Медиумы

Медиумы – это люди, служащие проводниками в астральном мире, мире духов. Медиумы были известны с давних времен, их называли по – разному: маги, шаманы, оракулы, предсказатели судеб и так далее. Обычно медиумами называют людей, которые имеют способность к общению с миром духов, которые могут позволить им вселиться в них.

Кто такие медиумы и чем они знамениты? 

Прибегнуть к услугам медиума могут разные люди, но проблема всегда похожа, они хотят пообщаться с теми, кого нет в живых или понять, что же нужно духам. С раннего детства медиумы как бы притягивают к себе души умерших, если вовремя не заметить такую способность у ребенка, есть большая вероятность, что по незнанию его могут принять за сумасшедшего, со всеми вытекающими последствиями.

Медиумическую способность нужно развивать, нужно научится контролировать. Не умеющими медиумами духи могут воспользоваться в своих корыстных целях. Ведь, по сути, медиум — это сосуд, в котором может сосуществовать несколько душ, но если дух, вселяющийся в него не чистый, то велика вероятность, что по не умению, душа медиума не сможет долго сопротивляться и злой дух завладеет полностью его телом и будет вершить свои грязные дела.

Существует несколько видов медиумизма: ментальный, речевой, физический и фотографический. Ментальный медиумизм – это способность общаться с духами на мысленной основе, а также чувствовать, видеть и слышать ту информацию, которую передает дух. Речевой медиумизм – это умение слышать голоса духов или демонов из предметов, или внутри себя постоянно, так, например, как слышала их Жанна Д’Арк. Физический медиумизм – это способность медиума впускать и выпускать по своей воле духа в собственное тело, при этом медиум может показывать такие способности, как левитация и психокинез. Фотографический медиумизм – это видеть, что фотография несет в себе какую – либо информацию, видеть на них духов, так называемая «спиритическая фотография».

Изучение медиумизма идет очень давно. Медиумы и общение с духами были в наивысшей точке популярности начиная с XVII века, а упадок пошел в XX веке. До сих пор люди стремятся к общению с духами, желая получить ответы на давно наболевшие вопросы. 

Для общения с духами медиумам нужно проводить спиритический сеанс, в ходе которого и происходит это общение. Те, кто на нем присутствуют, помимо самого медиума, могут видеть или ощущать появление души, задавать нужные вопросы и получать на них ответы с помощью их проводника. 

Развивать данную способность в себе можно, но для этого нужен обязательно хороший учитель, наставник, который всегда сможет подсказать и помочь, самостоятельно заниматься развитием этой способности не стоит. Прежде чем начать учиться медиумизму – подумайте сто раз, а надо ли вам это, ведь видеть постоянно души умерших это только на словах весело, а на деле, они могут не давать вам покоя ни днем ни ночью. Взвесьте все за и против, и если вы все же намерены развиваться в данном направлении, то будьте готовы ко всему. Удачи вам в ваших начинаниях.

webznayka.ru

История медиумизма

История медиумизма, как считают спиритуалисты, нисходит к далекой древности. Одна из самых известных историй такого рода — Аэндорская волшебница, которая, согласно Библии, призвала дух пророка Самуила, чтобы позволить царю Саулу расспросить своего бывшего наставника о грядущем сражении.

Одна из первых книг, посвященных установлению контакта живых с умершими, «Dialogues with the Dead», была написана Джорджем (Первым бароном) Литтлтоном и издана в 1760 году[5]. В числе «духов», упоминавшихся в этом трактате, были Пётр Великий, Перикл, «Североамериканский дикарь», Уильям Пенн и Кристина (королева Швеции).

Широкое распространение медиумизм получил в США и Европе после становления спиритуализма как формы религиозного движения — начиная с 1848 года, после того, как появились сообщения о том, что в Гайдсвилле сёстры Фокс вступили в контакт с невидимой сущностью в своем доме. В середине XIX века широкую известность также получили медиумы Леонора Пайпер, Эмма Хардинг-Бриттен, Флоренс Кук, Элизабет Хоуп и Дэниэл Данглас Хьюм. О медиумах и медиумизме много писал Аллан Кардек, который в 1860 году ввёл термин спиритизм.

По мере того, как к изучению феномена приступили серьёзные учёные, стали появляться сообщения о случаях массового мошенничества среди медиумов. Вместе с тем, некоторые из медиумов, которые время от времени разоблачались наблюдателями (например, Эвсапия Паладино), имели и сторонников из числа известных учёных (Оливер Лодж, Уильям Крукс, Шарль Рише и др.)

Изучение медиумизма

В Британии исследованием медиумизма, в частности, аспектов его, связанных с телепатией и ясновидением, занялось Общество психических исследований. Публикации в Journal of the Society for Psychical Research имели, как правило, критический характер, но в некоторых случаях исследователи признавали факты подлинного медиумизма и реальность демонстрировавшихся на сеансах паранормальных явлений[6].

В университете штата Аризона на факультете психологии была организована специальная исследовательская программа VERITAS в лаборатории по Изучению сознания и здоровья (Laboratory for Advances in Consciousness and Health) под руководством Гэри Шварца. Своей целью она поставила проверку утверждений, что какая-то часть сознания умершего сохраняет свою индивидуальность после смерти. Программа исследований VERITAS была одобрена академическим советом университета[7].

Разновидности медиумизма

Различают два основных вида медиумизма: ментальный (трансовый) и физический.

Ментальный медиумизм

Ментальный медиумизм подразумевает возможность общениями духов и медиума посредством телепатии. При этом медиум «слышит», «видит» или «чувствует» информацию, которая передается ему духом-посредником и в свою очередь передает её присутствующим (которых именуют «заседающими» — «sitters»). К числу их способностей, требующихся для осуществления ментального медиумизма относятся ясновидение (сlairvoyance; как правило, подразумевает наличие «внутреннего зрения»), «яснослышание» (сlairaudience) и «ясночувствование» (сlairsentience). Последнее является наиболее распространённой формой медиумизма: принято считать, что с него начинается развитие «психических» способностей.[8][9]. Наиболее распространёнными разновидностями ментального медиумизма являются «прямой голос» (или «речевой медиумизм») и автоматическое письмо.

Речевой медиумизм

Последователи спиритуализма считают, что явление речевого медиумизма (другое его название — «прямой голос») известно с древности. В доказательство тому они приводят «демона», с которым общался Сократ (Ф. У. Майерс называл эту сущность «глубинным пластом самой мудрости», который «общался с поверхностным пластом разума»), «голоса» Жанны д’Арк.

Пионером современного речевого медиумизма считается Джонатан Кунз, фермер из Огайо, который в своем домике начиная с 1852 года якобы получал сообщения, используя оловянный мегафон, откуда исходили «голоса»[10]. Похожие явления (если верить, в частности, профессору Мэйпсу) происходили на сеансах братьев Давенпорт, причем биограф последних, Р. Купер утверждал, что голос «Джона Кинга» он нередко слышал и вне комнаты, в дневное время, когда прогуливался с братьями по улице. О том, что в присутствии Мэри Маршалл (первого публичного медиума Британии), также звучали голоса Джона Кинга и других духов, свидетельствовал, в частности, доктор У. Г. Харрисон, редактор журнала «Спиритуалист». Каждый раз скептики в подобных случаях подозревали медиумов в чревовещании. Чтобы исключить подобные подозрения, Д. Д. Хьюм пытался сам говорить, когда «вещали» духи, утверждая, что «говорить и чревовещать одновременно — невозможно», и делал это убедительно[11].

А. Конан Дойль (утверждавший, что неоднократно слышал на сеансах несколько голосов одновременно), в числе современных речевых медиумов Великобритании упоминал Робертс Джонсон, Бланш Купер, Джона К.Слоана, Уильяма Феникса, миссис Дансмор, Ивена Пауэлла[10].

Физический медиумизм

Физический медиумизм в спиритуализме подразумевает энергетический контакт «духа» с миром живущих посредством медиума, в результате чего последний демонстрирует различные паранормальные явления: материализацию, аппорты, психокинез, левитацию и т. д.

К числу граничных медиумических явлений, сочетающих в себе признаки как ментального, так и физического медиумизма, относится, в частности, феномен «спиритической фотографии».

Фотографический медиумизм

В 1861 году гравёр Уильям Г. Мамлер из Бостона выставил на обозрение фотографии, которые, как он утверждал, помимо его воли содержали в себе нечто, явившееся из потустороннего мира. Феномен вскоре обрёл популярность и стал известен как «спиритическая фотография». Мамлер утверждал, что поначалу это происходило у него непроизвольно: он просто обнаруживал на своих пластинках «двойников» живых людей и какие-то загадочные фигуры, совершенно видеть их там не желая. По его стопам в Британии пошёл Томас Слейтер, причем (если верить некоторым последователям спиритуализма) его участие было предсказано в 1856 году на сеансе, который Слейтер проводил в Лондоне с лордом Бругемом и Робертом Д. Оуэном[12]. Ряд исследователей удостоверили подлинность фотографий: в их числе был натуралист сэр Альфред Рассел Уоллес, который писал в книге «О чудесах и современном спиритуализме»:

« Первым и несомненным успехом было появление изображения двух голов на обратной стороне фотографической пластинки с портретом его сестры. Одна из этих голов, вне всякого сомнения, принадлежала лорду Бругему; другая, менее чёткая, изображала Роберта Оуэна, с которым мистер Слэйтер общался лично до самого момента его смерти. »

По словам А. Конан Дойля, начиная с 1861 года появилось около 30 признанных медиумов психической фотографии, в том числе Хоуп, Хадсон, Паркес, Уайли, Бюге, Бурнель и Дюгид. Впоследствии, однако, стали появляться сообщения о том, что Мамлер занялся производством подделок, что значительно подпортило его репутацию и даже в какой-то момент стоило ему свободы. Мамлер, скончавшийся в полной нищете в 1884 году, описал свою карьеру в книге «Личные опыты Уильяма Г. Мамлера в фотографировании духов», экземпляр которой хранится в Британском музее[14][15].

Духи-наставники

В западном спиритуализме «духом-наставником» (англ. spirit guide или «духом-связным» (англ. spirit communicator) принято называть бестелесную духовную сущность, устанавливающую с медиумом постоянный контакт — как правило, руководствуясь благородными целями (для дачи советов, наставлений и т. д.)[16]. Термин дух-оператор (англ. spirit operator) используется в отношении сущности, которая использует медиума в качестве энергетического источника[17].

В раннем спиритуализме в роли духов-наставников нередко выступали этнические индейцы[18]. Одним из самых популярных персонажей спиритических сеансов XIX века в США был некто, именовавший себя «Белым ястребом» (любопытно, что в негритянских общинах того же рода, в частности, основанных Матерью Лифи Андерсон, активно действовал «Черный ястреб»). Среди «наставников» были также древние китайцы и египтяне. Термин этот также употребляется иногда по отношению к «ангелам» и «духам природы»; в некоторых случаях (чаще всего в шаманизме) — даже к животным[19][20].

Медиум Алиса Бейли также описывала опыт общения с «духом», которого она именовала «тибетцем»[21].

Разногласия между последователями спиритуализма и теософии

Серьёзные разногласия в трактовке медиумизма существуют между последователями спиритуализма и теософии. Мэнли Холл в книге «Оккультная анатомия человека», определяя разницу между ясновидением и медиумизмом, критикует последний:

« Ясновидящий — это тот, кто поднял спинную змею в мозг и ростом своим заслужил право зрения невидимых миров с помощью третьего глаза или шишковидной железы. Ясновидящими не родятся: ими становятся. Медиумами не становятся: ими родятся. Ясновидящий может стать таковым после долгих лет, иногда целых жизней строжайшей самодисциплины; с другой стороны медиум, сидя в темной комнате или при помощи схожих методов, может прийти к результатам через несколько дней… Медиумизм для человека ненормален, тогда как ясновидение является естественным результатом и развитие духовной природы его[22]. »

Согласно Теософскому словарю Е. П. Блаватской:

…Верование в постоянное общение живых с мертвыми, либо посредством собственных медиумистических способностей, либо через так называемого медиума, — это ни что иное, как материализация духа и деградация человеческой и божественной душ. Верующие в подобные сношения просто бесчестят умерших и постоянно кощунствуют. В древности это справедливо называлось «Некромантией».[23]

Явление медиумизма подвергала критике в своих письмах Е. И. Рерих:

…Пусть никто <…> не рассматривает медиумизм как дар, наоборот, это есть величайшая опасность и камень преткновения для роста духа. Медиум есть постоялый двор, есть одержание. Истинно, медиум не имеет открытых центров, и высокая психическая энергия отсутствует в нём… <…> Запомним одно правило — нельзя получать никаких Учений через медиумов. Е. П. Бл[аватская] всю свою жизнь боролась против невежественного отношения к медиумам. Существует много её статей, посвященных именно описанию опасностей, которым подвергаются люди, посещающие спиритические сеансы без достаточного знания и сильной воли[24].

Опасности медиумизма

Парапсихология рекомендует с крайней осторожностью проводить эксперименты с медиумизмом, считая, что, поскольку в этих случаях задействованны глубинные слои подсознания медиума, любая неожиданность в ходе сеанса может вызвать непредсказуемую реакцию и самые неожиданные последствия. В частности, — при том, что некоторые «материализации» ведут себя на сеансах подчас вызывающе-игриво, — физический контакт с ними может оказаться опасным.

Случай с Марией Зильберт

Эдальберт Авиан, автор биографии медиума Марии Зильберт, так описывает поведение последней после того, как он во время сеанса не удержался и (по собственному признанию) «приласкал» оформившуюся из её эктоплазмы девушку-«духа»: «Дверь открылась сама собой. На пороге стояла Мария Зильберт или, точнее, призрачное её подобие. Она глядела на меня, и глаза её горели зелёным светом. За эти несколько минут Мария заметно выросла: теперь она была на голову выше меня. Черты лица её застыли, превратившись в безжизненно-серую угрожающую маску. Её тело время от времени испускало электрические разряды, сверкавшие, как молнии»[25]. Авиан ретировался в гостиную; медиум, передвигаясь подобно роботу последовала за ним. Он спасся бегством в одну из комнат и запер за собой дверь, однако несколько минут спустя впервые в жизни «…увидел процесс взаимопроникновения материи», который назвал «ужасным» зрелищем, «противоречащим всем законам природы»:

« Я стоял, глядя на входную дверь, достаточно светлой окраски. Вдруг мне показалось, что посередине она стала полупрозрачной. В тот же момент сквозь неё стали проникать тусклые всполохи света. Я прыгнул ещё на пару ступенек вверх, поближе к верхнему этажу квартиры, и присел на пол. Прозрачная часть двери стала теперь чуть темнее остальной поверхности, и сквозь неё проглянул женский силуэт. Затем на высоте примерно двух метров от пола показалась полуоформившаяся голова. Вспышки молний стали ярче и отчетливее. Дверь — моя единственная защита — явно становилась для них все более проницаемой. Затем разряды прекратились, последовала мощная вспышка, и медиум показалась в двери, но не в обычном виде, а как бы сжавшись в плоскость, сократившись на одно измерение. Тело её словно оказалось в натуральную величину спроецированным на дверную поверхность. Я ошеломленно наблюдал за происходящим, не зная, бежать ли на верхний этаж или задержаться ещё. Последовала новая вспышка. Мария Зильберт вышла из дверной плоскости и направилась ко мне. Тяжелые шаги гулко загрохотали по ступенькам. Её лицо, искаженное ещё более дикой, чем прежде, гримасой, было запрокинуто вверх. Я окончательно утратил самообладание и, перепрыгивая через четыре ступеньки, побежал на второй этаж. »

Нандор Фодор отмечает, что рассказ Э. Авиана, служит своего рода «обратным вариантом» истории феномена, известного как «плоская материализация». Так, на сеансах, которые барон Шренк-Нотцинг проводил с медиумом м-ль Биссон, последняя, если верить присутствующим, материализовывала двухмерные фигуры, неоднократно фиксировавшиеся фотокамерой. Снимки этих пространственных изображений до такой степени напоминали газетные вырезки, что скептики не раз пытались разыскать издания, из которых они были изъяты. Впоследствии в парапсихологии возникло предположение, что такого рода пространственные «шаржи» есть не что иное, как умственные образы, сверхъестественным образом вынесенные разумом в пространство. С другой стороны (отмечает Н. Фодор) предположение о том, что не «дух», а медиум могла «ужаться» в плоскость, чтобы преодолеть материальное препятствие (как это якобы сделала Мария Зильберт), выглядит невероятным.[25]

Медиумизм сегодня

Начиная с 30-х годов ХХ века популярность спиритического медиумизма стала сходить на нет; на смену ему постепенно пришла техника ченнелинга, в настоящий момент ассоциирующаяся с традициями движения «нью эйдж».[26] Медиумизм в традиционном смысле этого слова по-прежнему практикуется в сообществе спиритуалистических церквей, в частности, в рамках британской ассоциации National Spiritualist Association of Churches (NSAC).

Спиритуалистские церкви

В современных спиритуалистских церквях общение с умершими входит в рутинную религиозную практику. Термин «сеанс» при этом используется редко: здесь чаще говорят о «приеме посланий». Как правило, такие заседания проходят не в затемнённых комнатах, а в ярко освещённых церковных холлах или на открытом воздухе в лагерях спиритуалистов (таких, как Lily Dale в штате Нью-Йорк или Camp Cassadaga во Флориде). Как правило, «посланническая служба» или «демонстрации вечности жизни» (в терминологии служителей) проходят в открытом доступе для всех желающих. В некоторых церквях службе предшествуют целительские сеансы[27].

Помимо «духов», имеющих родственное отношение к кому-то из гостей или непосредственно к медиуму, иногда вызываются сущности, так или иначе связанные с историей данной спиритуалистской церкви. Примером последнего может служить «Черный ястреб» (Blackhawk) — краснокожий индеец племени Фокс, который жил в XIX веке и был духом-наставником медиума Лифи Андерсон[28]. В латиноамериканской религии Espiritismo, во многом родственной спиритуализму, сеансы называются «мессами» (misas). «Духи», здесь вызываемые, обычно представляются католическими святыми.

Критика медиумизма

Не только последователи спиритуализма, но и некоторые учёные, включая тех, что работали в рамках ОПИ, утверждали, что истории известны как минимум несколько медиумов, демонстрировавших подлинные явления. Однако в обществе и науке преобладает скептическое отношение к медиумизму. Вера в возможность общения с духами и другими потусторонними силами рассматривается в качестве одного из распространённых псевдонаучных заблуждений[4]. Считается, что медиумы пользуются хорошо известными в современной психологии методами «холодного чтения», чтобы собрать информацию о присутствующих на сеансе и затем сообщить правдоподобные сведения о них[29]. Ключевую роль в подобного рода медиумизме играет «эффект субъективного подтверждения» (см. эффект Барнума) — люди предрасположены считать достоверной ту информацию, которая хоть и является случайным совпадением или догадкой, однако кажется им персонально важной и значимой и отвечает их личным убеждениям[30].

Статья об этом феномене в Encyclopedia Britannica делает акцент на том, что «…один за другим <спиритуалистские> медиумы уличались в мошенничестве, иногда используя трюки, заимствованные у сценических „магов“, с тем, чтобы убедить присутствующих в наличии у них паранормальных способностей». В статье отмечается также, что «…вскрытие широкомасшатбного жульничества, происходившего на спиритических сеансах, нанесло серьёзный ущерб репутации движения спиритуализма и в США задвинуло его на общественную периферию»[31].

В числе тех, кто отрицает медиумизм, — как атеисты, так и теисты, которые либо не верят в существование «духов умерших», либо отрицают возможность прижизненного контакта с ними посредством медиумов. В аргументации, выдвигаемой критиками медиумизма, упоминаются «самообман», «вмешательство подсознания», использование иллюзионистских трюков, фокусничество и подлог.

С точки зрения отдельных представителей христианства, способности медиума проявляются у людей одержимых бесами.

Разоблачители лже-медиумизма

В числе наиболее известных разоблачителей лже-медиумизма были исследователи Фрэнк Подмор из Общества психических исследований, Гарри Прайс (Национальная лаборатория психических исследований), а также профессиональные сценические маги-иллюзионисты Джон Н. Маскелайн (разоблачивший трюки братьев Давенпорт) и Гарри Гудини. Последний заявлял, что не имеет ничего против спиритуализма как формы религии, он лишь призван разоблачать шарлатанов, которые дурачат людей от имени этой религии.

Известные медиумы

  • Флоренс Кук
  • Мадам д’Эсперанс
  • Эмма Хардинг-Бриттен
  • Эндрю Джексон Дэвис
  • Фокс, Кейт
  • Дэниэл Данглас Хьюм
  • Эвсапия Палладино
  • Томчик, Станислава
  • Ф. У. Х. Майерс
  • Леонора Пайпер
  • Джин Диксон

Медиа

  • The Secret KGB Paranormal Files (2001)
  • Иранский экстрасенс, победитель телепрограммы «Битва экстрасенсов» (ТНТ, Россия) Мехди Ибрагим Вафа: «Развивайте свои способности…» (веб-интервью)
  • Битва экстрасенсов на ТНТ (Российское ТВ)
  • Битва екстрасенсів (Украинское ТВ)

Литература

  • Библия
  • Коран
  • «Парапсихология и современное естествознание», В.Пушкин, А.Дубров Москва: Соваминко, 1989
  • Дубров А.П., Пушкин В.Н. Парапсихология и современное естествознание. — М., 1990. — 200 000 экз. — ISBN 5-85300-001-2
  • «Парапсихология» (факты и мнения), М.Рицль (пер. нем.) Львов-Киев-Москва, 1999.

См. также

  • Метафизика
  • Спиритический сеанс
  • Автоматическое письмо
  • Эзотерика
  • Нью-эйдж
  • Спиритуализм
  • Материализация
  • Шизофрения

dikc.academic.ru

МЕДИУМИЗМ. МЕДИУМ. ЧЕННЕЛИНГ. Связь с одержанием. (см. также "Психизм")

"Медиумизм — это род посредничества, при котором страдающий этим свойством человек должен стать агентом для связи между живым человеком и усопшим "духом". Существуют систематические методы тренировки для развития этого нежелательного навыка.

Ни один совершенно здоровый человек на физическом или психическом плане никогда не может быть медиумом. То, что медиумы видят, слышат и чувствуют — "реально", но ложно, ибо оно образовано или из астрального плана, столь обманчивого в своих вибрациях и видениях, или из чистых галлюцинаций, реально существующих только для тех, кто их воспринимает."

(Е.П.Блаватская "Ключ к Теософии")


"Медиумизм может легко развиться где угодно, но думаем, что он слишком опасен, и посему воздерживаемся от каких-либо указаний по его развитию.

Медиумами в основном рождаются, у них особенная психо-физиологическая конституция. Но некоторые из известных в наше время медиумов стали ими, посещая спиритические сеансы. У многих людей медиумические способности находятся в латентном состоянии и могут быть развиты в результате усилий или же в благоприятных условиях. То же самое относится и к адептству. Все мы имеем латентные зародыши адептства, но их проще вызвать к жизни у одних, нежели у других."

(Е.П.Блаватская "Ответы на вопросы о Йога-Видье")


"Медиумизм есть особое строение организма
, при котором наш эфирный двойник (низшее астральное тело) выделяется особенно легко и помимо нашей воли.

Большинство феноменов на спиритических сеансах совершаются посредством этого эфирного двойника, который как бы образует среду сообщения между душою и физическим телом человека, сходную с состоянием эфирных волн, приведённых в действие между станциями беспроволочного телеграфа. Конечно, при всех таких медиумистических манифестациях высокая психическая энергия не участвует. Изменить строение организма невозможно, можно лишь всячески советовать развивать свою духовную волю и тем постепенно подчинить ей непроизвольные выявления своего двойника, эманациями которого могут пользоваться для своих целей самые нежелательные обитатели Тонкого Мира. Для такого овладения непроизвольными выделениями нужно, прежде всего, постоянно направлять свои мысли к самому Высокому, стараясь создать вокруг себя атмосферу чистоты, чтобы воспрепятствовать проникновению тёмных сущностей. Так, медиум должен развить в себе сильное внутреннее противодействие всем тёмным влияниям, но именно это особенно и трудно ему. Как сказано в Учении — "медиум есть постоялый двор для развоплощённых лжецов". …всячески очищать своё сознание и утвердиться на постоянном устремлении к самому Высокому, другого пути нет."

(Письма Елены Рерих. т.1, 5.3.1935)

"По своему строению медиум от рождения открыт для всех внешних влияний. Воля его в полном подчинении одержателей, которыми кишат низшие слои Астрального Мира, и, конечно, весь ужас в том, что он не сознает этого своего подчинения. Именно, труднее всего медиуму укрепить свою волю и тем противостать одержателям и шептунам. У многих медиумические способности в зачаточном состоянии и даже обладающий такой особенностью организма часто не подозревает о ней, и благо ему, если не будет дан толчек к их развитию. Вот почему так опасны, советы, как развить в себе те или иные сиддхи, которые при отсутствии накопленного духовного синтеза ничего дать не могут, и, в конце концов, почти всегда приводят к расстройству нервной системы, одержанию и смерти, если не физической, то духовной всегда. Так, все книги, широко выдающие способы механических достижений тех или иных психических явлений, нужно рассматривать как очень вредные, и, во всяком случае, следовало бы тут же изложить все те опасности, которые подстерегают профанов при касании к этой науке, требующей самого бережного, тонкого и точно научного к себе отношения, Именно, как сказано в Учении: «Без Учителя нельзя развивать психическую энергию, ибо процесс этот сопряжен с большими опасностями».

Ведь не пустите Вы детей одних без сведующего сопровожатого в физический кабинет? Конечно, следует приветствовать каждый научный подход, каждое смелое исследование. Ведь производятся же самые опасные опыты с неисследованными энергиями, но для этого принимаются все предосторожности, создаются специальные условия и не только толпы при этом не призываются и не оповещаются, но даже несведующие люди не допускаются в такую лабораторию. Почему же здесь, в эту лабораторию, где все тоньше, сложнее и, следовательно, гораздо опаснее, призываются к принятию участия в исследованиях все профаны, все духовно неумытые и потому незащищенные? Все подобные книги, без пояснения губительных последствий при неправильном применении, выдаются не с благословения Великого Учителя. Конечно, правильное дыхание, умение глубоко и ритмично дышать есть великое целительное средство для восстановления наших сил, как духовных, так и физических. Но ведь та Пранаяма, которую советуют все эти книги, состоит не только в указании на правильность дыхания, но попутно они указывают и удерживание дыхания, и концентрацию на центрах и вращение их, и всю прочую гимнастику. Но добросовестный и сведущий врач пропишет каждому дозу лекарства, соответствующую именно его болезни и организму. Мышьяк очень полезен в малых дозах, но при усиленных приемах он может вызвать отравление. Широковещательные выпуски таких руководств в массы я считаю равносильным, нет хуже, открытой продаже ядов на базарах, ибо яд разрушает лишь органическое тело, насилие же над тонкими центрами приводит к смерти душевной."

(Е.И.Рерих. Огонь Неопаляющий)

Можно различать степени психической энергии не по силе, но по качеству. Говоря безотносительно, худшее свойство энергии будет у медиумов, ибо оно подвержено всем окружающим условиям, даже атмосферическим, и Учителя очень беспокоятся об этом свойстве.

Затем идет длинный ряд частичных проявлений психической энергии без духовного синтеза. Кто-то видит или слышит, но без слияния с Учением. Конечно, самый нужный вид психической энергии для эволюции есть качество медиаторов. Обладая чувствительностью, они всегда сохраняют синтез Учения. Это качество синтеза, накопленное опытами веков, хранит их от темных влияний. Медиумами можно интересоваться, медиаторов нужно уважать и ценить.

(Агни Йога)

"Не укажет ли Учитель различие между медиумизмом и открытыми центрами?

– Открытые центры дают эволюционный космический канал, медиумы же как ладьи без руля. Всё человечество в совершенстве должно двигаться по эволюционному каналу, но закрытые центры относят его далеко назад. Открытые центры есть лишь доказательство правильного направления, но медиумизм есть лишь опасность. Медиум есть постоялый двор для развоплощённых лжецов.
– А психизм?
– В большей степени также одержимость.
– Психометрия?
– Иногда близка к правде – внушённая извне."

(Елена Рерих. "Листы дневника. 1927-1928", 15 мая 1928 г.)

Увеличить"Немало споров относительно состояния, обычно именуемого трансом, происходит в настоящее время среди его исследователей. Особенно остро дискутируется вопрос о том, имеется ли сколько-нибудь существенное различие между состоянием невосприимчивости к физическому окружению, имеющим место у йогов или учеников Ложи тех, что при погружении в сознательный транс, или самадхи, находятся под непосредственным руководством кого-либо из Посвященных, и положением так называемого спиритического медиума, находящегося во власти сущностей низшего астрального плана. Однако хороший ясновидящий или продвинувшийся чела увидит разницу между этими двумя состояниями с первого взгляда. В сушумне йога или ученика видны четыре быстро вибрирующих призматических цвета; но они сливаются и смешиваются столь быстро, что за какой-то определенный промежуток времени довольно трудно разобрать какой-либо отдельный цвет. В том же канале тела медиума можно увидеть те же самые цвета, но они очень тусклые, их вибрации замедленны, а контуры ясно отличаются друг от друга.

Пребывающий в трансе медиум находится во власти любого чуждого астрального влияния и не может защитить себя. Это происходит оттого, что его собственная воля временно парализована, и астральное тело плывет по воле волн в почти полусознательном состоянии. Подчас оно оказывается в непосредственном соседстве с более высокоразвитыми развоплощенными сущностями, все еще привязанными к земле, которые либо искупают нарушение циклического закона (кармы), либо не обладают достаточной силой, чтобы обуздать свои низшие принципы, и поэтому находятся под их влиянием. Такая сущность может дать на первый взгляд весьма поучительные указания, но подтвердить свои собственные теории и выводы на собственном примере она так же не способна, как не могла этого сделать и тогда, когда находилась на физическом плане, среди мужчин и женщин такого же уровня развития. Поэтому на ее советы и утверждения совершенно нельзя полагаться. Для медиума они могут казаться исходящими из какого-то высокого духовного источника, поэтому здесь нельзя предполагать умышленного обмана других. Конечно, Мы имеем в виду только тех медиумов, которые не способны на сознательное мошенничество и ложь.

Очень трудно убедить некоторых людей в том, что при переходе из одного плана в другой душа не может неким чудесным образом изменить своих основных качеств и превратиться из прежнего демона в ангела. Ведь истина заключается в том, что душа переходит в астральный план почти в том же состоянии развития, которого достигла к моменту оставления физического плана. Ум увлеченного медиума слишком часто впадает в состояние полного расслабления и распада, когда окружается элементалами и низшими человеческими вампирами, питающимися его субстанцией, до тех пор пока не превратят его в умственную и моральную развалину. Но что еще более важно это тот факт, что, когда он находится в трансе, его высший ментал, или духовная душа, временно лишается способности контролировать низшие принципы, ибо антаскарана, или мост между ними, наполовину парализован, когда астральное тело противоестественно выделяет свою сущность без многолетней подготовки и соответствующей защиты.

Йоги или принятые ученики научились настолько управлять своим телом, что, пребывая в трансе, теряют чувство времени и пространства, и их движение ограничивается только их собственной волей и желанием. Ясновидящий видит разницу между йогом или учеником и медиумом в трансе не только благодаря проявляющимся в сушумне цветам. Цвета, принадлежащие нижней четверке (четырем нижним центрам или чакрам), красный, зеленый, оранжевый и красно-фиолетовый, приобретают в ауре медиума очень яркий оттенок, тогда как в ауре йога или ученика наблюдается лишь золотистое свечение с происходящими в нем время от времени вспышками ультрафиолета; при этом все цвета находятся в состоянии быстрой вибрации. Задача объединения двух аспектов Божественной ВОЛИ ставится перед учеником сразу же после принятия его Учителем, который должен руководить его развитием, и полностью завершается в процессе определенного Посвящения, в момент обретения Огненного (или постоянного) тела. Я не стану утверждать, что такое тело не может быть приобретено без общения с каким-либо Посвященным на физическом плане, но Я настаиваю на том, что такое тело нельзя построить без полного повиновения законам, благодаря которому принятый ученик побеждает Стража Порога, или, иными словами, разрушает ранее упомянутый мост между своим высшим астралом и высшими принципами низшего астрального тела. Одно из преимуществ ученичества — ускоренное развитие. Ни один ученый в своем стремлении дойти до истины не станет отказываться от помощи более маститого коллеги. Точно так же ни один человек не будет отвергать помощи и указаний кого-либо из Посвященных, ибо рано или поздно, если не на физическом, то на астральном плане жизни им должна будет руководить более высокоразвитая Сущность, пока он сам не станет способен распознавать и поражать коварных и лживых врагов, осаждающих как высшие, так и низшие ступени жизненного пути.

Некоторые опасности, подстерегающие медиума, загипнотизированных или подвергнутых воздействию месмеризма субъектов, подобны тем, с которыми сталкивается преждевременно родившийся ребенок. Ни медиум, ни ребенок не подготовлены к встрече с атакующими их враждебными силами, внезапно оказываясь незащищенными среди непривычного и чуждого им окружения. И тому и другому требуются помощь и поддержка. Точно так же как обретает силу птенец, пробивающий себе выход из скорлупы, охранявшей его в период формирования, эта сила приобретается лишь в жестокой борьбе с враждебными условиями. Посвященный, или Мастер, лишь освещает путь и указывает трясины по одну сторону дороги жизни и хищных, кровожадных зверей по другую; но ученик сам должен пройти через все испытания и уничтожить чудищ своим знанием и силой, которые он приобрел, пробивая ту скорлупу, в которую был заключен в период своего созревания, или, иными словами, когда он жил в мире людей и вещей.

Одно из величайших заблуждений, которым подвержены ортодоксальные религиозные последователи, заключается в том, что им кажется, будто законы, управляющие видимой Вселенной, теряют свою силу за предполагаемой границей между видимыми и невидимыми в настоящее время царствами; тогда как в действительности никакой демаркационной линии не существует. Одни и те же законы действуют на всех планах проявления, а кажущееся различие между ними объясняется лишь переменой состояния субстанции, или материи, из которой эти планы состоят. Оккультист, который не видит возможности дать ученику правильное представление из-за неспособности последнего понять законы вибраций, приводящих к проявлению этих различных состояний материи, часто излагает ложное представление; отсюда и появилось выражение: Законы такого-то и такого-то планов изменяются, используемое при попытке дать какое-то представление о жизни обитателей этих планов."

(Ученичество versus медиумизм. "Учение Храма", т.1)

"Конечно, одержимость часто есть следствие магических вызываний. Медиумизм живёт рядом с магией."

(Агни Йога, книга "Агни Йога")

"Именно психизм и медиумизм отвращают человека от высших сфер, ибо тонкое тело настолько насыщается низшими эманациями, что вся сущность меняется."

(Письма Е.И.Рерих, т.1, 12.12.1934)

"Медиумизм есть страшная вещь, ибо это и есть одержание. Потому так опасны все теософические книги, указующие на способы выделения астрала и открытия центров посредством усиленной пранаямы и других механических упражнений. Причем всякое развитие сил путем механических упражнений не прочно и едва продолжается на одну жизнь, тогда как все достигнутое путем духовным никогда не может быть утеряно. Все скрытые силы развиваются в человеке постепенно, по мере овладения им низшими проявлениями его природы в целом ряде прошлых жизней.

Нужно понять, что медиумизм не имеет ничего общего с открытием центров. Помните, как медиумизм приравнивается к "постоялому двору для развоплощенных лжецов". Также и психизм далек от огненной трансмутации центров. Частичное открытие центров не есть огненная трансмутация. Так, медиумизм и низший психизм приравниваются в Учении к капле грязной воды в чаше Огненной Йоги. …Сердечное Общение с Иерархией не нуждается ни в тантрах, ни в магии."

(Письма Е.И.Рерих А.М.Асееву)

См. также:

— Психизм
— Некромантия
— Спиритизм
— Тонкие тела, оболочки
— Экстрасенсорные способности

 

www.myshambhala.com