История персонажа

Лакшми — женское божество в индуизме. Она наделена мудростью и добротой, приносит в дом достаток и славится как богиня удачи и богатства. Лакшми привлекает успех и счастье в жизнь просящего. Девушки почитают ее также как богиню любви, потому что она наделяет женщину привлекательностью, а мужчину — удачливостью в личной жизни. Ее воспевают и как благодетельницу матерей, защитницу угнетенных перед супругом.

История происхождения персонажа

Значение имени Лакшми в переводе с санскрита — «цель». Главное в ее жизни — процветание и благополучие. Для решения практических задач она применяет магические способности. Лакшми помогает достичь изобилия в любом эквиваленте, будь то деньги, любовь, удача, здоровье, слава, долголетие или мудрость. Главной задачей богини считается привнесение в жизнь людей вечного счастья.

Лакшми отведено отдельное место в индуизме, так как она — жена Вишну и его главная спутница вне зависимости от визуального воплощения бога. Это дает возможность оценивать женщину как прообраз идеальной супруги. К ней принято обращаться в случае раздора в семье, несчастья или неблагополучия между мужем и женой.

Образ и история Лакшми


Существуют разные версии происхождения Лакшми. Одна из них гласит, что дева появилась на свет при пахтанье океана богами и демонами. Они взбили волны до состояния молока, и на свет появилось 14 чудес. Среди них была Лакшми, вознесшаяся над водой. Красота девушки покорила всех богов, и каждый захотел соединить с ней жизнь. Богиня выбрала Вишну.

Статуэка Лакшми

Эта фантастическая версия больше располагает к себе верующих, чем альтернативная, по которой девушка была дочерью мудреца Бхригу. Он долго скитался по чужим землям, ища мотив духовного насыщения человека знаниями. По идее Бхригу, ум питает мозг, а телу постоянно нужно пропитание другого рода. Поэтому он создал Лакшми, способную принести деньги и постоянную сытость.


Некоторые верят и в то, что Раджа Лакшми появилась из лотоса, лепестки которого поднялись над мировыми водами. Этот миф освещает писание «Махабхарата», повествующее о том, как лотос вырос из головы Нараяны, одного из образов Вишну.

По легенде богиня обладала двумя парами рук и была красива. Прелестница дарует людям четыре благодати: богатство, физическое удовольствие, блаженство и праведность. Главное предназначение богини — быть шакти Вишну. Она — средоточие неотделимой от бога творческой энергии.

На большинстве изображений она находится в потоке воды, извергаемой на нее слонами, что, согласно принятой в иудаизме символике, подтверждает ее божественную и мирскую власть. Считается, что Лакшми живет в воде, поэтому традиционные места поклонения богине — озера, пруды, берега рек и морей.

Кожу девушки художники рисовали розоватой, что символизировало сострадание ко всему живому, но есть и картины, где ее кожа темная или золотисто-желтого цвета. Обычно Лакшми изображается держащей в руках лотосы, кокосовый орех, цитрон или гранат. Фрукты олицетворяют плодовитость и награду за праведность. Иногда она держит сосуд, наполненный амброзией, дарующей вечную жизнь, и сидит верхом на тигре. Сохранились и изображения Лакшми с пятью парами рук, в которых она держит стрелы, лук и диск с булавой — в таком виде она воплощает одну из ипостасей воинственной богини Дурги.


У Лакшми есть двойник — Алакшми, божество, олицетворяющее неудачу и злой рок. Во время пуджи — обряда почитания Лакшми — индусы избегают употреблять и даже оставлять в доме горькие и кислые продукты, например, лимон или острый перец, потому что вместо благополучия они могут привлечь несчастья. Добрая богиня предпочитает сладкие подношения и цветы.

Отдельно выделяют групповое божество — Ашталакшми. Им поклоняются так же, как и единой богине. По сути, это воплощение восьми отдельных ипостасей Лакшми — знания, потомства, силы, власти и др. Во время осеннего фестиваля Виджаядашами индуисты украшают свои дома расписными статуэтками и печатными изображениями Ашталакшми.

Лакшми в культуре

Жители Индии регулярно повторяют мантру о богатстве и процветании, надеясь на благосклонность Лакшми. Купцы и торговцы восславляют ее, прося о выгодных сделках. Женщины и девушки обретают красоту и становятся хранительницами очага под ее надзором. Зажигая агарбатти (благовония), жители Индии произносят священные слова, молясь об изменениях в жизни и судьбе. Чаще других читают мантру Лакшми Гаятри.


Индусы уверены, что богиня ценит трудолюбие и упорство, а также остается неравнодушной к богатству и земным удовольствиям. В честь нее часто называют фирмы, магазины и даже школы астрологии. Согласно мифологическому описанию, она готова помогать тем просителям, чье сердце и помыслы чисты, а не направлены против конкурентов. Ганеша и Лакшми — божества, помощи которых просят для привлечения денег. Усилить удачу можно специфичной символикой, например, янтра Лакшми. Это витиеватые узоры, складывающиеся в единое изображение и способствующие привлечению удачи в разных начинаниях.

Лакшми — очень популярная богиня, образ которой широко используется в прикладном искусстве. Тем не менее, храмов, посвященных именно ей, немного. В Нью-Дели есть храм Лакшми-Нараяны, названный по имени двух божественных существ. Это архитектурное сооружение нового времени, строительство которого проходило в 1930-е годы. Также известны храмы в Ченнаи, Мумбаи и Хайдарабаде. В некоторых штатах есть культовые сооружения, посвященные отдельным ипостасям богини, например, храм Падмавати или Кайла Деви.

Лакшми упоминается в старинных священных гимнах, таких как Шри-сукта или Канакадхара -стотра. Ей посвящен праздник Онам, во время которого проводятся праздничные шествия, пиршества и гонки на лодках. Индусы в этот день собирают семью за роскошно накрытым столом и получают в подарок от старших родственников новую одежду. Также ее чтят во время праздника света Дивали, когда местные жители выходят на улицу с лампами и факелами, запускают фейерверки. Считается, что богиня обязательно посетит те дома, что ярче других освещены и украшены.

Библиография


  • 1982 — Sri Lakshmi in Indian art and thought
  • 1983 — Iconography of Gaja-Lakshmī
  • 2010 — «Мифы буддизма и индуизма»
  • 2010 — Invoking Lakshmi: the goddess of wealth in song and ceremony
  • 2013 — «Тибетские буддийские символы»
  • 2016 — «Семь секретов Богини: философия индийского мифа»

24smi.org

Суть песнопения

Гаятри-мантра – одна из самых сильных и известных среди всех существующих ведийских мантр.

Она занесена в писания индуизма на древнем литературном языке Индии (санскрите). Эти писания называются Веды. Упоминания о Гаятри-мантре также появляются в таких индуистских религиозных текстах, как:

  1. Бхагавадгита — основное писание индийской философии, состоящее из 18 глав, построенных на философских беседах Бога Кришны и героя Арджуны на поле битвы двух кланов;
  2. Хариванша — важный религиозный текст на санскрите величайшего ведийского мудреца Вьясе;
  3. Ману-смрити — собрание моральных законов и предписаний индийцев, созданное первым царём мира Ману.

Индуисты считают, что мантра Гаятри является обращением к божеству Савитару, потому что его имя упоминается в тексте. В ведийской мифологии Савитар – бог Солнца. По его имени мантру часто называют Савитари. Но также существует мнение, что воплощением мантры является индуистская богиня Гаятри – одна из жён бога творения Брахмы.

Мантра представляет собой 24 слога, взятых из собрания религиозных гимнов Ригведы. Стихотворный размер священного текста имеет одноимённое название Гаятри и, согласно канонам, состоит из трёх строк по восемь слогов.

Издревле структура индийского общества строилась на сословиях. Сословий или, так называемых, варн существовало четыре: три высшие варны (жрецы брахманы, правители и воины кшатрии, ремесленники вайшьи) и одна низшая варна слуг – шудры. Длительный период в истории Индии пение мантры Гаятри было частью упанаяны. Упанаяна – церемония посвящения юноши из высших варн во взрослую жизнь и изучение Вед. Однако спустя время воспевание священных текстов стало возможным для женщин и представителей низшей варны. В современном мире читать мантры может любой человек, вне зависимости от возраста, пола и веры.

Высшей целью воспевания Гаятри-мантры является очищение своего сознания, освобождение от привязанности к материальному.

Появление

Возникновение священной песни Гаятри связывают с именем одного из ведийских мудрецов Вишвамитре. Он входит в семёрку самых великих риши – мудрецов, которым боги открыли ведийские гимны.

В древнеиндийских текстах Пуранах, описывающих историю мира от создания до исчезновения, говорится, что за всё время только 24 мудреца смогли познать смысл мантры Гаятри и использовать всю её мощь.


С помощью силы, обретённой благодаря вере и мантре Гаятри, риши Вишвамитре мог создать копию-двойник нашей вселенной и подчинить себе любое оружие.

Значение и смысл

Перед началом основной мантры следует сакральный слог Om, который в индуистских и ведийских канонах является «словом силы». За ним произносится формула маха-вьяхрити, которая звучит как Bhur Bhuvah Svaha и является возвышенным обращением к земле, воздуху и небесам.

Оригинальный текст мантры Гаятри звучит следующим образом:

  1. Om Bhur Bhuvah Svaha
  2. Tat Savitur Varenyam
  3. Bhargo Devasya Dheemahi
  4. Dhiyo Yo Nah Prachodayat.

Транскрипция кириллицей:

  1. Ом бхур бхувах суваха
  2. Тат савитур вареньям
  3. Бхарго Дэвасья Дхимахи
  4. Дхийо йо нах прачодаят.

Дословный перевод отдельных частей мантры и их значение:

  • Om – базовая звуковая вибрация, сакральный слог;
  • Bhur – физический, материальный мир;
  • Bhuvah – астральный, тонкий мир;
  • Svaha – небесный мир или земля Богов;
  • Tat – Высшее существо;
  • Savitur – источник жизни, солнечное божество;
  • Varenyam – почтенный, желанный;
  • Bhargo –духовный свет;
  • Devasya – божественный;
  • Dheemahi – мы медитируем;
  • Dhiyo – разум или духовный разум;
  • Yo- который;
  • Nah – наш;
  • Prachodayat – просветит.

Так как древний язык санскрит имеет очень сложную синтетическую грамматику, существуют разные варианты перевода того, что означает текст мантры Гаятри. Вот некоторые возможные варианты значений мантры:

  1. «Мы медитируем на Божественный Свет Солнца духовного сознания. Пусть он озарит наш разум, как сияющий солнечный свет рассеивает темноту»;
  2. «Пусть та сущность Господа Вишну, проявляющаяся как Солнце, сделает мой ум пребывающим в Его божественном «Я” во всех действиях и делах и во все времена!»;
  3. «Мы медитируем на всепочитаемую силу и славу Того, Кто создал небеса, землю и нижний мир, и Кто направляет наш разум!».

Результативность

Индуисты считают Гаятри-мантру универсальной и совершенной. Её текст содержит в себе огромную духовную силу. На что же способна эта мантра:

  1. Приводит человека к истине и просветлению, развивает шестое чувство – интуицию.
  2. Оздоравливает физическое тело, придаёт ему красоту, продлевает жизнь.
  3. Помогает избежать порчи или сглаз, очищает карму.
  4. Избавляет ум и сознание от негативной энергетики, развивает интеллект.
  5. Дарит благополучие.

Рекомендации к практике

Медитировать может любой желающий человек. Нет правил, ограничивающих или запрещающих медитацию. Ей можно заниматься в любое время дня в любом удобном месте. Но для улучшения эффекта существует ряд рекомендаций, которые практикуют индуисты и буддисты, посвятившие себя и свою жизнь связи с Божественным началом.

  1. Пожалуй, самое важное условие – это эмоциональное и душевное состояние во время медитации. Необходимо произносить святой текст с чувством любви и благодарности Богу; многим это даётся не сразу, поэтому опытные монахи советуют продолжать медитировать в спокойном состоянии, прислушиваясь к своим чувствам, а любовь и благодарность придут со временем;
  2. Идеальное время для медитации – это время, когда встречаются день и ночь (Сандхья Каалам), то есть перед восходом солнца и перед закатом.
  3. Медитация перед приёмом пищи позволит вам очистить её от негативной энергии.
  4. Читать священный текст можно и вслух, и мысленно. Для мысленной медитации необходимо овладеть искусством очищения сознания, чтобы ничто не отвлекало от процесса, поэтому начинающим советуют произносить слова мантры вслух – таким образом намного легче сосредоточиться на ней.
  5. Согласно сложившимся традициям для медитации используют различные чётки со 108 бусинами.

Использование четок

Использование такого духовного атрибута, как чётки, пришло из древней индийской культуры. При произнесении мантры нужно перебирать в руке по одной бусине после каждого повторения сакрального текста. Таким образом, произнесение 108 раз мантры – это один круг медитации. Исключением является бусина Меру, которая служит для соединения чёток. Обычно она намного больше остальных и не учитывается при их переборе.

Буддисты и индуисты считают число 108 сакральным, так как оно обладает рядом духовных значений. Например:

  • Бог имеет 108 различных имён и каждое означает что-то особенное;
  • существует 108 основных Упанишад (древние религиозные трактаты в индуизме);
  • число 108 также означает бесконечность;
  • у Бога есть 108 преданных ему гопи.

В зависимости от материала и специфики религии существует большое количество разновидностей чёток для медитации. Наиболее популярные из них — Вайшнавские чётки, произведённые в Туласе или Ниме (предпочтительный материал – сандал, можжевельник и прочее) и чётки Шивы из семян рудракши. Существуют чётки, сделанные из костей человека или животных.

В современном мире существует техническая аналогия классических чёток из бусин – электронные чётки или, как их ещё называют, электронный счётчик.

Это маленькое приспособление, которое надевается на палец. У электронных чёток есть дисплей, показывающий количество произнесённых молитв, кнопка для их отсчитывания и кнопка для сброса.

Поза

Особое значение во время медитации уделяется положению тела, потому что от этого зависит циркуляция энергии в организме. Благодаря гармоничному распределению напряжения по всему телу можно научиться управлять энергиями внутри него.

В медитации существует множество асан, то есть позиций, но есть свод правил, которым стоит следовать при выборе любой из асан:

  • спина должна находиться в прямом положении — не стоит горбиться или сильно прогибаться в пояснице;
  • шея должна быть прямой;
  • подбородок немного опустить;
  • за редкими исключениями, колени должны касаться пола;
  • мышцы лица должны находиться в расслабленном состоянии.

Главная и самая мощная асана – Сиддхасана. Индуисты считают, что тем, кто освоил эту асану в идеале, не нужно изучать остальные десятки тысяч асан. Ноги скрещиваются таким образом, чтобы половые органы оказались между ступней. Это образец совершенного положения тела во время медитации.

Второй по популярности является поза Лотоса или Падмасана, во время которой ступни ног кладутся на противоположные от них бедра. Выполнение данной позы на первых этапах может вызывать неудобство, особенно при плохой растяжке, но боль проходит через некоторое время после начала практик.

Третья асана – Вирасана. В переводе с санскрита звучит «как поза героя». Данная позиция заключается в том, что человек садится на колени и немного раздвигает ступни, опускаясь ягодицами между ними.

Для каждой из этих асан существует своя, так называемая облегчённая версия для начинающих практиковать медитацию. Например, поза Полулотоса или Ардха Падмасана, при которой только одна нога помещается на противоположное бедро, а вторая остаётся на полу. Или упрощённая версия Вирасаны – Ваджрасана, во время которой человек сидит ягодицами на пятках.

Великие исполнения

Так как Гаятри является самой известной мантрой, то её неоднократно исполняли как духовные лидеры, так и музыканты.

Саи Баба

В индуистской философии есть такое понятие, как Аватара — так называют снизошедшее на землю божество в человеческом обличии. Аватарой нашего времени считают Бхагаван Шри Сатья Саи Баба. Умер он в 2011, и множество людей со всего мира приезжают в его ашрамы, чтобы постигнуть учения религиозного лидера и чудотворца.

Запись голоса Саи можно найти в интернете. Многие говорили, что его голос обладает необычным «космическим» звучанием.

Дэва Премал

Ещё одно из величайших исполнений Гаятри-мантры принадлежит немецкой певице Иоланте Фрис, известной под псевдонимом Дэва Премал. Особенность творчества Иоланты заключается в объединении традиционной медитативной и современной музыки.

В девяностых годах девушка жила в ашраме Ошо, изучая рефлексологию и массаж. Там она познакомилась с известным британским певцом по имени Энди Митен. Она начала петь на его концертах при ашрамах в качестве бэк-вокалистки, а после исполнения Гаятри-мантры ощутила, что в ней достаточно сил, чтобы начать собственную музыкальную карьеру. Благодаря мантре Гаятри на свет появилась необыкновенная музыка Дэвы Премал, которая прививает любовь к индуистской культуре.

Заключение

Гаятри-мантра – универсальная ведийская мантра, обладающая большой духовной силой и получившая свою популярность за пределами Индии. Является обращением к солнечному божеству. Для лучшего эффекта рекомендуется повторять эту мантру каждый день.

zakolduj.ru

Все священные писания мира единодушны в том, что наш мир был сотворён при помощи Слова. "В начале было Слово" читаем мы в русском переводе Библии.

Согласно священным писаниям, первичное проявление Высшей Реальности происходит посредством изначальной вибрации, то есть Звука или Слова. Слово в его тонкой форме есть Мысль. Это Слово-Мысль в своём аспекте творящей силы и есть Мантра.

Итак, мантра — это имеющая определённую силу комбинация звуков, способная при её правильном произнесении производить особые результаты.

Каждой мантре присущи своё божество, свой метрический размер, риши (провидец, который дал миру эту мантру), шакти (сила или энергия), определённая сфера действия и конкретное практическое назначение.

Считается, что за каждой мантрой стоит определённое божество — дэвата. Дэвата представляет собой аспект единого Высшего Бога — какую-либо его функцию или силу. Каждому из них соответствует определённое имя и конкретный образ или форма, имеющие символическое значение. Отсюда — мантры, посвящённые различным божествам: Шиве (Ом Намах Шивайя), Ганеше (Ом Шри Ганешайя Намах), и т.д.

Изображение богини Гаятри

Богиня гаятри

 

Способность мантры устранять преграду между обычным сознанием человека и сознанием высшим, божественным и положена в основу мантра-йоги.

Для того чтобы мантра имела более быстрый и ощутимый эффект, необходимо, прежде всего, знать её значение, уметь правильно её произносить и, самое главное, — она должна быть получена от просветлённого мастера. В этом случае считается, что мантра уже "пробуждена" и имеет энергетическую силу.  Однако, при достаточном усилии, высокой концентрации и преданности объекту поклонения, сила мантры может "пробудиться" сама. Пробуждению мантры способствует её многократное повторение, чёткое и правильное произношение с учётом соответствующей интонации и ритма.

Назначение Гаятри Мантры

Практика Гаятри Мантры обеспечивает постепенное и прогрессивное раскрытие сознания. Именно поэтому древние риши сделали Гаятри Мантру обязательной частью ежедневной религиозной практики индуистов.

Гаятри Мантра считается самой священной и наиболее могущественной мантрой Вед. Эта универсальная мантра-молитва упоминается во всех четырех Ведах и содержит в себе квинтэссенцию всех Вед.

Далее можно послушать и выбрать понравившийся вариант исполнения Гаятри-мантры. Хотя я бы рекомендовала 2-й вариант в исполнении Саи Бабы. В дальнейшем планирую продолжить выкладывать разные вариации Гаятри-мантры.


style="font-size: 12pt;">ОМ БХУР БХУВАх СВАХа
ТАТ САВИТУР ВАРЕНЬЯМ
БхАРГО ДЕВАСЬЯ ДхИиМАХИ
ДХИЙО ЙО НАх ПРАЧОДАЯаТ

Слово гаятри употребляется в индуистских писаниях в трёх различных смыслах.

  • ·         мантра
  • ·         стихотворный размер, в котором написана эта мантра
  • ·         богиня, олицетворяющая силу этой мантры.

Значение и символизм мантры

1. ОМ — первородная звуковая вибрация, лежащая в основе Творения

2. БХУР — Бхур-лока; Земной план существования; соотносится с Земным Миром, плотной физической субстанцией

3. БХУВАХ — Бхувар-лока; Эфирный план существования; соотносится также с Тонким (астральным) Миром; эфирной и астральной материей

4. СВАХ — Свар(га)-лока; Небесный план существования; соотносится также с Божественным (казуальным) Миром, субстанцией ментального и казуального планов,

5. TAT — То; Высшая Реальность, невыразимая в словах, и поэтому обозначаемая просто указательным местоимением; Брахман, Абсолют

6. САВИТУР — Савитара животворящая сила, скрытая за физической оболочкой Солнца

7. ВАРЕНЬЯМ — желанного; достойного всяческих устремлений и почитания

8. БХАРГО — Сияние; Свет (божественного Сознания); Слава

9. ДЕВАСЬЯ — Божественный, лучезарный, дарующий Милость

10. ДХИМАХИ — медитируем; созерцаем

11. ДХИЙО — Разум, буддхи, ум; ЙО — который, Он;

12. НАХ — наш; ПРАЧОДАЯТ — да направит (на путь истины); да озарит!;

Итак, дословный перевод

1. ОМ!

2. БХУР БХУВАХ СВАХа — Бхур, Бхувар, Свар-локи!

3. TAT САВИТУР ВАРЕНЬЯМ — На Того Савитара желанного

4. БХАРГО ДЕВАСЬЯ ДХИМАХИ — Свет божественный медитируем!

5. ДХИЙО ЙО НАХ ПРАЧОДАЯТ — Разум Он наш да озарит!

I. ОМ БХУР БХУВАХ СВАХ!

Произнося эти священные слова, читающий мантру, как бы мысленно соединяется с Творцом (Ом) и всем Творением (тремя мирами, в которых Душа проходит цикл воплощений) и преклоняется перед Ними.

II. ТАТ САВИТУР ВАРЕНЬЯМ БХАРГО ДЕВАСЬЯ ДХИМАХИ!

Во второй части, читающий мантру, помня о том, что высшей целью любых устремлений человека является Бог (Ишвара), концентрируется на Его безграничном Величии, Славе и Силе и ментально соединяется с Ним. При этом он представляет, как через Лучезарный Свет Солнца на него истекает Милость этого Высшего Существа.

III. ДХИЙО ЙО НАХ ПРАЧОДАЯТ!

Третья часть мантры представляет собственно молитву или просьбу-пожелание, в которой произносящий её просит Ишвару даровать ему просветление, пробудив его Божественную природу через озарение его разума (буддхи).

Практика мантры и её эффект

Лучше всего произносить мантру от 4 ч. до 8 ч. утра и от 4 ч. до 8 ч. вечера. Однако эту мантру можно произносить и в любое другое время: во время омовений, перед принятием пищи, ночью.

Как минимум её нужно повторять 3 раза. Так же можно читать её 3, 9, 11 или 108 раз. Важное значение придаётся правильности произнесения мантры. Каждое слово должно произноситься ясно и отчётливо с соблюдением пауз, соответствующего ритма и правильной интонации.

 

afinskay-tais.livejournal.com

Богиня гаятри

Лакшми является неотъемлемой творческой энергией Бога, его Шакти, без которой он не в силах что-либо проявить. Лакшми сама выбрала себе в супруги Вишну, повесив ему на шею свадебную цветочную гирлянду и став рядом с ним. Лакшми любит блеск, великолепие,  красоту, роскошь и предпочитает пребывать в компании богатых, процветающих людей.  Однако она постоянно благоволит и покровительствует надолго лишь тем, кто чтит ее супруга — Вишну. Вишну в данном случае есть само Абсолютное осознавание, Брахман.  «Чтить Вишну» в этом контексте означает пребывать в должной осознанности, в созерцательном присутствии.

БОГИНЯ ГАЯТРИ

Гаятри – всевышняя богиня. Ей поклоняются Брахма, Вишну, Шива и все остальные космические  боги. Эта Богиня гаятрибогиня пребывает в каждом без исключения человеческом сердце в форме лебедя. Если во  время медитации погрузиться глубоко внутрь, вы увидите лебедя, и это и будет богиня Гаятри. Лебедь – символ осознания Бога.

Говорят, если очень одухотворенно повторить Гаятри-мантру семь раз, искупишь все свои грехи и уничтожишь всю свою плохую прошлую карму. А еще говорят, что если очень одухотворенно повторить мантру десять раз, осознаешь Высшее, достигнешь осознания Бога.

И, наконец, если очень одухотворенно повторить ее семнадцать раз, пойдешь за пределы осознания Бога.

Наша философия тоже заключается в самопревосхождении. Но если прислушаться к тому, что утверждает по поводу Гаятри-мантры традиция, то выходит, что после осознания Бога приходит нечто совершенно неожиданное! Говорят, если повторить мантру семнадцать раз, освободишься от греха убийства коровы или брамина. Эти два греха считаются самыми тяжкими, так что их искупление поставлено по важности даже выше осознания Бога!

Опять-таки, причина этого кроется в отношениях между браминами и кшатриями. Кшатрии могущественны, поэтому брамины опасаются, что те могут их убить. Вот они и нашли тайный способ защитить себя!

vandadmitrieva.com

Энциклопедия Йоги. Йога — способ жизни на земле. > Мантры и Янтры > Гаятри Мантра

Гаятри Мантра

Om Bhur Bhuvah Svaha
Tat Savitur Varenyam
Bhargo Devasya Dheemahi
Dhiyo Yonah Prachodayaat

ОМ БХУР БХУВАх СВАХа
ТАТ САВИТУР ВАРЕНЬЯМ
БхАРГО ДЕВАСЬЯ ДхИиМАХИ
ДХИЙО ЙО НАх ПРАЧОДАЯаТ

Ом! Благо Земному, Тонкому и Небесному Мирам!
На лучезарный Свет Савитара (олицетворяющий божественную Славу Ишвары) медитируем!
Да озарит Он наш разум!

Одна из самых могущественных мантр, сохраненная до наших времен в древних священных писаниях человечества. Состоит из 24 слогов, взятых из гимна Риг Веды (III 62.10), авторство большей части которой приписывается риши Вишвамитре. Считается, что мантра содержит в себе всю сущность Вед. 

Регулярное повторение Гаятри мантры с верой, искренностью и преданностью, сосредоточенностью, ведет к очищению ума и тела, дарует мудрость, процветание, умиротворенность, озарение, устраняет все препятствия на пути, избавляет от страхов, опасностей, очищает карму, благословляет освобождением, а также приводит к развитию духовного разума. При правильном произношении мантры, ум практикующего может видеть истину без искажения, без наслоения сознания, позволяет развить интуицию. Независимо от пола, национальности и вероисповедания ее может произносить любой человек

 

 

Слово гаятри* употребляется в индуистских писаниях в трёх различных смыслах. Прежде всего, этим словом обозначается хорошо известная мантра, повторение которой является обязательной частью повседневной религиозной практики всех правоверных индуистов. Второе — это стихотворный размер, в котором написана эта мантра, и третье — богиня, олицетворяющая силу этой мантры.

1. ОМ — первородная звуковая вибрация, лежащая в основе Творения; символ Брахмана, а также Ишвары;

2. БХУР — Бхур-лока; Земной план существования; соотносится с Земным Миром, плотной физической субстанцией и Брамой;

3. БХУВАХ — Бхувар-лока; Эфирный план существования; соотносится также с Тонким (астральным) Миром; эфирной и астральной материей, а также с Вишну;

4. СВАХ — Свар(га)-лока; Небесный план существования; соотносится также с Божественным (казуальным) Миром, субстанцией ментального и казуального планов, также Махешварой;

5. TAT — То (им. пад.); Высшая Реальность, невыразимая в словах, и поэтому обозначаемая просто указательным местоимением; Брахман, Абсолют; также <здесь> — На Того (вин. пад.); может соотноситься как с Брахманом, так и с Ишварой;

6. САВИТУР — Савитара (род. пад. от Савитар); животворящая сила, скрытая за физической оболочкой Солнца, олицетворяющая Ишвару, который в свою очередь сам представляет Брахмана;

7. ВАРЕНЬЯМ — желанного; достойного всяческих устремлений и почитания (модальн. прилаг. или прич. долженств.);

8. БХАРГО — Сияние; Свет (божественного Сознания); Слава; может соотноситься с Шакти Шивы, а также Шакти Ишвары; то есть Гаятри Дэви;

9. ДЕВАСЬЯ — Божественный, лучезарный, дарующий Милость (род. пад. или прилаг. от Дэва).

Остальные слова, делящиеся на три группы, представляют вместе с девятью первыми словами 12 важнейших атрибутов мантры:

10. ДХИМАХИ — медитируем; созерцаем (глаг. в 3 л. мн. ч.);

11. ДХИЙО — Разум, буддхи, ум; ЙО — который, Он;

12. НАХ — наш; ПРАЧОДАЯТ — да направит (на путь истины); да озарит!; да дарует просветление! (субъюнктив).

Иконографически Богиня Гаятри изображается с пятью головами, т.е. пятиликой (панча мукхи). Ее пять ликов или аспектов, по словам Саи Бабы, соответствуют пяти частям мантры, а также пяти паузам (пранаямам).

Послушать Гаятри мантру

all-yoga.ru