существ. Это работает также, когда мы представляем себя в его форме.

  • ОМ олицетворяет тело Любящих Глаз;
  • МАНИ — драгоценность, которую он держит в двух руках;
  • ПЕМЕ означает лотос, который Авалокитешвара держит в левой руке;
  • ХУНГ символизирует ум всех Будд.

Может показаться удивительным, что мы меняемся, просто повторяя имя какого-нибудь Будды. Это работает, потому что их имена наполнены сочувствием и мудростью, которые Будды стремятся проявлять ради пользы других. Мантра Ченрезига открывает наш ум для любви и сочувствия, направляя нас прямо к Просветлению. Поскольку звук мантры неотделим от сути Авалокитешвары, можно просто повторять шесть слогов, не представляя при этом его самого. Каждый слог оказывает очищающее воздействие на определенные завесы нашего существа:


  • ОМ удаляет завесы тела;
  • МА — завесы речи;
  • НИ — завесы ума;
  • ПЕ — завесы мешающих эмоций;
  • МЕ — завесы тонких привычных тенденций;
  • ХУНГ — завесы, скрывающие знание.

С каждым слогом соотносится одна из Шести парамит:

  • ОМ — щедрость;
  • МА — правильное поведение, осмысленный образ жизни;
  • НИ — терпение;
  • ПЕ — радостное усилие;
  • МЕ — парамита медитации;
  • ХУНГ — мудрость.

Практика

Как уже было сказано выше, можно просто повторять (вслух или про себя) мантру Любящих Глаз, с искренним желанием приносить пользу другим и развивать сочувствие и мудрость. Однако есть и более сложная медитация на Авалокитешвару, где, помимо мантры, используется визуализация. По ссылке приведено полное объяснение. Можно начинать практиковать сразу, однако очень рекомендуется посетить один из курсов, где можно получить устные наставления, задать вопросы опытным учителям, Ламам.

Медитация на Авалокитешвару

См. также

  • Авалокитешвара
  • Мантра
  • Ом Ами Дева Хри
  • Ом Бенза Сато Хум
  • Медитация на Авалокитешвару

Литература

  • Унгер Улла Любящие Глаза
  • Книга надежды. Как освободиться от страха смерти

vbuddisme.ru


Oм Мани Падме Хум – это самая важная мантра в буддизме. Считается, что все учение Будды содержится в этой молитве, и она не может быть переведена дословно на простую фразу или даже на несколько предложений. Тем не менее, многие ее переводят как “Хвала жемчужине, сияющей в лотосе”.
Люди, которые узнают о молитве естественно, хотят знать – что она означает. Думаю уместно рассказать немного о ней, так, чтобы у людей, которые хотят использовать эту мантру в своей практике медитации, было некоторое представление того, что они делают, и людям, которым только любопытно, поймут немного лучше эту молитву и почему она настолько важна для тибетских буддистов.

Мантра Ом Мани Падме Хум.
Мантра, в просторечии мантра « Mани», наиболее широко используемая из всех буддистских молитв, и открыта для любого, кто чувствует себя вдохновленным, чтобы практиковать ее – она не требует предварительного инициирования ламой (мастером медитации).
Шесть слогов молитвы, часто произносимыми тибетцами – Ом Ма Ни Пад Ме Хум – написаны ниже на тибетском алфавите:молитва

Молитва возникла в Индии; поскольку она перемещалась из Индии в Тибет, произношение изменилось, потому что некоторые из звуков на индийском санскрите были тверды для тибетского произношения.

Санскрит – Ом Мани Падме Хум – Мантра Авалокитешвары.
Тибетский язык – Ом Мани Пем Хунг – Мантра Ченрезига.

Как же правильно произносить?

Есть притча о подобной проблеме.

Искренне верующий человек, занимающийся медитацией, после многих лет сосредоточения на определенной мантре (молитве), достиг достаточного понимания, чтобы начать обучение. Смирение ученика было далеко от совершенства, но учителя в монастыре не беспокоились.

После нескольких лет успешного обучения, ученик оставил все мысли обучения у кого-либо еще, но услышав о знаменитом отшельнике, живущем поблизости, не стал отказываться от такой возможности, она была слишком захватывающей.

Отшельник жил один на острове в середине озера, таким образом, ученик нанял человека с лодкой, чтобы добраться до острова. Ученик был очень почтителен к старому отшельнику. Когда они попили чай, заваренный с травами, ученик спросил отшельника о его духовной практике. Старик сказал, что у него не было никакой духовной практики, за исключением мантры, которую он повторил все время про себя. Ученик был рад: отшельник использовал ту же самую молитву, которую он использовал самостоятельно – но когда отшельник стал произносить мантру вслух, ученик был в ужасе!

“Что случилось?” спросил отшельник.
“Я не знаю, что сказать. Я боюсь, что Вы потратили впустую всю свою жизнь! Вы произносите молитву неправильно!”
“О, Дорогой! Это ужасно. Как я должен говорить ее?”

Ученик дал правильное произношение, и старый отшельник был очень благодарен, прося оставить его одного, чтобы он мог начать сразу же молиться.

На обратном пути через озеро ученик, теперь убежденный что он уже опытный учитель, обдумывал печальную судьбу отшельника.
“Старику повезло, что я приходил. По крайней мере, у него будет немного времени, чтобы попрактиковать правильно, прежде чем он умрет”. Именно тогда, ученик заметил, что лодочник выглядел совершенно потрясенным, и повернулся, чтобы увидеть, что отшельник стоит с почтением на воде, рядом с лодкой.

“Извините меня, пожалуйста. Я очень не хочу беспокоить Вас, но я забыл правильное произношение. Не могли бы Вы повторить для меня снова?”
“Вы, очевидно, не нуждаетесь в этом”, произнес, заикаясь, ученик; но старик упорствовал в своем вежливом вопросе, пока ученик не пришел в себя и не сказал ему снова способ, которым он думал, что молитва должна произноситься.

Старый отшельник повторял молитву очень тщательно, медленно, много раз, пока он шел по поверхности воды назад к острову.

Смысл этой мантры.

ОМ, состоит из трех букв, А, У, М; которые символизируют возвышенные чистые тела, речи и умы будд и бодхисаттв (существ с пробуждённым сознанием).

Мани, означает драгоценность, символизирует метод (способ), великое сострадание и любовь. Так же, как драгоценный камень способен выполнять внешние потребности живых существ, точно так же, любовь и сострадание способны выполнять внутренние потребности живых существ.

Падме, означает лотос, символизирует мудрость.
Подобно тому, как лотос вырастает из грязи, но не загрязняется ею, аналогично, мудрость “высших знаний” вырастает из обычного ума, но не загрязняется обычными мыслями.

Хум , указывает союз. Объединение духовного метода и мудрости приводит к чистому возвышенному телу, речи и уму просветленных существ.

Значение шести слогов велико и обширно.

Шесть слогов, Ом Ма Ни Пад Ме Хум, означает, что через путь практики, который является союзом любви и сострадания с мудростью, вы можете преобразовать ваше нечистое тело, речь и ум в чистое возвышенное тело, речь и ум Будды. Польза от начитывания этой мантры безгранична и не может быть полностью описана даже Буддой. Он сказал, что песок Ганги и капли воды в океане можно пересчитать, но не пользу от повторения этой мантры. Эта мантра – проявление великой любви и сострадания всех Будд. Она помогает нам развивать любовь и сострадание, чтобы сделать нашу жизнь, наполненную смыслом. Также эта мантра приносит исцеление и может использоваться как молитва за другое разумное существо.

Вера и повторение этой мантры каждый день столько раз, сколько вы можете, имеет энергию, чтобы растворить негативную карму. В буддийских школах Махаяны она практикуется как часть ежедневной практики. Монахи сидят часами, повторяя эту мантру в позе лотоса.

Ее можно говорить или петь медленно или быстро, как песню. Независимо от того, как вы повторяете ее, эта мантра работает, помогая вам избавиться от созданной негативной кармы, накопленной от ваших плохих действий.

Авалокитешвара – бодхисаттва абсолютного сострадания, и поющий ее мантру вызывает ее дух и поэтому, обычно вы будете чувствовать некоторое время теплое ощущение после пения.
Некоторые практикующие говорят, что видели ее в откровении или чувствовали, как будто некоторое окутывание ее руками вокруг себя. Эмоции всегда будет пробуждаться во время пения ОМ Мани Падме Хум, некоторые плачут, это связано с очищением негативной кармы.


Ом Мани Падме Хум

alefa.ru

 Далай-лама XIV (Тензин Гьяцо) поясняет, что мантра олицетворяет собой чистоту тела, речей и разума Будды.

Далай-лама XIV (Тензин Гьяцо)

Тибетская мантра ОМ МА НИ ПАД МЕ ХУМ

Магическая мантра, состоящая из 6 самостоятельных слогов, самая популярная во всех буддийских странах.

Ее произносят, перебирая четки, буддисты всех национальностей.

Камни (мани), на которых она написана, встречаются повсюду от Непала до Южной Сибири.

Буддийские легенды связывают появление ее с проповедями самого Будды (6-5 вв. до н. э.).

Однако, по мнению специалистов, она впервые встречается в тантрийских текстах 3 в. н.э.

Довольно часто в литературе ее пишут в виде 4-х слогов: «0м мани падме хум» и даже переводят «0м, ты сокровище на лотосе»,

что вполне соответствует реальному значению на языке санскрит входящих в нее слов:

мани — драгоценность, жемчужина;

падма — цветок лотоса.

Но если большинство рядовых буддистов воспринимает эту мантру как обычную повседневную молитву, то высшие слои буддийского духовенства и просто образованные буддисты, особенно последователи ваджраяны, вкладывают в нее глубокий сакральный смысл.

С их точки зренияочень важно, что мантра адресована не любому буддийскому божеству, а только бодхисаттве Авалокитешвара, персонификации сострадания ко всему живому в нравственной и философской системе буддизма.

Каждый из 6 слогов ассоциируется с одним из 6 миров, из которых состоит обитаемая Вселенная: миром богов, миром воинственных небожителей асуров, миром людей, миром животных, миром вечно голодных демонов прета, миром ада.

Однако для достижения конечной цели спасения в каждом из миров только повторения слогов недостаточно.

Оно должно сопровождаться медитацией-созерцанием слогов-символов и размышлением над их значением

Слог ОМ наиболее значимый в мантре. Произнося слог ОМ, созерцающий должен внутренним взором увидеть Авалокитешвару в белом одеянии (сострадание).

Слог МА вызывает видение будды Вайрочана синего цвета (спокойствие),

Слог НИ — видение будды Ваджрасатва белого цвета (очищение),

Слог ПАД видение будды Ратнасамбхава желтого цвета (созерцание),

Слог МЕ — красный Амитабха (уничтожение заблуждений),

Слог ХУМ — зеленый Амогасиддхи (трансцендентное мышление).

Только достижение состояния просветления при созерцании последнего слога может привести к наивысшей результативности этой мантры.

Н. Л. Жуковская

china-sky.ru

Коротко о мантрах

Мантры по своей сути — глубокая философия восточной культуры. Ее призванием всегда было просвещать верующих, предавать новые ощущения для более глубокого понимания существования. Проявляются мантры в виде определенных текстов, состоящих из слов и даже одиночных звуков, которые постоянно повторяются.

мантры

Древние мудрецы воспринимали мантры как вибрации из космоса, Вселенной. Принято считать, что каждый текст был гордо принят мудрецами и записан для понимания простых смертных. Существует огромное количество видов различных мантр, в зависимости от происхождения, веры, наличия и отсутствия божеств и другого. Поскольку каждое слово имеет силу, мантры предназначены для введения человека в своеобразный транс и расширение сознания.

Ом мани падме хум

Одной из самых распространенных мантр является Ом мани падме хум. Свойственна это медитация в основном буддистам, особенно в Тибете.

Смысл и значение

Мантра Ом мани падме хум имеет множество значений, однако общее выделить можно из названия. Мантра делится на 6 слогов. Дословно можно перевести ее так:

  • Ом — о!;
  • мани — ценность;
  • падме — цветок лотоса;
  • хум — олицетворение мудрости.

мантры

При произношении всех звуков в этой мантре человек открывает скрытый энергетический потенциал, который направлен на то, чтобы улучшить жизнь в целом. Медитируя с помощью мантры, человек обретает связь с космосом и избавляет судьбу от негатива. Далай-лама XIV в конце своей духовной деятельности называл мантру оказывающей очень сильное духовное влияние на сознание человека.

Текст и перевод

Каждый из слогов священной мантры Ом мани падме хум обладает переводом и определенным значением:

  • Ом — представляет собой избавление от напыщенности;
  • ма — лишает ревности и завистливости;
  • ни — устраняет эгоизм и привычки;
  • пад — лишает заблуждений;
  • ме — избавляет от злобы;
  • хум — освобождает от ненависти.

мантры

Произнося все слоги молитвы, человек избавляется от оков негативных чувств и ощущений, приближая себя к идеальной модели существования. Благодаря величеству мантры, она может избавить ото всех опасностей в любой сфере жизни верующего. Мантра сострадания может обезопасить человека как от внутренних страхов и оков (ревность, обиды, злоба), так и от внешних (отравления, убийства и даже войны). Старцы, посвятившие десятилетия на изучение правильности молитв, говорят о том, что даже разовая молитва при помощи Ом мани падме хум может кардинально изменить и сильно расширить человеческое сознание.

lifegid.com