Чудесное рождение чудесного бога

Славянский миф рассказывает о том, как появился на свет бог Велес. Легенда, которая повторилась в русских народных сказках, тесно переплетена с именем прародительницы Лады. У жены бога Сварога не было детей. Она обратилась к предсказательнице. Богиня судьбы, мудрая Макошь, посоветовала Ладе пойти на Сметанное озеро, расположенное в Райском саду (Ирий), выловить появившуюся волшебную щуку, приготовить ее и съесть, а потом ожидать результатов. Лада так и поступила. Покончив с трапезой, она собрала рыбьи кости и выбросила их подальше от дома. Вскоре на поле, где находились объедки, забрела Земун и съела их. Спустя время у Лады родились три красавицы дочери, будущие богини, а у Божественной Коровы – бог Велес. Выглядел он странно: это был получеловек–полубык. Но с самого рождения наделенный силой чародейства, он умел изменять свой облик, поэтому его и прозвали богом-оборотнем.

Всесильный и мудрый

В славянской мифологии есть такие понятия как Ясунь и Дасунь, обозначающие мир света и тьмы, или в альтернативном смысле добро и зло.


лько одному-единственному богу было дано познать силы и тайны обоих миров – богу-мудрецу Велесу. То есть ему была подарена мудрость всей Вселенной, а также сила жизни и смерти. Поэтому славянский бог Велес стоит особняком от других богов и почитается по особенному. В некоторых статьях Велеса называют «скотским богом», подразумевая под этим названием, очевидно, его опеку над стадами. Другие авторы это утверждение оспаривают, доказывая, что единственный момент, когда бог Велес был связан со стадами, изложен в мифе, в котором это сугубо славянское божество напоминает своей жертвенностью Прометея. Легенда повествует о том, что Явь (наш физический осязаемый мир) на многие века покрыла тьма, под покровом которой все стада животных разбежались и человечество было обречено на голодную смерть.

Спаситель и опекун

Бог-покровитель Велес спас людей, подарив им огонь и собрав стада. За это, естественно, его невзлюбили остальные Ирийские боги. Поэтому древние славяне чтили Велеса особо. Его называли и богом торговли и богатства, тогда как Перун соотносился только с оружием. В древнем Киеве идол бога оружия возвышался на горе, а идол второго по значению после Перуна бога Велеса находился в торговых рядах Подола, помогая труженикам разбогатеть, выгодно продавая свои товары. Часто в соотношении с Перуном бога мудрости выставляют антагонистом и представляют его в образе огромного змея, но принадлежность его к высшему сонму богов никто не оспаривает. Они, два главных языческих божества, увековечены на великом памятнике «Тысячелетие России» — памятнике-рассказе, повествующем об истории нашей страны.

Великое противостояние


Противопоставляются эти главные божества и в социальном плане: Перун, повелитель громов и молний, является покровителем только избранных (княжеской дружины), тогда как бог Велес считается покровителем всех славян. В этой ситуации, как и в некоторых других, Велес куда как симпатичнее Громовержца Перуна — аналога беспутного Зевса.

Есть еще одна легенда, объясняющая личную антипатию, существующую между богами-братьями. По ней Велес всегда любил Додолу, которую ее отец Дый, покровитель вод, отдал в жены Перуну. Скорее всего, женщина тоже любила не мужа. Но по легенде Велес похитил ее и у них родился Ярило, бог Солнца.

Как могла и должна была поступить благородная особь, бог или человек? Простить и отпустить. Как поступает Перун? Дадолу он превращает в божью коровку, а оскорбителя вызывает на поединок. О равенстве богов говорит тот факт, что бились они три дня и три ночи, и победу не одержал никто. Зато у Перуна появился повод изгнать Велеса из Райского сада.

После несчастий всегда наступает счастье – закон Велеса

Не привыкший сидеть без дела, бог-покровитель Велес стал жить среди людей, обучая их наукам и мастерству. Особенно достойным он передавал тайны богов.


гнали скитальца Ирийские боги и из Яви. Тогда он опустился в мир мертвых – Навь. И здесь, как ни странно, он повстречал свою будущую верную спутницу жизни — Ягу Виевну, дочь царя подземного царства. Сердце могучей красавицы Велес завоевал в поединке с Ягой. Победив волшебницу, взяв ее в жены, бог мудрости поселился в самом верхнем слое Нави. Здесь зарождалась жизнь – реки брали свое начало у подземных источников, корни растений уходили сюда, где обрел скиталец обрёл заслуженное счастье.

Покровитель всего на свете

Среди всех совершенств, которыми обладал языческий бог Велес, достойное место занимала его обширная эрудиция и начитанность. Поэтому он является покровителем всех сказителей и поэзии в целом. «Господин всех Дорог и водчий всех Путей» — так называли своего бога славяне, потому что он еще считается богом удачи и покровителем путешественников. А каким замечательным охотником он был! Естественно, древний бог Велес покровительствовал всем представителям этой самой старинной профессии. Обращение к нему за помощью гарантировало успех. Считался он покровителем волхвов и колдунов, целителей и гадателей.

Прекрасный символ

Еще одним фактом интересен бог мудрости. Он был оборотнем, который мог принимать разные облики. По легенде больше всего он любил быть медведем. Долгие годы след этого зверя считался его личной печатью. Разве не замечательно, что издревле покровителем Руси был такой умный, трудолюбивый, всесторонне одаренный, способный на подвиг и жертву ради людей бог? И совсем уж хорошо, что одним из символов России является медведь. Велес — бог славян. Он опекал племена и покровительствовал им. В ответ по всей Руси люди строили Велесу богатые храмы. Какие-то племена чтили его как верховное божество, какие-то — как ровню остальным Ирийцам.


Единственное, чего люди не делали никогда – не помещали идола Велеса, если на капище уже стоял идол Перуна. Об их неприятии друг друга славяне помнили всегда.

Скромные преемники

Некоторые капища, посвященные этому богу, сохранились на русском севере до наших дней. Надо отметить, что целиком Велес в православие не ассимилировался, но сферы его влияния были «разобраны» христианскими святыми. Большая часть функций отошла к Николаю Чудотворцу, который считается русским хозяином подземного мира, в его же ведении находится богатство и торговля. Курировать животных стал Святой Власий. А образ самого Велеса со временем стал скорее отрицательным, постепенно и называть его стали лешим и чертом. Но бог древних славян Велес не был так ничтожен. Таким мелким пакостным бесом был Волос, с которым величайшего из богов часто путают.

Главное деяние

Почему Велес величайший? Потому что главная его заслуга в том, что именно Велес, бог славян, привел мир в движение. До него все было статично. Смена дня и ночи, времен года, круговорот всего в природе – это заслуга бога мудрости. Движение, подаренное Вселенной Велесом, не было хаотичным – оно всегда направлялось от тьмы к свету. Легенда утверждает, что закон правильности движения, изобретенный богом мудрости, записан в «Книге Велеса».

Таинственная книга


Это еще одна замечательная история, связанная с богом мудрости. В 1950 году исследователь и писатель Юрий Миролюбов поведал миру о существовании «Велесовой книги», которая состояла из 35 березовых дощечек, исписанных какими-то символами. По версии писателя книга была найдена в 1918 году под Орлом в имении князей Куракиных. Нашел ее полковник Изенбек. «Таблички Изенбека» (второе название Велесовой книги») содержат, по мнению Миролюбова, полуторатысячелетнюю историю славян. Но их никто не видел: писатель успел лишь сделать несколько фотографий перед эмиграцией белогвардейского полковника в Европу, где он и умер в 1943 году. След табличек утерян.

Изображение и символика

Необыкновенный славянский бог Велес имеет свои атрибуты и символику. Священным его числом является шестерка, сакральным символом – след медвежьей лапы и шестиконечная звезда, которая называется «Велесов щит». Руна «Ветер» является еще одним его символом.

Изображение бога Велеса разнообразно. Чаще всего его рисуют красивым седовласым мужчиной с длинной бородой и волосами. На плече у него всегда сидит сова — символ мудрости. В правой руке Велес держит деревянный посох, который часто венчает фигура медведя или руна Белобога.


этому посох Велеса часто называют рогатым. Рядом с ним почти всегда находятся бык и медведь – те образы, которые оборотень принимает чаще других. Бык к тому же напоминает о происхождении Велеса от коровы Земун. Деревом Велеса считаются тис и ясень, ель, сосна и орех. Обереги рекомендовано изготавливать только из этих деревьев. Для капища этого бога места выбирались особенные – низина, где сыро и тихо, или наоборот — ельник наверху горы. Но главным условием создания алтаря было наличие поблизости вороньего гнезда. Можно добавить, что праздники — «Велесовы дни» — приходятся на 1-6 января и 10 февраля. Славянский бог курировал все области жизни человека, опекал его на протяжении всего существования. Поэтому благодарные потомки увековечили его имя в некоторых названиях созвездий Плеяд и Млечного пути.

www.syl.ru

  • Кумиры
    • Большие кумиры
    • Малые кумиры
    • Средние кумиры
    • Детальные кумиры
    • Красный круг
    • Триглавы
    • Герои славянских мифов
    • Реконструкция
    • Требницы для кумиров
    • Кумиры для Капи

  • Обереги
    • Из серебра
      • Большие обереги
      • Средние обереги
      • Малые обереги
      • Чертоги
      • Детские обереги
      • Кольца и перстни
      • Серьги и пусеты
      • Кольца для бороды
      • Цепочки и браслеты
    • Из дерева
      • Обереги с символами
      • Подвески с Богами
      • Чертоги
      • Брелоки-амулеты
      • Подвески-амулеты
    • Из керамики
    • Из кости
      • Амулеты
      • Серьги, пусеты, другое

    • Наузы
    • Обереги в машину
    • Обереги для детей
    • Обереги для дома
    • Плетёные обереги
    • Рунические ставы
    • Шнурки
  • Одежда
    • Женская одежда
    • Мужская одежда
    • Детская одежда
    • Кепки и банданы
    • Нашивки и шевроны
    • Толстовки
    • Футболки
    • Очелья
    • Тканые пояса
      • Женские пояса
      • Мужские пояса
      • Общие пояса
      • Кисти для поясов

    • Другие тканые изделия
    • Аксессуары
  • Кожа
    • Браслеты
    • Брелоки
    • Обложки на документы
    • Сумки, портмоне
    • Другие кожаные изделия
  • Посуда
    • Братины
    • Деревянные кружки
    • Ложки и лопатки
    • Солонки
    • Тарелки и пиалы
    • Керамика
    • Другая кухонная утварь
  • Полиграфия
    • Блокноты
    • Журналы
    • Календари
    • Книги
    • Наклейки обычные
    • Наклейки прорезные
    • Игры и хобби
    • Печать на холсте
    • Фотокартины

      • Серия «Беловодье»
      • Серия «Легендарный Укок»
      • Серия «Уч-Энмек – Три Темени»
  • Здрава
    • Бальзамы
    • Мёд, пчелопродукты
    • Продукты из кедра
    • Фиточаи
    • Алтайские травы (сборы)
    • Алтайские травы (добавки, напитки)
    • Настойки трав
  • Косметика
    • В глиняных горшочках
    • Для лица
    • Для тела
    • Мыло ручной работы
    • Уход за волосами
    • Уход за полостью рта
    • Подарочные наборы
  • Музыка
    • Варганы (комусы)
    • Гусли
    • Посохи дождя
    • Шаманские бубны
    • Аксессуары для бубнов и варганов
    • Прочие инструменты
  • Обряды
    • Магия
    • Рушники
    • Шаманская Тема
    • Благовония
    • Гадальные руны
    • Курильницы, горшочки
    • Курительные трубки
    • Обрядовые свечи
    • Посохи
    • Четки
  • Сувениры
    • Украшения
      • Авторские
      • Бижутерия
      • Другие украшения, комплекты
      • Расчески, гребни, заколки
      • Браслеты
    • Из дерева
    • Магниты акриловые
    • Магниты деревянные
    • Офисные сувениры
    • Флешки
    • Кружки (керамика)
    • Брелоки акриловые
    • Коврики для мыши
    • Заготовки
  • Дом, сад
    • Подушки и валики
      • Лечебные
      • С ликами Богов
      • С рисунком
    • Панно и картины
    • Тканевые панно
    • Часы
    • Шкатулки, копилки
    • Ловцы Снов
    • Флаги, вымпелы, стяги
    • Деревянные сундуки
    • Товары для бани
  • Ратное дело
    • Дубины, биты
    • Казачьи нагайки
    • Кованые топоры, молотки
    • Ладонные палочки
    • Аксессуары
  • Асатру
    • Подвески с рунами
    • Скандинавские обереги
    • Идолы
    • Детальные идолы
    • Другие изделия
  • Новинки

www.slavyarmarka.ru

Солнцеворот[править]

Символом движения от Тьмы к Свету, от Нави через Явь к Прави, является знак солнцеворота, или на санскрите — свастика. При этом очень важно знать, куда направлены изогнутые лучи солнцеворота: если верхний луч смотрит влево, то движение будет идти «по часовой стрелке» — Посолонь — слева направо, к Прави.

Если же верхний конец свастики повернут вправо, то движение жизни пойдет вспять — Осолонь, «против часовой стрелки», от мира богов — Прави, к черной Нави, обители Чернобога, Седуни и Дыя. Такой символ является «гербом» сил Тьмы. Человек, следующий от Добра ко Злу, будет все больше озлобляться, чернеть душой. Не зря же и в наши дни, мы трижды плюем через левое плечо, за которым стоит злая сила, а о хорошем деле говорим, что оно правое, то есть правильное. Этот закон правильности движения дал миру Велес. Он записан в священной «Книге Велеса»(«Велесовой Книге»). А напоминали о нем и толковали людям волхвы, служители великого (это слово образовано от имени Велес) бога.

Таким образом, Велес был не только помощником в практической жизни, но и изначальным, вечноживущим мудрецом, а также учителем Закона.

Русские летописи[править]

Обширные, богато украшенные храмы Велеса были во многих местах русской земли: вблизи Новгорода, в других местах Русского Севера, в Ростове и Киеве. В христианскую эпоху культ Велеса был заменен почитанием покровителя скота Святого Власия. В Новгороде на месте былого храма проложена Волосовая улица. В Ростове воздвигнут храм Святого Власия. На Украине на зимние Святки и Масленицу можно встретить ряженых — людей в «волосатых», мехом наружу, тулупах и в рогатых масках. Это все, что осталось от праздников Велеса.

Русские летописи по договорам Олега и Святослава с греками:

В лето 6415 (911): «Цесарь же Леон с Александрьмь мир сьтвориста с Ольгьм, имьшеся по дань и роте заходивьше межю собою, целовавьше сами крьст, а Ольга водивьше на роту и мужа его по Русьскому закону и кляшася оружием своимь и Перуньмь, богьмь своимь и Волосьмь скотиемь богьмь и утвердиша мир». В лето 6479 (971). «…да имеем клятву от бога, в нь же веруем и от Перуна и от Волоса, скотия бога».

Велес — податель богатства (через скот, основное богатство кочевых племен — «бог скотов» («О идолах Владимировых»), а позднее и просто бог достатка, который зарабатывается трудом на протяжении всей жизни. Есть все основания полагать, что именно Велес следил за исполнением законов и договоров, он отец и рассудитель истины, подобный Гермесу и Одину. Потому «Вторый (идол) Волосъ, бог скотiй, бяше у них (язычников) во великой чести» («Густинская летопись»).

Упоминание Велеса в договоре, рядом с Перуном — покровителем князя и дружины, не случайно. Меркурия германцы также призывали в паре с воинственным Марсом. И не случайна здесь сакральная пара — мудрый, старый, не совсем положительный в христианском смысле этого слова «скотий бог» и сильный, молодой воин-властитель. Несмотря на явные атрибуты черноты Велес, как Один, Меркурий и Гермес — бог наук и мудрости. В «Слове о Полку Игореве» находим «Чи ли воспети было, вещий Бояне, Велесовь внуче…». Встречается его имя и в позднем по записи обрядовом тексте македонских болгар, так называемой «Веде славян» в изд. Верковича (IV, 5.5-13).

В мифологии балтов черного бога именуют Виелоной, Велнсом или Велсом, что собственно и означает «чёрт», «дьявол» — это постоянный противник Громовержца и владелец мира мертвых, шут и трикстер. Довольно заметна идентичность этого имени и сходства этого образа со славянским Велесом.

В христианском апокрифе «Хождение Богородицы по мукам» Велес прямо назван бесом, но еще он назван и «злым богом», почти как Чернобог у Гельмольда в «Славянской Хронике» (подразумевается, что были и добрые боги, обращаем внимание на множественное число): язычники «это те, которые богами называли; солнце и месяц, землю и воду, зверей и гадов, кто в жестокосердии своем дал богам имена, как людям, и те, которые почитали Утрия, Трояна, Хорса, Велеса, превратив бесов в богов. И в этих злых богов верили люди».

Дословно по другому списку:

«вероваша, юже ны бе тварь Бог на работоу створил, то то они все богы прозваша солнце и месяц землю и водоу, звери и гады, то сетьнее и члвчь окамента оутрия трояна хрса велеса пероуна на Богы обратиня бесом злым вероваша, доселе мракмь злым одержими соуть, того ради сде тако моучаться».

Рядом с Велесом, в перечне стоят Троян, согласно сербским легендам опасающийся солнечного света и имеющий козлиные уши великан, а также Хорс. «Слово о полку Игореве» свидетельствует о некоем ночном пути Хорса, ибо Всеслав рыскал в образе волка именно ночью: «Всеслав князь людем судяше, князем грады рядяше, а сам в ночь волком рыскаше; из Кыева дорискаше до кур Тмутороканя, великому Хорсови волком путь прерыскаше».

Чехи, даже приняв христианство, помнили Велеса, как одного из самых могущественных «демонов», приносили в жертву ему черных кур и голубей . В «Слове св. Григория» сказано о поклонении славян «скотному богу и попутнику и лесну богу». То есть Велесу — богу скотьему, покровителю путешественников, богу лесов.

Велес мог принимать любые обличья. Чаще всего его изображали мудрым стариком, защитником растений и животных. О черноте Велеса свидетельствует отсутствие его столпа в пантеоне князя Владимира, столп Велеса стоял отдельно, не на холме, а на Подоле. Между тем и разделываются с Велесом в Киеве при Владимире, отправляя в загробным мир по реке, то есть не уродуют, а хоронят старого бога. В «Житие Владимира» говорится: «А Волоса идола… веле в Почайну реку воврещи» Этим, якобы Владимир отправил Велеса, как доселе и Перуна, в плавание в царство мертвых. Упокоил, стало быть, двух самых известных славянских богов. Впрочем, в Ростове много позже каменный кумир Велесу рушат. В житие Авраамия Ростовского сказано: «Чудский конец поклонялся идолу каменну, Велесу.» Обращаем внимание на сакральное местоположение кумира — Чудский конец. С Велесом сравнивается непосредственно бес, владеющий знанием о спрятанных кладах. И Авраамий, уничтоживший «идолу камену» Волоса в Ростове, «едва не стал жертвой беса», преобразившегося в свою противоположность — «в образ воина, который возвел на него навет „царю“ Владимиру..». Бес «обвинил Авраамия в том, что тот занимается волхвованием, что он утаил от князя найденный им в земле медный котел с деньгами». Это поистине дьявольская издевка достойна трикстера Локи и навьего бога — Одина.

В «Сказании о построении града Ярославля», источнике XVIII века, восходящем к древней записи, «которая хотя и подновлялась позднее, но тем не менее в достаточной степени отразила истинный ход событий», прямо говориться, что волхвы были жрецами «скотьего бога»: «Сему же многоказненному идолу и керметь (капище) створена бысть и волхов вдан, а сей неугасимый огнь Волосу держа и жертвенная ему кури». Жрец гадал по дыму костра, и если гадал плохо, а огонь угасал, то жреца казнили. «И люди эти клятвою у Волоса обещали князю жить в согласии и оброки давать ему, но только не хотели креститься… При засухе язычники молили слезно своего Волоса, чтобы низвел дождь на землю… На месте, где некогда стоял Волос, тут и дудки, и гусли, и пение, раздававшееся много раз, и плясание некое было видимо. Скот же когда на этом месте ходил, необычной худобе и недугу подвергался… Говорили, что вся эта напасть была гневом Волоса, что он превратился в злого духа, дабы сокрушить людей, как сокрушили его и керметь» .

Н.М. Карамзин пересказывает (без ссылки на источник, но это по сути один из вариантов «Великопольской Хроники») «для любопытных» «басни», в одной из которых находим:

«Словено-Русские князья, обрадованные такою грамотою (от Александра Македонского), повесили оную в своем капище с правой стороны идола Велеса… Чрез несколько времени восстали от их рода два князя Лях (Мамох, Лалох) и Лахерн, воевали землю Греческую и ходили под самый царствующий град: там, близ моря, положил свою голову Князь Лахерн (где создан был после монастырь Влахернский…)»

Другие значения Велеса[править]

С большой долей вероятности можно говорить, что Велес — водчий и пастырь мертвых как его балтские аналоги, как и св. Николай. «Бежит река огненная, чрез огненну реку калиновый мост, по тому калинову мосту идет стар матер человек; несет в руках золотое блюдечко, серебряно перышко… сбавляет с раба божьего семьдесят болезней».

Бог-оборотень, хозяин магии и сокровенного, властитель перекрестков, навий бог, как нами было показано в нашей предыдущей книге, где проводился функциональный анализ образов Тота, Гермеса, Меркурия, Одина, Велеса. Одно из его имен Мокос — муж Макоши, богини судьбы (нам известно по меньшей мере четыре поминания Мокоша-Мокоса в мужском роде) — таким образом и сам Велес, выступающий в сказках, как старик с путеводным клубком — бог Удачи. Заметим, что в индоевропейской традиции боги имеющие сходные имена, обладали и сходными функциями. Например, римские лары, русские мавки, русалки, римские Фавн и Фавна, индийские Адитьи и т. д.

У словен приильменских, Волос-Велес, вероятно, выступал также под именем Ящера или Волхова. Почитание приходилось на 19 декабря — Николу Водяного Волх, Волхов, Волховец — также и сын Ящера, бог-оборотень, бог охоты и добычи подобный Велесу, вероятно, владелец вод и, возможно, покровитель воинов, указания на него есть в «Слове о Полку Игореве», былинах о Волхе Всеславиче и Садко, Первых Новгородских летописях, как Вук-Огненный Змей описан у сербов. Первопредок — Серый вещий Волк из русских сказок. Ипостась Велеса. День его отмечают в средней полосе России 2 октября, это начало охотничьего сезона. Волосыни — жены Велеса, созвездие Плеяд согласно И. И. Срезневскому (они же Власожелищи, Бабы) со ссылкой его на сочинение Афанасия Никитина «Хождение за три моря»: «Волосыни да кола въ зорю вошли, а лось головою стоитъ на восток» . Волосожары — Млечный Путь — «Велес чесався и волосья разбросал». По древнейшим представлениям (египтяне, германцы, славяне), Вселенная появилась от небесной коровы. Млечный путь — ее молоко. Велес — сын Коровы Вселенной. Лось — Созвездие Большой Медведицы — чертоги Велесовы.

Обобщение значений Велеса[править]

  1. «Скотий бог» — хозяин Дикой Природы.
  2. Водчий на всех Дорогах, господин Путей, покровитель всех путешественников
  3. Хозяин Нави, властитель Непознанного, Черный бог
  4. Посмертный судья и прижизненный испытатель.
  5. Могучий волшебник и повелитель магии, оборотень.
  6. Покровитель торговли, посредник в договорах и толкователь законов.
  7. Податель богатств.
  8. Покровитель знающих и ищущих, учитель искусствам, в том числе скальдическому
  9. Бог удачи.

Символы[править]

День Велеса — среда, камень — опал или обсидиан, металл — свинец или ртуть, дерево — ель, сосна, орех или ясень (тис), именно из них следует делать обереги, посохи, кумиров и прочие предметы, связанные с культом Велеса. Мифообраз северного бога-волшебника, конечно, несколько иной, чем в Южной Традиции. Местами устройства жертв Велесу и посвящений ему являются густые хвойные леса. Зачастую непролазные с покляпыми деревьями и валежником, Велес волохат и любит мхи да лишайники, а также грибы, возможно, ставили ему кумир или клали требы на развилке и перекрестках трех лесных дорог. Три вечнозеленых дерева (часто сосны — отсюда и «заблудиться в трех соснах») и муравейники — тоже знаки Велесовы. Если на равнинной местности — то те же перекрестки, но с одиноким деревом или камнем на них.

На капищах Велеса могли висеть не только грамоты с письменами, как в легенде, а также скотьи черепа или рога. Вероятно, и сам кумир Велесу увенчивали рогами — еще и отсюда его отождествление с Сатаной, или кривой палкой.

Народные Традиции[править]

Велесу жертвовали медью, ибо он — бог благополучия и достатка, шерстью и мехом, а также возливали пивом и квасом — теми напитками, которые он научил людей готовить по одной из легенд. Изображения кумиров Велеса могут содержать изображения того же рога (или быть рогатыми), а также мертвую человечью голову в руке бога. Кумиры Велесу, согласно реконструкции Д.Громова, ставили не на вершине холмов, а на склоне или в низине, ближе к водам. Его, Велесовы, дни праздновали особо торжественно 22-24 декабря, 31 декабря, 2 и 6 января — в дни Николы Зимнего, 24 февраля просили «скотьего бога» сшибить рога с Зимы. А также чтили его и в дни чествования Николы Вешнего — 22 мая (Ярилин день, семик). 12 июля — когда ставят первый сноп и начинают косить, заготавливая сено для скота. Между 18 и 20 августа Велесу завивали клок на убранном поле «на бородку» — Николина борода.

На протяжении всех веков языческая традиция противостояния Черного и Белого бога продолжается и проявляет себя на всех уровнях. Первый — Старый — умиротворяет природу, второй — Молодой — ее возрождает, а с ней и восстает сам, полный сил. Весной молодой сменяет старого, а Новый меняет Прежнего. Затем цикл повторяется, и так будет вечно.

Велесова книга «Велесова книга» («Влесова книга», «Книга Велеса») — перевод священных текстов новгородских волхвов IX века, в которой рассказана древнейшая история славян и других народов от конца II тысячелетия до н. э. до конца I тысячелетия н. э. (IX век).

Литература[править]

  • Мифология древнего мира. — М.: Белфакс, 2002.
  • Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. — М.: Русское слово, 1997.
  • Калашников В. Боги древних славян. — М.: Белый город, 2003.
  • Гаврилов Д., Наговицын А. Боги славян. Язычество. Традиция. — М.: Рефл-Бук, 2002.

traditio.wiki