Волею случая, оказались с супругой в Питере и провели прекрасно, ажно, цельный день. До полудня управились с обязательной частью поездки и всё остальное время до 22 часов вечера прибывали в исторической части города, гуляя по набережным и заглядывая по пути в колоритные местные заведения (типа "пирожковых"), в которых можно согреться, покушать и просто посидеть. Несмотря на нулевую температуру (когда вылетали в Челябинске было минус 15) и зимние одежды — всё равно долго на улице в комфорте не пробудешь, ибо зябко. Дык везде вода, пусть и замёрзшая местами. Гуляли вдоль Грибоедовского канала, вдоль Фонтанки, Мойки и спускались к Неве. Питер — город который влюбляет в себя с первого взгляда. Город — музей. Кругом памятники, мосты, дворцы, дворцы, дворцы и опять дворцы. Мягкая, лёгкая атмосфера. Узенькие тротуары вдоль старых стен и фасадов. Жители городы и туристы движутся в потоках кто — туды, а кто — сюды. Лица умиротворённые. В последний раз бывал здесь в 2006 году.


ошло 12 лет — город похорошел, помолодел. Подавляющее большинство зданий покрашено и отреставрировано, многие в процессе реставрации. Улицы и проспекты украшены несметным количеством предновогодних огней и фонариков. Много молодёжи. Отобедать зашли в «Пирожковую», что на Садовой аккурат напротив «Университета промышленных технологий и дизайна». Время было обеднее, пирожковую наполнили студенты и интеллигентного вида бабушки. Всё вкусно, приготовлено здесь же в пекарне: хачапури, расстегаи, кулебяки, слойки, супы, разнообразные пирожки, пироги и прочее — всё свежее. Наелись от пуза и пошли гулять дальше, через Сенную площадь вдоль Гостинного двора до Невского проспекта. Тамочки мы согрелись и попили морс с тортиками в пирожковой-кондитерской «Метрополь». Вышли, свернули на Невский и увидели будочку с надписью «экскурсионное бюро». На часах было около четырёх после полудня, однако до выезда в аэропорт оставалось ещё 6 часов. К нам тут же подошла экскурсовод и предложила обзорную полуторачасовую вечернюю экскурсию по исторической части города с сезонной скидкой как для студентов. То тут, то там уже начинали загораться вечерние огни, мы согласились и нисколько не пожалели.

yurvit.com

Что такое мантры?

Считается, что мантры — это индуистские аналоги западным молитвам и заклинаниям. Чтобы они работали, необходимо выполнение некоторых условий.


В «Атхарва-веде» упоминаются случаи чтения мантр для вызова дождя. Эти ритуалы по своему содержанию напоминают аналогичные, проводимые шаманами различных племен по всему свету.

Все классические тексты первоначально взяты из Вед, однако в современных течениях индуизма, которые появились в середине прошлого столетия, были созданы собственные молитвы, которые поются только в данном конкретном учении.

У разных мантр есть свое назначение. Существуют лечебные тексты, которые читаются врачами аюрведы перед больным, защитные мантры поются детьми, а также перед важными событиями, для духовного роста, для очищения сознания, для обращения к богам за помощью и так далее.

Всего существует пять типов священных текстов.

Первый вид называется Дхьяна-мантры. Они используются для медитации, когда в уме практикующего вызывается определенный образ, то есть произнося этот текст, человек концентрируется на образе божества.  С помощью подобных мантр обращаются к высшим силах за помощью, благословением, просьбой.

Ко второму виду относятся Биджа-мантры. «Биджа» в переводе с санскрита значит «семя». Этот тип молитв считается основой для всех остальных ведических песнопений. Они широко известны практикующим по всему миру: «Ом», «Шраум», «Хрим», «Хрум».

Третий вид называется Стути или Стотры. Это храмовые молитвы, славящие различных божеств, рассказывающие о именах богов, их поступках, силе.


Четвертый тип — Пранама-мантры. «Пранама» на санскрите — это «имя». С помощью этих молитв поклоняются. Их читают в храмах, обращаясь к богам, а также в них обращаются к своему духовному учителю.

Гаятри-мантры — последний пятый вид. Считается, что в совершенстве овладеть пением этих текстов может не каждый, а только самые одаренные. Считается, что эти секретные тексты опытный ученик получается от своего духовного наставника, чтобы подняться на новый духовный уровень.

Раньше в Индии гаятри-мантры передавались только избранным ученикам, так как обычные практикующие просто не могли их понять.

Из истории «Ом Намах Шивайя»

Ом намах Шивая (oṃ namah śivāya IAST Деванагари: ॐ नमः शिवाय, Каннада: ಓಂ ನಮಃ ಶಿವಾಯ, Малаялам: ഓം നമഃ ശിവായ, Тамильский: ஓம் நம சிவாய, Телугу: ఓం నమః శివాయ, Бенгали: ওঁ নমঃ শিবায়, Гуджарати: ૐ નમઃ શિવાય, Пенджаби: ਓਮ ਨਮ ਸ਼ਿਵਾਯ Ом. Поклонение Благому) — одна из важнейших мантр в индуизме. Наравне с Гаятри и Махамритьюмджайа-мантрой является одной из древнейших мантр индуизма
Википедия

Считается, что этот священный текст расположен в самом сердце Вед. Поэтому индусы называют его «сердцевиной воспевания Бога» В нем обращаются не к богу-разрушителю Шиве, а к Мировому Духу (Параматман).

Как и в любых других мантрах, в практике «Ом Намах Шивайя» важно точно соблюдение всех звуков.

Точного перевода этого текста до сих пор не существует. Считается, что каждый учитель объяснит значение своему ученику, передавая смысл ни словами, а состоянием, тем самым «настраивая» ученика. В каких случаях используется данная мантра? Чаще всего ее поют перед началом практики медитации, перед занятиями йогой, а также как часть практики пения мантр.


Значение «Ом Намах Шивайя»

Разные школы индуизма по-своему объясняют смысл этой великой мантры.
Например, в адвайта-веданте считается, что этот текст говорит о том, как схожи Высший Дух и душа человека. Таким образом, приверженцы этого направления считают данный священный текст одним из главных обращений к Высшему Духу.

А в школе бхакти, где основной задачей ставится преданность Шиве, «Ом Намах Шивайя» переводят, как «весь этот мир, живой и неживой, принадлежит не мне, существует не для меня, а для Шивы». Подобное толкование по-своему напоминает аналогичное из христианства: «Да будет воля Твоя… ибо Твое есть Царство и сила и слава…». В этом направлении индуизма данная мантра считается универсальной, ее начинают и заканчивают различные духовные практики.

В йоге значение этого священного текста переводят, как «все вокруг иллюзорно, все Майя, реальны только Свет и Дух». Йоги используют эту мантру в практиках, нацеленных на духовный рост.

grimuar.ru

Разные названия мантры «Ом намах шивайя»

Мантра ом намах шивайя – состоит из трех слов, которые символизируют богов:

  • Шива;
  • Джива;
  • Шахти.

Все они члены, принадлежащие к единой и неделимой Изначальной семье.

Мантру ом намах шивайя также называют по-другому.«Панча Кшара» и «Агхора мантрой».

Есть несколько переводов молитвы. Первое – толкование джаняни. В переводе слово «намах» означает ограниченную человеческую душу. Слово «шива» — дух мира.

Структура мантры

Она означает «я поклоняюсь Шиве». Шива высшая реальность, внутренней сущности. Это имя, дано сознанием, которое живет во всем.

Согласно индуистской мифологии существует три Бога, которые управляют этим миром:

  • Брахма – тот, кто создает Вселенную;
  • Вишну Бог, который сохраняет Вселенную;
  • Шива — в конце разрушает вселенную.

Среди трех божеств, Шива хотя и считаются разрушителем, а также символизируют — внутренний мир, который остается неизменным даже после того, как все закончится.

В этой мантре певчий (тот, кто повторяет мантру) поклониться Шиве проявляет свою истинную сущность.


Ом намах Шива является очень мощной. Как уже было сказано об этой мантре, если она вибрирует постоянно в вашем сердце, то вы не имеете нужды, выполнить аскезу, медитировать, или практиковать йогу.

Чтобы повторить ее, вам не нужны никакие ритуалы или церемонии, вы не должны медитировать в благоприятное время или в определенном месте. Эта мантра, свободна от всех ограничений. Она может быть повторена всеми: молодыми или старыми, богатыми или бедными, и независимо от того, в каком состоянии человек находится, он не будет очищать его.

Слушать ее можно множество раз, ее мелодичные плавные звуки манят и успокаивают.

Сам Шива так трактует мантру: «Божественный свет с ее помощью вдруг проникает в душу и все окружающее». «ОМ» — корневая мула мантра благодаря ей можно достичь всех наслаждений и конечного Освобождения…

Окончание «йа» указывает на идентичность по отношению к Дживе и Парам Атману. Слог «Ом» – это символ разрушения «Майи» — означает иллюзию.

Как правильно слушать мантру?

Слушать молитву необходимо для того, чтобы соединиться с 5 первоэлементами:

  • огнем;
  • водой;
  • воздухом;
  • землей;
  • акашей (субстанцией характеризующей пространство).

Приблизительно перевести слово «акша» можно словом «эфир». Следующее определение «акша» – это первоначальный импульс. Мантра шивайя — это ипостась Шивы – Панча Мукха или Панча Нана (Обладающего пятью ликами).


Еще одним плюсом является, то, что слушать «ом намах шивайя» можно без предварительного посвящения.

В книге «Катехизис индуизма» автор обязывает индуистов слушать по следующим причинам. В интуитивном знании шивизма Аум кроется вся загадочная сила их воздействия. Эта музыка познания мира призвана спасти душу от излишних оков ума. Мантра олицетворяет любовь, жизнь, действие, повторяя ее можно ощутить взрыв мудрости внутри себя.

Передавать – это не значит просто слушать ее перевод, ученик должен прочувствовать ее настроение через себя, но сделать это самому очень сложно, если же ученику помогает учитель через создание нити сострадания. Между учеником и учителем должна произойти совместная настройка. Он может передать ученику умственный и душевный настрой. Также понять смысл через объяснение составляющих частей молитвы и их взаимосвязи.

nagadali.ru

Из истории

Шива принадлежит к числу трех главных богов индийского пантеона, которые управляют вечным циклом творения. Брама отвечает за создание мира, Вишну служит хранителем, а Шива разрушает старый мир, чтобы расчистить пространство для нового цикла.


Вместе с тем Шиву нельзя считать злым богом или некой темной силой вроде Сатаны в христианстве. Напротив, имя его в переводе с санскрита означает «благой» либо «милостивый». Он разрушает материальные миры, этим самым подчеркивая иллюзорность материи и вечность мира духовного.

Правильнее воспринимать это божество в единстве тримурти – триады индийских богов. В сущности, Шива – это лишь один из ликов Верховного Творца, который поддерживает божественный порядок во Вселенной. Некоторые ответвления индуизма рассматривают Шиву как изначального мужа и не видят разницы между ним, Брахмой и Вишну.

Шиву воспринимают как мужское начало Вселенной, а его супругу Шакти – как женскую созидательную ипостась. Кроме того, Шива известен как великий мастер йоги. Согласно древней легенде, он практиковал 330 миллионов асан. Немалую роль сыграл Шива и в возникновении практик медитации. Ему приписывают создание священной мантры ОМ и древнего языка санскрита.

Мантра ОМ НАМАХ ШИВАЙЯ – это молитва, обращенная к Шиве. В индийских религиях эта мантра пользуется особым почитанием. К тому же она принадлежит к числу древнейших сакральных текстов. Она входит в состав Яджур-Веды, древнего собрания мантр, гимнов и ритуалов. Ее называют Агхора-мантра, то есть мантра бесстрашия.

В этом видео представлена небольшая лекция о том, кто такой Шива:


Значение

Мантра ОМ НАМАХ ШИВАЙЯ состоит из двух самостоятельных частей. Универсальный звук ОМ и пятислоговая (Панчакшара) мантра. В индуизме и шиваизме существует множество школ, каждая из которых толкует значение священного стиха по-своему.

Начнем с буквального перевода. ОМ имеет смысл вечного божественного начала. НАМАХ подразумевает поклонение, уважение и почтение. ШИВА – милостивый Господь. ЙЯ указывает на единство индивидуальной души и универсального духа. Общий смысл стиха «О, великий Шива, моя душа поклоняется твоей милости!»

Есть расшифровка, которая вкладывает в каждый слог названия 5 элементов, составляющих мироздание:

  • НА (земля);
  • МАХ (вода);
  • ШИ (огонь);
  • ВА (воздух);
  • ЙЯ (эфир).

Еще один вариант смысла открывается, если рассматривать три слова как три ипостаси единого Бога-творца (тримурти). В этом смысле ОМ НАМАХ ШИВАЙЯ воплощает весь процесс творения, в котором Шива играет важную роль. Также в трех словах можно видеть неразрывную связь Шивы, его женской половины Шакти и Дживы (так называют бессмертную субстанцию, или индивидуальную душу всех живых существ). Таким образом, произнося мантру, человек заявляет о своем единстве с Создателем.

Можно также говорить, что ОМ НАМАХ ШИВАЙЯ представляет собой формулу мироздания, великий Абсолют в проявленной и непроявленной форме.

Правила чтения


Для медитаций, которые привязаны к какой-либо мантре, существует традиция повторений, кратных числу три. Наиболее эффективный результат дает 108 повторений – это классический круг джапа-медитации. Хорошим подспорьем для практики послужат четки, которые в индийской традиции имеют название джапа-мала. Поклонники Вишну пользуются четками, изготовленными из дерева нима либо туласи. Однако у шиваитов другая традиция. Они считают, что четки должны быть из сухих плодов растения рудракши, потому что ими пользовался сам Шива. Такую джапа-малу можно всегда носить, как бусы, на шее. Также четки можно хранить в специальном мешочке.

Впрочем, если такие четки найти не удалось, подойдут четки из любого материала. Главное, чтобы они помогали вам придерживаться счета во время медитации.

ОМ НАМАХ ШИВАЙЯ принадлежит к числу мантр, которые не требуют посвящения в духовную традицию. Ее разрешено использовать для медитации всем желающим, и не важно, какую религию исповедует человек.

Существует четыре вида практики для мантры ОМ НАМАХ ШИВАЙЯ. Ее можно:

  • внимательно слушать в записи;
  • проговаривать в полный голос;
  • произносить шепотом;
  • повторять про себя.

Новичку на первых порах следует послушать разные исполнения мантры и выбрать наиболее созвучное собственной душе.

Через неделю переходите к громкому проговариванию или пению священного стиха. Старайтесь произносить текст выразительно и отчетливо, концентрируясь на звучании своего голоса. Представьте, что вибрации проникают в ваше сознание, заставляют откликаться все тело на сакральный звук.

Проговаривание в полный голос позволяется лучше сконцентрироваться на звуковых вибрациях и дисциплинирует ум, очищая его от посторонних мыслей. Другим подспорьем может послужить визуализация цветов, связанных с чакрами, либо сосредоточенность на Аджна-чакре («третьем глазе»).

Полный круг медитации состоит, как говорилось выше, из 108 повторений. За один раз нужно пройти круг целиком, не прерывая его на середине, иначе все ваши старания сведутся к минимальному результату. А вот общее количество кругов неограниченно. Было бы время и личное желание. На Youtube можно найти записи длительностью в четыре часа и более. Но есть и короткие записи.

Красивое исполнение мантры ОМ НАМАХ ШИВАЙЯ:

После того как освоили пение в полный голос и почувствовали, как воздействует мантра на вас, можно переходить к следующему этапу практики: повторению древней молитвы шепотом либо про себя. Это не совсем простая задача, поскольку в тишину начинает вторгаться поток непрошеных мыслей. Поэтому начинать можно вслух, а когда ум успокоится, переходить на шепот, а затем на молчание.

Петь или проговаривать мантру ОМ НАМАХ ШИВАЙЯ можно на прогулках. Желательно выбрать безлюдное место, чтобы никто не мешал вашей практике.

Еще один вариант исполнения мантры Шивы, который можно просто слушать:

Что дает регулярное повторение

Древняя мантра ОМ НАМАХ ШИВАЙЯ обладает магическим свойством влиять на ум практикующего. Она останавливает поток неуправляемых мыслей, очищает сознание, выводя его на новый уровень восприятия. Сознание расширяется до пределов Вселенной, становится более тонким и ясным, поскольку греховные желания, мрачные мысли и негативные эмоции уходят прочь.

Этот священный стих неслучайно причисляют к разряду Маха-мантра («маха» на санскрите значит «великий»). Пять слогов обращения к Шиве несут в себе могущество всей триады верховных богов Индии, в них заложена энергия Творца в разных ипостасях.

Соединение сакрального звука ОМ и Шива-мантры многократно усиливает молитву. ОМ адресован Великому Абсолюту, который китайцы называют Дао. Он не имеет формы и находится вне времени и пространства. Это Всевышний в непроявленной форме, недоступной человеческому сознанию. НАМАХ ШИВАЙЯ – обращение к личности Шивы, который соединен с Шакти. Таким образом, мантра воспевает все аспекты Создателя, помогая постигать Бога на недоступном для нас высшем уровне. Поэтому ее можно назвать одной из самых действенных молитв.

Текст Шива-пураны («пурана» значит «древняя былина») утверждает, что мантра Шивы обладает таким могуществом, что в один миг может разрушить мир и столь же скоро вернуть его в прежнем облике.

Еще одной важной функцией мантры является защита человека от различных опасностей и неприятных ситуаций. Маха-мантре Шивы приписывают свойство оберегать душу человека даже в астральном мире или в сновидениях. Злые духи, услышав звуки мантры, непременно отступят и не станут причинять вам вред.

Регулярное повторение мантры Шивы дает такие результаты:

  • она исполняет ваши сокровенные желания;
  • притягивает возможные блага в вашу жизнь;
  • приносит покой вашей душе;
  • приводит в порядок мысли;
  • способствует открытию «третьего глаза»;
  • мантра активирует спящие участки мозга, включает ясновидение, телепатию и другие паранормальные способности;
  • вы получаете покровительство и защиту Шивы;
  • молитва может принести любое из 10 тысяч благословений (физическое здоровье и сила, удача в делах, благополучие, мудрость, понимание и т. д.);
  • вам открывается доступ к высшему пониманию реальности.

Послесловие

Мантра ОМ НАМАХ ШИВАЙЯ существует на Земле со времен глубокой древности. Возможно, она появилась на заре человечества. А значит, многие тысячи лет она помогала йогам в их духовной эволюции. Вы также можете взять на вооружение Шива Маха-мантру и с ее помощью не только трансформировать свою личность, но и коренным образом поменять судьбу. Главное – регулярно практиковать мантру и верить в себя.

potystorony.ru

॥ ॐ नमः शिवाय ॥

«Дословно» эту мантру переводят как «Поклоняюсь» (नमः – намах) «Шиве» (शिवाय – Шивайа). Или, если использовать более привычные нам формулы, «Да здравствует Шива!». Не знаю как вы, а я, когда первый раз услышала такой перевод, подумала: «Всего-то? Так просто? И почему же говорят, что эта мантра такая великая?» Оказалось, что знающие люди видят в этой мантре бездну смысла.

Существуют различные философские школы, относящиеся к шиваизму, поэтому и великую мантру Шивы толкуют разными способами. Эти толкования не противоречат друг другу, а лишь отражают философские предпочтения различных людей. К тому же все они сходятся в том, что в отличие от других мантр, дающих человеку преходящие ценности (благосостояние, таланты, богатство, любовь) эта мантра дает знание того, что вечно.

Эту мантру часто рассматривают без первого слога ॐ («ом»). В таком случае говорят, что ॐ усиливает воздействие мантры. А в пяти слогах «на-ма-ши-ва-йа» заложено единство души и Бога, дживы и Шивы. Дело в том, что каждое слово (в любом языке) является лишь символом, который ассоциируется с неким объектом, вызывает в уме некие представления об этой объекте. В этой мантре слово «намах» (नमः) ассоциируется с человеком – частичкой. Слово «шива» (शिव) означает Господа – целое, дает способность представить Его себе. Слово «айа» (अय) обозначает взаимосвязь человека и Бога, части и целого. Таким образом эта мантра дает знание того, что такое человек, Бог, и каковы их отношения.

Если использовать другую терминологию (характерную для адвайта-веданты), то слово «намах» (नमः) обозначает ограниченную человеческую душу (дживу, जिव). Слово «шива» (शिव) обозначает Мировой Дух (Параматман). Слово «айа» (अय) обозначает идентичность. То есть мантра говорит о том, что человеческая душа и Высший Дух одинаковы, имеют одну природу. Вспоминается еще одна великая мантра – «тат твам аси» («ты есть То»). Разными словами, но мантры говорят об одном и том же.

Мантру «ом намах шивая» (ॐ नमः शिवाय) называют также обращением к Шиве. То есть человек, который хочет призвать Шиву, должен произносить это выражение. Это примерно как если вы хотите позвать человека, который приносит в ресторане еду, то стоит обратиться «Официант!». На «Эй, ты!» человек может и не придти. А если позвать «Василий, идите сюда!», то человек может не понять, что обращаются к нему, даже если его и действительно зовут Василием. Вобщем, как всегда – если хочешь что-то получить, то нужно знать не только кто может это дать, но и как правильно это обратиться, чтобы твое желание исполнили. Только тот, к кому обращаются этой мантрой, приносит не еду, а нечто другое – радость (ананду). Кстати, санскритское слово «шива» означает «счастливый, удачливый, процветающий». Поэтому говорят, что мантрой «аум намах шивайа» призывают не Бога-разрушителя из индуистской троицы, а сущность, которую описывают как «вечность-сознание-блаженство» (сат-чит-ананда), то есть Пара-Брахман.

Шиваитские школы, ставящие во главу угла преданность Шиве (бхакти), используют другой вариант толкования мантры. Слог ॐ означает «весь мир, живой и неживой». Слово «намах» (नमः) – это сокращение от «на мама» (न मम) – «не мой», «не для меня». Слово «шивайа» (शिवाय) означает «для Шивы». Мантра в целом переводится так: весь этот мир, живой и неживой, принадлежит не мне, существует не для меня, а для Шивы. Шива творит, Шива играет в этом мире. Я ничего не делаю, это Шива совершает все поступки. А я – лишь инструмент, при помощи которого Шива наслаждается миром. Так при помощи мантры происходит посвящение окружающего мира Богу. Произнося «ом намах шивайа», человек преподносит Господу все, что видит, слышит, все запахи, вкусы, прикосновения, а также все чувства и настроения. Повторение мантры становится тренировкой в посвящении себя Богу, что в конце концов приводит к духовному освобождению. Такое толкование довольно близко к христианскому «…да будет воля Твоя… ибо Твое есть Царство и сила и слава…» Не так уж они и различны – христианство и индуизм.

Пранава, священный звук ॐ означает неописуемый Высший Дух, с точки зрения которого не существует различий, нет мира, состоящего из разных признаков и названий. А пять слогов «на-ма-ши-ва-йа» обозначают Дух, проявленный в мире. Он принимает разные формы, откликается на разные имена. Таким образом мантра «ом намах шивайа» пробуждает в человеке знание обоих аспектов Божественного: неописуемого Высшего Духа и мира, как его вещественного выражения.

Великая мантра Шивы вездесуща, она неотделима от тела человека, повторяющего ее. Спросите, как? С пятью слогами «на-ма-ши-ва-йа» связаны пять элементов (земля, вода, огонь, воздух и эфир), пять чакр от муладхары до вишуддхи, пять чувств (обоняние, вкус, зрение, осязание и слух), пять органов восприятия и пять органов действия. ॐ связан с мыслительной деятельностью и умом. Слог ॐ совершенен, он неотделим от тела и присутствует во всей коже. Слог «на» (न) – в крови, «ма» (म) – в мышечных тканях, «ши» (शि) – в жире, «ва» (वा) – в костях, «йа» (य) – в костном мозге. А вся шестислоговая мантра – в сперме. В муладхара-чакре обитает энергия (шакти), которая выражается слогом «на» (न). В анахате живет энергия слога «ва» (व), в вишуддха-чакре – энергия слога «йа» (य). Энергия великого слога ॐ обитает в аджня-чакре.

Написано на основе текстов «Сиддханта Шикхамани» и «Анубхава Сутра».

veerashaiva.ru