• Назначение Гаятри Мантры
  • Значимость Гаятри Мантры
  • Риши и размер мантры
  • Савитар или Ишвара нашей вселенной
  • Гаятри Дэви как Шакти Ишвары
  • Значение и символизм мантры
    • I. ОМ БХУР БХУВАХ СВАХ!
    • II. ТАТ САВИТУР ВАРЕНЬЯМ БХАРГО ДЕВАСЬЯ ДХИМАХИ!
    • III. ДХИЙО ЙО НАХ ПРАЧОДАЯТ!
  • Произнесение Гаятри мантры
    • Пояснения:

Никакой духовный прогресс не возможен без очищения ума и развития в человеке принципа буддхи, основной функцией которого является различение между истинным и неистинным. Буддхи — это способность более высокого по сравнению с интеллектом уровня, которая в европейской терминологии называется интуицией (досл. «прямое познание»). Чтобы интеллектуальные знания могли стать знаниями истинными, они должны быть озарены светом буддхи. Развитие или, точнее, раскрытие в себе буддхи является отправной точкой сознательной духовной практики. Такую роль выполняет в индуизме Гаятри Мантра.

Гаятри Мантра

Текст этой мантры гласит:

Гаятри мантра значение


Ом! Благо Земному, Тонкому и Небесному Мирам! На лучезарный Свет Савитара (олицетворяющий божественную Славу Ишвары) медитируем! Да озарит Он наш разум!

Слово Гаятри* употребляется в индуистских писаниях в трёх различных смыслах. Прежде всего, этим словом обозначается хорошо известная мантра, повторение которой является обязательной частью повседневной религиозной практики всех правоверных индуистов. Второе — это стихотворный размер, в котором написана эта мантра, и третье — богиня, олицетворяющая силу этой мантры.

(* Гаятри» — именно такое ударение (т.е. на последнем слоге) даёт в своём «Санскритско-Английском» словаре один из наиболее авторитетных и известных в мире санскритологов Моньер-Вилльямс.)

Назначение Гаятри Мантры

Слово «Гаятри» (жен.р. с ударением на последнем слоге) буквально означает «то, воспеванием чего достигается спасение» (где «га» — «воспевать», «три» — «спасать»). Другой вариант слова «гаятра» (муж. и ср. р.), как поясняет Саи Баба, этимологически расшифровывается как «то, что защищает индивидуальные души» (где «гая» — «индивидуальные души — дживы», «тра» — «защищать»). Таким образом, уже само значение слова указывает на высшую цель духовной практики — спасение или освобождение, а также на высшую силу мантры, способную покровительствовать тому, кто её практикует.


Основное назначение Гаятри Мантры, в которой садхака обращается к Богу как лучезарному Свету Высшего Сознания со словами «Да озарит Он наш разум!», где слово «разум» означает «буддхи», как раз и состоит в том, чтобы раскрыть в человеке этот высший принцип. Важно также то, что практика Гаятри Мантры обеспечивает постепенное и прогрессивное раскрытие сознания. Именно поэтому древние риши сделали Гаятри Мантру обязательной частью ежедневной религиозной практики индуистов.

Первейшей задачей ставшего на духовный путь человека, стремящегося к постижению своей истинной природы, является не достижение освобождения (ибо это труд не одной жизни), а устранение своего невежества, заключающегося в иллюзорном видении мира. Для этого необходимо очищение и реорганизация всех низших проводников сознания, с тем чтобы стремящийся к истине мог иметь более тонкие инструменты для работы на высоких духовных планах. Это и есть свет буддхи, пробуждению которого способствует практика Гаятри Мантры. Если человек, упорно практикуя Гаятри-джапу, искренне стремится к Свету, который может прийти только изнутри, в его ауре, как пишет один из наиболее глубоких исследователей Гаятри Мантры профессор И.К.Таймни (См. I.K.Taimni. Gayatri: the daily religious practice of the Hindus. Adyar: Madras, 1974.), создаётся особое напряжение, которое открывает канал для нисхождения в его сознание Божественной силы высших планов.


Познание Бога может осуществляться на трёх уровнях: на уровне ума (манас) или интеллекта; на уровне интуиции (буддхи) или духовного восприятия и на уровне Реальности, непосредственно — через слияние своего Высшего Я (Атма) с сознанием Бога. Гаятри Мантра способна дать такое познание на всех этих трёх уровнях.

Значимость Гаятри Мантры

Гаятри Мантра считается самой священной и наиболее могущественной мантрой Вед. Эта универсальная мантра-молитва упоминается во всех четырех Ведах, а также в тантрах (Тантры — один из типов священных писаний индуизма. Тантры считаются эзотерической частью Вед — Ведами Кали-Юги. В Тантрах наиболее глубоко разработана наука о мантрах — мантра-шастра. Слово «шастра» означает «трактат».). С самой высшей похвалой о ней отзываются великие мудрецы и риши. Как говорит Шри Сатья Саи Баба, она предназначена для всех людей без исключения, независимо от их касты, вероисповедания, места жительства и уровня развития. Она содержит в себе квинтэссенцию всех Вед, и поэтому её, поистине, называют Матерью Вед.


к же как сущность учения Вед содержится в упанишадах (философских частях Вед), сущность Упанишад заключена в Гаятри Мантре. Каждая из четырех Вед утверждает одну основную истину: Праджнанам Брахма (Сознание есть Брахман) — Риг Веда; Ахам Брахма Асми (Я есть Брахман) — Яджур Веда; Тат Твам Аси (Ты есть То) — Сама Веда; Айям Атма Брахма (Этот Атман есть Брахман) — Атхарва Веда. При соединении этих четырёх истин появляется Гаятри. Утверждается, что если её произносить регулярно, то эффект от неё будет таким же благотворным, как от произнесения самих Вед.

Огромная значимость Гаятри Мантры отражается в одном из самых важных обрядов индуизма — «упанаяне». Упанаяна — это обряд «посвящения» мальчиков, когда их приводили на период ученичества в дом учителя (гуру). Одним из элементов этого обряда является посвящение в Гаятри Мантру. После этого посвящённый становится «дваждырождённым». Получение от гуру Гаятри Мантры, как один из наиболее важных элементов этого обряда, символизирует вступление человека на путь сознательной духовной эволюции, то есть его «второе» — духовное рождение.

Точно также как процесс нисхождения в материю начинается с разделения Единства на множество словами Бога «Эко «хам Баху Сьям» — «Я Един. Да стану Многим!», процесс соединения с Богом начинается словами «Бхарго Дэвасья Дхимахи» — «Мы медитируем на Божественный Свет!»

Риши и размер мантры


Обычно чтение важных ведических мантр предваряется произнесением вспомогательных — винийога-мантр, в которых указывается риши, размер, божество и цель, с которой эта мантра произносится.

В винийога-мантре, относящейся к Гаятри, сообщается, что Риши основной части Гаятри Мантры является Вишвамитра. Некоторые отождествляют его с известным мудрецом, упоминаемом в пуранах (мифологических текстах индуизма). Однако, как полагает профессор Таймни, это не соответствует высокому назначению Гаятри Мантры, которая считается Матерью Вед. «Вишвамитра» — это одно из имён творца вселенной, Брамы, и именно он является Риши этой мантры.

Основная часть Гаятри Мантры написана размером, который имеет одноимённое ей название — Гаятри. Она состоит из двадцати четырёх слогов, организованных в три строки по восемь слогов в каждой. Этот размер считается древним и священным.

О цели или назначении мантры уже было сказано выше. Что касается Дэваты Гаятри Мантры, то в винийога-мантре сказано, что им является Савитар.

Савитар или Ишвара нашей вселенной

Другое название этой мантры «Савита Гаятри» или «Савитри» (с ударением на последнем слоге). Здесь опять-таки происходит некоторая путаница. Сочетание «Савита Гаятри» буквально означает «Гаятри Савитара», где слово «Савита» (муж.


да) может интерпретироваться как «Дэвата которой — Савитар». Синонимом этого слова является другая его форма — слово «Савитри» (звучащее скорее как Савитр-р-р; оно также муж. рода с т.н. слоговым «р» на конце, имеющим огласовку похожую на короткое «и»), которое путают со словом Савитри`, обозначающем мантру. Это слово (жен. рода) имеет на конце долгое и ударное «и» и опять-таки является просто другим именем богини Гаятри.

В мантре говорится «На божественный Свет Савитара медитируем». Савитар — это Божество Солнца в его высшем аспекте. Свет Солнца или Савитара (а не сам Савитар) это есть его Сила, то есть богиня Савитри или Гаятри. Поэтому мантра обращена одновременно и к Савитри (богине Гаятри) и к Савитару — Дэвате или главенствующему божеству мантры.

От рассвета и до заката солнце называется Сурья. Предрассветное же солнце, являющее собой символ оживляющей или животворящей силы, называется Савитар. Так же как в основе проявленного Света солнца лежит «оживляющая сила» предрассветного солнца, делающая возможным его проявление, так и основой существования Сурьи является Савитар. Последний является Высшей Духовной Сущностью нашей вселенной — Богом или (в терминологии индуизма) Ишварой.

В мантре он олицетворяет собой самого Брахмана. Как говорит Шри Сатья Саи Баба: «Имманентное и трансцендентное Божество, называемое Савитар, что означает «то, из чего рождается всё», … то есть Существо, к которому обращена Гаятри, — поистине, сам Брахман» (см. Дхарма Вахини).


Согласно индийской философии, существует только одна Высшая Реальность — Брахман (в европейской философской и религиозной традициях называемый соответственно — Абсолют или Бог). На непроявленном уровне эта Высшая Реальность (Ниргуна Брахман) являет собой недифференцированное единство Сознания и Силы. Когда эта Реальность начинает разворачиваться вовне (как Сагуна Брахман), происходит первичная дифференциация на Сознание и Силу, в тантрической (Наиболее глубоко теория творения разработана в индуистских священных писаниях — тантрах. Сущностная же природа Брахмана наиболее полно рассматривается в философии Адвайта Веданты.) терминологии называемые Шива и Шакти. Далее Шакти разделяется на бесчисленные силы, соответствующие множеству функций, которые должны осуществляться в проявленной вселенной. Каждая сила соотносится с особой функцией сознания, определяющего основные процессы, происходящие во вселенной. Эти функции и силы, представляющие различные аспекты единого Высшего Бога — Брахмана, и есть дэваты или божества индуизма.

В великой Вселенной существует множество малых вселенных или солнечных систем. Верховным божеством, а точнее, Богом любой вселенной является Ишвара. Каждая солнечная система или брахманда является отдельной самодостаточной единицей Вселенной и управляется Ишварой в его трёх аспектах, называемых Брама, Вишну и Рудра, основной функцией которых является творение, поддержание и растворение.


его высшем аспекте Рудра называется Махешей или Махешварой. Как Рудра, так и Махеша отождествляется с Шивой, точнее, представляют его функции на проявленном уровне. Если Рудра на проявленном уровне выполняет функцию разрушения форм, то Махеша соответствует чистой функции сознания, лежащего в основе проявления любых форм. В этом аспекте он практически не отличен от Ишвары, основную функцию которого можно обозначить как «управление».

«Внутри физического Солнца, — как пишет в своей книге «Гаятри» проф. И.К.Таймни (с. 88), — пронизывая всю солнечную систему, скрываются множество невидимых миров необычайного великолепия и силы, и все они являются выражением или телами Могущественного Существа, называемого Солнечным Логосом или Сурья Нараяной. Это существо — Бог или Ишвара нашей вселенной. Все формы сознания в нашей солнечной системе являются ограниченным выражением Его Сознания. Все силы — это производные Его Силы.»

Гаятри Дэви как Шакти Ишвары

С ведических времен Гаятри Мантра рассматривалась персонифицированно как Богиня Гаятри или Гаятри Дэви. Её символизм, по мнению проф. Таймни, таков же как и Триединства Брамы, Вишну и Махеши с единственным отличием, что это триединство женских ипостасей единого Бога. «Нет сомнения, — пишет он (там же, с.


-24) — что эти три женские формы представляют собой силу, позволяющую садхаке достичь единения с сознанием этих трёх Божеств. Три формы Гаятри не имеют ничего общего с силами трёх Божеств, проявляемых в качестве их обычных функций в проявленной вселенной. Эти три силы или шакти, обычно называемые силами творения, сохранения и разрушения, олицетворяются богинями Сарасвати, Лакшми и Кали, которых именуют супругами или Шакти Брамы, Вишну и Рудры (Шивы). Так, если садхака желает получить знание или видью, он поклоняется Сарасвати; если он желает богатства и удачи в мирских делах, он почитает Лакшми; если же он просит помощи в несчастье, он взывает к Кали.

Однако, если он не желает ничего, что эти три Божества могут дать через их соответствующие Шакти, а желает (постичь) самого Ишвару, тогда он должен обращаться к Гаятри, поскольку она представляет собой силу, позволяющую достичь единения с Его Сознанием и тем самым — познать Его». Таким образом, Гаятри Дэви — это Шакти самого Ишвары. Отсюда она имеет такую силу!

Значение и символизм мантры

Гаятри Мантра, как и многие другие сакральные вещи, имеет богатый символизм и множество уровней интерпретации. Существует множество переводов Гаятри Мантры. На физическом уровне интерпретации под Савитаром понимается физическое солнце, которое представляется Божеством, а его свет и энергия также понимаются чисто в физическом смысле. Тогда слова мантры могут переводиться как «Лучезарное сияние Солнца созерцаем! Да дарует Оно нам истинное понимание!» или «Да направит Оно нас на путь истины!».


более высоком уровне интерпретации, когда под словом Савитар понимается Высшее Сознание или сам Бог (Ишвара), а под его Светом — его Сила, Величие и Слава, значение мантры может быть, например, таким: «На божественной Славе достойного высшего почитания Ишвары мы сосредотачиваем свои мысли! Да озарит Он наш разум!» или «Да дарует Он нам просветление!». Можно объединить оба эти смысла, дав их параллельно в более развёрнутой форме: «Мы медитируем на лучезарный Свет Солнца (олицетворяющий божественную Силу и Славу Савитара, который есть высшая цель всякого поклонения и сам Ишвара)! Да дарует Он нам просветление!» Слова «Бхур — Бхувах — Свах» могут либо переводиться, например, как «Ом! Земля! Воздушное Пространство и Небо!» или: «Благо Земному, Тонкому и Божественному Мирам!», либо оставаться без перевода. Это — сакральные слова, о которых мы скажем ниже.

Существуют и более свободные переводы этой мантры. Так, например, Джон Вудрофф в своей книге «Введение в Тантра Шастру» в главе «Гаятри Мантра» даёт такой перевод: «Ом! Предадимся размышлению (медитации) на чудесной духовной природе Божественного Творца земной, воздушной и небесной сфер! Да направит он наши мысли к достижению дхармы, артхи, камы и мокши!», где последние слова (четыре цели земного существования человека) просто добавлены, хотя, в целом, это не противоречит смыслу. Есть и просто поэтические переводы, в которых главное не абсолютно точно передать значение слов, а при помощи красоты языка скорее выразить дух мантры. Вот один из них: «О Божественный Источник Света и энергии на земле! Из своих бесчисленных лучей даруй мне один, чтобы в жизни хотя бы на один миг засветить так ярко, как Ты!». В принципе, большинство переводов верны, так как в целом правильно отражают тот или иной аспект понимания основной идеи мантры. Степень проникновения в сущность мантры, конечно, зависит от духовного опыта, знаний и уровня развития того, кто пытается понять её смысл. Глубина значения и смысла Гаятри Мантры так же безгранична и неисчерпаема, как и тот Божественный Источник, выражением которого она является.

Эта мантра глубоко символична также и по своей структуре. Она может быть разделена на три, пять и девять частей. Как указывает Шри Сатья Саи Баба, первые 9 слов этой мантры представляют собой девятеричное описание Высшей Реальности.

1. ОМ — первородная звуковая вибрация, лежащая в основе Творения; символ Брахмана, а также Ишвары;

2. БХУР — Бхур-лока; Земной план существования; соотносится с Земным Миром, плотной физической субстанцией и Брамой;

3. БХУВАХ — Бхувар-лока; Эфирный план существования; соотносится также с Тонким (астральным) Миром; эфирной и астральной материей, а также с Вишну;

4. СВАХ — Свар(га)-лока; Небесный план существования; соотносится также с Божественным (казуальным) Миром, субстанцией ментального и казуального планов, также Махешварой;

5. TAT — То (им. пад.); Высшая Реальность, невыразимая в словах, и поэтому обозначаемая просто указательным местоимением; Брахман, Абсолют; также <здесь> — На Того (вин. пад.); может соотноситься как с Брахманом, так и с Ишварой;

6. САВИТУР — Савитара (род. пад. от Савитар); животворящая сила, скрытая за физической оболочкой Солнца, олицетворяющая Ишвару, который в свою очередь сам представляет Брахмана;

7. ВАРЕНЬЯМ — желанного; достойного всяческих устремлений и почитания (модальн. прилаг. или прич. долженств.);

8. БХАРГО — Сияние; Свет (божественного Сознания); Слава; может соотноситься с Шакти Шивы, а также Шакти Ишвары; то есть Гаятри Дэви;

9. ДЕВАСЬЯ — Божественный, лучезарный, дарующий Милость (род. пад. или прилаг. от Дэва).

Остальные слова, делящиеся на три группы, представляют вместе с девятью первыми словами 12 важнейших атрибутов мантры:

10. ДХИМАХИ — медитируем; созерцаем (глаг. в 3 л. мн. ч.);

11. ДХИЙО — Разум, буддхи, ум; ЙО — который, Он;

12. НАХ — наш; ПРАЧОДАЯТ — да направиstrongт (на путь истины); да озарит!; да дарует просветление! (субъюнктив).

I. ОМ БХУР БХУВАХ СВАХ!

Первая часть мантры состоит из священного слога ОМ или пранавы (от «пра» + «ну» — «вибрировать, издавать звук») и трёх мистических слов-мантр, называемых махавьяхрити: БХУР — БХУВАХ — СВАХ. Последние произошли из пранавы и являются её дифференцированной формой. ОМ выражает отношение между индивидуальной дживатмой (Божественным Духом в человеке) и Параматмой (Божественным Духом во Вселенной) и является мантрой Ишвары. Также как произнесением священного звука «Ом» была сотворена наша вселенная, так и произнесением трёх махавьяхрити были сотворены три низших мира или плана существования (физический, астральный и ментальный). Всё это сочетание в целом имеет сакральный характер, так как эти слова представляют биджа-мантры, управляющих ими божеств, соответственно: Ишвару, Агни, Вайю и Адитью, о чём и сказано в винийога-мантре. Это выражение из четырёх слов произносится каждым брахманом в начале молитвы и эквивалентно выражению приветствия и преклонения перед Высшей Реальностью. Произнося эти священные слова, читающий мантру, как бы мысленно соединяется с Творцом (Ом) и всем Творением (тремя мирами, в которых Душа проходит цикл воплощений) и преклоняется перед Ними.

II. ТАТ САВИТУР ВАРЕНЬЯМ БХАРГО ДЕВАСЬЯ ДХИМАХИ!

Во второй части, читающий мантру, помня о том, что высшей целью любых устремлений человека является Бог (Ишвара), концентрируется на Его безграничном Величии, Славе и Силе и ментально соединяется с Ним. При этом он представляет, как через Лучезарный Свет Солнца (через его Шакти) на него истекает Милость этого Высшего Существа.

Здесь важно обратить внимание на слово «дхимахи», которое стоит во множественном числе — «медитируем». Оно указывает на то, что садхака заботится не только о своём собственном благе и не преследует чисто эгоистические цели, а совершает практику как бы от имени всех живых существ. Это слово может переводиться двояко: как «да будем мы медитировать» и как «мы медитируем». В первом случае предложение имеет значение пожелания и становится молитвой. Во втором случае оно является утверждением и выражает решимость садхаки войти в контакт с Высшим Существом, что больше соответствует значению этой части, понимаемой в смысле медитации.

III. ДХИЙО ЙО НАХ ПРАЧОДАЯТ!

Третья часть мантры представляет собственно молитву или просьбу-пожелание, в которой произносящий её просит Ишвару даровать ему просветление, пробудив его Божественную природу через озарение его разума (буддхи). Так же как и во второй части, в этом предложении слово «прачодаят» имеет двоякую интерпретацию: как «Он (который) озаряет наш разум!» и как «Да озарит Он наш разум!» В силу сказанного выше (так как это больше соответствует духу молитвы) второй вариант является более приемлемым. Слово «дхийяс» (по правилам слияния звуков изменённое в «дхийо») здесь также стоит во множественном числе и, буквально означая «наши умы», свидетельствует о том, что садхака молит Бога о милости не только для себя, а для всех людей.

Кстати говоря, как эта Главная мантра-молитва индуизма, так и другая ежедневно повторяемая молитва о всеобщем счастье; «Сарве Джана Сукхино Бхаванту! Лока Самаста Сукхино Бхаванту!», которая означает «Да будут счастливы все существа во всех мирах!» (наряду с вегетарианством и истинной веротерпимостью) характеризуют индуизм как высоко альтруистичную мировую религию. О том, что это высшая религия, включающая в себя все остальные, говорит Шри Сатья Саи Баба (см. Сатья Саи Вахини).

Символизм троичности и триединства мантры прослеживается на нескольких уровнях. Состоящий из трёх звуков (А-У-М) священный слог ОМ, три махавьяхрити и три части мантры соотносятся как между собой, так и с другими священными триадами: индуистской Троицей (Брама, Вишну, Шива-Махешвара), тремя Гунами (саттва, раджас, тамас), тремя периодами времени (прошедшее, настоящее, будущее), тремя фазами Пранаямы (вдох, задержка, выдох), тремя состояниями сознания (джаграт, свапна, сушупти), тремя Телами (стхула-, сукшма- и карана-шарира), тремя аспектами Шастр (тантрой, мантрой и янтрой), тремя священными Огнями (гархапатья, дакшина, ахавания) и т.п.

Во многих случаях троичность, господствующая на проявленном уровне Творения, предполагает и указывает на четвёртый, более сущностный, непроявленный аспект (мука — неслышимый звук безмолвия как продолжение звучания ОМ; Ишвара, объединяющий индуистскую Троицу; турия — четвертое состояние сознания, превосходящее все остальные и т.д.; здесь же и сама Гаятри как четвёртая — синтезирующая сила трёх Шакти).

Еще один очень важный аспект триединства, с которым связана Гаятри, — это три сандхьи, т.е. три переходных промежутка времени суток (рассвет, полдень, закат), символизирующие переходные состояния.

Утренняя сандхья соотносится с одной стороны с основным именем богини — Гаятри, а с другой — с Шакти Брамы (Брахмани), а также с Риг Ведой. Полуденная сандхья соотносится с именем Савитри и с Шакти Вишну (Вайшнави), а также с Яджур Ведой. Вечерняя сандхья соотносится с именем Сарасвати и с Шакти Рудры (Рудрани), а также с Сама Ведой. Причём, эти три сандхьи в силу сущностной природы Гаятри сами символизируют четвёртое — переходное состояние. Переходные состояния (между сном и бодрствованием, жизнью и смертью, промежуток между двумя мыслями, момент смены действия энергий — таттв и др.) являются очень важными для духовной практики. Это то, видимое ничто из которого рождается всё. Не случайно, Саи Баба советует медитировать на состоянии между сном и бодрствованием. Познание природы этих состояний равносильно познанию природы Брахмана. Гаятри Мантра управляет этими переходными состояниями и именно поэтому способна привести к просветлению, то есть переходу от невежества к полному знанию.

Произнесение Гаятри мантры

Ниже текст Гаятри Мантры с обозначениями интонации и ударений . В пояснении указывается, что обозначают те или иные знаки, а также как следует произносить некоторые звуки. Следует отметить, что приводимые обозначения не соответствуют полностью точным правилам передачи санскритских слов, а приводятся здесь для удобства понимания тех, кто говорит на русском языке:

Произнесение по версии Саи Бабы:

Гаятри Мантра

Произнесение в классических ведических гимнах:

Гаятри Мантра

Пояснения:

  • Горизонтальная черта перед началом строки обозначает основной тон
  • Фигурная скобка, остриё которой также указывает на уровень основного тона, маркирует паузу
  • Сдвиг строки по вертикали равен двум полутонам (или одному тону), что показано в ключе: [0 +2 -2], где «0» — основной тон, «2» вверху и внизу указывает на смещение тона соответствующей строки на 2 полутона вверх или вниз
  • Черта над буквой (У, И) обозначает долготу гласного; Звуки «Э/Е » и «О» всегда долгие, хотя их долгота обычно не обозначается. Звук «Э/Е» похож на английское «е» и произносится как нечто среднее между русским «е» и «э», ближе к последнему
  • Маленькая «х», в сочетаниях Бх, Дх обозначает придыхательное «х», которое звучит очень слабо
  • Маленькое «с» в слове «Бхувас» указывает на то, что это ассимилированный звук «X» (с точкой внизу). Маленькие «у» и «ф» указывают, соответственно на огласовку и призвук предыдущего звука.
  • «X» с точкой под буквой, т.н. висарга, произносится, как украинское «г» или грубое русское «г», как в слове «ага»
  • «Н» с точкой под буквой, т.н. церебральное «н» (как и другие церебральные: т, тх, д, дх) произносится путем завёртывания кончика языка назад, и язык нижней стороной касается нёба
  • «М» с точкой под буквой — носовой призвук «м». Похож на английское носовое «n» в сочетаниях с «ng»; звучит протяжённо в нос, как нечто среднее между «м» и «н»

Перед тем, как начинать практику джапы, необходимо сначала выучить наизусть мантру (с правильной интонацией и произношением), уяснить смысл каждого в ней слова, а также её значение в целом.

osoznanie.org

Гаятри мантра

Основные сведения о мантрах
Предназначение гаятри мантры
Как правильно читать гаятри
Значение мантры
Требования к произношению гаятри

Мантра является одним из способов, благодаря которому у человека появляется возможность достичь гармонию со своим внутренним миром. Наиболее могущественной мантрой считается гаятри мантра, которая среди брахманов считается наиболее сильной и могущественной. Дело в том, что данная мантра – это своеобразное гимн-обращение к древнеиндийской богине Гаятри, которая славилась своей участливостью и щедростью. Ученые установили, что возраст данной мантры составляет 3 – 3,5 тысяч лет.

Основные сведения о мантрах

Передаваясь в неизменном виде на древнеиндийском языке санскрите на протяжении многих тысячелетий вплоть до начала двадцатого столетия, чтение мантр в Индии считалось привилегией лишь высших каст. И только благодаря Свами Вивекананда в 1898 году они стали достоянием не только брахман. Индийский философ и общественный деятель был приверженцем того, чтобы в таинства индуизма посвящать не по национальному признаку, а по заслугам перед религией. Он основал множество школ по изучению данной религии, в странах Европы и Америки.

Благодаря активной деятельности Свами Вивекананды для каждого желающего мантры оказались тем средством, которое помогает обуздать свой ум от неподобающих мыслей, способом для просвещения и самопознания. В переводе из древнеиндийского языка (санскрита) мантра означает освобождение ума и его защита. Это идеальный инструмент для корректирования своей жизни и своей кармы, с их помощью можно излечить от недуга свое тело и сделать сильнее свой дух и свою волю, а также, они благодаря им можно достичь желаемого результата. Каждый человек должен выбрать свою мантру или максимум две (если они могут дополнять друг друга), которые должны вести его на протяжении всего жизненного пути. При постоянном их использовании они существенно влияют на карму.

Читая мантру необходимо придерживаться некоторых требований:

настроение должно быть позитивным, а намерения чистыми;
место для чтения (джапы) следует выбирать изолированное, чтобы никто не смог помешать проведению данного ритуала, также, оно должно быть достаточно хорошо освещенное;
перед чтением следует провести омовение своего тела, надеть чистые одежды и зажечь ароматные травы. Если последних нет в наличии, то можно использовать и более цивилизованные способы, такие как аромосвечи. Можно также использовать и эфирные масла;
повернитесь лицом на восток, на крайний случай, можно выбрать северную сторону. Расслабьте тело, а также, отрешитесь от всех мирских забот и представьте перед собой огненный столб в центре которого находится богиня Гаятри. Теперь можно начинать выполнение ритуала.

Однако, прежде, чем самостоятельно начать читать текст манты, следует ознакомиться с тем, как это делают более опытные люди. Для этого достаточно скачать мантру с интернета и прослушать ее. Старайтесь максимально точно воспроизводить мантру, ведь даже малейшее изменение ее может привести к кардинально противоположному эффекту. Систематическое повторение мантр, а также, голосовые вибрации, которые при этом возникают, способны изменить судьбу человека.

Предназначение Гаятри мантры

Данная мантра гаятри уже несколько тысячелетий является самой чудодейственной и могущественной. Посвященные считают, что именно она сочетает силу всех Вед. Верующие индусы повторяют ее ежедневно на рассвете. В индуизме считается, что каждая из мантр это своеобразное обращение к конкретному божеству. Так, данная мантра относится не только к богине Гаяти, но и к Ишваре или, как его еще называют Савитару, которые отождествляются с Вселенной и всей ее энергией, которая в ней заключена. Само слово гаятри произносится напевом, при этом ударение делается на последний слог.

Согласно преданиям, которые дошли и до наших дней данное «заклинание» боги дали человечеству для саморазвития и самопознания. Кроме того, она дарует людям долголетие, процветание, здоровье, красоту, веру в себя, магические познания и жизненную силу, исполняет любые желания, также, она избавляет от отчаяния, неудач, страха, указывает на выход их любой сложившейся ситуации, помогает найти жизненный путь. В таких чудодейственных свойствах убеждается каждый, кто решился на себе испытать волшебные свойства данного ритуала. Даже если ежедневно слушать онлайн гаятри мантры человек может обрести спокойствие, душевный комфорт и равновесие. Йоги убеждены, чтение гаятри мантра – один из самых сильных очищающий душу человека обрядов.

Ее способность прощать кармические грехи и долги, очищение кармы, избавление верующего от смерти проверили на себе множество людей. Однако, есть немаловажное обстоятельство без которого мантра так и останется простым набором слов – это вера, любовь, искренность, преданность возносящих такую молитву к божествам. Таких людей высшие силы озраняют, защищают и покровительствуют им.

Регулярные и систематические занятия по джапе мантры гаятри развивают духовный разум, ясность мышления и интеллект, очищают подсознание, помогает обрести мудрость и отличить реальное положение дел от заблуждений и призрачных иллюзий. А главное достоинство мантры это то, что при регулярном ее повторении человек развивает своею духовность. Если данную мантру петь правильно, то со временем человек научится видеть подлинный смысл и суть вещей без искажений. Кроме того, гаятри может пробуждать в верующем интуицию, а иногда, даже дарует дар предвиденья и способность лечить и исцелять.

Как правильно читать гаятри

На древнем санскрите мантра звучит следующим образом

«Ом Бхур Бхувах Свах Тат Савитур Вареньям Бхарго Девасья Дхимахи Дхийо Йо Нах Прачодаят».

При чтении каждое слово произносится четко и ясно, чтобы не возникало двойного значения, и очень важно придерживаться правильной интонации и логических пауз. Если самостоятельно разобраться сложно, то лучше послушать, как ее поют другие люди, например, гаятри мантра Дева Премал исполняет. Эта певица с очень колоритным голосом, впитывала мастерство чтения мантр с пеленок, поскольку ее родители были ярыми приверженцами иудаизма.

По словам Девы, мантра помогает ей расслабляться и сосредотачиваться, а также является идеальным вариантом для познания своего внутреннего мира. Сегодня ее концерты проходят в волшебной атмосфере любви, спокойствия и некоего таинства. Ее музыкальные творения не только наполняют вдохновением душу, но и имеют лечебные свойства, что подтверждается многочисленными свидетельствами очевидцев. Ее творчество заслужило высокую похвалу от Далай Ламы и Эхгарта Толле.

Многим постичь таинства и смысл иудаизма помогла гаятри мантра в исполнении Саи Бабы, который помимо этого занимается еще и просвещением всех желающих в тонкости и нюансы данной религии.

Значение мантры

Мантра гаятри состоит их двадцати четырех слогов, каждый из которых олицетворяет собой одного из двадцати четырех божеств. Тоесть произнося данные звуки, человек открывает канал чистой космической энергии, которая очищает дух и приносит прозрение.
Если гаятри мантры перевести на наш язык получим мантру следующего содержания:

(ОМ) ОМ (ДХИМАХИ) Мы медитируем (БХАРГО) на Духовную Лучезарность (ВАРЕНЬЯМ ДЭВАСЬЯ) Этой Восхитительной Высшей Божественной Реальности (САВИТУР) Источник (БХУР, БХУВА, СУВАХА) Физической, Астральной и Небесной Сфер Существования. (ТАТ) Пусть Та Высшая Божественная Сущность (ПРАЧОДАЯТ) просветит (ЙО) который (НАХ) наш (ДХЙО) разум (чтобы можно было осознать Высшую Истину).

Литературный же перевод звучит следующим образом: В медитации мы познаем истинную силу и величие Ишвары ( перевод с санскрита это имя Сварога небесного) , который сотворил нашу Вселенную, который достойный восхищения и поклонения, который воплощает и свет, и знание, а также, того, кто устраняет все имеющиеся невежества, беды и грехи. Да поможет он нам найти путь истинный, просветит наш разум.

Требования к произношению гаятри

Данная мантра читается трижды в день: время когда зарождается день (рассвет), когда солнце достигло наивысшей точки (полдень) и во время заката. В это время ее произношение будет иметь наибольшую силу. Используя такую схему повторений можно достичь увеличение влияния мантры на жизнь, а значит в душе будет гармония и покой, а благосостояние улучшится. Зачастую данный ритуал проводится непосредственно перед приемом пищи. Таким образом, еда очищается от всего негатива, который мог сопутствовать ее приготовлению, в данном случае, во время проведения ритуала следует сделать небольшой глоточек воды. Кроме того, гаятру можно применять перед тем как принять душ, в этом случае происходит полное очищение человека: и снаружи, и внутри.

Существуют различные мнения относительно того, сколько ее следует повторять, например, перед трапезой. Джапа может быть три, девять или сто восемь раз, главное, чтобы число делилось на три. сто восемь раз или мала – это магическое число джап, когда гаятри становится наиболее эффективной. В данном случае необходимо ежедневно произносить несколько мал при этом малу надо читать без перерыва. Для того, чтобы не сбиться со счета, брахманы используют четки из ста восьми бусин, которые можно изготовить самостоятельно, а можно и купить. Этот предмет позволяет читающему сосредоточиться не на количестве джап, а на качестве произнесенной мантры, что может привести к озарению верующего.

Еще большим магическим эффектом обладает ежедневное чтение гаятри в количестве 1008 раз. В данной ситуации считается, что просветление снизойдет на человека после сорока дней чтения. Правда, есть один нюанс – джапы не должны носить механический характер, каждая из мантр должна произноситься с пониманием ее истинной сути, с искренними чувствами.

 

 

torovirp.com

Гаятри-мантра — инструмент дающий возможность расти духовно. При ежедневной практике позволяет зарядиться жизненной силой и притянуть к себе необходимые потоки.

Мантра способна изменить их жизнь. Хотя Харе Кришна одна из самых популярных молитв, и наверняка о ней слышал каждый. Гаятри-мантра универсальный инструмент, ежедневно используемый практиками.

гаятри мантра слушать

Благодаря подобным песням, человек может обратиться к солнечной энергии. У каждого народа свои славословия и молитвы, например, у славян были агмы.

Гаятри очищает от плохих мыслей, ненужной информации, защищает от негативного воздействия окружающих, обнуляет карму. При ежедневных практиках можно выйти из колеса Сансары, то есть постоянного перерождения.

Покинув цикл попадаешь в новый мир. Особенность в том, что все предыдущие жизни не забываются, и человеку остается его накопленный опыт.

Духовные наставники утверждали, Гаятри-мантра — самая сильная. Её используют, когда чувствуют необходимость. Одни перед едой, другие во время водных процедур. Напевая молитву, очищается человек, а вместе с ним и окружающее его пространство. Мантра читается 108 раз. Практикующие говорят, что так можно приблизиться к всевышней супруге Бога Брахмы — богине Гаятри.

Раньше для брахманов она была обязательной. Для представителей других каст она долгое время запрещалась. Мантра читается на санскрите и в оригинале она выглядит так:

charybary.ru

ॐ भूर्भुवः स्वः ।
तत् सवितुर्वरेण्यं ।
भर्गो देवस्य धीमहि ।
धियो यो नः प्रचोदयात् ॥

oṃ bhūr bhuvaḥ svaḥ
tat savitur vareṇyaṃ
bhargo devasya dhīmahi
dhiyo yo naḥ pracodayāt

Ом Бхур Бхавах Суваха
Тат Савитур Вареньям
Бхарго Девасья Дхимахи
Дхийо Йо Нах Прачодайат

Для духовного развития есть много видов практики: молитва, медитация, йога и другие. Один из них — мантры, специфически индийское явление. По сути, сами Веды, считающиеся откровением Бога, — это совокупность священных текстов, состоящих из мантр.

Мантра — это определенная комбинация звуков, наделенная силой и способная при правильном произношении помогать достичь определенных целей. Звук здесь имеет важное значение, — именно звуковые качества мантры, заключающие в себе определенную энергию, и отличают мантру от молитвы. В молитве же, в отличие от мантры, главное — это ее смысл. А выражен он может быть любыми словами и на любом языке. Мантры звучат одинаково для всех, независимо от национальной принадлежности. В мантре важно правильно произносить звуки. Если этого нет, или если сила ее не пробудилась, — она будет действовать как обычная молитва.

В этой статье речь пойдет о мантре всех мантр — чудодейственной мантре Гаятри. Это самая могущественная и священная мантра Вед. Считается, что она содержит в себе всю их сущность. Правоверные индуисты повторяют эту мантру каждый день. Считается, что за каждой мантрой стоит определенное божество — дэвата. Гаятри же обращена непосредственно к Ишваре (Богу) нашей Вселенной, которого называют Савитаром, чем и объясняется великая сила этой мантры.

Слово Гаятри (с ударением на последнем слоге) буквально означает «то, воспеванием чего достигается спасение». Другой вариант слова Гаятра- «то, что защищает индивидуальные души» (где Гая — индивидуальные души, Тра — защищать). То есть, уже само значение слова говорит о высшей цели духовной практики — спасение или освобождение, и о высшей силе мантры.

Считается, что она посылает человеку долголетие, великолепное здоровье, красоту, благополучие, процветание, умиротворенность, жизненную и магическую силу. Избавляет от неудач, страхов, помогает преодолевать препятствия, исполняет самые смелые желания. Если вы болеете, не поленитесь регулярно практиковать Гаятри мантру и сами увидите результат, проверено. Более того, Гаятри помогает избавляться от негатива, сглаза, порчи. Она имеет великую очищающую силу. Йоги говорят, что на земле нет ничего более очищающего, чем Гаятри мантра. Она способна очистить карму, освободить от кармических долгов и грехов, избавить от колеса рождения и смерти. Люди, повторяющие Гаятри мантру с любовью, искренностью, верой и преданностью, находятся под защитой от опасностей.

А главное, регулярное повторение этой мантры приводит к развитию духовного разума. Она дарит ясный активный ум, развивает интеллект, очищает сознание, уничтожает заблуждения и иллюзии, дает мудрость и паранормальные способности. Постепенно, при регулярной практике и правильном произношении мантры, ум произносящего ее избавляется от всего наносного, нечистого, и человек может видеть истину без искажения, без наслоений сознания. Гаятри повторяют для достижения универсального сознания и для пробуждения силы интуиции. Она дарует духовное просветление и много благ.

Как произносится Гаятри мантра и что означает.

ОМ БХУР БХУВАХ СВАХ
ТАТ САВИТУР ВАРЕНЬЯМ
БХАРГО ДЕВАСЬЯ ДХИМАХИ
ДХИЙО ЙО НАХ ПРАЧОДАЯТ

(Om Bhur Bhuvah Svaha
Tat Savitur Varenyam
Bhargo Devasya Dheemahi
Dhiyo Yonah Prachodayaat)

Большое значение имеет правильное ее произношение:
Ом;
Бхур Бхувах Сува-ха;
Тат Савитур Варе-уньям;
Бхарго-О Девасья Дхимахи;
Дхийо-Йо Нахф Прачо-дайат.

Каждое слово должно произноситься ясно и отчетливо, с правильной интонацией, и паузами в конце каждой строки. Вы можете послушать, как звучит Гаятри на записях, ссылки на которые — в конце статьи, внизу.

Полезно будет также и регулярно слушать эти записи, чем чаще, тем лучше. Они имеют магическую очищающую силу.

(ОМ) ОМ (ДХИМАХИ) Мы медитируем (БХАРГО) на Духовную Лучезарность (ВАРЕНЬЯМ ДЭВАСЬЯ) Этой Восхитительной Высшей Божественной Реальности (САВИТУР) Источник (БХУР, БХУВА, СУВАХА) Физической, Астральной и Небесной Сфер Существования. (ТАТ) Пусть Та Высшая Божественная Сущность (ПРАЧОДАЯТ) просветит (ЙО) который (НАХ) наш (ДХЙО) разум (чтобы мы могли осознать Высшую Истину).

Вольный перевод: Мы медитируем на великолепие Ишвары (так на. санскрите звучит имя Сварога небесного – иСварога) , сотворившего Вселенную, достойного поклонения, воплощающего знание и свет, устраняющего всяческие грехи и невежества. Да просветит он наш разум.

Лучше всего произносить Гаятри мантру 3 раза в день, желательно на рассвете, в полдень и на закате солнца — в самые эффективные для духовных практик времена суток. Повторенная трижды в день, эта мантра дает большое благо, увеличивает свою силу. Однако, можно это делать и в любое другое время, хоть ночью. Но самое лучшее время для нее — утром, перед восходом солнца, и вечером, перед закатом. Обычно ее произносят перед едой (очищается еда от негативной энергетики, если она там имелась от плохих мыслей того, кто ее готовил, во время произнесения мантры нужно сделать глоток воды) , перед принятием душа (человек очищается не только внешне, но и внутри). Вы можете повторять мантру в любом месте и в любое время, чем бы вы не занимались. Например, сидя в транспорте, при ходьбе и т.д.

Перед едой ее можно повторять 3, 9, или 11 раз. Никаких ограничений для джапы (повторения мантры) Гаятри нет, но традиционно ее повторяют 108 раз. Регулярное повторение нескольких мал (одна мала равна повторению Гаятри мантры 108 раз) Гаятри ежедневно даст большой эффект. По крайней мере, каждый день одну малу джапы (то есть, 108 раз, не меньше) нужно делать без перерыва. Считается, что это число является минимальным для того, чтобы задействовать энергию мантры. Когда необходимо подсчитывать количество, это вредит спонтанности усилий, и, в результате, качеству. Главное тут — не количество, а сосредоточение на мантре, вера в нее. Тем не менее, чем большее количество раз она повторяется, тем выше достигнутый эффект. Посему, чтобы подсчет количества произношений мантры не напрягал человека и не мешал ему сосредоточиться на самой мантре и ее смысле, стоит приобрести четки. Идеальный вариант — четки со 108 бусинами. Также считается, что тот, кто регулярно повторяет мантру 108 раз, вскоре получит озарение. А тот, кто повторяет ее 1008 раз, достигнет просветления через 40 дней. Причем, повторение не должно быть просто механическим, а именно сосредоточенным, с любовью, искренностью и преданностью.

Для практики джапы нужно выбрать тихое место, сесть в удобной позе, держать спину ровно, расслабить все мышцы. Лучше сидеть лицом на восток или на север. Затем можно представить в центре груди или перед собой сияющий источник света (Солнце), а в центре этого источника образ богини Гаятри (см. на рисунке). После этого можно начинать чтение мантры. Однако, можно повторять Гаятри-мантру в любом другом положении — сидя, на ходу, или лежа. Мантру можно повторять вслух, произносить шепотом или про себя. При произношении вслух физические звуки воздействуют на физическое тело, при повторении шепотом — на тонкое (эфирное) тело, а при мысленном — мантра, соответственно, воздействует на ум. Считается, что мысленная мантра является наиболее эффективной. Если у желающего практиковать мантру очень беспокойный ум, то лучше всего начинать повторение мантры вслух. Затем через некоторое время можно перейти к мысленному повторению. И не забывайте следить за тем, чтобы ум не отвлекался.

Автор: Яна Новикова.
исток

Гаятри мантра – прославленная мантра Риг Веды (Веды Гимнов), посвященная Савита (Savitṛ), ее провидцем (Риши) считается Вишвамитра, Божественная энергия, вызываемая мантрой, носит имя Савита, размер мантры так же называется Гаятри (24 слога в трех строках, по 8 слогов в каждой).

Эта мантра почитается, как вторая важнейшая мантра, после Пранавы – мистического слога ОМ. Мантра состоит из префикса oṃ bhūr bhuvaḥ svaḥ, формулы взятой из Яджурведы и стиха гаятри размера 3.62.10 Ригведы.

Savitṛ (Савитри, Савитар, Савита) – имя Солнечного Бога, иногда отождествляемое с именем Сурья (Surya), иногда различаемое от него, постигаемое и персонифицируемое как божественное влияние и живительная энергия Солнца, тогда как Сурья – отождествляется с Солнцем более конкретно; Солнце перед восходом зовется Савитри, а от рассвета до заката видимое над горизонтом – Сурья. Савита представляется имеющим тело золотого звета, золотые волосы.

Перевод:

om – мистический слог ОМ.
bhū – земля (1-ый из 3-х миров)
bhuvas – атмосфера, небо (2-ой из 3-х миров)
svar – космическое пространство (регион меджу Солнцем и Полярной звездой), небеса (рай) (3-ий из 3-х миров)
tat – то, тот
savitur devasya – Божественного Савитура (Gen. sg. от savitṛ и deva)
vareṇyam – превосходное (Acc. sg. от vareṇya — желанный, превосходный, наилучший)
bhargo – блеск, сияние, величие, великолепие
dhīmahi – пусть мы установимся (в), мы будем медитировать, медитируем (на) (1st pl. middle optative от dhā — ставить, фиксировать, в том числе ум, внимание)
dhiyaḥ naḥ – наши молитвы (Acc. pl. от dhi — мысль, медитация, молитва; и naḥ — enclitic personal pronoun)
yaḥ pracodayāt – кто пусть вдохновлит (Nom. sg. of relative pronoun yad; causative 3rd active optative от pra-cud — вдохновлять, побуждать, приводить в движение, продвигать)

ОМ — Бхур Бхувах Свахато наилучшее сияние Божественного Савитура мы будем/должны созерцать, пусть он вдохновляет нашу мысль.

САВИТУР — Савитара (род. пад. от Савитар); животворящая сила, скрытая за физической оболочкой Солнца, олицетворяющая Ишвару, который в свою очередь сам представляет Брахмана.

исток

Пояснения:

1. Горизонтальная черта перед началом строки обозначает основной тон.

2. Фигурная скобка, остриё которой также указывает на уровень основного тона, маркирует паузу.

3. Сдвиг строки по вертикали равен двум полутонам (или одному тону), что показано в ключе: [0 +2 -2], где «0» — основной тон, «2» вверху и внизу указывает на смещение тона соответствующей строки на 2 полутона вверх или вниз.

4. Черта над буквой (У, И) обозначает долготу гласного; Звуки «Э/Е » и «О» всегда долгие, хотя их долгота обычно не обозначается. Звук «Э/Е» похож на английское ‘е’ и произносится как нечто среднее между русским ‘е’ и ‘э’, ближе к последнему.

5. Маленькая «х», в сочетаниях Бх, Дх обозначает придыхательное «х», которое звучит очень слабо.

6. Маленькое «с» в слове ‘Бхувас» указывает на то, что это ассимилированный звук «X» (с точкой внизу). Маленькие «у» и «ф» указывают, соответственно на огласовку и призвук предыдущего звука.

7. «X» с точкой под буквой, т.н. висарга, произносится, как украинское «г» или грубое русское «г», как в слове «ага».

8. «Н» с точкой под буквой, т.н. церебральное «н» (как и другие церебральные: т, тх, д, дх) произносится путем завёртывания кончика языка назад, и язык нижней стороной касается нёба.

9. «М» с точкой под буквой — носовой призвук «м». Похож на английское носовое ‘n’ в сочетаниях с ‘ng’; звучит протяжённо в нос, как нечто среднее между ‘м’ и ‘н’.

Перед тем, как начинать практику джапы, необходимо сначала выучить наизусть мантру (с правильной интонацией и произношением), уяснить смысл каждого в ней слова, а также её значение в целом.

исток

© 7518 Русь
© 2009 Славянский Информационный Портал

www.perunica.ru