Ом мани падме хумКаждая религиозная традиция имеет ряд практик, которые позволяют адептам той или иной веры глубже постигнуть смысл традиции и приблизиться к итоговым целям. К примеру, если речь идет о буддизме, то основной целью тут является освобождение от колеса Сансары (личное либо всех живых существ), а значимым символом следует назвать мантру Ом Мани Падме Хум — бодхисаттвы Авалокитешвары.

Благодаря активной популяризации восточных религий на территории западного мира, различные мантры становятся известными многим людям, но не каждый хотя бы примерно представляет себе суть такой религиозной практики. Конечно, тема является более чем глубокой и, объективно говоря, многие тратят здесь не 20 минут на прочтение статьи, а годы изучения и практики. Тем не менее можно предоставить краткий ликбез о мантре Ом Мани Падме Хум, значении этих тибетских слогов и других интересных деталях.

Варианты значения мантры


Нужно изначально понять: перевод и значение Ом Мани Падме Хум может существенным образом отличаться. И речь не только о том, кто об этом рассказывает, но и о том, кто слушает. Ведь когда лама (или другой транслятор Дхармы) оказывается в обществе, к примеру, начинающих практиков, то для этих людей нужно дать понятное объяснение, которое актуально именно на этом этапе. Но когда-то передача учения идет опытным практикам, тогда содержание подобного общения становится более глубоким.

Тут может использоваться сравнение с какой-то математической формулой. Например, сейчас практически каждый образованный человек знает: Е=МС2, но понимание этой формы будет совершенно разным у студента филологического факультета, который вообще физикой не интересуется, и профессора кафедры физического факультета. Ситуация с буддийскими мантрами обстоит похожим образом.

Далай-лама и Авалокитешвара

Мантра ом мани падме хумКак известно, Далай-лама является воплощением Авалокитешвары, который, в свою очередь, как известно, является бодхисаттвой сострадания. Авалокитешвара дал обет не оставлять сансару до того, как все остальные существа не обретут природу Будды и благополучно не переберутся в Нирвану. При чем тут слоги Ом Падме Хум, задумается читатель.


Мантра, о которой идет речь, является коренной мантрой для Авалокитешвары, то есть фактически представляет собой звуковую эманацию этого существа, а также его суть и молитву к нему. Например, в индуизме имена Господа считаются неотличимыми от него самого, поэтому произнесение этих священных имен в форме мантр имеет такое высокое значение. Далее рассмотрим более подробно, в чем заключается смысл мантр в разных традициях, а сейчас нужно просто уяснить: рассматривая мантра и фигура бодхисаттвы Авалокитешвары более чем близки.

Таким образом, близкими оказываются и Далай-лама с этой мантрой. Поэтому сначала рассмотрим именно его трактовку:

  • Ом — коренной слог (так называемая биджа или семенная мантра, а также первый звук который появился в этом мире, то есть в восточных религиях фраза звучит так: Вначале было слово (точнее слог) и слово было Ом), который на самом деле состоит из букв А-У-М. Они, в свою очередь, символизируют тело, речь и ум, соответственно и двоякую природу, то есть загрязненную и чистую этих проявлений человеческого бытия;
  • Мани — альтруизм, рожденный состраданием, качество, которое стремятся развить не только бодхисаттвы, но и все буддисты, они стараются действовать на благо всех живых существ в глобальном и локальном смысле, качество антиподом которому является эгоизм, хотя, конечно, строго говоря, такое противопоставление не совсем верно;
  • Падме — мудрость, то есть глубокое понимание мира, понимание истины обо всех аспектах действительности, именно такое качество позволяет освободиться от страданий и освобождать других существ;

  • Хум — объединение альтруизма и мудрости, которые представляют собой соединение сердца (альтруизм, чувственный аспект, искреннее сострадание ко всем) и ума (мудрость, глубокое понимание и умение верно действовать), и такой союз имеет огромное и глубокое значение, кроме остального, этот союз дает возможность преобразовать загрязненные тело, речь и ум в чистые.

Если резюмировать смысл этой трактовки, то речь идет о методе, благодаря которому живые существа могут обрести освобождение и природу Будды. Для этого нужно развивать в себе альтруизм и мудрость, соединить эти качества.

Если мудрость и альтруизм пребывают в союзе, они очищают тело, речь и ум, то есть такой человек начинает действовать идеально и в полном соответствии со своей истинной природой. Помимо этого, мантра также указывает и на Авалокитешвару, который достиг идеала альтруизма и мудрости. Он ведет другие живые существа к освобождению, благодаря своему безграничному состраданию. Соответственно, повторение этой мантры настраивает практика на развитие в его личном пути, но также и взывает к Авалокитешваре, пример которого является достойным подражания для практикующего буддиста.

Литературный перевод и образы

Каждое из рассматриваемых слов (слогов) также имеет и литературное значение и даже вполне может использоваться в повседневной речи. На обывательском уровне они составляют некое подобие короткого стиха и для сочетания Om Mani Padme Hum перевод выглядит следующим образом:


  • Ом — Всевышний, первоначало;
  • Мани — драгоценность, кристалл;
  • Падме — лотос;
  • Хум — сердце.

Таким образом, возможные варианты интерпретации могут говорить о:

  • Всевышнем, который есть драгоценность в лотосном цветке сердца;
  • Наличии в сердце первоначала, которое подобное драгоценности в лотосе.

Значение ом мани падме хумТакже распространенным переводом является нечто наподобие: «О, драгоценность в лотосе!». Эти слова могут менять значения и интерпретироваться по-разному, в зависимости от контекста и уровня прочтения, поэтому и простор для переводов столь велик.

Помимо этого, тут следует учитывать и наличие буддийской символики, которая может оставаться неявной для непосвященного. К примеру, лотос — не просто цветок, а символ чистоты и буддийского идеала. Ведь лотос растет из тины, из земли и грязи озерного дна, но не затрагивается грязью и раскрывается красивейшим творением на поверхности.

Этот чудесный цветок не касается воды, хотя и растет в воде. Есть и другие удивительные качества, которые становятся объектами для буддийской медитации и концентрации, используются как символы идеальных взаимоотношений живого существа с этим миром.

Соответственно, тут лотос не просто лотос, а глубокий символ, который во взаимосвязи с остальными (не менее глубокими) символами дает многогранное звучание этой мантры.


Использование священных слогов

В большинстве буддийских школ начальный уровень практики начинается с так называемого очищения, которое включает в себя начитку мантр. Адепт берет обет начитать какое-то количество (как правило, 10 тысяч или 100 тысяч) и таким образом очищает себя для перехода на новую ступень. Рассматриваемая тут мантра тоже может быть частью подобного обета.

Однако многие используют и более банальные способы применения. Не зная перевода на русский, набивают Ом Мани Падме Хум как татуировку на теле, ведь тибетские слоги или санскрит выглядят так экзотично и загадочно. Конечно, ничего негативного такой символ означать не может, но и эффекта вне практики от этого немного.

В буддизме советуют именно разбираться в значении священных слогов. Ведь в отличие от индуизма, тут сам по себе священный звук не имеет прямой идентификации со Всевышним и Его эманацией в звуковой форме. Об этом отличии и скажем более подробно далее.


Другие варианты для практики

Исцеляющая мантра ом мани падме хумЕсли говорить о популярных и универсальных буддийских мантрах, то помимо означенной (шестислоговой) следует вспомнить и о девятислоговой (по другим источникам десятислоговой, смотря как читать) мантре: Ом Ушниша Бимал (Бимале, Вимале) Хум Пе (Пема, Пхат). В скобочках даны другие варианты произношения.

Эти слоги оставил знаменитый проповедник Падмасамбхава, который принес буддизм на территорию Тибета. Фигура тоже весьма интересная и далеко не просто проповедник. Тем не менее, биография Падмасамбхавы заслуживает отдельного рассмотрения.

Эта мантра считается защитником дома и способна даровать нужное людям. Для того чтобы исполнилась какая-то просьба, следует просто практиковать повторение. Согласно буддийской традиции, просто узнать о существовании этих слогов является большим счастьем для любого живого существа, настолько велика мощь этого священного сочетания звуков.

Отличия буддийских и индуистских мантр

В каждой традиции варианты чтения святых слов отличаются. Тема является весьма глубокой, но нужно представлять себе хотя бы поверхностно в чем наблюдаются основные отличия. Ом Мани Падме Хунг — мантра изначально буддийская, то есть относится к этой традиции и в основном используется именно людьми, которые себя к данной традиции причисляют.


При этом в рамках даже самой традиции (тем более, если учитывать наличие как минимум четырех основных течений в буддизме) разные ламы могут давать немного разные трактовки, может варьироваться методика практики. Например, чаще всего начитывание ведется весьма активно и произнесение в итоге становится похожим на своеобразный гул или гудение. Такие звуки легко увидеть на записях с молящимися монахами.

Хотя есть также и ламы и простые практики, которые читают мантру не спеша. Каждый слог произносится отдельно и четко.

Вибрации, визуализация и имена Господа

Смысл ом мани падме хумЕсли вернуться к различиям в практике мантр, то для индуизма основным фактором является звук. Как правило, в мантре содержатся различные имена Господа и эпитеты, которыми он описывается и прославляется. Звук считается неотличимым от самого Господа, является своеобразной его экспансией, то есть правильное произнесение звука выполняет основную функцию и именно на этом акцентируют внимание индуисты, они стараются верно произносить сочетание звуков.

В буддизме к повторению мантр добавляется визуализация и различные другие практики. Возможно использовать различное произношение, но используется специальная концентрация, которая может быть весьма глубокой. Часто повторение сочетается с выполнением различных практик и работой ума, которая требует тренировки, а в индуизме зачастую достаточно просто повторять искренне, с верой и нужным произношением.


Также требуется понимание значения мантры. Полезно рассуждать и размышлять на тему мантры, знать как переводится каждый слог, изучать сочетания, делать собственные исследования. Ведь в буддизме стараются достигнуть сочетания мудрости и метода.

В данном варианте под методом понимается повторение мантры, которое дает различные блага практикующему, а под мудростью понимается умопостижение мантры и медитация на эти слоги и значение таковых. Таким образом, буддийская традиция советует не просто заучивать какие-то слоги, но стараться глубоко постигнуть этот сакральный смысл. При этом также простых умствований мало, нужно регулярно добавлять метод, то есть попросту практиковать повторение священных слогов.

ezoterika.me

История «Ом мани падме хум»-мантры

Ом ма́ни па́дме хум (санскр. ॐ मणि पद्मे हूँ; тиб. :ཨོཾ་མ་ཎི་པ་དྨེ་ཧཱུྃ།; монг. Ом мани бадмэ хум) — одна из самых известных мантр в буддизме Махаяны, особенно характерная для тибетского буддизма, шестислоговая мантра бодхисаттвы сострадания Авалокитешвары. Мантра, в особенности, ассоциируется с Шада́кшари (Господином Шести слогов) — воплощением Авалокитешвары и имеет глубокий сакральный смысл.
Википедия


Ом мани onload=__al.g(this) data-airee-src=http://grimuar.ru/wp-content/uploads/2015/06/mantra-om-mani-padme-hum-avtor-1-214×145.jpg alt=»МАНТРА ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ» width=214 height=145 data-airee-srcset=»http://grimuar.ru/wp-content/uploads/2015/06/mantra-om-mani-padme-hum-avtor-1-214×145.jpg 214w, http://grimuar.ru/wp-content/uploads/2015/06/mantra-om-mani-padme-hum-avtor-1-306×208.jpg 306w, http://grimuar.ru/wp-content/uploads/2015/06/mantra-om-mani-padme-hum-avtor-1-366×250.jpg 366w, http://grimuar.ru/wp-content/uploads/2015/06/mantra-om-mani-padme-hum-avtor-1.jpg 600w» sizes=»(max-width: 214px) 100vw, 214px»>
Появление мантры «Ом мане падме хум» буддисты связывают с Бодхисаттвой Авалокитешваре. Это имя с санскрита переводится, как «Господь, внимающий миру».

Согласно Ведам, он дал обед помогать всем нуждающимся. Будда Авалокитешвара еще примечателен тем, что изображается и в виде женщины, и в мужчины. Его белый цвет символизирует невинность, поза Лотоса — мудрость, четыре руки — чистоту.

Считается, что Авалокитешвара освобождает души от вечного цикла перерождений в круге Сансары. Его почитают, как самого милостивого бога, который, несмотря на то, что сам освобожден от круга перерождения, остается там, чтобы оказывать помочь обычным душам.
Авалокитешвара создал мантру «Ом мани падме хум» именно для того, чтобы люди могли познать достигнуть нирваны.


grimuar.ru

ОМ МАНИ ПАДМЕ (ПЕМЕ) ХУМ – одна из самых известных и в тоже время сакральных буддийских мантр. Ее явление относят к Бодхисаттве Авалокитешваре, Будде милосердия и сострадания. Авалокитешвара в буквальном переводе означает «Внимающий звукам мира» или «Господь, внимающий миру». Эти звуки – голоса нуждающихся и страждущих. Будда Авалокитешвара дал обет откликнуться на мольбу любого, кто обратится к нему за помощью. Бодхисатва также известен и тем, что может предстать перед верующими как в мужском (Авалокитешвара), так и в женском (Гуаньинь) обличиях. Его исполненная сострадания слеза дала рождение бодхисатве и богине Таре.

Авалокитешвара – тот, кто спасает от оков сансары. Его сострадание настолько велико, что будучи пробужденным и освобожденным он остается в сансаре помогать всем живым существам, пока все они не достигнут освобождения.

Он белого цвета, поэтому всегда чист и непогрешим. Его первые две руки соединены в молитвенном жесте, который символизирует просьбу, адресованную всем Буддам и Бодхисаттвам с намерением помогать всем живым существам и избавлять их от страданий, в них покоится Драгоценность, исполняющую желания.

В двух других руках у него лотос – символ мудрости и чистоты и чётки – средство освобождения через начитывание мантр – из хрусталя, олицетворяющего пожелания мира и благополучия Вселенной.

ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ – мантра, которую дал миру Авалокитешвара, в которой закодировано учение об освобождении. В буддизме известна как «сокровище мудрости» или «краткое учение», помогающее пробудить природу Будды – просветленного пробужденного Существа.

Значение мантры ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ

Далай Лама XIV так поясняет суть мантры: ОМ – это чистота тела, речи и ума Будды. Драгоценность МАНИ в его руках – стремление каждого живого существа к Просветлению (Пробуждению Сознания). Молитвенный жест – необходимость проявления любви и сострадания. Лотос ПАДМЕ – символ мудрости и чистоты. Чётки – символ практики. ХУМ – единство практики (метода) и мудрости.

Согласно представлениям буддистов, сансара состоит из шести слоев – миров, по которым странствует душа исходя из своих внутренних склонностей. Авалокитешвара является тем, кто очищает и освобождает душу от подобных негативных наклонностей, даруя просветление и освобождение.

Мантра «ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ» состоит из шести слогов. Буддисты верят, что начитывание мантры сокращает пребывание души в одном из шести миров сансары – круге бесконечных рождений и смертей:

ОМ – соответствует миру полубогов (девов). Основная негативная эмоция здесь – гордыня и тщеславие. Произнесение слога «ом» в мантре преобразует гордыню и самомнение, закрывая, тем самым, рождение в мире полубогов.

МА – соответствует миру асуров (титанов) или воинственных небожителей. Основные негативные эмоции – зависть, соперничество, конкуренция. Произнесение слога «ма» трансформирует ревность и зависть и освобождает от рождения в мире гневных божеств.

НИ – соответствует миру людей, основными негативными эмоциями в котором являются привязанности, иллюзии и заблуждения. Произнесение слога «ни» преобразует эти энергии и закрывает рождение в мире людей.

ПЕ (ПАЙ) – соответствует миру животных, в котором в большей степени проявлено невежество. Произнесение слога освобождает от невежества и перерождения в мире животных.

МЕ – соответствует миру голодных духов, которыми движут жадность и алчность. Произнесение слога «ме» преобразует эти энергии и освобождает от рождения в подобных мирах.

ХУМ – соответствует адским мирам, где преобладают энергии ненависти и злости. Слог «хум» очищает сердце от злобы и освобождает от перерождения в адских мирах.

ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ. Поздние переводы

Более поздние переводы выделяют в мантре Авалокитешвары 4 слога:
ОМ – звук Абсолюта;
МАНИ – драгоценность, жемчужина;
ПАДМЕ – лотос;
ХУМ – сердце.

И дословно переводят, как: «О! Жемчужина в цветке лотоса!», «Славься, сокровище в цветке лотоса!», «О! Жемчужина в лотосе моего сердца!» и подобные. Считается, что такие переводы более поверхностные, но, являясь «кратким учением», ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ должна быть рассмотрена со всех сторон.

Жемчужина, драгоценность, алмаз ассоциируется в буддизме с Сознанием. Лотос – с оправой и проявленной Вселенной. Таким образом, мантра Авалокитешвары означает также соединение двух противоположностей – Сознания и Энергии, материи и духа, мужского и женского начал в их неразрывной связи, как и сам Бодхисаттва Авалокитешвара и в тоже время богиня Гуаньинь.

В «ОМ» пребывает все Мироздание. Это Единый Абсолют, который в своей основе имеет Сознание. Это Сознание – Драгоценность (МАНИ) хранится в Лотосе (ПАДМЕ) – символе чистоты, который произрастает из грязи, оставаясь незапятнанным этой грязью. Подобно самому Авалокитешваре – Гуаньинь, пребывающем в сансаре, оставаясь этой сансарой не обусловленным. И сам Авалокитешвара – Гуаньинь, изображаемые сидя на Лотосе, становятся Сокровищем как олицетворение пробужденного сознания Будды. А это сокровище хранится в сердце каждого человека – ХУМ.

ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ – это также соединение трех сил: творения, поддержания и разрушения. ОМ – Вишну, Бог, поддерживающий Вселенную. Он обитает в молочном океане (Его Сознание распространяется на Галактику Млечный путь) и пребывает в медитации (Самадхи). МАНИ ПАДМЕ – это творец Брахма, рожденный из лотоса (Падме) как олицетворение разума Всевышнего (Мани). ХУМ – это Рудра (Шива). Шива – благой, он исполнен сострадания и любви ко всем живым существам, и поэтому пребывает в сердце всех верующих. Его форма Рудры разрушает материальную Вселенную и все иллюзии, заблуждения, привязанности, спасая, тем самым, от оков сансары.

ОМ – звук, содержащий всю Вселенную.
МАНИ – драгоценность или Сознание – основа всего сущего и несущего.
ПАДМЕ – обрамление Сознания, его Энергия, манифестация, формы и проявленная Вселенная.

ХУМ – квинтэссенция учения и возвращение в Источник. Это биджа-мантра Шивы, в которой пребывает Верховный Будда, Верховное Божество (Махадев) или Высшая Сила. Пробуждение или просветление символизируется жемчужиной (мани), выходящей из лотоса человеческого сознания (падме).

ХУМ – биджа-мантра внутреннего огня, сжигающего любое невежество, страхи, сомнения, заблуждения, злобу, зависть, ненависть и т.д. ХУМ – ЭТО Натарадж, танцующий танец свободы на голове демона невежества.

Биджа-мантра ХУМ считается «защитной броней», нейтрализующей все вредные воздействия. Она как щит отбрасывает направленные негативные действия. В Тибете широко используется в мистических ритуалах, как гневный клич, бросаемый демонам, желаниям и невежеству сансары. ХУМ – символ разума, свободного ото всех обусловленностей.

ХУМ – победоносный клич, исходящий из самого сердца. Это прорыв и разрывание цепей сансары.

ОМ – содержит в себе все. Это начало и первый слог мантры Авалокитешвары. ХУМ – последний слог, который возвращает в Единство.

Простые буддисты верят, что тот, кто произнесет эту мантру 100 000 раз, обретет Просветление. Монахи постигают суть мантры через раздумывания над ее смыслом, созерцание символов слогов, визуализацию соответствующих миров и Бодхисаттвы Авалокитешвары. Знающие мудрецы говорят, что первичен внутренний настрой и вера. Когда любое действие наполнено осознанностью, оно становится практикой. Когда любое слово произносится с верой и чистой устремленностью, оно становится мантрой.

Автор статьи —

slavyoga.ru

Коротко о мантрах

Мантры по своей сути — глубокая философия восточной культуры. Ее призванием всегда было просвещать верующих, предавать новые ощущения для более глубокого понимания существования. Проявляются мантры в виде определенных текстов, состоящих из слов и даже одиночных звуков, которые постоянно повторяются.

мантры

Древние мудрецы воспринимали мантры как вибрации из космоса, Вселенной. Принято считать, что каждый текст был гордо принят мудрецами и записан для понимания простых смертных. Существует огромное количество видов различных мантр, в зависимости от происхождения, веры, наличия и отсутствия божеств и другого. Поскольку каждое слово имеет силу, мантры предназначены для введения человека в своеобразный транс и расширение сознания.

Ом мани падме хум

Одной из самых распространенных мантр является Ом мани падме хум. Свойственна это медитация в основном буддистам, особенно в Тибете.

Смысл и значение

Мантра Ом мани падме хум имеет множество значений, однако общее выделить можно из названия. Мантра делится на 6 слогов. Дословно можно перевести ее так:

  • Ом — о!;
  • мани — ценность;
  • падме — цветок лотоса;
  • хум — олицетворение мудрости.

мантры

При произношении всех звуков в этой мантре человек открывает скрытый энергетический потенциал, который направлен на то, чтобы улучшить жизнь в целом. Медитируя с помощью мантры, человек обретает связь с космосом и избавляет судьбу от негатива. Далай-лама XIV в конце своей духовной деятельности называл мантру оказывающей очень сильное духовное влияние на сознание человека.

Текст и перевод

Каждый из слогов священной мантры Ом мани падме хум обладает переводом и определенным значением:

  • Ом — представляет собой избавление от напыщенности;
  • ма — лишает ревности и завистливости;
  • ни — устраняет эгоизм и привычки;
  • пад — лишает заблуждений;
  • ме — избавляет от злобы;
  • хум — освобождает от ненависти.

мантры

Произнося все слоги молитвы, человек избавляется от оков негативных чувств и ощущений, приближая себя к идеальной модели существования. Благодаря величеству мантры, она может избавить ото всех опасностей в любой сфере жизни верующего. Мантра сострадания может обезопасить человека как от внутренних страхов и оков (ревность, обиды, злоба), так и от внешних (отравления, убийства и даже войны). Старцы, посвятившие десятилетия на изучение правильности молитв, говорят о том, что даже разовая молитва при помощи Ом мани падме хум может кардинально изменить и сильно расширить человеческое сознание.

lifegid.com

Будучи в Тибете, я открыла для себя незабываемую мантру. Я ее слышала везде — в магазинах, в ресторанах, на улицах. Она проникала в меня в самую глубину и отзывалась в каждой клеточке. Это была мантра «Ом Мани Падме Хум». Источник — Эзотерика. Живое Знание

Возвратившись в Москву, я все же решила изучить, а что же обозначает эта мантра, которая постоянно меня возвращает в глубины вечности и пустоты.

При переживании ОМ человек открывается, выходит из своей скорлупы, освобождается, ломая тесные рамки эгоизма и установленные им же самим ограничения, он становится единым со Всем, с Бесконечностью. Если бы он остался в этом состоянии – это был бы конец его существования как индивидуальности, как живущего, думающего и переживающего существа. Он достиг бы полного исчезновения внешней эгоистической структуры сознания, совершенного спокойствия и полной неподвижности, пассивности, подавления эмоциональности, достиг бы нечувствительности в восприятии всего дифференцированного и индивидуального не только внутри себя, но и вне, т. е. в восприятии всех живых страдающих существ.

ОМ – это подъем к универсальности, ХУМ – это нисхождение состояния универсальности в глубины человеческого сердца. ХУМ не может существовать без ОМ, но ХУМ больше, чем ОМ: это Срединный Путь, который не теряется ни в конечном, ни в бесконечном и не приводит ни к одной из крайностей.

Поэтому сказано:

«В темноте пребывают те, кто служит только миру, но в еще большей темноте те, кто поклоняется только бесконечности. Принимающий и то, и другое спасается от смерти знанием первого и достигает бессмертия знанием другого»  

Иша-упанишада

 

ОМ в своем динамическом аспекте проходит через индивидуальное и сверхиндивидуальное сознание, переходит в «абсолютное», свободу от эгоизма, от иллюзии своего «я». Жить в абсолютном так же невозможно для живого существа, как и плавать в вакууме, так как сознание и жизнь возможны только там, где есть относительное. Переживание ОМ изменяется и созревает при переживании ХУМ. ОМ можно сравнить с солнцем, а ХУМ с почвой, куда должны упасть солнечные лучи, чтобы пробудить дремлющую жизнь.

ОМ – это бесконечное, а ХУМ – это бесконечное в конечном, вечное во времени, вневременное в преходящем, безусловное в обусловленном, бесформенное как основа всех форм, трансцендентальное в преходящем – таким образом осуществляется Мудрость Великого Зеркала, отражающая как Шуньяту, так и объекты, и открывающая как «пустоту» в вещах, так и вещи в «пустоте».

«Видеть вещи частичными, несовершенными элементами – это низшее аналитическое знание. Абсолют повсюду: его можно увидеть и найти везде. Каждое конечное есть бесконечное и: должно познаваться и ощущаться в своей внутренней бесконечности, а также и в своей внешней конечной проявленности. Но чтобы таким образом понимать мир, воспринимать и переживать его, недостаточно иметь только интеллектуальное понимание или воображение того, что он именно таков: необходимо некоторого рода божественное видение, особое чувство, экстаз, переживание единения самого себя с объектами своего сознания. При таком переживании… каждая вещь, заключенная в Едином, становится для нас нашей собственной»

                                                                                           Sri Aurobindo, с. 486

 

Такое «божественное» видение возможно только благодаря реализации универсальности нашего высшего сознания. Поэтому мы должны пройти через переживание ОМ для того, чтобы достичь умиротворяющей глубины переживания ХУМ и понять ее. Вот почему ОМ стоит в начале, а ХУМ в конце мантр. В ОМ мы открываем себя, а в ХУМ мы отдаем себя… ОМ – врата к знанию, ХУМ – звук жертвоприношения. Санскритский слог «ху» означает «жертвовать», осуществлять акт подношения. А священной жертвой, согласно Будде, является: пожертвование собственного «я».

Я не положу дерева, о Брахман, на алтарь для возжигания огня,
Только внутри себя разожгу я пламя.
Когда огонь разгорится, положу на него свое «я».
… сердце есть алтарь.
Пламя на нем – это пылающее человеческое «я»…

Ом мани падме хум


Немногие ученые-ориенталисты Запада смогли найти истинный смысл шестислоговой мантры. Неисчислимые попытки объяснить удовлетворительно ОМ МАНИ ПАДМЭ ХУМ и раскрыть глубокое значение или тем более скрытую мудрость в ней оказались более или менее безуспешными. Самое простое и популярное, но и самое плоское из этих объяснений сводится к тому, что на чисто внешнем сопоставлении доказывалось, что санскритские слова «молитвы», состоящие из шести слогов, передают благословение на каждую из шести областей сансары, когда они прочитываются с благоговением благочестивым буддистом (Jaschke, 1949, с. 607).

Если мы хотим понять мысли и чувства тибетцев, необходимо предварительно отложить в сторону все наши собственные мнения и предубеждения и попытаться войти в сферу религиозного опыта, откуда и происходит значение слов Священных Писаний, звуков мантр, священных ритуалов и воззрений практикующих. Тогда мы увидим, что существует не только логика умозаключения, исторического и филологического анализа, абстрактных концепций и ценностей, но и в равной мере оправданная и гораздо более глубокая логика врастания в область религиозного опыта. Как сказал Отто Штраус в своей классической работе по индийской философии:

«Прежде всего мы не должны забывать, что духовную практику никогда не понять правильно только читая книги. Опыт должен добываться только через переживание или, по крайней мере, необходимо понять психологически то, что Европа лишь недавно начала исследовать».

В тибетской мысли, использующей чисто внешние средства для определения соотношений между шестью слогами мантры и шестью областями существования нет ни внешнего, ни поверхностного, но есть внутренняя природа Авалокитешвары, которая позволяет доводить каждое слово до такой глубокой интерпретации.

Другими словами, весь смысл дает мантре содержание опыта, а не генетическое или филологическое значение слова. Просто историческая или филологическая интерпретация мантры действительно является самым поверхностным и бессмысленным путем ее рассмотрения, так как подобная позиция принимает скорлупу за содержимое яйца и тень за сущность. Так как слова – не мертвые вещи, то мы не можем передать их друг другу, подобно монетам, запереть их в сейф или закопать в землю и взять оттуда снова неизмененными, даже через столетия, когда захотим.

Нет, они скорее похожи на символы или иероглифы постоянно растущего и расширяющегося сознания из сферы опыта. Они – то, что мы делаем из них, и что вносим, вкладываем в них, сознательно или бессознательно. Как Авалокитешвара снизошел в мир, и как каждый луч его милосердия подобен руке помощи, протянутой тем, кому она необходима, так и каждый слог его мантры наполнен силой и благостью его любви. Поэтому совершенно естественно, что шесть священных слогов представлены в сопоставлении с Шестью областями, в которых они должны устранить страдание, освобождая существа от иллюзий и привязанностей.

Тем, кто сам открыл смысл мантры, т. е. тем, кто не только верит в ее действенность, но и наполняет ее силой своей собственной благости, уже недостаточно заботиться только о своем Освобождении, но они побуждаются желанием Освобождения для всех живых существ. По этой причине йогин (после постижения всех различных уровней и стадий духовной реальности, содержащихся в мантре) обращает свое внимание к различным классам существ, и во время произношения каждого из шести слогов он обращает ум свой к шести областям сансары. Таким образом, каждый слог становится средством реализации силы милосердия Авалокитешвары.

Поэтому сказано, что произнесение священной мантры с искренним сердцем не только благословляет все живые существа, но и закрывает для практикующего врата перерождений в этих областях мира. Ибо состояния существования, вызывающие у нас сострадание, навсегда теряют для нас свою привлекательность. То, от чего мы хотим освободить других, больше не может быть желанным для нас.

Так, при произнесении ОМ мы направляем наш ум и внимание на мир богов, охваченных иллюзией собственного постоянства и совершенства, открывая силой этой мантры врата освобождения для них и в то же время закрывая себе вход в эту область перерождения.

Подобным образом мы направляем наш ум на существа других областей: произнося МА, мы освобождаем мир асуров, снедаемых завистью и занятых постоянной борьбой против сил света. Произнося НИ, воздействуем на мир людей, ослепленных самомнением относительно своих достижений. Произнося ПА, мы воздействуем на мир животных, находящихся в темноте и немоте. Произнося ДМЭ, мы воздействуем на мир голодных духов – претов. И произнося ХУМ, мы облегчаем страдания существ, находящихся за свои злодеяния в адских областях.

Таким образом, ОМ МАНИ ПАДМЭ ХУМ является благовестом освобождения для всех существ, символом Пути, ведущего к конечному Спасению. При произнесении этих слогов в сердце йогина возникает лучезарная фигура Великого Милосердного и преображает смертное тело практикующего в Нирманакайю Авалокитешвары, наполняя его ум безграничным светом Амитабхи. Затем следует вышеупомянутое преобразование ужасов сансары в звуки шести слогов. Поэтому в «Бардо Тойдол» говорится, что если в момент Великого Узнавания в промежуточном состоянии между смертью и новым воплощением изначальный голос Реальности отдается подобно тысячекратному грому, то может случиться, что он будет звучать именно как звук шести слогов.

И подобное мы читаем в «Шурангама Сутре»:

«Как сладок таинственный и запредельный звук Авалокитешвары! Это изначальный звук вселенной. Он слышится внутри приглушенного гула морского прилива. Его таинственный звук приносит освобождение всем чувствующим существам, взывающим в своем горе о помощи, приносит чувство постоянства искренне ищущим достижения покоя Нирваны».

Бесчисленные изображения и молитвенные камни, на которых миллионы раз запечатлена священная мантра Авалокитешвары (тиб. сПьян-рас-гЗигс = Жанрэйсиг) лишний раз доказывают, с какой преданной любовью люди Тибета встретили это послание. Она на губах всех паломников, это надежда живых и последний вздох умирающего. Это вечная мелодия Тибета, которую йогин слышит в журчании ручейка, в ударах капель воды, в завываньи бури.

Мантра приветствует путника с высоких скал, на диких караванных путях и на высоких перевалах. Таким образом, практикующий как бы постоянно присутствует в мире Просветленного, с осознаванием этого драгоценного камня – мани, в ожидании его раскрытия – пробуждения в лотосе своего сердца. Жизнь и смерть, опасности и беды становятся несущественными при таком возвышенном состоянии и присутствии, и вечный диссонанс между сансарой и нирваной постепенно исчезает в свете этого знания.

Ему хочется повторить с глубочайшим убеждением слова, сказанные Бодхисаттвой Сарва-Ниварана-Вишкамбхином в «Авалокитешвара-гуна-карандавьюха»:

«Тому, кто даст мне Великую Мудрость, Шесть Слогов, я подарю четыре мировых континента, наполненных семигранными драгоценностями. И если тот не сможет найти ни коры дерева, чтобы написать на ней, ни чернил, ни бумаги, то я предлагаю сделать чернила из моей крови, взять мою кожу взамен коры, расколоть одну из моих костей и сделать из нее перо. И все это не причинит страданий моему телу. И он был бы мне как отец и мать и самым высокочтимым из всех почитаемых».

Рейтинг: 4.91 (Проcмотров: 23630)

Читайте раздел Ведическое Знание на портале эзотерики naturalworld.guru.

naturalworld.guru