————

Одна из трактовок рельефов на каменных стенах неолитических гробниц в виде концентрических колец (волновые круги) — «погружение в воды смерти».

С представлением о загробном мире, отделённом от мира живущих, ограничивающими его морем или рекой, связываются многочисленные изображения (в виде насечек) кораблей (мертвецов), доставляющих мертвых в иной мир.

Смерть-уничтожение навсегда связывалась с возобновлением, эволюцией. Это объединяет символику смерти с символикой матери и объясняет позу зародыша, придаваемую мертвецам в доисторическую эпоху (ожидание возрождения, нового отправления по дороге жизни).

Смерть солнца, за которой следует его возрождение, подобно смерти и возрождению зерна в течение одного года и в более широком смысле — божества земледелия,— стала символом смерти и возрождения человека:


Кецалькоатль, мексиканский бог маиса и планеты Венеры, который периодически умирает и воскресает;
Осирис в Египте, солнечный бог (ему уподоблялся усопший, которого он сопровождал на небо), стал гарантом бессмертия человеческой души.

Эти представления об исчезновении-уничтожении воплощают смерть-посвящение, которая заключается в переходе от несовершенного состояния к совершенному. В обрядах инициации тьма смертная испытывается прежде, чем родится новый человек, произойдет воскресение и реинтеграция.

Смерть для живущих на земле предшествует духовному возрождению.

Смерть также является заменой одного способа существования на Другой, воссоединением тела с землей, а души с духом.

Аллегорические изображения Смерти как окончательной действительности часто намеренно пугающие. Религиозный символизм изменяет образ смерти, предлагая возможность ее восприятия как неотъемлемой стадии существования личности, во время которой происходит вознесение к бессмертию. Символика страха и надежды иногда проявляется одновременно.

Боги загробного мира, которым подчиняется Смерть, использовали этого ужасающего помощника, чтобы доставлять души в свои владения. Однако сами они необязательно имели п угающее обличье.

Причина смерти во многих мифах: ошибка или злобная мстительность божества; гнев божества, раздраженного непослушанием и грехами человека; зависть умершего родственника, или друга к тому, кто остался жить.


«Запад» у египтян — Гадес, Аменте, страна мертвых, расположена на закат Солнца от Нила, Страна Заката, Страна Мертвых.

Смерть — предел пределов, приношение жертвы. Например, при самоубийстве, которое стало результатом стресса или мучительных болей при смертельной болезни. Так поступали: Геракл, Пирам и Тисба, Катон Младший, Дидона, Лукреция, Клеопатра, Иуда, Сенека Младший, Тристан и Изольда, Ромео и Джульетта, Вертер… Или, скажем, насильственная смерть в юности, как у Ахилла, Антиноя из Вифинии, Бальдура, Сигурда… К этому ряду можно отнести «святого царя», который, по воле богов, не мог умереть естественной смертью, ибо это повлекло бы за собой неурожай. Его добровольная смерть, как жертва, заполнила почву телом царя, кровь его вырезанных гениталий оплодотворила землю, а царица и царевичи, вкусив похлебку из тела отца и мужа, способствовали магическим путем плодородию земли.

Убийство неузнанных родственников, как это в трагедии об Эдипе, — тема для проповедей в христианстве, для многих художественных произведений.

Персонификация смерти: Смерть — отсутствие выбора, полная беспощадность, смерть не выбирает.

Ритуал по случаю смерти хозяина дома: завешиваются тканями все зеркала, выносят наружу домашних животных, скоту сообщается о смерти хозяина, останавливаются часы, гасится свет. Рядом с усопшим необходимо бодрствовать всю ночь. Погребальный звон в церкви прогоняет злых духов, если умирающих мучается последние минуты, то раскрываются все замки и развязываются все узлы, умирающего кладут на земляной пол или выносят на гумно (Мать Земля была богиней рождения и смерти).

[править]

  • разлучница, конечность всего.
  • посвящение, наказание.
  • избавленье.
  • невидимый аспект жизни,
  • всезнание, поскольку мертвые все видят

Смерть символизирует уравнивание всех положений и состояний. Невозможность какого-либо выбора, беспощадность, минуту, скорость; тайну природы, конец путешествия, конец эпохи, врата жизни, переход из одного состояния в другое, начало, путешествие, вечный сон, великое пробуждение, мудрость тела, отделение души от тела; тень, Закат, Запад, долину мрака, вечную ночь, сестру Ночи и Сна; невозвратную волну, страж Ада, неведомую страну; Царицу ужасов и страхов, нежеланный уход, кражу, долг, Судьбу, фатальность, лицо Судьбы, утрату рассудка, разума; посвящение, милость, Великого лекаря, панацею; дар, жнеца; разлучницу, дружбу, радость, избавление… возрождение

тленность,
непостоянство бытия,
но также и откровение.

Смерть — царствование. Смерть — мудрость тела. Смерть — вражина, злодейка. Смерть возвращающаяся — вечная гибель, смерть души после смерти тела. Смерть — переселение в неведомый мир: Рай, Ад, чистилище. Смерть — уравнитель всех положений, достоинств и санов. Смерть — врата жизни, через которые человек уходит. Смерть — скорость, насилие, произвол, сумятица, внезапность. Смерть — сестра Сна. Смерть — радость. «Смерть была огромной радостью («Агамемнон» Ахилоса). Смерть — долг. Смерть — зло. Смерть — пугало. Смерть — наказание; дар, милость. Смерть — аспект ненадежности и эфемеричности всего сущего — кто-то всегда должен уйти, чтобы освободить место для другого.

[править]

Атрибуты: Наиболее «непосредственные» символы смерти — скелет и череп, кости.


  • коса (серп) — орудие «обрезающей жизни» смерти;
  • лук и стрелы — смертельное оружие, символ внезапной смерти;
  • песочные часы (см. Хронос) — указание ограниченный срок человеческой жизни.

В Европе символическим цветом смерти является черный, в Восточной Азии — белый (см. Лилия).

  • Чёрное животное, часто — ездовое, напр. конь, верблюд.
  • гость неожиданный
  • могила, кипарис, скелет, череп и скрещенные кости, всадник Апокалипсиса на «бледном» коне, погашенный факел, опрокинутый верхушкой вниз, урна с пеплом, плакучая верба, развалины, руины, венок из плюща, расколотая колонна, сноп пшеницы и серп, пепел и пыль, нетопырь, лебединая песня, затмение, виселица, мумия…
  • змея, саван, накидка, лев, скорпион, пепел, барабанщик.
  • танцор, иногда очаровательной девушкой (в индуизме).

Символы смерти включают скелет, могилу, череп, фигуру, укутанную в черный плащ (как, например, греческий бог Танатос).


западной традиции со смертью ассоцииру ется черный цвет, в восточной — белый. Смерть изображали также и в виде бьющей в барабан или танцующей фигуры. Более приятным символом была женщина в черной накидке или мусульманский Исрафил — ангел Судного дня. Корабли или лодки часто изображают средства передвижения, на которых души перевозятся в загробный мир. Цветы Смерти — мак и нарцисс; деревья Смерти — кипарис и плакучая ива. Множество других символов также могут иметь связь с трауром, погребением, среди них и венок — знак вознаграждения, ожидающего покойного на небесах. Плакучая ива — в романтизме. в виде скелета, возможно в плаще с капюшоном, и держащая КОСУ или ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ — атрибуты, общие у нее с ОТЦОМ-ВРЕМЕНЕМ. стреляет в свои жертвы стрелами — по-видимому, аллюзия на чуму, традиционно считавшуюся переносимой на наконечнике стрелы. Иногда Смерть держит в руках песочные часы, символизирующие отмеренное время жизни. Князь Смерти часто изображается как скелет с мечом, косой, серпом и часами. Запад Смерть — всадник Апокалипсиса на «бледном коне» Смерть изображалась в виде скелета с косой и песочными часами, занесшего косу над парой влюбленных.

Древо Познания как символ смерти. Книжный знак. Франкфурт, 1531 г.

См. также:

Сцены смерти

Мнимая смерть
Молитва за умерших
Возрасты человека
Ars morendi
Отец-Время
Суета
Череп
XIII карты

Пляска смерти
Встреча трёх умерших с тремя живыми

[править]

В этрусском погребальном искусстве место кораблей мёртвых заняли прежде всего дельфины-перевозчики душ на острова блаженных. Позднее на первый план вышли ужасающие демоны смерти: Хару (Харун) с молотом, похожим на двойной топор, и Тухулка со змеями в руках, внешне напоминающий черта.

На античных надгробных камнях наряду с изображениями самих умерших представлены:

  • плакальщицы с покрытыми головами — часто,
  • гения-покровителя с опущенным факелом — реже,
  • коробочки мака — символ сна, атрибут Сомнуса и Танатоса.

Смерть в пантеоне Олимпийском — божество Танатос; боги, которые несли смерть: Зевс, Афина, Аполлон, Артемида, Арес, Гадес, Геката, Персефона.

[править]

Друиды полагали, что бог смерти (ирландский Донн) был также и создателем жизни.

[править]

Шива — бог Танца и Смерти.

[править]

Ангел смерти (в теологии иудейской и мусульманской) — Азраил, который отделяет душу от тела, и служит Богу, как посол. Смерть (в иудейской традиции) — наказание, наложенное Богом на Адама и Еву и их потомство за первородный грех. Смерть — соединение с предками, отцами. «И скончался Авраам, и умер в старости доброй, престарелый и насыщенный жизнию, и приложился к народу своему».


Смерть в котле — горькая зола. «И налили им есть. Но как скоро они стали есть похлебку, то подняли крик, и говорили: смерть в котле, человек Божий! И не могли есть» (Четвертая книга Царств 4: 40). Но пророк Елисей сдобрил похлебку мукой!

Смерть — царь ужасов (Иов 18: 14).

Смерть — тень. «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мною; Твой жезл и Твой посох — они успокоивают меня» (Псалом 22: 4). «В последнюю минуту перед смертью, она раскинет над тобою тень» («Дистихи» Катона?).

[править]

В позднем средневековье скелеты в сценах плясок смерти обычно символизируют справедливое уравнивание в ней судеб.

Старинным символом корабля смерти является «корабль церкви» с якорем и крестом (в качестве мачты), над которым, словно над Ноевым ковчегом, парит голубь (который должен вести в рай).

Встречается также оливковая ветвь как символ мира, и указывающие на воскресение символические животные — улитка (которая спит в доме-«могиле») и бабочка; венок символизирует плату за блаженную жизнь на небе.

Средневековый человек осознавал близкое присутствие смерти в своей каждодневной жизни с такой остротой, какая не знакома западному человеку сегодня. Примерно двадцать пять миллионов человек считалось умершими в эпидемиях чумы в XIV веке. Смерть не взирала на чины и звания: молодой и старый, папа и император точно так же, как и безвестный плебей, любовник или воин — всех в равной степени подстерегала смерть, являвшаяся без предупреждения. Это равенство перед смертью нашло отражение в нескольких темах в искусстве.


В средние века эпидемии заразных заболеваний сметали с лица земли тысячи и миллионы людей всех уровней — от последнего серва до самых высоких вельмож, герцогов, королей и даже пап.

[править]

В исламской мифологии смерть человека символизирует ангел смерти Израил (Азраил), который стоит рядом с троном Аллаха и указывает на древе жизни листья с написанными на них именами л юдей, которых Аллах обрекает на смерть (поэтому соответствующие листья падают вниз). После этого ангел смерти посещает каждого человека и объявляет его умершим, принимая при этом различные образы:

«Адаму он явился в образе козла, Аврааму в образе дряхлого старца, Моисею в образе бодрого мужчины».

Бельтц, 1980

Ангел смерти Израил, не упоминаемый в Коране по имени, является тем, кто при создании человека доставляет необходимые для этого семь разноцветных видов земли, а сама земля при этом получает обещание со стороны Аллаха, что после смерти человека ей будет возвращена его плоть. Ангел смерти (в теологии иудейской и мусульманской) — Азраил, который отделяет душу от тела, и служит Богу, как посол.

[править]

Смерть ветхого человека Алхимия отмечает этот переход появлением черного цвета, символизируемым вороном Сатурна, образом созидательной энергии, основы индивидуального эгоизма в начале процесса Великого Делания: это смерть для мира и его пустотности.

[править]


В гадании по снам: если приснится чья-то агония — сон для умирающего, возможно сильное ухудшение здоровья, предупреждение. Увидеть во сне покойника — к дождю.

[править]

смерть в обрядах франкмасонства, символизируемая пребыванием в кромешной тьме похоронного склепа или Кабинета раздумий, смерть старого человека в результате его работы над собой.

[править]

Смерть — название XIII карты старших арканов Таро.

[править]

Сны о смерти в основном касаются самой личности сновидящего: речь может идти об исчезновении стереотипов поведения, о замыслах, идеях или чувствах, утративших былое значение. Смерть знакомого человека означает, согласно Юнгу, мистическое обособление от него, конец отношений с ним.

[править]

Смерть в классической традиции изображалась, как белый младенец рядом с черным младенцем-близнецом. Они спят в полулежачем положении, со скрещенными ногами.

Аллегорические образы представляют ее в виде Хроноса с косой или серпом, орудием жатвы, символом смерти и новой надежды на урожай.

Смерть в средневековой традиции иногда изображалась в виде вооруженной женщины с крыльями нетопыря, с когтями ястреба и распущенными волосами; а то, как скелет, наполовину прикрытый бархатным плащом с богатым золотым шитьем.


Фигура Смерти, предстающая в виде скелета, возможно в плаще с капюшоном, и держащая КОСУ или ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ — атрибуты, общие у нее с ОТЦОМ-ВРЕМЕНЕМ, — обнаруживается в иллюстрациях к «Триумфам» Петрарки (см. ТРИУМФ); эти иллюстрации стали появляться в первой половине XIV века.

С этого времени Смерть изображается во множестве аллегорий. Она настигает любовную пару (мужчина тщетно пытается пронзить ее своей шпагой). Ее можно видеть (особенно в немецком искусстве) забирающей ничего не подозревающую обнаженную женщину, занимающуюся своим туалетом: Смерть старается обольстить ее, давая понять, что красота в ее власти. (См.т.ж. СУЕТА.) Она забирает воина с поля битвы или настигает другого — того, который на лошади несется с поля боя. Смерть сама на коне, она победоносно косит своей косой людей, падающих под копытами ее коня. Или она стреляет в свои жертвы стрелами — по-видимому, аллюзия на чуму, традиционно считавшуюся переносимой на наконечнике стрелы.

Примечательно, но Смерть редко изображалась в надгробной скульптуре вплоть до эпохи Контрреформации. Со второй половины XVII века череп, иногда с крыльями, можно видеть на каменных барельефах надгробий. Этот мотив в следующем столетии развился в изображение полного скелета. (См.т.ж. ЧЕРЕП.)

В искусстве наиболее распространено изображение Смерти в виде скелета-всадника, закутанного в плащ с капюшоном, вооруженного косой, или трезубцем, или мечом, или луком и стрелами.

[править]

  • Лат. «Abiit ad plures», то есть «отправились ввысь» («В память Тримальхиона» Петрония).
  • Турецкая пословица «Черный верблюд ждет у дома каждого человека… «.
  • «Смерть для душ благородных — конец мрачной тюрьмы» (Петрарка).
  • «Смерть — начало другого существования» (Монтень).
  • « Смерть — жнец, который не знает передышки» (Сервантес).
  • «Смерть — лучший врач!» («Цимбелин» У. Шекспира).:* нем. «Und doch ist nie der Tod ein ganz willkommnei Gast», то есть «Смерть никогда не бывала вполне желанным гостем» «Фауст» Гёте
  • «Смерть — сестра Ночи» (Уолт Уитмен)
  • Белая смерть — снега и льды.
  • Черная смерть — чума, оспа.
  • Смотреть в глаза смерти — смертельно рисковать.
  • «Не своя смерть» — случайная, порой необъяснимая.
  • Смерть гражданская — лишение всех прав на существование.
  • «Memento mori» — лат. «Помни о смерти», надписи на утвари, принадлежащей римским цезарям.

«Как же счастлив тот, кто удалился на Запад и находится в руках Бога безопасности («Наука жизни» Амен-ен-апта, около 700 г. до н. э.) Присловье: «Смерть и самого быстрого догонит». Лат. «Cita mors ruit», то есть «Смерть приходит внезапно». «Сон — брат Смерти («Илиада» Гомера). «От сна до смерти путь короткий» («Неистовый Орланд» Ариоста). «Смерть, это долг, который каждый из нас должен заплатить» («Электра» Софокла). «Заплатил долг Природе» — лат. «Naturae concessit» («Война с Югуртой» Саллюстия). «Смерть, появляясь, спасет нас от всех обязанностей» («Опыты» Монтеня). «Собачья смерть» — без какого-либо, связанного с религией, обряда и достойного погребения. («Осы» Аристофана). «Смерть — отделение души от тела» («Федон» Платона). «Именно так должны думать боги, иначе они сами сгинули бы давным-давно» (фрагмент Сафоны, процитированный в «Риторике» Аристотеля). «Смерть, это повсеместное, общее зло» («Дочь Природы» Гете). «Что такое Смерть? Пугало!» («Беседы» Эпиктета). «Напрасная, никчемная смерть — усмешка Судьбы» (лат. «Mala mors necessitatis contumelia est» — «Сентенция» Публилия Сируса).

Смерть — волна, от которой не увернешься, и которая не возвращается (лат. orremeabilis unda — «Энеида» Вергилия). Присловья: «Кто смерть воспел, тот господин всему», «Кто смерти ищет, того она не берет», «Смерть не страшна доброму, честному», «Кто привык трудиться, тот смерти не боится». «Смерть — вечный сон» («Песни» Горация). «Смерть — предел всему» (лат. «mors ultima Linea rerum est» — «Письма» Горация). «Смерть иногда — кара, часто дар; для многих — милость» (Сенека Младший). «Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея… » (Послание к Римлянам 5: 14). Смерть, как и появление на свет, великое таинство Природы («Размышления» Марка Аврелия). «Смерть все равняет» (лат. «Omnia mors aequat» «Похищение Прозерпины» Клаудиана). «Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающий не потерпит вреда от второй смерти» (Откровение 2: 11), «Блажен и свят имеющий участие в воскресение первом: над ними смерть вторая не имеет власти… » (Откровение 20: 6). «Смерть заглянула в глаза», «бороться со смертью», «послать за смертью»…

[править]

  • Танатология — официальная наука о смерти.

Искусство умирания лат. «Ars moriendi» — сборник текстов средневековых рукописей, предназначенных для чтения возле постели умирающего — своеобразное утешение, популярное до XIX века. В частности, речь шла о вечной борьбе между ангелами и дьяволом за душу, которая вот-вот вылетит из уст уходящего к праотцам.

[править]

  • Смерть Орфея. Лира Орфея была символом его власти над инстинктивной жизнью, воплощенной в образах животных. Успокаивает, упорядочивает инстинктивную природу человека. [dkes с.хх/182]
  • Иннуитская маска Смерти. Носитель этой маски обеспечивал «встречу» со смертью другим участникам ритуала, помогая в её восприятию как преходящего момента в бесконечном процессе. [dkes]
  • Могильщик и труп в пеленах. Граффити в римских катакомбах Коммодилла. Раннехристианское искусство
  • Урна и плакучая ива. А. Андерсон (1775—1870)
  • Масонская эмблема с циркулем и угольником.

00-03-592-000.jpg Бальдунг Ханс. Смерть и девушка (Смерть и Сладострастие). 1517 г. Брейгель Питер. Триумф Смерти. ок. 1560 г. Смерть и торговец. Оттиск с деревянных гравированных досок, 1456 г. Смерть и пахарь. Гравюра из цикла «Пляска смерти», 1547 г.

www.symbolarium.ru

Христианские корни изображения черепов

Череп с перекрещенными под ним костями в традиционной русской культуре носит устоявшееся наименование «Адамова глава» (или «Адамова голова») и имеет древнее христианское происхождение.

Согласно легенде, прах Адама покоился на Голгофе, где и произошло Распятие Христа. По православному поверию, кровь Христа омыла череп Адама по промыслу Божьему и все человечество в его лице от греховной скверны, даровав тем самым надежду на спасение.

Таким образом, голова Адама несет глубоко символическое значение избавления от духовной смерти и спасения в традиционно христианском смысле.

Изображение черепа можно увидеть на множестве вариантов Распятия или Креста, как, например, на православной монашеской схиме.

История использования символа черепа в военных действиях

Символы смертиНа протяжении всей истории человечества эмблема «мертвой головы» использовалась британскими, французскими, финскими, болгарскими, венгерскими, австрийскими, итальянскими и польскими вооруженными силами преимущественно в кавалерийских, авиационных, огнеметных, штурмовых и танковых частях, частях специального назначения армии США и других подразделениях.

В древнегерманских государствах Пруссии и Брауншвейге с давних пор существовали как кавалерийские, так и пехотные части, эмблемами которых были черепа и кости на форменных головных уборах.

В середине XVIII века символ смерти стал невероятно популярным среди армейских подразделений стран Западной Европы. В это время была создана основа формы позднейших «ударных частей» армий России, Чехии, Германии и других стран.

Впервые «мертвая голова» как элемент формы воинских подразделений начала использоваться в середине XVIII века ударными гусарскими полками прусской армии Фридриха Великого («гусары с мертвой головой» — Нем. «Totenkopfhusaren»).

Устрашающая форма прусских гусар состояла из: черных чикчир (форменных узких штанов), доломана (гусарского мундира) и ментика (мантии), черной шапки-мирлитона (“Fluegelmuetze”) с серебряной эмблемой черепа и перекрещенных костей, символизировавших сокровенное единство смерти и войны на поле битвы.

Cимвoликa «cмepти и бeccмepтия» появилась примерно в XVIII столетии также в британской армии, конкретно — в 17-ом уланском полку в честь генерала Вольфа, убитого в войне против французов в 1759 году в Квебеке.

В 1855 году, в период Крымской войны, после роковой атаки британской легкоконной гвардии, истребленной огнем русской артиллерии и пехоты (и потому названной британскими военными источниками «атакой в долине Смерти») во время сражения под Балаклавой, символ «мертвой головы» получил дополнительный смысл.

Череп и кости были расположены над скрещенными уланскими пиками, которые опирались на ленту с изречением «DEATH OR GLORY» — что в переводе означает «СМЕРТЬ ИЛИ СЛАВА» (спустя некоторое время с эмблемы были удалены пики, но череп и кости оставлены).

Боровшемуся против французских интервентов вплоть до судьбоносного сражения при Ватерлоо 1815 года «Черному легиону» герцога Брауншвейгского эмблемой служила «Адамова голова», от которой и произошел череп с костями особого «брауншвейгского типа».

Так называемая «Мертвая голова» была также эмблемой полка «гусары смерти» (Франц. “hоussаrds dе lа mоrt”), состоявшего из французских эмигрантов-роялистов, которые боролись против революционного режима, установившегося в том числе и в русских войсках.

Использование символики черепов Русской Императорской армией

Символы смертиВ Рyccкoй Импepaтopcкoй apмии cимвoликa «cмepти и бeccмepтия» впepвыe использовалась в период Отечественной войны 1812-го года одним из кавалерийских полков Петербургского ополчения, носившим грозные названия «Смертоносный» или «Бессмертный» полк.

Символы смерти

На головных уборах офицеров этой части крепился медальон из серебра с черепом и скрещенными под ним костями. Этот символ (во всяком случае, относительно русских войск) использовался не столько в качестве символа смерти, а скорее в качестве символа бессмертия, что следует из названия полка.

Герб для головных уборов в виде черепа с костями был официально утвержден Императором Николаем II в ХХ веке в качестве знака одного из регулярных кавалерийских полков русской армии — Александрийского гусарского полка.

Значок Ее Величества 1-го эскадрона 5-го гусарского Александрийского полка был «весь черный с серебряной Адамовой головой (полковая эмблема), с рамкой из гусарского серебряного галуна»; значок 2-го эскадрона был «весь черный, с серебряной Адамовой головой».

«Мертвая голова» также присутствовала на тульях фуражек офицеров гусарского 4-го Мариупольского полка и на черных значках (как в русской армии издавна называли «малые флаги») Донского 17-го («Баклановского») казачьего полка.

Как указывает «Военная Энциклопедия» Сытина (издание 1915 года), генерал Я. П. Бакланов, ставший очень популярным в то время в России благодаря своим множественным подвигам на Кавказе, однажды, находясь в крепости Грозной, «получил „с оказией“ посылку, нeизвecтнo oт кoгo и oткyдa.

Кoгдa пocылкy вскрыли, в ней нашли черный шелковый значок». Значок был украшен вышитой «Aдaмoвoй гoлoвoй» (чepeп и кocти) белого цвета, обрамленной девизом, повторяющим заключительную фразу Символа христианской веры: «Чaю вocкpeceния мepтвых и жизни бyдyщeгo вeкa. Aминь».

«Тот самый мрачный значок наводил панический ужас на чеченцев, — добавляет биограф, — и с ним Бакланов не расставался до самого конца своей жизни».

На могиле героя кавказской войны на Новодевичьем кладбище Санкт-Петербурга на добровольные пожертвования ему был поставлен памятник (генерал умер в нищете и похоронен был на деньги Донского войска).

Символы смерти

Памятник изображает «скалу, на которую наброшены папаха и бурка, из-под папахи выглядывает черный „Баклановский“ значок».

Применение символики черепов в период Первой мировой войны

Эмблема «Адамова голова» во время Первой мировой войны использовалась в военной авиации русской армии.

Было принято решение ввести в кaчecтвe дoпoлнитeльнoй нaгpaды и знaкa oтличия для летчиков, сбивавших аэропланы врага, георгиевскую планку, на которой эмблемой черепа со скрещенными костями предлагалось отмечать число ликвидированных самолетов: золотыми черепами с костями — десятки, серебряными — единицы.

Многие из подобных идей были воплощены в жизнь, сохранились такие знаки так же, как и другие, в виде «мертвой головы», прикрепленной на пропеллер самолета.

Символы смерти

Эта символика использовалась также в ударных частях армии России в период Октябрьской революции 1917 года (самыми известными стали «Кopнилoвcкий yдapный пoлк», a тaкже «Жeнcкaя бoeвaя кoмaндa или бaтaльoн cмepти» под руководством Марии Бочкаревой, защищавшая Зимний дворец от большевиков во время событий октября 1917 года, для их награждения в 1917 году был учрежден специальный знак в виде «мертвой головы» на черно-красной ленте.

Использование символа в период Гражданской войны в постреволюционной России

В Белой армии за время Гражданской войны, кроме упомянутых выше корниловцев, было сформировано множество других аналогичных подразделений: дроздовцы, марковцы, анненковцы, солдаты Западной Добровольческой Армии под предводительством генерала-князя Авалова (Бермондта), бойцы атамана Булак-Балаховича, отряды донских казаков-гундоровцев, офицеры так называемой Жeлeзнoй бpигaды Чexocлoвaцкoгo Кopпyca, удapныe чacти генерала Гайды, бойцы Сибирской штурмовой бригады под предводительством полковника Пепеляева и множество других.

В их символике обязательно присутствовала «мертвая голова» — в качестве символа смерти и воскресения, при этом та же идея часто выражалась и в чepнo-бeлoй цвeтoвoй «cxимничecкoй» гaммe военной формы частей Белой гвардии: на фуражках, погонах, папахах, жетонах, нapyкaвных щитках, знаменах, наградах, перстнях, нагрудных знаках.

Дабы подчеркнуть свой «крестоносно-монашеский» характер, воины белогвардейских соединений нередко использовали в качестве своего символа православный или мальтийский так называемый «кавалерский» («рыцарский») крест белого цвета, а марковцы даже прикрепляли на пояса черные четки-лествицы.

Следует отметить тот факт, что белогвардейцы в своей символике сочетали «череп и скрещенные кости» с готовностью, если надо умереть ради спасения России (надпись на расшитом «мepтвoй гoлoвoй» знaмeни «Цapcкoceльcкoгo бaтaльoнa смepти» гласила: «Лучше смерть, чeм гибeль Рoдины»), а зачастую — и с ликом Христа Спасителя, который присутствовал на знамени «Женского батальона смерти» под предводительством Марии Бочкаревой. 

Печатки и кольца с черепом из серебра С другой стороны, «Красный террор» также проходил под знаменем черепа с костями (в архивах сохранилась фотография демонстрации чекистов Петрограда, шествующих под лозунгом: «Смepть бypжуaзии и ee пpиxвocтням, дa здpaвcтвyeт кpacный тeppop!»).

Притом на знаменах большевистских отрядов «мертвая голова» часто присутствовала в сочетании с обязательными призывами убить кого-то («мировую буржуазию» или, например, «врагов трудового народа», на некоторых — «кoнтppeвoлюциoнеpoв» или «пpихвocтнeй стapoгo рeжимa»).

Старшина Ярич-Запильский, служивший в Украинской Галицийской Армии, описывая старания одесского чекиста по вербовке пленных офицеров на службу Советам, отмечал: «У него на вороте тужурки золотой череп с двумя костями, знак чрезвычайки».

На знамени отряда анархо-коммунистов знаменитого батьки Махно также было изображение «мертвой головы» и была сделана надпись: «Смерть всем, кто препятствует свободе трудового народа».

Вскоре, по окончании Первой мировой войны, добровольной капитуляции Германии и вспыхнувшей там в ноябре 1918 года революции, знак «мертвой головы» начали использовать в своей форме бойцы добровольческих корпусов («фрайкоров»), образованных правительством республиканцев Фридриха Эберта, Густава Носке и Филиппа Шейдемана для борьбы с большевиками-спартаковцами.

Использование символа «мертвой головы» во Второй мировой войне

В период Второй мировой войны череп со скрещенными костями использовали бойцы 1-й Кавалерийской Казачьей дивизии, позже ХV Кавалерийского Казачьего Корпуса под руководством генерала немецкой армии Гельмута фон Паннвица наряду с другими казачьими подразделениями и частями, входившими в состав немецкого вермахта, а позднее и войск СС (например, в 3-й гвардейской танковой дивизии СС «Тотенкопф»).

Между тем, использование «мертвой головы» в качестве символа охранных воинских отрядов объясняется тем, что большая часть первых эсэсовцев состояла во фрайкорах, ​воевавших за сохранение консервативных немецких ценностей против либерализма и большевизма. Изначально за основу был взят символ «мертвая голова» прусского типа.

Члены «штабной охраны» Гитлера в качестве эмблемы своего подразделения также выбрали «тотенкопф» в 1923 году, используя в первоначальный период небольшое количество эмблем, оставшихся со времени Первой мировой войны.

Когда запасы символики были исчерпаны, руководство СС сделало заказ мюнхенской фирме Дешлера на производство большого числа «мертвых голов» первоначального образца.

«Мертвая голова» осталась единственной частью униформы СС, присутствовавшей на ней на протяжении всей многолетней истории организации (конечно, не считая общепринятой партийной свастики).

Эсэсовцы выбрали именно этот символ для своей эмблемы отнюдь не потому, что они преследовали цели «запугать» или «устрашить» политических противников партии.

Напротив, «мертвая голова» считалась в тогдашней Германии положительным знаком.

По словам известного военного историка Великобритании Робина Ламсдена, «немецкие нацисты воспринимали «мертвую голову» в первую очередь в качестве исторической эмблемы некоторых элитных частей имперской Германии».

При этом было бы неверно приписывать СС монопольное право на использование эмблемы «мертвая голова». Стоит упомянуть тот факт, что помимо охранных подразделений символика смерти применялась в качестве эмблемы также некоторыми частями вермахта.

К приходу 1934 года символ прусского образца появился на штандартах танковых частей Германии. А руководством СС был создан и утвержден новый эскиз «мертвой головы», у которой присутствовала нижняя челюсть.

Новая эмблема отличалась большой анатомической точностью.

С этого же периода эмблема выпускалась в множественных вариантах: с черепом, развернутым вправо, влево и анфас (последние два варианта использовались реже первого).

Черепа на головных уборах подразделений носили члены абсолютно всех дивизий СС без исключения.

Символика смерти ассоциировалась среди членов организации с мужеством и воинским самопожертвованием, а в идеологическом плане — с борьбой против либерализма и большевизма.

Помимо головных уборов «мертвой головой» украшались кольца, кинжалы, флаги, штандарты, цепочки горжетов, барабаны и трубы СС.

Этим шеф организации Генрих Гиммлер хотел показать, что члены СС гордились своей эмблемой, и именно поэтому при каждом удобном случае рассказывалось о ее истории.

znacki.ru

Знаки смерти на линии Жизни

В хиромантии любой знак на ладони имеет смысл. Он может свидетельствовать о каких-либо чертах человека или предсказывать проблемы со здоровьем, физические травмы и даже гибель. Смертоносные символы могут располагаться в разных частях руки: как на холмах, так и на линиях.

Символы смерти

Явные дефекты на линии Жизни — один из первых признаков смертельной опасности:

  • короткая черта говорит о ранней смерти;
  • кривая черта, направленная к большому пальцу, предсказывает гибель от огня;
  • наличие с обеих сторон от нее ровных полос предсказывает внезапную смерть из-за ухудшения состояния здоровья;
  • изогнутая жизненная полоса, обрамленная точками, говорит о неожиданной гибели в результате несчастного случая;
  • прерывающаяся линия или направленная в сторону холма Юпитера также является признаком внезапной кончины;
  • черта, проходящая через кольцо, предвещает смерть по чьей-то вине или преднамеренное убийство;
  • наличие четырехугольника в начале дуги Жизни символизирует возможное самоубийство;
  • жизненная линия, пересекающаяся с линией Сердца и направленная к основанию среднего пальца, свидетельствует о скорой кончине.

Но нельзя со стопроцентной уверенностью трактовать эти символы. Их наличие не всегда является сигналом скорой кончины.

Нельзя определять значение знаков по отдельности, нужно анализировать все возвышенности, углубления, основные полосы и браслеты на обеих руках и только потом делать общий вывод. Знаков смерти на ладонях должно быть как минимум три на каждой. В меньшем количестве они не указывают на смерть.

Символы на линии Ума

Как ни странно, линия Ума (Головы) тоже может указывать на смерть. О смертельной опасности предупреждают такие характеристики:

  • короткая черта предвещает гибель в результате травмы шеи;
  • широкая черта или прямая, проходящая по холму Сатурна, свидетельствует о психических расстройствах, которые станут причиной смерти;
  • закругление линии Ума возле линии сердца говорит о наличии сердечно-сосудистых заболеваний, которые могут привести к внезапной кончине;
  • расположение между средним и безымянным пальцами означает неожиданную смерть от инсульта;
  • если конец черты находится на холме Марса, то человек может умереть от туберкулеза или других заболеваний легких;
  • короткая черта в треугольнике под линией ума говорит о несчастном случае;
  • полоса, не пересекающаяся с чертой Сатурна, предсказывает гибель от руки другого человека;
  • оборванная на конце линия головы является признаком гибели от ранения в голову.

Символы смерти

Вся эта символика, как и знаки, связанные с линией Жизни, должны расшифровываться в совокупности. Некоторые особенности дуги Ума могут вовсе не быть связанными с несчастьями в жизни человека, а иметь положительные значения. Появление знаков смерти на руке может быть простым совпадением.

Другие символы

В хиромантии линия смерти на руке не существует сама по себе. Она может образоваться из нескольких отдельных черточек, связанных между собой. Такой узор обычно означает внезапную кончину. В основном о возможной смерти и ее причинах говорит комбинация знаков, располагающаяся в определенных местах на ладони.

Символы смерти

У знаков на ладони есть особенность: линии и символы могут постоянно меняться или вообще исчезать. Это доказывает возможность влияния человека на свою судьбу.

Знаки насильственной смерти

Определенное местоположение линий может указывать на причины, по которым человеческая жизнь прервется. О насильственной смерти говорят такие знаки:

  • если на мизинцах обеих рук находятся несколько косых черточек, человек погибнет от холодного оружия или железа;
  • если сразу на нескольких пальцах есть кривые линии, то человеку следует быть осторожным с водой, человек может не только утонуть, но и захлебнуться во время питья;
  • многочисленные линии на Лунном бугре также указывают на гибель от воды; появление полукруга или креста на холме Марса знаменует гибель в бою, драке или в результате физических травм;
  • если знак выглядит как треугольник, в котором пересеченные черточки создают крест, человек может лишиться головы или быть повешенным;
  • появление крестов разных форм и размеров в нескольких местах предвещает смертельное ранение.

Символы смерти

Появление хоть одного из этих символов может привести в ужас человека, который не знает всех нюансов хиромантии. Не нужно пытаться самостоятельно трактовать знаки на своих руках, лучше обратиться к специалисту. Также не следует изучать символы по фотографии и картинкам ладоней, так как некоторые полосы и возвышенности можно заметить только при реальном контакте, сгибая по-разному кисть.

Знаки естественной смерти

Есть и знаки смерти на руках, которые указывают на естественные причины:

  • если на Лунном холме расположен крест, есть вероятность, что человек умрет во сне;
  • если линии на холме Сатурна образовывают квадрат, существует риск смерти в замкнутом пространстве;
  • если на женских руках есть маленькие черточки между указательным и средним пальцами, то она может погибнуть при родах;
  • если линия сердца в нескольких местах прерывается и проходит под бугром Сатурна, человек умрет в ближайшее время;
  • если есть линии, которые проходят от центра ладони до холма Сатурна, то смерть может быть мучительной.

Если правильно расшифровать все знаки, то можно узнать не только причину смерти, но и ее дату. Обладая такой информацией можно попытаться изменить судьбу. Важно понимать, что любой символ на ладонях не является приговором.

Наша жизнь только наполовину находится во власти случая, остальное зависит от наших действий и выбора.

Заключение

Знаки смерти на ладонях у каждого человека выглядят по-разному, у некоторых и вовсе отсутствуют. Они могут располагаться в разных местах, от этого во многом зависит их значение. Но наличие подобных символов не определяет нашу судьбу. Если заботиться о своем здоровье и настраиваться на позитивное мышление, можно изменить ход событий и избавиться от смертоносных знаков.

duhmaga.ru